Игровые технологии
учебно-методический материал по математике на тему

Зайц Елена Васильевна

обобщение опыта на тему "Игровые технологии на уроках математики в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

2. 1. Использование игровых технологий на уроках математики.

        Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников вычислительные навыки, смекалка. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Я считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальных классов. В следующем разделе я поделюсь своими практическими наработками по реализации игровых технологий на уроках математики.

  1. Игры на развитие аналитико-синтетических умений

               Найди лишнее число

Оборудование: карточки с набором чисел.

Примерный материал:

а) 1,2,4,5,7,8,10,0.

б) 21,24,30,16,18,9.

в) 213, 518, 614, 319, 721, 211.

г) Сто семь, двести два, пятьсот один, семьдесят, шестьсот четыре.

При групповой работе каждая команда получает набор карточек, аналогичных данным и подобранных в соответствии с обобщаемой темой или разделом курса. Дети должны как можно быстрее и правильнее найти лишнее число на каждой карточке и сформулировать общее свойство остальных чисел.

Методический комментарий. Дидактическая цель игры заключается в обобщении представлений школьника о конкретном математическом явлении или факте, формировании умения обнаруживать это явление или факт.

                       Найди лишний текст

     Оборудование: 10-12 текстов, 3-4 из которых не являются задачами.

     Примерное задание (материал 1-го класса):

1. В классе 3 девочки и несколько мальчиков.

    Сколько всего детей в классе?

2. На дереве сидели 7 галок. 4 улетели.

    Сколько птиц осталось на дереве?

3. В 1-м классе 12 учащихся.

    Сколько учащихся в 1-м и во 2-м классах вместе?

4. В двух портфелях 9 учебниках, причем в одном из них – 5 учебников.

    Сколько учебников во втором портфеле?

5. Масса арбуза 5 кг, а дыни – на 3 кг меньше.

     Какова масса дыни?

6. Из зоопарка убежали 2 обезьяны.

    Сколько зверей осталось в зоопарке, если их было 9?

 7. В правой руке три пятирублевых монетки, а в левой – на одну монетку больше.

    Сколько монеток в левой руке?

8. У Пети 6 синих карандашей, а у Васи столько же красных.

    Сколько всего карандашей у мальчиков?

9. Длина первого отрезка 5см, длина второго – 4 см, длина третьего – 2см.

    Узнай общую длину четырех отрезков.

      Ребятам предлагается прослушать каждый из 9 текстов и выяснить, является ли он задачей. Если ученик считает, что данный текст – задача, то он поднимает руку. Ученик, который ошибся, встает рядом со своей партой. Выигрывает та команда (ряд), где осталось сидящими большее число ребят

  1. Игры на развитие умения сравнивать и обобщать

                            Математические слова

    Оборудование: карточки с заданиями.

    Примерные карточки:

Окружность, прямоугольник, квадрат, треугольник.

Какая фигура лишняя? Почему?

Прямоугольник, периметр, квадрат, треугольник,

площадь.

Распредели все термины в разные группы.

Объясни правильность распределения.

 

Вычитаемое, слагаемое, делитель, деление, уменьшаемое.

Выбери лишний термин. Объясни, почему он лишний?

Ученику нужно за отведенное время правильно выполнять как можно больше заданий.

  1. Игры при изучении натуральных чисел

                                       Математическое сито

         Оборудование: карточка с заданием для каждого участника и соответствующая карточка с ответами.

       Примерная карточка с заданием:

Из чисел 1,2,6,8,12,18,20 выбери и запишите те, которые :

а) делятся на 2 _____________________________

б) делятся на 3 _____________________________

в) больше 10, но меньше 20 __________________

          У учителя заготовлена карточка с ответами. Он раздает каждой группе карточки с заданиями по числу участников, а карточки-ответы откладывает. Задания на карточках, как и сами карточки, могут повторяться, но только в разных группах. Ученики выполняют задание индивидуально, затем отдают для проверки в другую группу, которая получает от учителя соответствующие карточки – ответы. За каждое правильно выполненное задание, в данном случае три – а),б), в), команда получает 1 балл.

         Выигрывает команда, набравшая наибольшее число баллов.

Дополни ряд чисел

Оборудование: карточки с числами, примерные карточки-условия:

10,  1,  2,  3,  4,  6,  7,  8,  9




5,  10,  15,  25,  50,  45,  30.




        На первом этапе каждый ученик должен придумать задания к данной карточке и записать их прямо на ней. Например, задания к первой карточке – условию:

-какое число лишнее?

-какое число нужно убрать, чтобы остались цифры?

- какое число нужно дописать, чтобы здесь был записан первый десяток? -     - разбей числа на две группы?

         Задания  ко второй карточке- условию:

- дополни числа до результатов табличных случаев умножения на пять;

- распредели все числа на две группы;

- выбери числа, которые делятся на 3 и 5, на 5 и 10 и т.д.

        На втором этапе ученики по очереди становятся учителями и предлагают свои задания ученикам.

         Для подведения итогов учитель собирает карточки с условиями и заданиями, а также листочки с решениями. Победитель определяется по числу правильно составленных заданий. Можно провести конкурс на самое интересное задание.

                          Игра в мяч

      Оборудование:  мяч.

Учитель бросает мяч ученику и говорит примеры:

«Найди сумму чисел 5 и 2»;

« Уменьши 7 на 3»;

Ученик, поймавший мяч, отвечает и возвращает его учителю.

                        Поймай рыбку

     Оборудование: на доске таблица с изображением аквариума с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:

7+8; 9+6; 9+7; 16-8; 13-6; 9+3; 14-6; 15-7; 18-9; 8+5.

     Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать примеры. Остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с ответами на доске. Тот ученик у доски, который решил больше всех выражений, поймал больше рыбок. Этот ученик считается лучшим рыбаком.

                        Самый быстрый почтальон

        Оборудование: карточки-конверты, на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание.

        Учитель раздает пяти ученикам-почтальонам по одинаковому числу карточек-писем. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами, они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 1 до 10. Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, то есть найти значение выражения, и разнести письма в соответствующие дома, отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы выражений, записанных на конвертах.

        Кто быстро и правильно разнесет карточки-конверты по назначению, тот самый быстрый почтальон.

                             

                         Математические действия

  Оборудование: юла с нарисованной на ней стрелкой.

         Ученики встают в круг, в центре которого находится юла. Учитель пускает юлу. Тот ученик, на которого укажет стрелка, называет любое число.

        Первый этап. Учитель, производя в уме любое математическое действие – сложение, вычитание, умножение, деление, сообщает ученику его результат. Ученик должен быстро ответить, какое это было действие. Пока игрок думает, остальные вместе с учителем хором считают десятками. Если реакция игрока не срабатывает, отвечает любой играющий.

        При правильном ответе игроку дается задание: нужно назвать не только действие, но и число, на которое делят или умножают, которое прибавляют или вычитают.

        Победителем оказывается тот, кто наберет наибольшее число очков.

        Может случиться, что стрелка юлы не укажет на кого-либо из участников, но таковы законы игры: побеждает не только тот, кто лучше других умеет считать и думать, но и тот, кому больше везет.

        Достоинства игры в том, что ее условия позволяют учителю регулировать объем и сложность заданий в соответствии с программными требованиями каждого класса и индивидуальными способностями конкретного ученика.

        В процессе игры роль ведущего можно поручить ученику, имеющему наибольшее число очков, что внесет элемент соревнования и вызовет еще больший интерес.

                        Пирамиды

        Оборудование: юла; игровой круг, в семи секторах которого написаны числа: 24, 32, 36, 40, 48, 56, 64, в восьмом секторе – восклицательный знак («Землетрясение»); две серии карточек (желательно разного цвета)

        В карточках первой серии написаны следующие действия умножения.

24 • 1                1 • 24                12 • 2                2 • 12                36 • 1                1 • 36

12 • 3                3 • 12                18 • 3         3 • 18                32 • 1                1  •  32

16 • 2                2 • 16                40 • 1                1 • 40                20 • 2                2 • 20

10 • 4                4 • 10                48 • 1                1 • 48                24 • 2                2 • 24

16 • 3                3 • 16                12 • 4                4 • 12                56 • 1                1 • 56

14 • 4                4 • 14                64 • 1         1 • 64                32 • 2                2 • 32

16 • 4                4 • 16

        Карточки перед началом игры сложены в две пирамиды (стопки), без определенной последовательности, но с учетом их цвета, главное же – с учетом знаний учеников соответствующего класса.

        Ученикам предлагается сложить из двух пирамид одну новую, используя все карточки без остатка. Игроки поочередно вращают юлу, строя новую пирамиду в соответствии с тем числом – результатом умножения, на который указывает стрелка.

        Учитель следит за тем, чтобы не пропустить ошибки учеников при построении пирамиды. Он оставляет пирамиду в сохранности, если выбор карточек делается правильно, даже если карточки использованы не в полном объеме. Если карточка кладется в пирамиду ошибочно, учитель разрушает пирамиду, а ученик, допустивший ошибку, переводится из игроков в болельщики.        

        Если стрелка юлы укажет на сектор «Землетрясение», пирамиду разрушает сам игрок, но в болельщики он  не переводится, а только пропускает ход.

        Игроки вращают юлу по очереди.

        Побеждает тот, у кого на строительство пирамиды уйдут все карточки без остатка.

        Игроков можно разделить на две команды и строить пирамиду уже двумя командами; выбор числа секторов и чисел можно изменить.

  1. Игры при изучении наглядной геометрии

                           Геометрические фигуры

        Оборудование: юла; круг с десятью секторами, в которых написаны задания; карточки, на которых изображены следующие геометрические фигуры: разносторонний треугольник, равносторонний треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, окружность, пустая карточка.

        На игровом круге, кроме десяти секторов с заданиями, имеется одиннадцатый – сектор «Приз!».

        Задания для игрового круга:

        1. Четыре прямых углов, стороны попарно равны.

        2. Четыре равные стороны, противолежащие углы равны.

        3. Фигура, не имеющая углов и сторон.

        4. Четыре равных угла и три равных стороны (слово «шутка» здесь писать не следует).

        5. Четыре равных угла и четыре равных стороны.

        6. три угла и три стороны неравные.

        7. Три равных угла, три равные стороны.

        8. Три угла, две равные стороны.

        9. Три стороны, один угол прямой.

        10. Четыре неравных угла и стороны.

        В центр игрового круга помещается юла. Играющий запускает юлу, стрелка указывает на определенное задание. Игрок должен выбрать карточку с изображением соответствующей фигуры и положить ее в сектор. Если задание выполнено правильно, игроку начисляется очко и предоставляется право следующего хода.

        В одном секторе заложено задание – шутка, дано описание фигуры, которой не существует. Игрок должен положить в этот сектор пустую карточку, чтобы получить очко и право следующего хода.

        Сектор «Приз!» дает право на получение двух дополнительных очков без какого – либо задания или игроку вручается специальный приз.

        В случае неправильного ответа ход передается следующему игроку. Если же стрелка указывает  на уже занятый сектор, берется следующее задание по ходу вращения стрелки.

        Хотя далеко не обо всех геометрических фигурах у играющих есть

теоретические знания. Но особенность этой игры в том и состоит, что

побеждает самый сообразительный ученик.

        Условия можно корректировать в соответствии с подготовкой учеников.

                            Математический телефон

        Оборудование: два игрушечных мобильных телефона.

        Учитель вызывает для разговора по телефону двух учеников. Они будут вести математический разговор: один – задавать вопрос на знание таблицы умножения, другой – решать пример и называть ответ. Затем они поменяются ролями: один задает вопрос на деление, другой отвечает

        Игру можно использовать при изучении приемов сложения и вычитания при проведении устного счета.

  1. Сюжетно – ролевая игра

Страна Цифирия

        Оборудование: плакат, на котором изображена страна Цифирия; таблицы с цифрами; карточки с примерами.

        Роли: Королева Арифметика, река Сложение, река Вычитание, река Умножение, река Деление.

        Учитель: Далеко – далеко за морями и горами находилась страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики?  Числа решили объединиться – ведь с товарищами легче преодолеть трудности и попробовать перейти пустыню.

         Арифметика: Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложения. Числа бросились к реке, чтобы напиться.

        Река Сложения: Станьте парами и сложитесь, тогда дам вам напиться.

         Арифметика: Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Нуль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: Ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. Почему число, с которым сложили Нуль, осталось недовольным? Приведите пример сложения с нулем.

(дети отвечают)

        Арифметика: Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание.

        Река Вычитание: Я тоже требую за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число от большего. У кого ответ получится меньше, тот и получит больше воды.

        Арифметика: И снова число, стоящее в паре с Нулем, оказалось в проигрыше и было расстроено. Почему? Могут ли числа стоять парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите пример?

(дети отвечают)

        Арифметика: Побрели числа дальше по знойной пустыне?

         Река Умножение: Числа, перемножьтесь!

        Арифметика: Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление. Почему?

(дети отвечают)

        Река Деление: Числа, встаньте в пару с Нулем.

        Арифметика: Никто не захотел становиться в пару с Нулем. С тех пор ни одно число не делится на нуль.

        Нуль: Ой, какой я несчастный, никто со мной не дружит.

        Арифметика: Что же мне делать с лентяем Нулем? Ладно, не волнуйся, примирю тебя с числами, станешь умным. Я тебя припишу рядом с числом, которое от этого увеличится в десять раз.

          ( Выходят Числа: 5 и 0 = 50; 6 и 0 = 60)

        Арифметика: И стали Числа жить – поживать да добра наживать.

        ( обобщение и вывод)

        Учитель: 1. Почему страна называлась Цифирией? Что означает число нуль?      

                          2. Чем занимается королева Арифметика в математике?

(Изучает числа и действия над ними)

        Какие реки разделяли страну Цифирию и королевство Арифметики?

        Какое общее название можно дать этим рекам? (действия)

        Кто собирался переходить через пустыню? (числа)

        Чем числа отличаются от цифр?  (ответы детей)

                3. Почему число, с которым сложили Нуль, осталось недовольно?

(ответы детей)

  1. Деловая игра «Биржа»

        Оборудование: на доске – пособие в виде окна со ставнями, на которых – название игры. Если ставни открыты, внутри – четыре кармашка, куда вкладываются акции – карточки с заданиями. Карточки – акции отмечены кружками разного цвета: красный – задания для сильных учащихся, зеленый – средней тяжести, желтый – для слабоуспевающих детей, ПТ – повышенной трудности. На столах у учащихся - индивидуальные флажки с буквами С и Б.

                                        Биржа

Зеленые

Красные

Желтые

ПТ

                        Флажки для каждого ученика

 С

Б

Пт

З

Ж

К

        Таблички разного цвета для помощников учителя (вывешиваются на грудь или надеваются в виде шапочек-полосок на голову)

Спонсор

 Брокер


                        Карточки – акции

З

1. На складе было 986 ц картофеля. Одному магазину отправили 455 ц, второму – 127 ц картофеля. Сколько центнеров картофеля оставалось на складе?

2. Вычисли:

7592+ 92468;  90305-56246;   (200000 – 149900): 100;

3. Реши уравнения: Х – 200 = 800; 150 + Х =450

Ж

1. С бахчи собрали 550 арбузов, а дынь на 150 меньше. Сколько арбузов и дынь собрали вместе?

2. Вычисли:

375+9625;  27380 – 15456;   70600 – 2348 – 897.

3. Реши уравнения: 700 – Х=400;  Х +800 =1000

К

1. Школьники собрали 300 кг яблок, а груш в 2 раза меньше. Пятую часть всех собранных фруктов разложили в 9 одинаковых ящиков поровну. Сколько кг фруктов в каждом ящике?

2. Вычисли:

85191 – 769300:100+ 19407;  360987 – 278549;  187360+198288.

3. Реши уравнения: 580 –Х =420;  Х – 590=230

ПТ

1. Коля и Петя вышли из своих домов навстречу друг другу. Петя шел со скоростью 5км/ч, Коля – 4км/ч. Через два часа они встретились. Кто из них оказался ближе к школе в момент встречи?

2. Найди неизвестное число:

24 (38) 52

47 (50) 53

14 (?) 38

3. Продолжи ряд чисел: 15, 1, 13, 2, 11, 3, 9….

                                        

Ход игры

        Учитель объясняет игрокам: «Существует фондовая биржа – рынок ценных бумаг. А наша биржа – интеллектуальная: мы покупаем акции и обмениваем свои знания на оценку».

        После объяснения учителем условий выбора карточки каждый игрок покупает нужную акцию, т.е. выбирает карточку с кружком определенного цвета (красным, зеленым или желтым), и самостоятельно выполняет задания.

Два ученика, которые сдали зачет по всем четырем карточкам, назначаются Спонсором и Брокером. Если игроку не понятно задание, он поднимает индивидуальный флажок с буквой С, т.е. зовет Спонсора, который оказывает помощь в объяснении задания (но не подсказывает). Если же ученик справляется со своей карточкой – акцией раньше определенного времени, следовательно, он может обменять ее на другую. В таком случае ученик поднимает индивидуальный флажок такого цвета, на какую акцию он хочет обменять свою карточку. В случае выполнения трудного задания или задания средней сложности можно купить акцию – карточку с пометкой ПТ (обычно это кроссворды или логические задания)

 

 

2. 2. Исследование отношения детей и учителей к играм на уроках математики.

        

        Одной из поставленных задач моей работы было выявление отношений учителей и учащихся к игре. В результате этого в школе было проведено анкетирование учителей и учащихся. В анкетировании приняло участие 22 учителя. В процессе опроса были выявлены следующие данные:

главное

не самое главное

второстепенное

никакого места не занимает

не задумывался над этим

не знаю

12

54,5%

10

45,5%

-

-

-

-

        На вопрос № 1: «Какое место занимает игра в развитии личности ребенка». 54,5 % опрошенных учителей считает «самое главное», 45,5 % - «не самое главное».

        Вопрос № 2: «Вы в своей педагогической практике много времени отводите игре в учебном процессе?». 54,5 %  учителей ответило «очень много», а 45,5 % - не очень много, но достаточно.

много

не очень много

только на уроках математики

сегодня это никому не нужно

не задумывался над этим

не знаю

12

54,5%

10

45,5%

-

-

-

-

        

        По мнению основной массы опрошенных учителей (18 человек – 82%), главной трудностью в проведении игры является отсутствие в школе необходимых условий. И лишь 18% учителей не имеют трудностей в проведении дидактических игр. По этому вопросу можно составить следующую таблицу.

отсутствие в школе необходимых условий

равнодушие детей

не задумывались над этим

не знаю

нет

14

63,6%

-

2

9,1%

-

6

27,2%

        Вывод: учителя положительно относятся к игровым технологиям и активно используют их в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.

         Но для того, чтобы игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.

        В школе также были проанкетированы учащиеся начальных классов. В опросе приняло участие 32 ученика из шести классов по произвольному выбору. В таблице указаны те ответы, которые выбрали ученики.

Какие уроки ты больше всего любишь?

Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?

Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?

Как ты относишься к игре на уроке?

Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

люблю все уроки

12

работы учебником

6

очень часто

8

очень хочется участвовать

32

Очень большая

12

с использованием схем, таблиц, картин

8

таблиц, схем, картин

2

часто

8

большая

12

с использованием:

10

различных игр

18

не очень часто

16

не очень большая

4

главное, чтобы на уроке было интересно

2

самостоятельных работ

6

небольшая

4

        

        Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 50% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

        Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

Заключение

         В результате исследования, согласно поставленным задачам, было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание уделяется игровым технологиям на уроке. Выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

        Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

        Игры могут быть использованы, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познава-

тельной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...