Рабочая программа по математике 3 класс автор Н.Б.Истомина
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по математике 3 класс автор Н.Б.Истомина создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3klass_rab.programm.rar | 183.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 3 КЛАССА
Общее количество часов – 170 (5 ч. в неделю)
Основание для разработки программы:
- Государственный стандарт общего образования
- Базисный учебный план
- Учебный план школы
- Примерная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Министерством образования и науки РФ
5. Авторская программа Н.Б.Истоминой
Автор-составитель: Иванова О.В.
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе стандарта начального общего образования по математике, Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и авторской программы Н.Б.Истоминой( Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы( 1-4). М.: Просвещение, 2008 ) Данная программа рассчитана на 5 учебных часов .
В данном учебном предмете реализована концепция развивающего обучения младших школьников математике.
Цель курса – формирование у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения — в процессе усвоения математического содержания.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию основных мыслительных операций.
Практическая реализация концепции находит выражение:
1. В логике построения курса.
2. В методическом подходе к формированию понятий и об
щих способов действий, в основе которого лежит установление
соответствия между предметными — вербальными — схематиче
скими и символическими моделями.
3. В системе учебных заданий, которая адекватна концепции
курса, логике построения его содержания и нацелена на осозна
ние школьниками учебных задач, на овладение способами их ре
шения и на формирование у них умения контролировать и оцени
вать свои действия.
4. В методике обучения решению текстовых задач, которая
сориентирована на формирование у обучающихся обобщенных
умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, известные и
неизвестные величины, устанавливать взаимосвязь между усло
вием и вопросом, выявлять содержащиеся в тексте математиче
ские понятия и отношения и на этой основе выбирать те арифме
тические действия, выполнение которых позволяет ответить на
вопрос задачи.
5. В методике формирования представлений о геометрических фигурах, адекватной концепции курса, в которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приемов умственной деятельности.
6. В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий ,к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач ,а также системой учебных заданий.
7. В методике использования калькулятора, который рас
сматривается как средство обучения младших школьников мате
матике, обладающее определенными методическими возможно
стями.
8. В построении уроков математики, на которых реализуется
тематическое построение курса, система учебных заданий, адек
ватная его концепции, и создаются условия для активного вклю
чения всех обучающихся в познавательную деятельность.
В теме «Умножение» большое внимание уделяется разъяснению детям предметного смысла этого действия, усвоению его определения как суммы одинаковых слагаемых и осознанию новой математической записи.
Параллельно с усвоением предметного смысла умножения проводится работа, целью которой является формирование навыков табличного умножения. Составление и усвоение таблицы умножения органически включается в темы:«Площадь фигуры», «Измерение площади», «Сочетательное свойство умножения».
Особенности методики формирования навыков табличного умножения:
1.Составление и усвоение таблицы умножения начинается
со случаев умножения числа 9. Это позволяет не только поуп
ражнять учащихся в сложении двузначных и однозначных чисел
с переходом через разряд при замене произведения суммой, но
и сосредоточить их внимание на наиболее сложных для запоми
нания случаях табличного умножения —9х8, 9х6, 9х7, 8х7, 7х6.
2.Составление таблицы осуществляется небольшими пор
циями, каждая из которых сопровождается вариативными
упражнениями, связанными с изучаемыми понятиями.
3.Учитывая, что не все дети могут непроизвольно запомнить табличные случаи умножения, в определенной системе используются установки на запоминание трех-четырех табличных случаев.
Таким образом, данная методика позволяет учитывать индивидуальные особенности памяти каждого ребенка, создавая условия как для непроизвольного, так и для произвольного запоминания таблицы, активизируя при этом смысловую память.
После изучения табличного умножения обучающихся знакомятся и с сочетательным свойством умножения позволяет учащимся использовать табличные вычислительные навыки при умножении разрядных десятков и однозначных чисел: 5-70, 90-6, 30-9 и т. д.
В соответствии с логикой курса обучающиеся сначала усваивают смысл умножения и его табличные случаи и только после этого приступают к изучению деления.
Использование идей изменения и соответствия предметных действий (ситуаций) и математической записи позволяет рассматривать деление по содержанию и на равные части (не используя терминологию) в их тесной взаимосвязи, а также во взаимосвязи с умножением. Это позволяет детям лучше усвоить понятия уменьшить в несколько раз и кратного сравнения.
В теме «Деление» рассматривается взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления, которая лежит в основе составления равенств, соответствующих случаям табличного умножения. Усвоение этих случаев, так же как и таблицы умножения, распределено во времени связано с изучением тем « Уменьшить в» и кратного сравнения ( тема « Увеличить в» , « Уменьшить в» , « Во сколько раз ? »).
В III классе обучающиеся знакомятся с единицами площади: 1 см2, 1 дм2, 1 м2, учатся измерять площадь прямоугольника с помощью палетки и вычислять ее по определенному правилу. Одновременно рассматриваются способы вычисления периметра прямоугольника.
Работа, связанная с формированием вычислительных навыков, находит свое органическое продолжение в темах: «Порядок выполнения действий в выражениях», «Распределительное свойство умножения», «Деление суммы на число».
Нумерация многозначных чисел в курсе III класса представлена темами: «Четырехзначные числа» и «Пятизначные и шестизначные числа». Основными способами усвоения десятичной позиционной системы счисления являются: анализ многозначных чисел с точки зрения их разрядного состава, выявление признаков сходства и различия в конкретных числах, построение рядов чисел в соответствии с определенными правилами.
Применение калькулятора при изучении нумерации многозначных чисел позволяет активно использовать в заданиях ранее изученные понятия: увеличить на (в), уменьшить на (в), разностного и кратного сравнения.
При решении задач на пропорциональную зависимость величин используются схемы. Это позволяет включить в текстовые задачи как прямую, так и обратную пропорциональность, что способствует разнообразию текстовых сюжетов и создает условия для вариативной деятельности обучающихся при решении задач.
Задачи с величинами цена, количество, стоимость учащиеся решают при изучении тем: «Четырехзначные числа» и «Пятизначные и шестизначные числа».
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Программа рассчитана на 4 часа. Но наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент (1 час в учебную неделю) . В соответствии с учебным планом школы общее количество часов составило- 170 часов :
1 четверть – 43 часа
2 четверть – 37 часов
3 четверть – 48 часов
4 четверть – 42 часов
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
III класс (170 час.)
Повторение материала, изученного в 1-2 классах ( 12час)
Повторение изученного в 1-2 классах. Многоугольники. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.Умножение.Смысл умножения. Сравнение чисел. Многозначные числа.
Площадь фигуры ( 4 час)
Площадь фигуры. Построение фигур одинаковой площади.
Измерение площади ( 6 час)
Измерение площади. Решение задач.Сравнение площадей фигур с помощью различных мерок. Таблица умножения.
Сочетательное свойство умножения ( 4 час)
Сочетательное свойство умножения. Решение задач
Смысл деления. Названия компонентов( 5 час)
Смысл деления. Названия компонентов и результата деления.
Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления ( 4 час)
Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления. Табличные случаи деления.
Уменьшить в несколько раз ( 2 час)
Понятие уменьшить в.Решение задач.
Деление любого числа на 1,само на себя, деление нуля на число(5 час)
Кратное сравнение. Невозможность деления на 0. Деление числа на 1 и на само себя.
Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз ( 12 час )
Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз. Решение задач. Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления.
Деление « круглых» десятков на 10 и на « круглые» десятки ( 2час)
Деление « круглых» десятков на 10 и на « круглые» десятки
Порядок выполнения действий в выражениях ( 12 час)
Правила порядка выполнения действий в выражениях.Закрепление знаний таблицы умножения и деления. Решение задач.
Единицы площади ( 4 час)
Единицы площади.Единицы площади: 1 см2, 1 дм2, 1 м2. Палетка. Измерение площадей фигур.
Площадь и периметр прямоугольника ( 7 час)
Площадь прямоугольника . Периметр прямоугольника . Решение задач
Распределительное свойство умножения (12час)
Распределительное свойство умножения. Приемы устного умножения двузначного числа на однозначное. Умножение двузначного числа на однозначное.
Деление суммы на число( 9 час)
Деление суммы на число. Приемы устного деления двузначного числа на однозначное. Решение задач.
Деление двузначного числа на двузначное ( 7 час)
Деление двузначного числа на двузначное. Решение задач.
Цена ,Количество. Стоимость . ( 8 час)
Цена ,Количество. Стоимость. Решение задач.
Четырехзначные числа. Единицы длины – километр. Единицы массы ( 12 час)
Четырехзначные числа. Понятия разряда и класса. Соотношения разрядных единиц. Разрядные слагаемые. Сравнение многозначных чисел. Единицы длины: 1 км, 1 м, 1 дм, 1 см, соотношения между ними. Единицы массы: 1 г и 1 кг, соотношение между ними.
Пятизначные и шестизначные числа ( 10 час)
Пятизначные и шестизначные числа. Решение задач.
Сложение и вычитание многозначных чисел ( 10 час)
Сложение многозначных чисел. Вычитание многозначных чисел. Сравнение многозначных чисел. Алгоритм письменного сложения и вычитания.
Единицы времени (5 час)
Единицы времени: 1 ч, 1 мин, 1 с, соотношения между ними.
Построение симметричных фигур ( 4 час)
Выделение фигур на чертеже (треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник). Симметричные фигуры. Ось симметрии. Построение симметричных фигур относительно данной прямой с помощью линейки, циркуля, угольника.
Куб ( 3 час)
Куб, его изображение. Грани, вершины, ребра куба .
Решение задач ( 10 час)
Текстовые задачи, при решении которых используются:
а)смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) понятия: увеличить в (на), уменьшить в (на);
в) понятия разностного и кратного сравнения;
г) прямая и обратная пропорциональность.
Основные требования к знаниям и имениям
обучающихся по математике
Требования к математической подготовке младших школьников задаются на двух уровнях. Первый уровень характеризуется теми знаниями и умениями, возможность формирования которых обеспечивается развивающим курсом математики. Естественно, практическое достижение этого уровня окажется для некоторых обучающихся невозможным в силу их индивидуальных особенностей. В связи с этим выделяется второй уровень. Он характеризует минимум знаний, умений и навыков на конец каждого года обучения. Выполнение требований второго уровня позволяет перевести обучающегося в следующий класс.
Обучающиеся III класса должны
знать / уметь
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
- Таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка).
- Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).
- Свойства арифметических действий:
а) сложения (переместительное и сочетательное);
б) умножения (переместительное, сочетательное, распределительное);
в) деления суммы на число;
г) деления числа на произведение
- Разрядный состав многозначных чисел (названия разрядов, классов, соотношения разрядных единиц) Устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100и 1000 и сводимых к действиям в пределах 100, используя свойства арифметических действий, разрядный состав двузначных чисел, смысл сложения, вычитания, умножения и деления, взаимосвязь компонентов и результатов действий и различные вычислительные приемы.
- Название компонентов и результатов действий, правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого , множителя ,делимого ,делителя . Использовать эти правила при выполнении различных заданий.
- Разрядный состав многозначных чисел ( название разрядов, классов ,соотношения разрядных единиц) Читать, записывать, сравнивать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений Алгоритм письменного сложения и вычитания Складывать и вычитать многозначные числа в столбик.
- Способы сравнения и измерения площадей. Способы вычисления площади и периметр прямоугольника. Сравнивать площади данных фигур с помощью различных мерок. Использовать эти знания для решения задач.
- Правила порядка выполнения действий в выражениях Использовать эти знания для вычисления значений различных числовых выражений.
- Названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол (прямой, тупой, острый), многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг. Узнавать и изображать эти фигуры,
выделять их свойства,выделять их существенные признаки. Структуру задачи: условие, вопрос. Читать задачу (выделять в ней условие, вопрос, известные и неизвестные величины), выявлять отношения между величинами, содержащимися в тексте задачи, используя для этой цели схемы и таблицы.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
- последовательность чисел от 0 до 1000;
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).
- читать и записывать числа от 0 до 1000;правильно выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100 и в пределах 1000 в случаях , сводимых к действиям в пределах 100;
- применять правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них);
- решать текстовые задачи в одно действие , связанные со смыслом изученных арифметических действий и отношений;
- измерять длину отрезка с помощью линейки и чертить отрезки заданной длины.
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата план. | Дата факт. |
Повторение материала, изученного в 1-2 классах Повторение изученного в 1-2 классах Повторение материала 1-2 класса. Многоугольники Сложение и вычитание чисел в пределах 100.Решение задач < п > < к > Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Умножение чисел 9 и 8. Решение задач Умножение .Смысл умножения Умножение. Сравнение чисел. Решение задач Многозначные числа. Именование числа. Решение задач Контрольная работа № 1 Работа над ошибками Площадь фигуры .Таблица умножения чисел 8 и 9 Площадь фигуры. Таблица умножения чисел 8 и 9. Решение задач Симметричные фигуры. Решение задач Решение задач. Построение фигур одинаковой площади Построение фигур одинаковой площади Измерение площади. Таблица умножения с числами 7,6,5,4,3,2 Измерение площади Измерение площади. Таблица умножения с числами 7,6,5,4,3,2 Измерение площади. Таблица умножения числа 6 Измерение площади. Умножение числа 5 Измерение площади Решение задач. Таблица умножения Сочетательное свойство умножения Сочетательное свойство умножения Сочетательное свойство умножения. Решение задач < н > < к > Сочетательное свойство умножения . Проверочная работа Смысл деления .Названия компонентов Смысл деления < н > < к > Смысл деления. Названия компонентов Контрольная работа №2 Работа над ошибками Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления Взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления < н > < к > Табличные случаи деления Табличные случаи деления Уменьшить в несколько раз Уменьшить в несколько раз < н > < к > Деление любого числа на 1, само на себя, деление нуля на число. Невозможность деления на нуль. Деление любого числа на 1, само на себя, Деление нуля на число. Невозможность деления на нуль. Решение задач Контрольная работа № 3 Работа над ошибками Увеличить в несколько раз Увеличить в несколько раз. Уменьшить в несколько раз < н > < п > < к > Увеличить ,уменьшить число в несколько раз < н > < п > < к > Контрольная работа № 4 Работа над ошибками Решение задач на увеличение числа в несколько раз < н > < к > Решение задач на уменьшение числа в несколько раз < н > < к > Деление « круглых» десятков на 10 и на « круглые» десятки Деление « круглых» десятков на 10 Деление на « круглые» десятки Порядок выполнения действий в выражениях Порядок выполнения действий в выражениях < н > < п > < к > Решение задач. Порядок выполнения действий в выражениях < п> < к > Решение задач Порядок выполнения действий в выражениях Табличные случаи умножения и деления < н > < п > < п > Единицы площади Единицы площади < н > < к > Проверочная работа по теме « Единицы площади» Единицы площади. Решение задач Площадь и периметр прямоугольника Площадь и периметр прямоугольника < н > < п > < к > Решение задач < н > < к > Контрольная работа № 5 Работа над ошибками Распределительное свойство умножения Распределительное свойство умножения < н > < к > Умножение двузначного числа на однозначное < н > < п > < п > < к > Контрольная работа № 6 Работа над ошибками Решение задач < н > < к > Умножение двузначного числа на однозначное .Решение задач < к > Деление суммы на число Деление суммы на число < н > < к > Деление двузначного числа на однозначное < н > < п > < к > Контрольная работа № 7 Работа над ошибками Решение задач < н > < к > Деление двузначного числа на двузначное Деление двузначного числа на двузначное < н > < п > < п > < к > Решение задач Проверочная работа по теме « Деление двузначного числа на двузначное» Решение задач Цена. Количество. Стоимость. Цена. Количество. Стоимость. Решение задач < н > < п > < п > < к > Контрольная работа № 8 Работа над ошибками Решение задач < н > < к > Четырехзначные числа Четырехзначные числа < н > < п > < к > Четырехзначные числа. Увеличение , числа в несколько раз< н < к > Четырехзначные числа. Уменьшение числа в несколько раз< н < к > Четырехзначные числа. Четырехзначные числа. Единицы длины - километр Четырехзначные числа. Единицы массы - грамм Контрольная работа № 9 по теме «Четырехзначные числа» Работа над ошибками Пятизначные и шестизначные числа Пятизначные числа Пятизначные числа Пятизначные числа. Решение задач < н > < к > Шестизначные числа. Решение задач < н > < п > < к > Сравнение многозначных чисел Контрольная работа № 10 Работа над ошибками Сложение и вычитание многозначных чисел Сложение многозначных чисел < н > < к > Вычитание многозначных чисел < н > < к > Сложение и вычитание многозначных чисел < н > < п > < к > Проверочная работа Сравнение многозначных чисел < н > < к > Единицы времени. Решение задач Единицы времени. Решение задач < н > < п > Контрольная работа № 11 Работа над ошибками Решение задач Построение симметричных фигур Построение симметричных фигур < н > < п > < к > Решение задач Куб Куб < н > < к > Решение задач Решение задач на нахождение площади и периметра квадрата Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника < н > < п > Решение задач на нахождение площади и периметра квадрата < к > Решение задач Итоговая контрольная работа №12 Работа над ошибками Решение задач < н > < п > < к >
| 12 4 6 4 5 4 2 5 12 2 12 4 7 12 9 7 8 12 10 10 5 4 3 10 |
Список используемой литературы
1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Москва « Дрофа », 2007г
2.Федеральный базисный учебный план Москва « Дрофа », 2007г
3. Примерные программы начального общего образования Москва « Дрофа », 2007г
4. «Математика» 3 класс учебник Н.Б.Истомина УМК « Гармония»
« Ассоциация ХХI век »
5 «Рабочая тетрадь» по математике 3 класс Н.Б.Истомина
6.« Контрольные работы для 3 класса » Н.Б.Истомина, Г.Г. Шмырева
7.Методические рекомендации к учебнику математики для 3 класса Н.Б. Истомина « Ассоциация ХХI век» 2007 г
8. Методическое пособие « Математика»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Из них: |
контрольные | |||
1. | Повторение материала | 12 | 1 |
2. | Площадь фигуры | 4 | |
3. | Измерение площади | 6 | |
4. | Сочетательное свойство умножения | 4 | 1 |
5. | Смысл деления | 5 | |
6. | Взаимосвязь компонентов | 4 | |
7. | Уменьшить в несколько раз | 2 | |
8. | Деление любого числа на 1 | 5 | 1 |
9. | Увеличить в несколько раз | 12 | 1 |
10 | Деление « круглых» десятков | 2 | |
11 | Порядок выполнения действий в выражениях | 12 | |
12 | Единицы площади | 4 | |
13 | Площадь и периметр прямоугольника | 7 | 1 |
14 | Распределительное свойство умножения | 12 | 1 |
15 | Деление суммы на число | 9 | 1 |
16 | Деление двузначного числа на двузначное | 7 | |
17 | Цена, количество, стоимость | 8 | 1 |
18 | Четырехзначные числа | 12 | 1 |
19 | Пятизначные числа | 10 | 1 |
20 | Сложение и вычитание многозначных чисел | 10 | |
21 | Единицы времени | 5 | 1 |
22 | Построение симметричных фигур | 4 | |
23 | Куб | 3 | |
24 | Решение задач | 10 | 1 |
Итого | 170 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Гармония" (автор Н. Б. Истомина) ФГОС
Здесь представлена рабочая программа по математике для 2 класса по УМК "Гармония" ФГОС (автор Н. Б. Истомина). Пояснительная записка и подробное календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Рабочая программа ОПК 4 класс (автор учебника А.Кураев)
Рабочая программа составлена к учебному курсу А.Кураева (в соответствии с тербованиями ФГОС НОО)....
Рабочая программа для 2 класса(автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса по учебнику О.В. Афанасьевой (ФГОС)...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание благопри...
Рабочая программа по математике "Перспектива" автор Г.В. Дорофеев 1-4 классы
Программа составлена учителями Кусмаровой С.Н и Михеевой Л.А. Соответствует ФГОС....