Статья «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
статья по математике (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_na_urokah_matematiki.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Тема: «РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ»
Важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса — умение педагога организовать на уроке внимание школьников. Внимательно слушая объяснение, ученик легче воспринимает, понимает, запоминает новый материал и тем самым облегчает свою дальнейшую работу по выполнению соответствующих заданий. Нет ни одной стороны умственной работы, которая осуществлялась бы без волевого напряжения в виде произвольного внимания.
«Внимание!» Как часто учитель обращается к своим ученикам с этим призывом, побуждая их сосредоточиться на том, что он говорит и показывает. Однако одного обращения для этого не всегда бывает достаточно. Как показывает опыт, значение развития произвольного внимания учащихся велико. Для его формирования, с одной стороны, необходима четкая организация урока, подготовка к нему, тщательное продумывание его содержания, методов и форм работы, а с другой — постоянное использование специальных упражнений и заданий для устного счета.
Особенно важно организовать внимание учащихся в начале урока, так как это во многом определяет весь его дальнейший ход. Для мобилизации внимания учащихся в начале урока в 1 классе можно провести игру «Заметь всё».
На наборном полотне в один ряд выставляются 7-8 карточек с изображением либо предметов (домик, мяч, зайчик, матрешка, гриб, пирамида, слон и т.д.), либо геометрических фигур. Учитель предлагает ученикам рассмотреть их за 10 секунд. Затем он убирает карточки, и учащиеся перечисляют, какие предметы или фигуры они запомнили. Далее можно попросить школьников назвать, в какой последовательности были выставлены карточки, можно поменять местами 2-3 карточки и спросить, что изменилось на наборном полотне, а можно убрать одну карточку и попросить описать ее.
С целью предупреждения типичных ошибок при выполнении умножения и деления, связанных с невнимательностью, к которым относятся ошибки на пропуск отдельных операций (4 500 : 9 = 5), смешение арифметических действий (340 · 8 = 348), списывание с доски или учебника и др., можно включить в устный счет специальные упражнения на внимание.
1. На наборном полотне выставляются карточки с цифрами 4, 5, 8, 9, 7, 1, 3, 2. Ученики в течение 6-10 секунд смотрят на них. Затем учитель убирает карточки и задает вопросы: «Какие цифры запомнили? Сколько всего цифр было выставлено на наборном полотне? Какие две первые цифры (три последние)?» и др.
2. Учитель прикрепляет к доске плакат с числами.
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 |
4 | 7 | 10 | 13 | 16 | 19 |
1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 |
— Рассмотрите ряды чисел. Какие числа записаны в первом, втором, третьем рядах? (В первом ряду все числа четные, в третьем — нечетные, а во втором ряду четные числа чередуются с нечетными. В первом и третьем рядах каждое последующее число больше предыдущего на 2 единицы, а во втором ряду — на 3.)
После такого анализа ученики легко воспроизводят эти числа по памяти.
2. Учитель записывает на доске числа, обращая внимание школьников на то, что он написал и сумму чисел первого вертикального ряда.
20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
126 |
— Догадайтесь, как быстро найти суммы чисел в остальных вертикальных рядах.
(Каждое последующее число каждого горизонтального ряда увеличивается на 1. Значит, сумма каждого ряда увеличивается на 5, так как в каждом вертикальном столбике 5 чисел.)
3. Учитель записывает на доске выражения.
76 - 75 74 - 73
75 - 74 73 - 72
— Чем похожи выражения? Какую закономерность они заметили? (Во всех выражениях надо выполнить вычитание двузначного числа из двузначного. Разность в каждом примере равна единице. Вычитаемое первого выражения равно уменьшаемому второго.)
4. Учитель записывает на доске выражения.
120 · 2
(90 + 4) · 3
150 : 5
(60 · 20) · 2
94 · 3
15 · 10 : 5
— Составьте равенства из выражений первого и второго столбиков, не выполняя вычислений до конца.
При решении текстовых задач полезно включать в условие лишнее данное, спросить о том, что уже дано в условии, или пропустить какое-либо важное слово в задаче. Например:
1. Для поливки огорода Витя принес 5 раз по 2 ведра воды и одну лейку. Сколько ведер воды принес Витя?
2. Мама положила на три тарелки яблоки. Сколько яблок положила мама?
3. Девочка купила 10 тетрадей в клетку и 5 тетрадей в линейку. Каждая тетрадь стоит 3 р. Сколько девочка заплатила за тетради в клетку?
В процессе обучения желательно подбирать задания так, чтобы они и соответствовали теме урока, и способствовали развитию внимания. Приведем примеры заданий, способствующих развитию внимания, которые можно использовать при изучении отдельных тем.
Нумерация чисел первого десятка. Числа 1-5
Учитель выставляет на наборном полотне кружки.
— Какие фигуры выставлены? Сколько белых кружков? Сколько маленьких серых кружков? Сколько белых кружков в каждом ряду?
Геометрический материал (прямоугольник, квадрат)
Учитель выставляет на наборное полотно фигуры.
— Сколько прямоугольников? Что у них общее? Чем они различаются? (На рисунке изображено 2 прямоугольника. Каждый прямоугольник разделен на 3 квадрата. В первом прямоугольнике 2 светлых квадрата и 1 темный. Во втором прямоугольнике 1 квадрат темный и 2 светлых. Последовательность светлых и темных квадратов в каждом прямоугольнике разная.)
Четные и нечетные числа
Учитель называет вразбивку числа от 1 до 20. Если ученики слышат четное число, то они хлопают в ладоши 1 раз.
Таблица умножения
1. На доске записаны произведения.
2 · 9 6 · 4 4 · 10
3 · 6 (2 · 4) · 3 5 · 4 · 2
2 · 3 · 3 3 · (2 · 2 · 2) 2 · 2 · 10
(3 · 3) · 2 (2 · 2) · (3 · 2) 8 · 5
— Что вы заметили в каждом столбике? (В каждом столбике записаны произведения двух и трех чисел. В первом столбике каждое произведение равно 18, во втором — 24, в третьем — 40.)
2. Набери числа 15 и 20 в виде суммы произведений.
Нумерация многозначных чисел
1. Учитель записывает на доске числа.
236 070
236 670
236 000
35 999
35 909
35 090
547 005
547 050
547 500
1100
999 999
400 099
— Чем похожи числа в первом, втором и третьем столбиках? Чем они отличаются? Назови соседей каждого числа в четвертом столбике.
2. На доске записано число 672.
— Какие числа можно получить, если поменять местами цифры в этом числе?
Ученикам нравятся упражнения на сравнение и сопоставление, выполнение которых способствует формированию устойчивости внимания.
ЛИТЕРАТУРА
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
- Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, 2009.
- Истомина Н.Б.Методика обучения математике в начальных классах.- М.: 1998.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания – М.: Академия, 2000.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды заданий на развитие внимания на уроках математики
Упражнения по развитию внимания на уроках математики...
Статья "Развитие речи на уроках математики"
Развитие речи для учащихся начальной школы, а особенно для детей речевых классов, является решающим фактором успешного усвоения программного материала по всем предметам, так как наряду с развитием реч...
Статья "Развитие учащихся на уроке математике"
Статья "Развитие учащихся на уроке математике"...
Развитие внимания на уроках математики
Ограниченность времени работы с учителем требует от учащихся быстрого переключения внимания от самостоятельного выполнения задания на другой вид работы. От скорости этого переключения зависит в целом...
Развитие внимания на уроках математики
Выступление на ШМО...
Статья "Развитие речи на уроках математики в начальных классах"
Забота о частоте, правильности, выразительности речи учащихся всегда была общим делом школьных учителей всех предметов. Ведь именно учителя - начиная с первой учите...
Выпускная итоговая работа. ТЕМА: «Дифференцированный подход к развитию внимания на уроке математики в 3 классе у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Курсы ПК «Особенности организации образовательной деятельности детей с ОВЗ»...