Урок математики, "Скорость сближения и скорость удаления", 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
На уроке дети знакомятся с понятиями «скорость сближения» и «скорость удаления», учатся "читать" и строить модели движения, закрепляют умение решать задачи на движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorost_sblizheniya_i_skorost_udaleniya.docx | 50.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА
ТЕМА : СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ И СКОРОСТЬ УДАЛЕНИЯ.
Цели: - образовательные: познакомить с понятиями «скорость сближения» и
«скорость удаления»; закрепить умение читать и строить модели
движения; развивать и закреплять умение решать задачи на движение,
умение составлять обратные задачи; закрепить вычислительные навыки
сложения, вычитания, умножения и деления чисел, а также навыки
вычислительных действий с дробями;
- развивающие: развитие творческих способностей, памяти, умения
мыслить логически грамотно; развитие математической грамотной речи;
- воспитательные: воспитание интереса к математике;
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, начинаем наш очередной урок математики. Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал: (СЛАЙД 2)
« Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю,
воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
- Предлагаю взять эти слова в качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока.
Мы к весне шагаем дружно,
Многое узнать нам нужно!
Но шагаем не спеша,
Ведь зима так хороша!
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
1. Вступительная беседа.
- Ребята, теперь мы с вами знаем, что любое движение можно изобразить на координатном луче.
- Вспомните, пожалуйста, сколько объектов может одновременно двигаться по числовому лучу? Откуда могут начинать свое движение объекты? В каких направлениях могут двигаться объекты? С какой скоростью они могут двигаться?
- Сегодня вою работу в течение урока вы будете оценивать сами. И делать это будете с помощью координатного луча. У каждого из вас есть такой луч. Цена деления равна 1 баллу.
2. Индивидуальная работа. (3 человека)
Задание 1. Заполни таблицу. Напиши формулы, которыми пользовался при решении задач.
s | v | t | Формула | |
I | 45 км/ч | 7 ч | ||
II | 180 м | 5 мин | ||
III | 960 м | 16 м/с | ||
IV | 60 км/ч | 60 мин |
Задание 2. Изобрази движение точек на координатном луче и запиши формулу
движения точек:
- Движение точки А начинается из точки с координатой (6) в правом направлении со скоростью 3 единичных отрезка в час. Движение точки Б начинается из точки с координатой (14) в левом направлении со скоростью 1 единичный отрезок в час. Чему равны координаты этих точек через 1 час, 2 часа?
- Движение точки А начинается из точки с координатой (6) в левом направлении со скоростью 3 единичных отрезка в час. Движение точки Б начинается из точки с координатой (14) в правом направлении со скоростью 1 единичный отрезок в час. Чему равны координаты этих точек через 1 час, 2 часа?
(Взаимопроверка)
2. Фронтальная работа. «Математический диктант»
- Уменьшаемое 130, вычитаемое 111. Найдите разность.
- Делимое 480, делитель 40. Найдите частное.
- На сколько 200 >, чем 184?
- Чему равны 2/3 от числа 27?
- Во сколько раз 320 больше, чем 20?
- Какое число увеличили в 3 раза и получили 57?
- Сумму 95 и 105 разделить на 10.
- 2/5 числа составляют 12. Найдите целое число.
(Проверка по эталону. (СЛАЙД 3))
- В ответах математического диктанта зашифровано слово. Чтобы расшифровать его, нам поможет алфавит русского языка. Каждый ответ соответствует порядковому номеру буквы в алфавите. Выпишите буквы в строчку.
- Что у вас получилось?
- У кого получилось слово «скорость», тот продвигается по лучу на 5 единичных отрезков.
- На какие 2 группы можно разделить числа математического диктанта?
- на четные / нечетные
- на круглые / некруглые;
- Что такое «скорость движения»?
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1. Повторение знаний о типах одновременного движения.
(СЛАЙД 4 – встречное движение)
- Посмотрите на экран.
- Что вы можете сказать о движении Мальвины и Буратино?
- Какое это движение?
- Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу. В какой точке оказались Мальвина и Буратино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу. (Кто заполнил верно, продвигается на 5 единиц, 1-2 ошибки – на 4, 3 и более – на 3)
- Что происходит с расстоянием между объектами?
- На сколько уменьшается расстояние между ними через каждую минуту?
- В какой точке и через сколько минут произошла встреча?
- Сделаем вывод.
(СЛАЙД 5 – движение в противоположных направлениях)
- Посмотрите на экран.
- Что вы можете сказать о движении Синьора Помидора и Чиполлино?
- Какое это движение? Заполним таблицу.
- Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
- В какой точке оказались Синьор Помидор и Чиполлино через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
- Что происходит с расстоянием между объектами?
- На сколько увеличивается расстояние между ними через каждую минуту?
- Произойдет ли встреча?
- Сделаем вывод.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(СЛАЙД 6 – движение вдогонку)
- Посмотрите на экран.
- Что вы можете сказать о движении Крокодила Гены и Чебурашки?
- Какое это движение?
- Из каких точек началось их движение? Заполним таблицу.
- В какой точке оказались Крокодил Гена и Чебурашка через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу.
- Что происходит с расстоянием между объектами? Почему?
- На сколько уменьшается расстояние между ними через каждую минуту?
- В какой точке и через сколько минут произошла встреча?
- Сделаем вывод.
(СЛАЙД 7 – движение с отставанием)
- Посмотрите на экран.
- Что вы можете сказать о движении Пончика и Незнайки?
- Какое это движение?
- Из каких точек началось их движение?
- В какой точке оказались Пончик и Незнайка через 1 минуту, через 2 минуты, через 3 минуты? Заполним таблицу. (Оцените себя на числовом луче.)
- Что происходит с расстоянием между объектами? Почему?
- На сколько увеличивается расстояние между ними через каждую минуту?
- Произойдет ли встреча?
- Сделаем вывод.
2. Введение новых понятий «скорость сближения» и «скорость удаления».
- Если два объекта движутся равномерно по одной прямой с разными скоростями, то расстояние между ними за каждую единицу времени или уменьшается, или увеличивается на одно и то же число единиц.
- Что такое «скорость сближения»? (Это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.)
- Что такое «скорость удаления»? (Это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.)
3. Составление опорных схем.
- Правило вычисления скоростей сближения и удаления для всех случаев одновременного равномерного движения можно показать с помощью опорных схем: (К доске подходит ученик и дописывает недостающую формулу.)
IV. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (с последующей самопроверкой).
1. Решение задач.
– Решим несколько задач и определим, о какой скорости: сближения или удаления идет речь? Чему она равна? А помогут нам в этом герои сказки “Золотой ключик”.
(СЛАЙД 8)
Кот Базилио с лисой Алисой и Буратино разошлись с Поля Чудес в противоположных направлениях со скоростями 6 ед./мин и 25 ед./мин. Как и с какой скоростью изменится расстояние между ними?
(СЛАЙД 9)
По озеру одновременно навстречу друг другу плывут Буратино на кувшинке и черепаха Тортилла. Скорость Буратино 14 ед./ч, а скорость Тортиллы 9 ед./ч. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними?
(СЛАЙД 10)
Карабас Барабас выбежал из харчевни вслед за Буратино со скоростью 3 ед./с. Как изменяется расстояние между Карабасом Барабасом и Буратино, убегающим от него со скоростью 8 ед./с?
(СЛАЙД 11)
Пьеро, сидя на зайце, догоняет Буратино со скоростью 5 ед./с. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними, если Буратино бежит со скоростью 2 ед./с?
Индивидуально:
- Разбойники гонятся за Буратино, который убегает от них со скоростью 19 ед./мин. Как изменяется расстояние между Буратино и разбойниками, если они бегут со скоростью 23 ед./мин.
- Составьте обратную задачу к 1-ой задаче.
- Измените условие 2-ой задачи так, чтобы она решалась “-”.
- Измените условие 4-ой задачи так, чтобы она решалась “+”.
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (самопроверка по эталону)
Для проверки знаний и умений по данной теме учащиеся получили тестовые карточки с заданием “Установите соответствие между схемой задачи и ее решением».
– Рассмотрите схемы задач, определите, о какой скорости движения идет речь (сближения или удаления), соедините с подходящим выражением и вычислите его.
- Оцените себя на числовом луче.
ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Решение задачи учащимися у доски и в тетради.
Стр. 83, № 7- у доски.
2. Стр. 84, № 11 – по вариантам. (взаимопроверка)
VI. ИТОГ УРОКА.
- Подошёл к концу наш урок. О чем сегодня узнали на уроке? Что важно знать, чтобы определить скорость сближения или удаления? Что вам особенно понравилось, запомнилось?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Стр. 82-83, № 2 – 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скорость сближения и скорость удаления
Скорость сближения и скорость удаления...
Конспект урока математикм УМК "Перспектива" 4 класс потеме "Скорость сближения и скорость удаления"
Открытый урок с презентацией в соответствии с ФГОС НОО...
презентация к уроку математики УМК "Перспектива" 4 класс по теме "Скорость сближения и скорость удаления"
Слайды к уроку математики...
Конспект урока и презентация математика 4 класс "Скорость сближения и скорость удаления"
Конспект урока и презентация к нему по программе "Школа 2000" учебнику Л Петерсон для 4 класса .Тема " Скорость сближения и скорость удаления"...
"Скорость сближения и скорость удаления" (УМК "Перспектива")
Тема урока: «Скорость сближения и скорость удаления»Тип урока: урок закрепление нового материала.Цели: Закрепить умение решать задачи с использованием правил вычисления скоростей сближения и удаления ...
Урок математики по теме «Скорость сближения и скорость удаления. Решение задач»
Л.Г. Петерсон. Математика,4 класс, Цель: Отработать ключевые понятия на успешность решения задач «скорость сближения, скорость удаления», повторить виды движения. ...
Урок математики в 4 классе по теме "Скорость сближения и скорость удаления"
-развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи; - развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойс...