СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УРОКА МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЧЕТЫРЁХТАКТНОГО УРОКА
статья по математике (1 класс) на тему

Гонебная Валентина Александровна

 

Целью своей педагогической деятельности считаю осуществление дифференцированного подхода в обучении учащихся на уроках математики через использование технологии коллективных учебных занятий (КУЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sovershenstvovanie_struktury_uroka_matematiki.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ

УРОКА МАТЕМАТИКИ

ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ

ЧЕТЫРЁХТАКТНОГО УРОКА

В.А. Гонебная, учитель начальных классов                        

г.Ачинск,


Содержание

Введение        

Организация четырехтактного урока математики        

Заключение        

Литература        

Приложение        


Введение

В современном российском образовании государство устанавливает образовательные стандарты и перестает давать «жесткие» заказы на их выполнение. Сегодня именно школа и сам учитель выбирают образовательные технологии, способные оптимально реализовать стандарт и обеспечить всестороннее  развитие личности учащегося. Выбор технологии обеспечивает использование на уроках инновационных форм, приемов, методов обучения.  

Современный урок – это инновационный урок, в котором объединено всё новое, прогрессивное, представляющее ценность для всех участников образовательного процесса.

Целью своей педагогической деятельности считаю осуществление дифференцированного подхода в обучении учащихся на уроках математики через использование технологии коллективных учебных занятий (КУЗ).

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. развитие математических способностей учащихся;
  2. формирование коммуникативной культуры общения учащихся;
  3. успешное обучение через включённость каждого ребёнка в процесс обучения.

 Оптимальной формой урока для реализации поставленных задач считаю организацию четырехтактного урока.    


Организация четырехтактного урока математики

 

От того, как учитель организует учебный процесс в первом классе, зависит, насколько успешным будет дальнейшее обучение ребенка.  В этом случае задача учителя, включить каждого ребенка в учебный процесс. А это в свою очередь предполагает, что

  1. каждый  ученик  по поводу изучаемой темы думает, размышляет и старается понимать;
  2. каждый ученик обязательно оказывается в ситуациях, когда он восстанавливает, применяет, выполняет определённые действия по изучаемой теме;
  3. каждый ученик применяет то, что изучил, выполняет определённые действия по изучаемой теме.

       В процессе работы по методикам КУЗ: взаимотренажа, взаимопроверки заданий, - у учащихся формируются способности к самоорганизации деятельности,  умение работать в паре:

 общаться в паре, не мешая другим;

 слушать и слышать друг друга;

 считаться с мнением напарника, уважать его мнение;

 отстаивать свою точку зрения;

 быть терпимым к своему напарнику;

  чувствовать ответственность за порученное дело;

 оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

        При организации учебного процесса, с целью дифференциации, использую четырёхтактные уроки, которые оптимально сочетают четыре организационные формы работы: групповую, работу в парах сменного состава, работу в парах постоянного состава и индивидуальную форму работы.   ( см. Приложение 1)

        Групповая организационная форма предполагает общение одного учащегося с группой и позволяет лишь воспринимать обсуждаемый  материал.

Применяю эту работу для информирования учащихся, разворачивания проблемной ситуации занятия. Обсуждать, делиться мнениями по какому- нибудь вопросу лучше через групповую форму работы. В таких группах дети продуктивнее усваивают изучаемый материал.

Работа в парах постоянного состава позволяет организовать форму работы, во время которой учащиеся тренируют друг друга,  проверяют, закрепляют изученный материал. Это - взаимотренаж, и взаимопроверка индивидуальных  заданий.

Работа в парах сменного состава предполагает сотрудничество.

Сотрудничество – это общая цель и вместе с тем ответственность за порученное дело.

        Чтобы работа в парах сменного или постоянного состава была наиболее эффективной и отвечала требованиям здоровьясбережения,  предлагаю ученикам правильно расположиться по отношению друг к другу: занять такую позицию, чтобы работать, глядя в глаза своему напарнику.

Дети, работая в парах, вместе рассуждают, обсуждают, проговаривают отдельные моменты учебного материала.

Индивидуальная организационная форма играет немаловажную роль в обучении, так как через эту организационную форму дети самостоятельно выполняют задания.

        Пока у нас в школе не ведётся обучение в разновозрастных группах, дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности, это очевидно. Ребёнок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не  сможет выполнить многие из предложенных заданий. В том случае требуется особая форма предъявления материала.

Дети с повышенной обучаемостью, тоже нуждается в особом внимании учителя для развития своих способностей. Вот поэтому  требуется дифференцированный подход. Разным ученикам необходимо разное время, разный объём, разные формы и виды работ, чтобы овладеть программным учебным материалом.

Дифференцированный подход к организации урока состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.  Добавим к этим организационным формам ещё и парную работу, и в комплексе у нас получается «четырёхтактный урок». Но прежде чем осуществлять дифференцированный подход в первом классе, важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности. Дифференцированный  подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляю преимущественно в виде заданий различной трудности и характера, предлагаю их в форме индивидуальных карточек.

В первом классе возможность использования названных приёмов появляется и расширяется по мере овладения учащимися чтением и умением выполнять письменную инструкцию к заданию.

        Подготовку учащихся первого года обучения к самостоятельной и парной работе я начала со второй четверти со взаимотренажа и взаимопроверки заданий. Объяснила детям, как следует работать в паре   (по методике ВТ): один ученик читает задание своей карточки напарнику и следит, чтобы тот давал правильный ответ. Если напарник дал неверный ответ, то ученик предлагает ему ещё раз подумать и если нужно, растолковать ход размышления. Эта работа проводится до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.  Затем учащиеся меняются ролями.

Провожу  взаимотренаж в парах сменного состава - это когда каждый ученик свободно выбирает себе пару для отработки навыков. И дальше формируются пары по окончанию работы – тренажа.

Один из видов работы в парах сменного состава – игра «Ручеёк»:  дети усаживаются на один ряд по вариантам и после проверки карточки напарника дети одного из вариантов (это проговаривается учителем перед выполнением задания), продвигаются на одну парту вперёд, а ученик с первой парты идёт за последнюю. Продолжается  работа до тех пор, пока все учащиеся не вернутся на свои места. Такая парная работа, проводимая мною,  первоклассникам очень нравится, так как они работают в доброжелательной обстановке.  

При  работе по методике  взаимопроверки индивидуальных заданий объяснила учащимся алгоритм действий: сначала нужно выполнить все задания в своей карточке, затем найти напарника для проверки первого задания. Для проверки второго задания найти другого напарника. Каждое задание проверяет новый напарник. Как только проверили все задания своей карточки, учащиеся подходят к учителю за новой карточкой. (см.Приложение2). Эту работу я провожу после освоения учащимися способов решения примеров и задач.  

При проведении  рефлексии,  спрашиваю детей, нравится ли им работа в парах, на что дети дают утвердительный ответ, объясняя, что на уроке они могут быть и учеником и учителем.  

В результате применения на уроках математики всех форм работы четырехтактного урока, заметила, что у детей повышается мотивация к обучению, развивается самостоятельность, развивается логическое мышление и устная речь.

Эффективность использования методики КУЗ через организацию четырехтактного урока математики определила, наблюдая за ребенком, обучающимся по программе VII вида, и испытывающим затруднения в обучении. Ребенку очень нравится парная работа по методике взаимопроверки индивидуальных заданий. во время данной  работы  у него поднимается настроение, старается  не отставать от одноклассников, и как можно больше «проработать» карточек за урок. Задания выполняет и проверяет старательно, чтобы не допустить ни единой ошибки. И даже если допускает недочёты, старается сразу же их проработать,  не обижаясь на проверяющего. Настроение данного ребенка улучшается, потому что он видит результат своей работы, свои успехи, и понимает, что не просто так «просидел» урок, а  то, что повторил, запомнил, пригодится ему на следующих уроках.

        В виду того, что уроки проводятся с применением новых технологий КУЗ,  я изменила тематическое планирование уроков математики.  Вписала в отдельную колонку работу по методикам: взаимотренажа, где будет проводиться отработка знаний, и взаимопроверки индивидуальных заданий на этапе закрепления.


Заключение

В первом классе использую четырехтактную форму  урока математики в зависимости от изучаемой темы. Отметила, что в результате проводимой мною работы учащиеся:

  1. знают алгоритм работы в парах по методикам КУЗ;
  2. умеют  работать  в парах постоянного и сменного состава над учебной  задачей;
  3. владеют  в  рамках  образовательного  стандарта математическими умениями и навыками.

Используя форму четырехтактного урока при изучении математики отметила, что каждый ребенок к концу третьей четверти пытается излагать свои мысли устно, у него развивается речь, дети умеют слышать  друг друга и понимают напарника, пытаются осуществлять рефлексию своей деятельности. При проведении рефлексии работы в парах в первом классе дети рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы, рассказывают, что делали на занятии и как пришли к результату, который они получили, анализируют совместную и собственную деятельность, могут высказаться не только о своих успехах, но и о своей неуспешности, пытаясь определить причину этого, не стесняясь друг друга.

В дальнейшем предполагаю расширить формы парной работы на уроках математики по методике взаимообмена заданиями и применять форму четырехтактного урока при изучении русского языка и литературного чтения.


Литература

       Веденеева Т.Е., Войнова М.И. Использование новых технологий в практике работы школы. «Дидактик». 2001 №2

Научно – методический журнал. Коллективный способ обучения, № 9 2007.

        Научно – методический журнал. Коллективный способ обучения, № 8 2005.

        Методология, теория и практика коллективных учебных занятий:

Учебно- методическое пособие / Под ред. Д.И. Карповича, В.Б. Лебединцева.

- Красноярск, 2003.-112с.

Журнал «Начальная школа» №6, 2003г.

      Современный урок. Часть 5:Научно - практич.пособие для учителей, методистов, студентов пед.заведений, слушателей ИПК.-Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-208с.

       


Приложение 1

Предмет: математика.

Класс: 1

Учитель: Гонебная Валентина Александровна.

Тема урока: «Сложение  и  вычитание  однозначных  чисел

с  переходом   через  разряд».

Цель (как ожидаемый результат):      1. Каждый ребёнок   умеет    вычитать                                    

                                                                   и складывать однозначные числа с

                                                                   переходом через разряд.

                                   2. Каждый ребёнок умеет решать задачи

                                       на логическое   мышление,  внимание,  

                                       воображение.    

                                   3. Каждый ребёнок умеет с уважением  

                                       относится друг к другу.

Задачи: 1. Учить вычитать и складывать однозначные числа с переходом

                  через разряд

              2. Развивать умения умеет решать задачи на  логическое          

                  мышление, внимание, воображение.    

              3. Воспитывать чувство терпимости друг к другу.

                                              Ход      урока.

  1. Организационный    момент.

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

Ожидаемый результат: каждый ребенок настроен на работу, проверяет свою готовность к уроку (100 %).

  1. Устный   счёт.

Ожидаемый результат: каждый ребенок умеет:

     1.  - посчитать  от   0   до    2 0 (100 %);

          - считать    от   20   до   11( 90%);

               - назвать    самое    маленькое    однозначное   число (100%);

               - назвать самое    маленькое   двузначное    число (100 %);

          - назвать число,  в   котором   1д.5ед.; 1д.9ед.; 1д.0ед (70 %);

          - назвать число,  в   котором   12ед.;16 ед ( 70 %);

          - назвать, какое   число   следует   за    числом    11,16, 5 (100 %);

          - назвать, какое  число   «живёт»    между   числами 18 и 20 (90 %);

          - назвать, какое   число   стоит    перед   числом   6,12,17,8 (90 %).

  1. Задача-шутка:

      Ожидаемый результат:  каждый ребенок  умеет решать задачи на    

    логическое   мышление (50 %)

          

            На   яблоне   было    10   яблок, на   иве   2   яблока.

            Сколько  всего  было   яблок?  (10).

  1. Эмоциональный настрой на работу  в  парах постоянного состава (задание   на   внимание.)

Ребята, сегодня у нас на уроке гость. Отгадайте, кто это.

     

У   отца   был     мальчик    странный,

необычный – деревянный ,

на  земле  и  под  водой  

ищет  ключик   золотой.

всюду  нос  суёт  он  длинный,

кто  же  это…? (Буратино.)

             

  Работа в парах постоянного состава.

Ожидаемый результат: каждый ребенок знает алгоритм работы в парах, может себя самоорганизовать, умеет договариваться с напарником (100 %);

умеет сравнивать предметы, определять черты сходства и различия (100 %).

- Мальвина  нарисовала рисунок, а  Буратино   на  уроках   всё

время  отвлекался, разговаривал  и  поэтому  допустил  много ошибок. Пожалуйста, исправьте  эти  ошибки, но  вместе  со  своим   напарником   по  парте.

  1. Закрепление изученного материала.

       1.   Работа в парах сменного состава по методике взаимотренажа (ВТ).

             Ожидаемый результат: каждый ребенок самостоятельно умеет складывать и вычитать однозначные числа с переходом через десяток (70 %);

каждый ребенок знает алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа, умеет внимательно слушать напарника, сравнивать услышанный ответ с образцом (80 %).

  1. Работа в парах сменного состава по методике взаимопроверки заданий (ВПЗ).

3. Индивидуальная работа по карточке (ИЗ).

           Ожидаемый результат: каждый ребенок  знает состав числа 10, знает и умеет записывать числа второго десятка, знает геометрические фигуры и умеет подобрать недостающую фигуру в таблице (90 %);

каждый ребенок знает алгоритм работы в парах сменного состава по методике взаимопроверки заданий, умеет осуществлять рефлексивную проверку (находить ошибки в работе товарищей) – 50 % .

                   

  1. Рефлексия урока.

       Ожидаемый результат:  каждый ребенок может сказать, чем занимался на уроке, выразить свое отношение к разным видам деятельности, оценить свою работу, поведение при работе индивидуальной и в парах (70 %).

  1. Чем сегодня занимались на уроке?
  2. Что особенно понравилось делать? Что вызвало затруднения?
  3. Сколько карточек каждый из вас успел сделать за урок?
  4. Почему удалось или не  удалось всё выполнить?

Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток

Взаимотренаж

        карточка № 1                                    карточка № 2                               карточка № 3

        10+1= 11                                      11-2=  9                              10+2= 12          

        11-2=   9                                       10+4= 14                            10+10=20        

        10+9= 19                                      11-1= 10                             18-8= 10          

        15-5= 10                                       13-4=  9                              16-10=6          

        14-4= 10                                       15-10= 5                             10+1=11          

                                      

      карточка № 4                                 карточка № 5               карточка № 6              

        11-3=  8                                       10+8=18                              10+3= 13          

        10+4=14                                      10+3=13                              10+7= 17                

        13-4=  9                                       18-8= 10                              12-2=  10                  

        16-6=10                                       15-10= 5                              14-10=  4          

        17-10=7                                       18-10= 8                              13-3=  10    

     

       карточка № 7                                 карточка № 8              карточка № 9          

        18-10= 8                                      10+9= 19                            10+8=  18

        11-3=   8                                      14-4=  10                            17-10=   7

        10+6=16                                      13-10=  3                            10+2=  12

        15-5= 10                                      10+7= 17                            12-2=   10

        16—10=6                                    16-6=      10                        13-10=   3

 

     карточка 10

        10+6= 16

        11-1=  10

        10+10=20

        13-3=   10

        14-4=   10

Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток

Взаимопроверка заданий

карточка № 1

1.ВСТАВЬ      ПРОПУЩЕННЫЕ     ЧИСЛА

   10    11    12      .        .       15        .        17          .           .

2. ПРОВЕРЬ.

                                18+0=18                11-10=11

                                15-5=1                   13-4=8

 

7

5

1

4

2

3. ДОПОЛНИ   ДО   10

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток

Взаимопроверка заданий

карточка № 2

1.РЕШИ    ПРИМЕРЫ.

            4+4=             11—3=           12-4=               9+2=

2.

?

3.ЗАПИШИ    ЧИСЛА     МЕНЬШЕ     11. _________________________________

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток

Взаимопроверка заданий

карточка № 3

1. ПРОВЕРЬ.

                     18+0=18                                11-10=11

                     15-5=1                                   13-4=8

2.ЗАПИШИ       ЧИСЛА    МЕНЬШЕ     11. ________________________________

3.ВСТАВЬ    ПРОПУЩЕННЫЕ     ЧИСЛА

                     10      11        12         .            .            15          .          17          .             .

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток

Взаимопроверка заданий

карточка № 4

?

 1.

7

5

1

4

2

2.ДОПОЛНИ     ДО   10

3.РЕШИ      ПРИМЕРЫ

              4+4=               11-3=                12-4=             9+2=


                                                        Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток

Индивидуальное задание

карточка № 1

 5. Индивидуальное задание

1. Реши  примеры.

8+3=           9+2=

        10-1=          11-3=

2.  Дорисуй

3.  Вставь  пропущенные числа.

    10   .     12    .     .   15    .     17     .         .

                                                                                                             Приложение 2

Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел 2, 3, 4с переходом через десяток.

Взаимотренаж

карточка № 1              карточка № 2            карточка № 3               карточка № 4         

   9+2=11                           12-3=9                           9+4= 13                           12-4= 8

   11-3=8                            8+3=11                          10+2=12                          11-2= 9

   13-4=9                            12-4=8                           11-4=7                             9+3= 12

                                           

карточка №5              карточка № 6               карточка №7            карточка № 8

   8+3=11                          10+2=12                          13-4=9                         8+4=12    

   11-3=8                           11-4=7                              9+2=11                       12-4=8

   7+4=11                          7+4= 11                            12-3=9                        10+3=13

карточка № 9              карточка №10

    7+4=11                          11-2=9

     9+4=13                         10+3=13

     12-4=8                          8+4=12




                                                            Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел 2, 3, 4с переходом через десяток

Взаимопроверка заданий

карточка № 1

1.Дополни до 10.

5

2

1

6

3

        2.Реши  и ответы соедини стрелками с примерами.

         9+4                                 10+4

                       8+3                               7+0

10

11

12

13

14

15

 


Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел 2, 3, 4с переходом через десяток

Взаимопроверка заданий

карточка № 2

1.  + или -.

8  3=11          9  3==12            10  3=7                  9  4=13

2.  Дополни до 10.

5

2

1

6

3

_______________________________________________________________

Математика 1

Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.

Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел 2, 3, 4с переходом через десяток

Взаимопроверка заданий

карточка № 3

     1.Реши  и ответы соедини стрелками с примерами.

        9+4                                 10+4

                      8+3                               7+0

10

11

12

13

14

15

2.  + или -.

8  3=11          9  3==12            10  3=7                  9  4=13

____________________________________________

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной программы Grammar Time издательства Pearson Longman для совершенствования грамматических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения

В данной статье я представляю свой опыт работы с программой Grammar Time 1,2,3 в различных режимах: с использванием интерактивной доски, мобильного компьютерного класса и индивидуальной работы с прогр...

Совершенствование навыков чтения на уроках литературного чтения

В статье собраны упражнения по совершенствованию навыков чтения, которые можно применять на уроках чтения. Это упражнения на развитие чёткости произношения, упражнения, которые являются предпосылкой п...

Методические рекомендации по развитию и совершенствованию речевых навыков на уроках русского языка

Представленная методическая разработка «Развитие и совершенствование речевых навыков на уроках русского языка» посвящена методике организации работы по развитию речи на уроках русского языка на разных...

В помощь учителю. Дидактический материал "Упражнения по совершенствованию навыков чтения на уроках литературы" 4 класс

Основной целью изучения литературы в начальных классах является знакомство учащихся с русской, казахской и зарубежной литературой, помогающей осваивать, познавать мир, обеспечивающей развитие их творч...

Совершенствование приёмов работы на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся.

Совершенствование приёмов работы  на уроках русского языка в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями как условие повышения грамотности учащихся....