В помощь учителю. Дидактический материал "Упражнения по совершенствованию навыков чтения на уроках литературы" 4 класс
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Основной целью изучения литературы в начальных классах является знакомство учащихся с русской, казахской и зарубежной литературой, помогающей осваивать, познавать мир, обеспечивающей развитие их творческого воображения, поэтического вкуса, эстетического восприятия действительности, формирование гражданской и нравственной позиции. Одной из главных задач литературы является совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Только творческий, новаторский подход даст желаемые результаты в обучении правильному, беглому, сознательному и выразительному чтению. Главное в этой работе - добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, самостоятельности, ответственности за состояние навыков чтения не только самого себя, но и товарища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr.dlya_chteniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для определения уровня беглости и осознанности чтения.
Задание 1
Прочитай текст. Определи главную мысль.
*Кому посвятил свои первые стихи Н.А.Некрасов?
*Расскажи об отце автора.
Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в имении отца, в Грешневе, на берегу великой русской реки Волги. Отец Некрасова, Алексей Сергеевич, был грубым, малообразованным человеком, дети не любили и боялись его. Мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина, любила книги, музыку, знала иностранные языки, прекрасно пела. Свои первые стихи Коля посвятил матери.
Дружба Некрасова с крестьянскими ребятишками открыла перед ним простую трудовую жизнь народа. Она подарила ему радость общения с природой.
С детства полюбил поэт простор родных лугов и полей, первый шёпот зелёных трав и нестройные птичьи голоса с лесу. Эту любовь к родной природе, протест против нищеты и грубости пронёс Некрасов через всю свою жизнь.
Задание 2
Прочитай текст. О чём говорится в нём? Найди эпитеты и метафоры, помогающие представить море во время штиля.
Стоял полный штиль. Море растянулось кругом неподвижной скатертью свинцового цвета. Оно казалось невеликим; густой туман лежал на нём, заволакивая самые концы мачт, и слепил, и утомлял взор своей мягкой мглою. Солнце висело тускло-красным пятном в этой мгле; а перед вечером она вся загоралась и алела таинственно и странно. Изредка всплывал тюлень — и, круто кувыркнувшись, уходил под едва возмущённую гладь
Задание 3
Прочитай текст. Определи главную мысль, интонацию, с которой будешь читать. Какую роль в отрывке играет пейзаж?
Было очень темно, но Козетта привыкла ходить сюда за водой. В темноте нащупала она левой рукой склонившийся над водой молодой дубок, который обычно служил её опорой. Ухватившись за ветку, она нагнулась и погрузила ведро в воду. Она вытащила почти полное ведро воды и поставила его на траву. Тут только она почувствовала, что не может сделать больше ни шагу; она опустилась на траву и замерла, присев на корточки. Козетта закрыла глаза, потом открыла их. Рядом с ней в ведре колыхалась вода, расходясь кругами. Над головой расстилалось небо, покрытое тяжёлыми тёмными тучами. Дул холодный ветер. Козетта встала. Страх снова охватил её. Скорее бежать, бежать, что есть силы и через лес, и через поле — к домам, к освещённым окнам, к горящим свечам. Она ухватилась обеими руками за ручку ведра, но у неё едва хватило
силы поднять его.
Задание 4
Прочитай текст. О чём в нём говорится? Перескажи.
Уже совсем захолодало. Ещё тише и угрюмее стало в лесу. Вдруг целая стайка каких – то нарядных птиц усаживается на рябину. Это свиристели. Стайки свиристелей появляются у нас поздней осенью и в годы урожая ягод держатся всю зиму, вплоть до весны. А весной эти птицы улетают обратно на север. Какая тишина в лесу поздней осенью! Немногие птицы остаются зимовать в наших краях. Но зато поздней осенью прилетают к нам другие пернатые. Пусть этих северных гостей не так уж и много, пусть они своим весёлым щебетанием и не оглашают тишину зимнего леса, и всё же мы радуемся им.
Упражнения для определения уровня выразительности и правильности чтения.
Задание 1
Попробуй менять силу голоса при чтении. Сначала прочитай текст шёпотом, затем всё громче и громче. А потом подумай: какие предложения нужно прочитать тихим голосом, а какие — сильным. Почему?
Ночь торопилась в чащу. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы. Поднялись олени. Всё живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.
Задание 2
Прочитай начало сказки "Заяц-хвастун". Определи, каким темпом, силой голоса будешь читать сказку. Прочти выразительно.
Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.
Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Пошёл зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тётке вороне, как заяц хвастался...
Задание 3
Прочитай отрывок, назови басню. Обрати внимание, как замедляется темп при перечислении героев басни и музыкальных инструментов, соблюдай логическое ударение. Читай правильно и выразительно.
Проказница-мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Задание 4
Прочитай отрывок из басни. Подумай, с какой интонацией нужно прочитать слова лисы? Читай басню вслух. Следи за ударением в словах. Выбери для чтения нужный темп, силу голоса, интонацию. Читай правильно и выразительно.
... Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Задание 5
Прочитай и подумай. Почему в тёмном лесу исчез человек? Это весёлое или грустное стихотворение? Почему? Какую ты выберешь интонацию для чтения? Какой темп? От чего зависит выбор интонации и темпа? Читай быстро, выразительно.
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шёл всё прямо и вперёд
И всё вперёд глядел.
Диагностические упражнения по определению уровня навыка чтения на конечном эксперименте.
Упражнения для определения уровня беглости и осознанности чтения.
Задание 1
Прочитай отрывок. О чём в нём говорится? Перескажи.
…Отец его тем временем метался по степи. Он был не один. И остальные чабаны, прослышав про малыша, увязались за ними. Так и не попил чаю Бертай. Не успел. Буран начался, когда он за первую чашку взялся. На пастбище мальчика не оказалось.
- Зверья, говорят, всякого нынче много….- пробормотал кто – то из чабанов.
- Овцы бы целы были…
- Бог с ними, с овцами! Мальчик бы живой остался…
Задание 2
Прочитай отрывок. Перескажи. Определи главную мысль.
…Мальчик обогнул угол и приблизился к тому месту, где был поставлен капкан. Было уже темно, и он сначала ничего не увидел. Зверь, заслышав шаги человека притаился. Но вот что – то жёлтое, как пламя забилось под стеною. Самат различил: зверёк, со светло – жёлтой шкуркой, с пушистым хвостиком, с кошачьими ушами то прыгал, стараясь выдернуть крепко схваченную железными полукружьями капкана лапу, то припадал к железу и ожесточённо грыз зубами; маленькие глазки его злобно сверкали.
Задание 3
Прочитай отрывок. Перескажи. Определи главную мысль.
Достигнув аула, ласточка, перелетая, садилась на верхушку то одной, то другой юрты. Рассматривала людей аула и сколько ни приглядывалась к ним, не могла найти таких, которые были похожи на тех, о которых говорил мальчик.
Наконец, усталая, она задремала. И послышался ей жалобный стон старухи. Ласточка стала внимательно прислушиваться. А старуха жалобно пела.
Задание 4
Прочитай отрывок. Определи главную мысль. Перескажи.
В обед рыба не так ловится, как рано утром, иногда и вовсе ничего не идёт на крючок. Но вчера я пошёл спозаранок и…всё равно ничего не поймал.
А всё из- за Досана, братишки моего.
Только я банку с кузнечиками и червями в руки взял, как он с постели соскочил ко мне:
- Я тоже пойду! Я тоже!
Ждал, оказывается хитрец, пока я соберусь. Что делать? Оставить – дом на ноги криком поднимет, до вечера выть будет, такой он. Да жалко же опять, когда ревёт – братишка всё- таки.
Упражнения для определения уровня выразительности и правильности чтения
Задание 1
По синему небу. Прочитай отрывок из стихотворения. Выбери для чтения нужный темп, силу голоса, интонацию.
Летучий ковёр:
Пушистые крылья,
Красивый узор.
Захочешь повыше,
Захочешь быстрей —
Командуй, не бойся,
Лети и глазей.
Задание 2
Прочитай стихотворение А. А. Фета. Соблюдай интонацию голосом.
Опять незримые усилья,
Опять невидимые крылья
Приносят северу тепло;
Всё ярче, ярче дни за днями,
Уж солнце чёрными кругами
В лесу деревья обвело.
Задание 3
Прочитай правильно и выразительно. Определи, каким темпом, силой голоса будешь читать.
Дождик зарябил на небосклоне,
Зазвенел.
И видишь ты:
Протянули к дождику ладони
Запылённые листы.
Дождик стих.
И капли сад роняет.
Солнце поднялось вдали.
Задание 4
Прочитай правильно и выразительно. Какую выберешь интонацию для чтения? Какой темп?
Я бы солнцем взошёл над землёй,
Озарив родные края!
Как смогу бороться я с тьмой,
Коль светить не сумею я?!
Задание 5
Прочитай правильно и выразительно.
А всё Сагынтай…. Тихоня тихоней…..а так нас подвёл…
Мы с ним соседи. Он мне как братишка почти. Нас часто видят вместе. Я его ругаю порой:
- Мямля ты… Будь поживей!
А мне в ответ:
- Какой есть…- и носом шмыгает. Некрасиво шмыгает. За это я его тоже ругаю. Он опять же - выслушает и … уйдёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.
Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...
Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках литературного чтения, во внеклассной деятельности....
Дидактический материал по совершенствованию навыков чтения у младших школьников с ЗПР
Несформированность навыка чтения у младших школьников формирует тенденцию к неуспеваемости, поэтому я разработала и широко применяю дидактический материал по совершенствованию навыка чтени...
Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2020 год.Тема: «Совершенствование техники чтения учащихся начальных классов при помощи упражнений.»
Совершенствование техники чтения учащихся начальных классов. Уроки обучения грамоте, чтения в начальной школе – это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений. Вот поче...