Систематизация знаний по темам «Нумерация чисел в пределах 20», «Табличное сложение»».
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Лаврухина Маргарита Ивановна

 

Данный урок был проведён в 1 «Б» классе. 

На данном уроке формировалось умение работать в паре, группах малого состава, умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.76 КБ
Файл samoanaliz.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Материал ведения урока

УУД на этапах урока

1.Орг момент

Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их. (Мы рады вас видеть)

Я желаю на уроке хорошего настроения. Чтобы те знания, которые вы сегодня получите, остались с вами надолго. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

Коммуникативные УУД

Формируем умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД

Волевая саморегуляция

2. Мотивация познавательной деятельности.

Прежде чем начать работу,  подготовим наши пальчики. (СУ-ДЖОК)

(слайд) Откройте пожалуйста тетрадь, запишите сегодняшнее число. Не забывайте о посадке.

Начнём урок с чистописания. Для чего мы его проводим?

Ребята, посмотрите, солнышко к нам заглянуло на урок математики и оставило нам свое письмо. Но письмо увидеть и прочитать смогут только самые внимательные дети. Смотрите внимательно на экран. (СЛАЙД)

- С какой цифрой будем работать? (7)

Вот семерка – кочерга.

У неё одна нога.

Дайте характеристику числу 7. (Однозначное. Соседи числа)

- Где встречается 7 в жизни?

сегодня 7 хочет, чтобы мы повторили ее написание. Наш помощник-карандаш уже пришел на помощь.

Определите закономерность, пропишите в той же последовательности.

(СЛАЙД) Ребята, мы уже умеем писать все цифры, многому научились. Какие слова подходят нам? Почему?

1.Мы уже всё знаем!

2.Мы ещё не всё знаем!

3.Мы ничего не знаем!

-На каждом уроке вы узнаете что-то новое. Мы уже умеем писать все цифры, чем нам теперь заниматься? (Решать примеры, задачи, сравнивать выражения).

- Дети, скажите, какие задания сегодня вам хотелось бы выполнить на уроке?

Многое из того, что вы предложили, будет на нашем уроке.

Где есть желание, найдётся путь!

                   

Коммуникативные УУД

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

ЛичностныеУУД:

учебно-познавательный интерес к изучаемому учебному материалу.

Регулятивные УУД

Оценка результатов работы прогностическая

3.Актуализация опорных знаний. Целеполагание.

(СЛАЙД) Сегодня к нам на урок пришел сказочный герой. Отгадайте, кто это.

Решите примеры, определите нужную букву и вставьте её в таблицу.

   13

  11

   14

   15

  12

17

16

А

й

б

о

л

и

т

о -  9+ 6                   и-  8+9              т- 8+8

й -  8+3                    б-  9+5    

а -  6+7                     л-  7+5

 - Кто написал эту замечательную сказку? (К.И.Чуковский) - показ фотографии.

- Какие произведения Чуковского вы ещё читали? (дети отвечают)

- Обратите внимание, у нас в классе выставка книг этого замечательного детского писателя. Во время перемены вы можете с этими книгами ознакомиться.

Посмотрите на примеры. Можно ли их объединить в одну тему? (сложение с переходом через 10). Прочитайте числа в порядке возрастания.

Предположите, какова цель урока? Что мы будем делать?

Сегодня мы будем отрабатывать вычислительные навыки сложения с переходом через 10, закреплять знание нумерации и помогать Доктору Айболиту в его работе.

Кого лечит Айболит?

Многие животные беззащитны и поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их. Сегодня  Айболиту пришла телеграмма. Чтобы её прочитать, нам необходимо выполнить геометрическое задание.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Личностные:

установка на бережное отношение к животным.

4.Организация познавательной деятельности

5. Закрепление изученного.

Математический диктант. (СЛАЙД)

Перед вами  7 геометрических фигур запишите цифры, соответствующие их названиям:

Круг, ромб, отрезок, кривая, квадрат, треугольник, прямая.

Самопроверка – по щелчку появляются цифры, которые дети сами записали в тетради.

-Запишите эти числа в порядке возрастания. Можно ли назвать этот ряд натуральным?

Самооценка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- У кого правильная запись в тетради, нарисуйте на полях тетради смайлика с улыбкой, у кого 1 ошибка – серьезного, у кого 2 и более ошибок – печального.

- В какие 2 группы можно объединить эти фигуры? (незамкнутые линии и замкнутые).

Телеграмма. (ЧИТАЕТ _____________)

Приезжайте, доктор, в Африку скорей. И спасите, доктор наших малышей. Попробуем ему помочь. Но прежде зарядимся бодростью и хорошим настроением.

Ф-К минутка (2 руки)

 4. Работа по теме урока.

А)        Помогите Айболиту собрать вещи. Для достижения результата нам необходима слаженная работа в парах.

У вас в тетрадях начерчены отрезки.  Работать будете по плану. Найдите план работы на сенсорных крестах.

(СЛАЙД)

  1. Измерьте длину.
  2. Сравните свой отрезок с отрезком соседа.  Запишите разницу.
  3. Найдите сумму отрезков.

(Проверка работы у 3-4 пар)

Вы показали, что можете работать дружно и слаженно.

Айболит сразу  отправился в дорогу, и мы с ним вместе:

А в лицо ему ветер, и снег, и град:

«Эй, Айболит, воротися назад!»

И упал Айболит и лежит на снегу:

«Я дальше идти не могу».

Давайте поможем Айболиту, решив  задачи в группах.

Вспомните правила. Расставьте карточки в том порядке, как вы будете работать в группе.

И так, Айболит лежит на снегу, найдите в классе снег, и возьмите задание для своей группы (лидер)

1. У доктора Айболита было 10 вкусных пилюль. Каждому бегемотику, чтобы  вылечить животик  доктор Айболит дал 1 пилюлю. Сколько было бегемотиков, если после лечения у доктора осталось 3 пилюли? (10-3=7)

2. Страусята ждали осмотра доктора. Когда увидели собаку Авву, 7 страусят так испугались, что спрятали голову в песок, а 9 больных страусят остались. Сколько всего страусят ждало осмотра доктора? (7+9=16)

3. Доктор Айболит при осмотре обнаружил 8 больных зубов у акулят, и 5  зубов у мамы акулы.  Сколько зубов нужно вылечить доктору? (8+5=13)

4. Медведь учил белочку, как к 7 прибавить 6. Какие слагаемые должна записать белочка? Какая сумма у неё получится? (7+6=13)

5. Тигренок составил 7 примеров на сложение, а львенок – 5 примеров на вычитание. На сколько больше примеров составил тигренок, чем львенок? Сколько примеров они составили вместе? (7-5=2; 7+5=12)

6. Обезьянки и бегемотики писали телеграммы доктору Айболиту. Сколько всего телеграмм получилось, если бегемотики написали 10 телеграмм, а обезьянки - на 3 телеграммы меньше? (10-3=7; 10+7=17)

Молодцы. Вам удалось слаженно работать в группе, а заодно и помочь доктору.

Ф-К МИНУТКА для глаз

Но вот перед Айболитом море —

Бушует, шумит на просторе.

А в море высокая ходит волна.

Сейчас Айболита проглотит она.

Поможем преодолеть это препятствие, выполнив работу по учебнику.

Учебник стр.78 №21.

-Что предлагают сделать авторы учебника Мария Игнатьевна Моро и Светлана Ивановна Волкова?

ВЗАИМОПРОВЕРКА  (поднимите руку те, чей товарищ не допустил ни 1 ошибки)

Молодцы! Вы быстро справились с заданием и помогли Айболиту переплыть море.

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

Для того, чтоб преодолеть горы, необходимо решить задачи на смекалку.

А для чего они нужны?

          В семье мама и дочка занимаются фигурным катанием, папа поднимает штангу, дедушка бегает по утрам в парке, а бабушка готовит обед. Сколько членов этой семьи занимаются спортом, чтобы быть здоровыми? (4)

В спортивный зал мама с дочкой никогда не поднимаются в лифте, они предпочитают ходить по лестнице. На одной из лестниц 9 ступенек. На какую ступеньку им нужно встать, чтобы оказаться на середине лестницы? (5).

        Когда дедушка бегал в парке, он заметил, что красных и жёлтых скамеек поровну. Жёлтых скамеек 3. Сколько всего скамеек в парке? (6)

И рада и счастлива вся детвора:

«Приехал, приехал! Ура! Ура!»

Десять ночей Айболит

Не ест, не пьёт и не спит,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники.

Поможем доктору. Найдите в классе витаминки с примерами на сложение с переходом через 10. (всего 6)

(руку поднимают, называют по очереди)

Почему не выбрали 16-9; 15-7; 13-8? (не умеем решать)

Вы были очень быстры и точны.

Регулятивные

Формирование   умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  сохранять  её  при  выполнении   учебных   действий, а  затем  и  самостоятельно  формулировать    учебную    задачу,   выстраивать план действия для её последующего решения.

Регулятивные УУД

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, периодически возвращаясь к нему, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные УУД 

Создание  условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом,

 формирование

 (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать позицию собеседника).

Регулятивные УУД

Анализ текста задачи.

Установление отношений между данными и вопросом. Составление плана решения задачи. 

5.Подведение итогов.

Рефлексия.

Вот и выздоровели малыши. Почему? (Они принимали лекарства, которые прописал им Айболит).

Почему сами не принимали никаких лекарств? (Мнения детей).

Как бы вы поступили, если бы простыли и заболели? (Сообщить взрослым.  Лечь в постель.   Вызвать доктора.

Пить тёплый чай с лимоном, клюквенный морс.

Принимать лекарства, которые прописал доктор)

Что нужно делать, чтобы не заболеть? (Мнения детей).

Звери благодарят вас и доктора за помощь и дарят вам попугайчика, которого вы украсите сегодня на уроке технологии.

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

      Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какие цели вы ставили на уроке?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

- Кого вы можете поблагодарить за работу на уроке?

- Кто был сегодня палочкой – выручалочкой?

У каждого из вас на столе «витаминки», если вам на уроке было хорошо, интересно, у вас всё получалось – жёлтая витаминка.

Если испытывали затруднения – зелёная витаминка.

Но, а если было грустно, вы не справлялись с заданиями – белая.

- Вы хорошо сегодня потрудились. Хочется отметить….. Нам еще многое предстоит узнать.

-Сегодня болеет Ангелина. Надо ей позвонить и рассказать, что мы сегодня делали. Давайте решим, что будем рассказывать.

Продолжите высказывания:

- Теперь я умею…

- Мне сегодня удалось…

способствование созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. «Как бы вы поступили…»

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики в 1 «Б» классе,

МБОУ «СОШ№15»

по теме: «Систематизация знаний по темам «Нумерация чисел в пределах 20», «Табличное сложение»».

Учитель: Лаврухина М.И.

Данный урок был проведён в 1 «Б» классе. Учащиеся данного класса имеют средние и ниже среднего  учебные способности, у них развиты общелогические, учебные и учебно- организационные умения и навыки не одинаково. Далеко не все ученики  умеют работать в заданном ритме. Среди них есть учащиеся (4 человека) с низкими способностями, и это учитывается при выборе форм организации познавательной деятельности учащихся и методов обучения.

На данном уроке формировалось умение работать в паре, группах малого состава, умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей.

Данный урок в теме 10.

 Тип урока – III (закрепление изученного материала).

Цель урока: создавать условия для закрепления таблицы сложения и нумерации в пределах 20;

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для применения полученных знаний и закрепления  навыка сложения однозначных чисел в пределах 20;

Развивающая: развивать мыслительные и вычислительные навыки; творческие  способности; учебно-познавательную мотивацию.

Воспитывающая: воспитание нравственных качеств, взаимопомощи, культуры поведения; формирование потребности работы в паре, группе.

Планируемые результаты:

Предметные: демонстрировать умение выполнять сложение чисел с переходом через 10 в пределах 20;

Составлять план решения задач и записывать их решение;

Выбирать основания классификации объектов и проводить классификацию по установленному признаку.

Метапредметные:

Выделять из содержания урока известные знания и умения; определять круг неизвестного по изучаемой теме;

Осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Личностные: проявлять мотивацию учебно – познавательной деятельности и личностного смысла учения;

понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение «Айболит» К.И. Чуковский.

Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок  находится в связи с предыдущими и последующими уроками.

Детям было предложено  самим  сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке. На этапе закрепления знаний использовалась дифференцированная работа в группах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном уроке обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.  

             На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.

На уроке я использовала  мультимедийную  презентацию  по теме урока, изготовила  дидактический материал для самостоятельной работы: карточки с дифференцированными заданиями.

         Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

             Выбранный  темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

             На этапе закрепления, при решении задач в группах  учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход. При дифференцированном подходе перед разными категориями учащихся ставились различные цели: одни достигали уровня базовой подготовки, другие должны были достичь более высоких результатов. В соответствии с этим класс был поделён на группы.  

            Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.

           При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик    (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде).

Порядок  и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с  помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности.   Постоянно  приветствовала проявление  активности детей,  поощряла  самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.  Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой, работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.  

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.   По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по математике для 1 класса по теме: "Нумерация чисел в пределах 20", "Табличное сложение"

Проверить знания по темам: Нумерация чисел в пределах 20", "Табличное сложение"...

Материал для устных вычислений по теме "Нумерация чисел в пределах 100"

Материал  для устных вычислений по теме "Нумерация чисел в пределах 100". Может использоваться для устного счёта во 2 классе....

урок математики в 1 классе Тема: « Нумерация чисел в пределах 20»

ЦЕЛЬ: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета.Задачи образовательные: Ø Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания в...

Сложение однозначных чисел в пределах 20. Табличное сложение.

Отрытый урок по математике 1 класс.Сложение однозначных чисел в пределах 20.Табличное сложение....

Открытый урок математики в 1 классе. Вспоминаем пройденное по теме «Нумерация чисел в пределах от 1 до 20» Презентация к уроку.

Урок математики. 1 класс. Урок путешествия в математическую зимнюю сказку.Тема урока:Вспоминаем пройденное по теме «Нумерация чисел в пределах от 1 до 20»Базовый учебник:  Математика 1 класс УМК ...

Тест по теме "Нумерация чисел в пределах 100"

Тест по теме "Нумерация чисел в пределах 100"...

Конспект урока математики в 1 классе по теме " Закрепление пройденного по теме «Нумерация чисел в пределах 20».

Тип урока по целеполагании:  урок обобщения и систематизации знанийЦель урока:способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражнять в навыках счета.За  ...