Урок математики во 2 классе по учебнику Э.И.Александровой.
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Подделкова Надежда Анатольевна

Тема: "Исследование зависимости цифры в разряде единиц суммы от изменяющегося слагаемого как основы непроизвольного запоминания суммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mat.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Исследование зависимости цифры в разряде единиц суммы от изменяющегося слагаемого как основы непроизвольного запоминания суммы.

Цель: установить на основе практических действий зависимость цифры в разряде единиц суммы от изменяющегося слагаемого как основы непроизвольного запоминания суммы; развивать навык сложения однозначных чисел с переходом через разряд, мышление, речь, развивать познавательную активность, потребность в знаниях; воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручку, умение работать в группе.

Ход урока.

      IОрганизационно-мотивационный

Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи.

IIАктуализация опорных знаний.

  1. Индивидуальные задания.
  1. Сравни выражения не вычисляя: 3897 – 256 * 3798 – 256        

5647 + 123 + 2065 * 5647 + 2605 + 123

  1. Реши уравнение: Х – 300 = 25
  2. Составь все возможные равенства по схеме:

  1. Определи, какие однозначные числа надо прибавить к данному числу, чтобы разряд переполнился:            6                                     4                                     8

                                             от                до                       от              до                от                до

  1. Коллективная работа.

Игра «Топай-хлопай»

- Если я назову однозначные числа, то вы похлопайте, а если неоднозначные, то топайте.

-Как вы узнаёте, какие числа однозначные, а какие нет? Назовите сумму двух однозначных чисел так, чтобы разряд переполнился. Как вы находите такие суммы?

3. Проверка индивидуальной работы.

- Научите меня, не вычисляя сравнивать выражения.

- Как Артём узнаёт, когда в уравнении надо складывать, а когда вычитать? Как он смог сложить числа 300 и 25?

- Как Витя узнаёт, от какого числа надо начинать и каким заканчивать при сложении?

- Все ли выражения к схеме записаны? Если а=8, в=7, чему равно с? Как вы узнаёте, покажите пальчиками по таблице. Найдите глазами по таблице, чему равно а, если

с =12, в=8?

III Выявление проблемы, постановка цели.

- А всегда ли таблица перед глазами. Что делать, если таблицы под рукой нет? А как запоминать суммы?

- Какова же цель сегодняшнего урока?

II Практическая работа по установлению зависимости цифры в разряде единиц суммы от изменяющегося слагаемого.

  1. Групповая работа. Вычислите значения выражений (даётся таблица сложения однозначных чисел с переходом через разряд).

        1 группа: 9 +   2 группа: 8 +   3 группа: 7 +

- Как вы считали? (повторить способ поиска результата по сводной таблице, путём присчитывания, с опорой на ленту цифр)

- Посмотрите, что я сделаю. (Учитель выделяет цветом 2 цифры при сложении с числом 9: второе слагаемое и цифру в разряде единиц суммы.)

9 + 7 = 16      9 + 4 = 13  - Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? Правильно ли я поняла, что при сложении любого однозначного числа с числом 9 цифра в разряде единиц суммы на 1 меньше второго слагаемого? Проверьте, всегда ли верно это высказывание. Обведите цветным фломастером соответствующие цифры в остальных выражениях.

- Верно ли это высказывание для случаев вида 8 + ? Обведите соответствующие цифры в этих выражениях. Можно ли здесь сформулировать правило? Правильно ли я поняла, что при сложении любого однозначного числа с числом 8 цифра в разряде единиц суммы на 2 меньше второго слагаемого? Попробуйте найти правило, по которому будет легко прибавлять к 7.

2. Запись соответствия в общем виде.

- Посмотрите, какую формулу записал Знайка:

        9 + а = 1(а – 1)             8 + а = 1(а -2)          7 + а = 1(а – 3)

- О чём он нам хотел рассказать?  

3. Закрепление.

- Игра «Ты – мне, я – тебе». (Примеры по таблице)

4. Установка на непроизвольное запоминание случаев 6 + .

- Сумма каких двух одинаковых однозначных чисел равна 10? Можно ли зная это, ответить на вопрос: «Чему равна сумма 5 и 6? 6 и 6?» Как вы это узнаёте? Правильно ли я поняла, что если одно слагаемое увеличивается на 1, то и сумма увеличивается на 1?

- Зачем нужно уметь быстро складывать любые однозначные числа?

III Применение полученных знаний при сложении многозначных чисел.

  1. с. 123 №159 (по рядам)

Проверка. – Незнайка тоже решал примеры, проверьте, правильно ли он выполнил вычисления. (На доске). – Что бы вы посоветовали повторить Незнайке, чтобы не допускать ошибок?

  1. с.123 № 160 (В парах)

Проверка. – Как вы учили друг друга решать задачи? Какое правило вы использовали при сложении 8 и 5?

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Удалось ли нам сегодня «открыть» новое правило? Кому оно сегодня помогло? Кто сегодня поделиться «секретом» с родителями? Как вы их будете учить?

- Возьмите свою лесенку. Посмотрите, на какой ступеньке вы были вчера? Кто считает, что он сегодня поднялся на ступеньку выше, нарисуйте. Если вы довольны собой, уроком, нарисуйте солнышко.

V. Домашнее задание.

Проверьте себя и научите родителей находить суммы с.123 №158.

МБОУ «Змиёвская средняя школа»

Свердловского района Орловской области

Конспект урока математики во 2 классе

(авт. Э.И.Александрова)

на тему:

«Исследование зависимости цифры в разряде единиц суммы от изменяющегося слагаемого как основы непроизвольного запоминания суммы».

Учитель начальных классов

                       Подделкова Н.А.

Орёл, 2013

а

в

с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Э.И. Александровой

Первый урок по ознакомлению детей с массой....

Урок математики. 4 класс. Автор учебника Л. Г. Петерсон. Тема: Шкала. Цена деления шкалы. (урок с презентацией)

Тема:Шкала. Цена деления шкалы.Цель:уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.Задачи: 1) научить определять цену делен...

Урок математики 1 класс по учебнику Э.И.Александровой

Тема: "Сравнение ёмкостей по объёму"...

Урок математики 1 класс по учебнику Э.И.Александровой

Тема: "Решение уравнений. Закрепление"...

Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур

Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...

Конспект урока математики. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Таблица умножения однозначных чисел. Соответствующие случаи деления"...

конспект урока математики 4 класс по учебнику Л. Петерсон

изучение нового материала в форме урока-путешествия...