Совершенствование навыков чтения на уроках литературного чтения
статья по чтению (1 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Куракина С. Г., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №10»г.Ржев
Тверской области.
Cовершенствование навыков чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности, в процесс чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, её ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы. Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений, словообразований, модели построения предложений, текстов. Чтение-это мощное средство образования, воспитания и развития всех способностей. Вот почему в начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и усвоенного навыка чтения. Навык чтения складывается из двух сторон: смысловой - понимания и уразумения содержания и смысла читаемого и технической - подчинённой первой, обслуживающей её - способом, правильностью, выразительностью чтения скоростью чтения . Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые много читают. При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся доступна скорость чтения в 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень? Как научить ребёнка осознанно и правильно читать? Как сделать уроки литературного чтения и сам процесс чтения радостью для обучающихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения. Какие упражнения я использую на уроках литературного по чтения совершенствованию навыков чтения?
Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения.
Игровая разминка.
-Самолёты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошади поскакали: цок, цок, цок. Рядом ползёт змея: ш - ш-ш. Муха бьётся в стекло: з –з –з. Затем следуют скороговорки. Следующее упражнение: работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вздох и на выдохе читают 15 согласных: б, к, з,, с, т, р, м ,н , з , р , ш, л, н, х.
-Чтение согласных с какой-нибудь гласной: ра-ро-ру.
-Жужжащее чтение(3 мин.)чтение только губами и (3 мин.) глазами.
-Ролевое чтение.
-Чтение в парах по абзацам, по частям, цепочкой, хором(громко, тихо, быстро, медленно)
-Игра «Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит слово неправильно. Ученики прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являются предпосылкой правильного чтения.
-Наращивание согласных и гласных:
Мел-смел-смела-смелая
-Чтение по подобию:
Ира – Ида, Юля – Юра, жар –жир, дом –дым –дам-дай
-Добавление звука в середине:
Рука-ручка, сума – сумка
-Перестановка слогов:
Сосна – насос, шина- наши
-Отбрасывание звуков:
столб – стол – сто
Нельзя забывать о таком методическом приёме, как частота тренировачных упражнений. Чрезвычайно важно общение с родителями, причём не только на родительских собраниях. Дома читать с детьми порциями, но до 5 раз ежедневно: обязательно 1 раз перед сном.
Упражнения, способствующие развитию техники чтения.
-Игра « Фотоглаз»
Ученик должен запомнить слова, записанные на доске. Учитель называет слово, а ученик говорит было это слово на доске или нет.
-Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.
-Чтение со взрослым.
-Зрительные диктанты.
Упражнения для расширения поля зрения.
-Работа по созерцанию зелёной точки. (На карточке ставим зелёную точку, смотрим на неё и в это время называем предметы справа, слева, сверху, снизу.)
-Работа со словарными блоками.
сок Света
носки место
сам каток
кукла
магазин
-Работа по таблицам Шульте.
8 4 7
2 1 5
6 3 9
-Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
-«Бегущая строка»
-Игра «Кто быстрее».
У каждого ученика по 2 текста, требуется найти данное предложение.
-Хоровое чтение по рядам: «Какой ряд лучше прочитает?»
Все эти упражнения, которые я описала в своей работе , дают положительный результат, вносят в урок оживление, делая его ещё более интересным и эмоциональным.
Литература:
1.Журнал «Начальная школа» №6-2008г.
2. Журнал «Начальная школа» №10-2009г.
3. Журнал «Начальная школа»№6-2003г.
4. . Журнал «Начальная школа»№3-2002г.
5. Журнал «завуч»№5-2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения.
Работа по самообразованию....
Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения
В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Педагогическая концепция Технология работы над совершенствованием навыка выразительности на уроках литературного чтения и русского языка.
Педагогическая концепция с презентацией...
В помощь учителю. Дидактический материал "Упражнения по совершенствованию навыков чтения на уроках литературы" 4 класс
Основной целью изучения литературы в начальных классах является знакомство учащихся с русской, казахской и зарубежной литературой, помогающей осваивать, познавать мир, обеспечивающей развитие их творч...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...