Игровые технологии
учебно-методический материал по математике на тему
обобщение опыта на тему "Игровые технологии на уроках математики в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
2. 1. Использование игровых технологий на уроках математики.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников вычислительные навыки, смекалка. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Я считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальных классов. В следующем разделе я поделюсь своими практическими наработками по реализации игровых технологий на уроках математики.
- Игры на развитие аналитико-синтетических умений
Найди лишнее число
Оборудование: карточки с набором чисел.
Примерный материал:
а) 1,2,4,5,7,8,10,0.
б) 21,24,30,16,18,9.
в) 213, 518, 614, 319, 721, 211.
г) Сто семь, двести два, пятьсот один, семьдесят, шестьсот четыре.
При групповой работе каждая команда получает набор карточек, аналогичных данным и подобранных в соответствии с обобщаемой темой или разделом курса. Дети должны как можно быстрее и правильнее найти лишнее число на каждой карточке и сформулировать общее свойство остальных чисел.
Методический комментарий. Дидактическая цель игры заключается в обобщении представлений школьника о конкретном математическом явлении или факте, формировании умения обнаруживать это явление или факт.
Найди лишний текст
Оборудование: 10-12 текстов, 3-4 из которых не являются задачами.
Примерное задание (материал 1-го класса):
1. В классе 3 девочки и несколько мальчиков.
Сколько всего детей в классе?
2. На дереве сидели 7 галок. 4 улетели.
Сколько птиц осталось на дереве?
3. В 1-м классе 12 учащихся.
Сколько учащихся в 1-м и во 2-м классах вместе?
4. В двух портфелях 9 учебниках, причем в одном из них – 5 учебников.
Сколько учебников во втором портфеле?
5. Масса арбуза 5 кг, а дыни – на 3 кг меньше.
Какова масса дыни?
6. Из зоопарка убежали 2 обезьяны.
Сколько зверей осталось в зоопарке, если их было 9?
7. В правой руке три пятирублевых монетки, а в левой – на одну монетку больше.
Сколько монеток в левой руке?
8. У Пети 6 синих карандашей, а у Васи столько же красных.
Сколько всего карандашей у мальчиков?
9. Длина первого отрезка 5см, длина второго – 4 см, длина третьего – 2см.
Узнай общую длину четырех отрезков.
Ребятам предлагается прослушать каждый из 9 текстов и выяснить, является ли он задачей. Если ученик считает, что данный текст – задача, то он поднимает руку. Ученик, который ошибся, встает рядом со своей партой. Выигрывает та команда (ряд), где осталось сидящими большее число ребят
- Игры на развитие умения сравнивать и обобщать
Математические слова
Оборудование: карточки с заданиями.
Примерные карточки:
Окружность, прямоугольник, квадрат, треугольник. Какая фигура лишняя? Почему? |
Прямоугольник, периметр, квадрат, треугольник, площадь. Распредели все термины в разные группы. Объясни правильность распределения. |
Вычитаемое, слагаемое, делитель, деление, уменьшаемое. Выбери лишний термин. Объясни, почему он лишний? |
Ученику нужно за отведенное время правильно выполнять как можно больше заданий.
- Игры при изучении натуральных чисел
Математическое сито
Оборудование: карточка с заданием для каждого участника и соответствующая карточка с ответами.
Примерная карточка с заданием:
Из чисел 1,2,6,8,12,18,20 выбери и запишите те, которые : а) делятся на 2 _____________________________ б) делятся на 3 _____________________________ в) больше 10, но меньше 20 __________________ |
У учителя заготовлена карточка с ответами. Он раздает каждой группе карточки с заданиями по числу участников, а карточки-ответы откладывает. Задания на карточках, как и сами карточки, могут повторяться, но только в разных группах. Ученики выполняют задание индивидуально, затем отдают для проверки в другую группу, которая получает от учителя соответствующие карточки – ответы. За каждое правильно выполненное задание, в данном случае три – а),б), в), команда получает 1 балл.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее число баллов.
Дополни ряд чисел
Оборудование: карточки с числами, примерные карточки-условия:
10, 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9 |
5, 10, 15, 25, 50, 45, 30. |
На первом этапе каждый ученик должен придумать задания к данной карточке и записать их прямо на ней. Например, задания к первой карточке – условию:
-какое число лишнее?
-какое число нужно убрать, чтобы остались цифры?
- какое число нужно дописать, чтобы здесь был записан первый десяток? - - разбей числа на две группы?
Задания ко второй карточке- условию:
- дополни числа до результатов табличных случаев умножения на пять;
- распредели все числа на две группы;
- выбери числа, которые делятся на 3 и 5, на 5 и 10 и т.д.
На втором этапе ученики по очереди становятся учителями и предлагают свои задания ученикам.
Для подведения итогов учитель собирает карточки с условиями и заданиями, а также листочки с решениями. Победитель определяется по числу правильно составленных заданий. Можно провести конкурс на самое интересное задание.
Игра в мяч
Оборудование: мяч.
Учитель бросает мяч ученику и говорит примеры:
«Найди сумму чисел 5 и 2»;
« Уменьши 7 на 3»;
Ученик, поймавший мяч, отвечает и возвращает его учителю.
Поймай рыбку
Оборудование: на доске таблица с изображением аквариума с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:
7+8; 9+6; 9+7; 16-8; 13-6; 9+3; 14-6; 15-7; 18-9; 8+5.
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать примеры. Остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с ответами на доске. Тот ученик у доски, который решил больше всех выражений, поймал больше рыбок. Этот ученик считается лучшим рыбаком.
Самый быстрый почтальон
Оборудование: карточки-конверты, на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание.
Учитель раздает пяти ученикам-почтальонам по одинаковому числу карточек-писем. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами, они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 1 до 10. Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, то есть найти значение выражения, и разнести письма в соответствующие дома, отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы выражений, записанных на конвертах.
Кто быстро и правильно разнесет карточки-конверты по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Математические действия
Оборудование: юла с нарисованной на ней стрелкой.
Ученики встают в круг, в центре которого находится юла. Учитель пускает юлу. Тот ученик, на которого укажет стрелка, называет любое число.
Первый этап. Учитель, производя в уме любое математическое действие – сложение, вычитание, умножение, деление, сообщает ученику его результат. Ученик должен быстро ответить, какое это было действие. Пока игрок думает, остальные вместе с учителем хором считают десятками. Если реакция игрока не срабатывает, отвечает любой играющий.
При правильном ответе игроку дается задание: нужно назвать не только действие, но и число, на которое делят или умножают, которое прибавляют или вычитают.
Победителем оказывается тот, кто наберет наибольшее число очков.
Может случиться, что стрелка юлы не укажет на кого-либо из участников, но таковы законы игры: побеждает не только тот, кто лучше других умеет считать и думать, но и тот, кому больше везет.
Достоинства игры в том, что ее условия позволяют учителю регулировать объем и сложность заданий в соответствии с программными требованиями каждого класса и индивидуальными способностями конкретного ученика.
В процессе игры роль ведущего можно поручить ученику, имеющему наибольшее число очков, что внесет элемент соревнования и вызовет еще больший интерес.
Пирамиды
Оборудование: юла; игровой круг, в семи секторах которого написаны числа: 24, 32, 36, 40, 48, 56, 64, в восьмом секторе – восклицательный знак («Землетрясение»); две серии карточек (желательно разного цвета)
В карточках первой серии написаны следующие действия умножения.
24 • 1 1 • 24 12 • 2 2 • 12 36 • 1 1 • 36
12 • 3 3 • 12 18 • 3 3 • 18 32 • 1 1 • 32
16 • 2 2 • 16 40 • 1 1 • 40 20 • 2 2 • 20
10 • 4 4 • 10 48 • 1 1 • 48 24 • 2 2 • 24
16 • 3 3 • 16 12 • 4 4 • 12 56 • 1 1 • 56
14 • 4 4 • 14 64 • 1 1 • 64 32 • 2 2 • 32
16 • 4 4 • 16
Карточки перед началом игры сложены в две пирамиды (стопки), без определенной последовательности, но с учетом их цвета, главное же – с учетом знаний учеников соответствующего класса.
Ученикам предлагается сложить из двух пирамид одну новую, используя все карточки без остатка. Игроки поочередно вращают юлу, строя новую пирамиду в соответствии с тем числом – результатом умножения, на который указывает стрелка.
Учитель следит за тем, чтобы не пропустить ошибки учеников при построении пирамиды. Он оставляет пирамиду в сохранности, если выбор карточек делается правильно, даже если карточки использованы не в полном объеме. Если карточка кладется в пирамиду ошибочно, учитель разрушает пирамиду, а ученик, допустивший ошибку, переводится из игроков в болельщики.
Если стрелка юлы укажет на сектор «Землетрясение», пирамиду разрушает сам игрок, но в болельщики он не переводится, а только пропускает ход.
Игроки вращают юлу по очереди.
Побеждает тот, у кого на строительство пирамиды уйдут все карточки без остатка.
Игроков можно разделить на две команды и строить пирамиду уже двумя командами; выбор числа секторов и чисел можно изменить.
- Игры при изучении наглядной геометрии
Геометрические фигуры
Оборудование: юла; круг с десятью секторами, в которых написаны задания; карточки, на которых изображены следующие геометрические фигуры: разносторонний треугольник, равносторонний треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, окружность, пустая карточка.
На игровом круге, кроме десяти секторов с заданиями, имеется одиннадцатый – сектор «Приз!».
Задания для игрового круга:
1. Четыре прямых углов, стороны попарно равны.
2. Четыре равные стороны, противолежащие углы равны.
3. Фигура, не имеющая углов и сторон.
4. Четыре равных угла и три равных стороны (слово «шутка» здесь писать не следует).
5. Четыре равных угла и четыре равных стороны.
6. три угла и три стороны неравные.
7. Три равных угла, три равные стороны.
8. Три угла, две равные стороны.
9. Три стороны, один угол прямой.
10. Четыре неравных угла и стороны.
В центр игрового круга помещается юла. Играющий запускает юлу, стрелка указывает на определенное задание. Игрок должен выбрать карточку с изображением соответствующей фигуры и положить ее в сектор. Если задание выполнено правильно, игроку начисляется очко и предоставляется право следующего хода.
В одном секторе заложено задание – шутка, дано описание фигуры, которой не существует. Игрок должен положить в этот сектор пустую карточку, чтобы получить очко и право следующего хода.
Сектор «Приз!» дает право на получение двух дополнительных очков без какого – либо задания или игроку вручается специальный приз.
В случае неправильного ответа ход передается следующему игроку. Если же стрелка указывает на уже занятый сектор, берется следующее задание по ходу вращения стрелки.
Хотя далеко не обо всех геометрических фигурах у играющих есть
теоретические знания. Но особенность этой игры в том и состоит, что
побеждает самый сообразительный ученик.
Условия можно корректировать в соответствии с подготовкой учеников.
Математический телефон
Оборудование: два игрушечных мобильных телефона.
Учитель вызывает для разговора по телефону двух учеников. Они будут вести математический разговор: один – задавать вопрос на знание таблицы умножения, другой – решать пример и называть ответ. Затем они поменяются ролями: один задает вопрос на деление, другой отвечает
Игру можно использовать при изучении приемов сложения и вычитания при проведении устного счета.
- Сюжетно – ролевая игра
Страна Цифирия
Оборудование: плакат, на котором изображена страна Цифирия; таблицы с цифрами; карточки с примерами.
Роли: Королева Арифметика, река Сложение, река Вычитание, река Умножение, река Деление.
Учитель: Далеко – далеко за морями и горами находилась страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться – ведь с товарищами легче преодолеть трудности и попробовать перейти пустыню.
Арифметика: Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец добрались до реки Сложения. Числа бросились к реке, чтобы напиться.
Река Сложения: Станьте парами и сложитесь, тогда дам вам напиться.
Арифметика: Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Нуль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: Ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. Почему число, с которым сложили Нуль, осталось недовольным? Приведите пример сложения с нулем.
(дети отвечают)
Арифметика: Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание.
Река Вычитание: Я тоже требую за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число от большего. У кого ответ получится меньше, тот и получит больше воды.
Арифметика: И снова число, стоящее в паре с Нулем, оказалось в проигрыше и было расстроено. Почему? Могут ли числа стоять парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите пример?
(дети отвечают)
Арифметика: Побрели числа дальше по знойной пустыне?
Река Умножение: Числа, перемножьтесь!
Арифметика: Число, стоящее в паре с Нулем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление. Почему?
(дети отвечают)
Река Деление: Числа, встаньте в пару с Нулем.
Арифметика: Никто не захотел становиться в пару с Нулем. С тех пор ни одно число не делится на нуль.
Нуль: Ой, какой я несчастный, никто со мной не дружит.
Арифметика: Что же мне делать с лентяем Нулем? Ладно, не волнуйся, примирю тебя с числами, станешь умным. Я тебя припишу рядом с числом, которое от этого увеличится в десять раз.
( Выходят Числа: 5 и 0 = 50; 6 и 0 = 60)
Арифметика: И стали Числа жить – поживать да добра наживать.
( обобщение и вывод)
Учитель: 1. Почему страна называлась Цифирией? Что означает число нуль?
2. Чем занимается королева Арифметика в математике?
(Изучает числа и действия над ними)
Какие реки разделяли страну Цифирию и королевство Арифметики?
Какое общее название можно дать этим рекам? (действия)
Кто собирался переходить через пустыню? (числа)
Чем числа отличаются от цифр? (ответы детей)
3. Почему число, с которым сложили Нуль, осталось недовольно?
(ответы детей)
- Деловая игра «Биржа»
Оборудование: на доске – пособие в виде окна со ставнями, на которых – название игры. Если ставни открыты, внутри – четыре кармашка, куда вкладываются акции – карточки с заданиями. Карточки – акции отмечены кружками разного цвета: красный – задания для сильных учащихся, зеленый – средней тяжести, желтый – для слабоуспевающих детей, ПТ – повышенной трудности. На столах у учащихся - индивидуальные флажки с буквами С и Б.
Биржа
Зеленые | Красные |
Желтые | ПТ |
Флажки для каждого ученика
С | Б | Пт | З | Ж | К |
Таблички разного цвета для помощников учителя (вывешиваются на грудь или надеваются в виде шапочек-полосок на голову)
Спонсор |
Брокер |
Карточки – акции
З 1. На складе было 986 ц картофеля. Одному магазину отправили 455 ц, второму – 127 ц картофеля. Сколько центнеров картофеля оставалось на складе? 2. Вычисли: 7592+ 92468; 90305-56246; (200000 – 149900): 100; 3. Реши уравнения: Х – 200 = 800; 150 + Х =450 |
Ж 1. С бахчи собрали 550 арбузов, а дынь на 150 меньше. Сколько арбузов и дынь собрали вместе? 2. Вычисли: 375+9625; 27380 – 15456; 70600 – 2348 – 897. 3. Реши уравнения: 700 – Х=400; Х +800 =1000 |
К 1. Школьники собрали 300 кг яблок, а груш в 2 раза меньше. Пятую часть всех собранных фруктов разложили в 9 одинаковых ящиков поровну. Сколько кг фруктов в каждом ящике? 2. Вычисли: 85191 – 769300:100+ 19407; 360987 – 278549; 187360+198288. 3. Реши уравнения: 580 –Х =420; Х – 590=230 |
ПТ 1. Коля и Петя вышли из своих домов навстречу друг другу. Петя шел со скоростью 5км/ч, Коля – 4км/ч. Через два часа они встретились. Кто из них оказался ближе к школе в момент встречи? 2. Найди неизвестное число: 24 (38) 52 47 (50) 53 14 (?) 38 3. Продолжи ряд чисел: 15, 1, 13, 2, 11, 3, 9…. |
Ход игры
Учитель объясняет игрокам: «Существует фондовая биржа – рынок ценных бумаг. А наша биржа – интеллектуальная: мы покупаем акции и обмениваем свои знания на оценку».
После объяснения учителем условий выбора карточки каждый игрок покупает нужную акцию, т.е. выбирает карточку с кружком определенного цвета (красным, зеленым или желтым), и самостоятельно выполняет задания.
Два ученика, которые сдали зачет по всем четырем карточкам, назначаются Спонсором и Брокером. Если игроку не понятно задание, он поднимает индивидуальный флажок с буквой С, т.е. зовет Спонсора, который оказывает помощь в объяснении задания (но не подсказывает). Если же ученик справляется со своей карточкой – акцией раньше определенного времени, следовательно, он может обменять ее на другую. В таком случае ученик поднимает индивидуальный флажок такого цвета, на какую акцию он хочет обменять свою карточку. В случае выполнения трудного задания или задания средней сложности можно купить акцию – карточку с пометкой ПТ (обычно это кроссворды или логические задания)
2. 2. Исследование отношения детей и учителей к играм на уроках математики.
Одной из поставленных задач моей работы было выявление отношений учителей и учащихся к игре. В результате этого в школе было проведено анкетирование учителей и учащихся. В анкетировании приняло участие 22 учителя. В процессе опроса были выявлены следующие данные:
главное | не самое главное | второстепенное | никакого места не занимает | не задумывался над этим | не знаю | ||||||
12 | 54,5% | 10 | 45,5% | - | - | - | - |
На вопрос № 1: «Какое место занимает игра в развитии личности ребенка». 54,5 % опрошенных учителей считает «самое главное», 45,5 % - «не самое главное».
Вопрос № 2: «Вы в своей педагогической практике много времени отводите игре в учебном процессе?». 54,5 % учителей ответило «очень много», а 45,5 % - не очень много, но достаточно.
много | не очень много | только на уроках математики | сегодня это никому не нужно | не задумывался над этим | не знаю | ||||||
12 | 54,5% | 10 | 45,5% | - | - | - | - |
По мнению основной массы опрошенных учителей (18 человек – 82%), главной трудностью в проведении игры является отсутствие в школе необходимых условий. И лишь 18% учителей не имеют трудностей в проведении дидактических игр. По этому вопросу можно составить следующую таблицу.
отсутствие в школе необходимых условий | равнодушие детей | не задумывались над этим | не знаю | нет | |||||
14 | 63,6% | - | 2 | 9,1% | - | 6 | 27,2% |
Вывод: учителя положительно относятся к игровым технологиям и активно используют их в своей педагогической деятельности, несмотря на объективные трудности в проведении, и не считают игру пустой тратой времени.
Но для того, чтобы игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.
В школе также были проанкетированы учащиеся начальных классов. В опросе приняло участие 32 ученика из шести классов по произвольному выбору. В таблице указаны те ответы, которые выбрали ученики.
Какие уроки ты больше всего любишь? | Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке? | Как часто в вашем классе на уроках бывают игры? | Как ты относишься к игре на уроке? | Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? | |||||
люблю все уроки | 12 | работы учебником | 6 | очень часто | 8 | очень хочется участвовать | 32 | Очень большая | 12 |
с использованием схем, таблиц, картин | 8 | таблиц, схем, картин | 2 | часто | 8 | большая | 12 | ||
с использованием: | 10 | различных игр | 18 | не очень часто | 16 | не очень большая | 4 | ||
главное, чтобы на уроке было интересно | 2 | самостоятельных работ | 6 | небольшая | 4 |
Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 50% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.
Заключение
В результате исследования, согласно поставленным задачам, было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание уделяется игровым технологиям на уроке. Выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
Игры могут быть использованы, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познава-
тельной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые технологии как вид педагогических технологий
В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...