Проект Единицы времени
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Вознюк Екатерина Викторовна

Обобщение и расширение знаний учащихся по теме "Единицы времени".Вначале работы над проектом дети разделились на 4 группы исследователей: влияния космоса на время, видов календарей, происхождения названий дней недели, видов часов. По выбранной теме учащиеся готовили доклады для одноклассников, а затем на основе своего доклада придумывали разнообразные задания - лучшие из них вошли в конспект урока. Также группа исследователей видов часов совместно с родителями изготовили огненные часы, которые также использовались на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc103 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt2.71 МБ
Microsoft Office document icon list_uchenika.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока.

Преподаватель: Вознюк Екатерина Викторовна

Предмет: математика

Тема: «Единицы времени».

         Цель: создать условия для обобщения знаний по данной теме.

Задачи:

     Образовательная:

  1. систематизировать знания детей по теме; расширить знания детей о календарном времени; познакомить детей с различными видами часов; закрепить умение детей выполнять действия с величинами

Воспитательная:

  1. прививать у детей стремление рационально использовать время; воспитывать бережное отношение ко времени; развивать внимание, находчивость, логическое мышление
    Развивающая:
  2. способствовать развитию интереса к математике; расширять кругозор, словарный запас учащихся

Продолжительность:  45 мин.

Класс: 4

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 5 г. Всеволожска»

Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point   слайда.

Тип урока:  урок – проект

Средства обучения:  презентация, таблицы - опоры по теме: «Величины»

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

- Отгадав загадку, вы назовёте тему нашего урока.

Оно не ждёт и не стоит,

Оно всегда вперёд бежит,

Все берегут его. Друзья,

Его вернуть, увы, нельзя.    (Время)

- Да, сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах времени.

  1. Актуализация знаний.

1. – Что интересного в ряде чисел?

    5 м          15 см         25 кг             45 ч

(Числа увеличиваются на 10, в разряде единиц у них цифра 5, все числа именованные.)

2. – Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел. (Нельзя сложить, т. к. это значения разных величин.)

3. – Единицы измерения каких величин здесь есть? (длины, площади, массы, времени)

4. – А разве время  является величиной? (Да, время можно измерить и результат измерения выразить числом.)

  1.  Работа по теме урока.

 – Какие единицы измерения времени вы знаете?

        Послушайте, что вам расскажет ученик о единицах времени, и подумайте, на чем основаны современные единицы времени.

1) Доклад о единицах времени.

Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. С давних времен основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки, равные периоду обращения Земли вокруг своей оси. Для измерения более длинных интервалов времени используются единицы измерения год, месяц и неделя, состоящие из целого числа суток. Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365 дней), месяц – периоду полной смены фаз Луны. Так как период обращения Земли не равен целому числу суток, для более точной синхронизации календаря с движением Земли используют високосные года, продолжительностью 366 дней. Год делится на 12 календарных месяцев разной продолжительности, длительность которых зависит от периода обращения Луны вокруг Земли.

- Итак, на чем основаны современные единицы времени? А в старину?

- А теперь ребята предлагают вам решить задачу:

Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Его полёт на корабле «Восток» длился 1 час 48 минут.

          На  сколько первый полёт в космос был короче полного оборота Земли вокруг своей оси?

2) Работа с календарём.

           - Через 43 дня у нас в классе произойдёт очень интересное событие. Какого числа и какого месяца оно будет? (затруднение)

           - Что нам может помочь ответить на этот вопрос? (календарь)

           -  Сейчас ученик вам расскажет об истории календаря, а вы узнаете, чьим именем  назван современный календарь.

Сообщение о календаре.

            Григорианский календарь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 года в григорианском календаре нет). Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю, по которому определялась дата Пасхи. Григорианский календарь намного точнее юлианского, он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

             - Как называется современный календарь? Почему? Почему этот календарь заменил юлианский?

             - А сейчас ребята предлагают вам поработать с календарём, приготовьте, пожалуйста свои карманные календарики.

             Осенние каникулы начались 30 октября и закончились 8 ноября. Сколько дней длились каникулы?

             Зимние каникулы начнутся 29 декабря. Сколько дней осталось учиться до каникул?

             В какой день недели в этом году начался учебный год?

             В какой день недели мы будем отмечать Новый год?

Задача.

             Летние каникулы продолжаются 3 месяца: июнь, июль, август. Сколько дней продолжаются Летние каникулы?

            - Итак, календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для планирования будущего, позволяет помнить о важных датах, и для многих других целей.

             - В календаре перечислены все месяцы года в правильном порядке. Назовите их. (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

             - А всегда ли так назывались месяцы?

Сообщение о месяцах.

            Раньше, чем к нам пришли современные названия месяцев, на Руси использовались другие.

Январь – просинец,

Февраль – бокогрей,

Март – протальник,

У этих слов значение более прозрачно для понимания. Мы и сейчас можем предположить, почему они получили именно это название, а не другое. Как вы считаете?

Апрель – березень,

Май – травник,

Июнь – разноцвет,

    - Почему он так назван?

Июль – страдник,

Август – серпень,

Сентябрь – хмурень,

Октябрь – листопад,

     - А это название вам понятно?

Ноябрь – грудень,

Декабрь – студень.

  1. Неделя.

             - Скажите, а из чего состоит каждый месяц? (из полных 4 недель)

             - Что такое неделя?

             - Перечислите дни недели. (понедельник, вторник, среда, четверг,                                        пятница, суббота, воскресенье)

             - Давайте послушаем, откуда произошли такие названия. А вы внимательно слушайте и запоминайте.

Сообщение о днях недели.

             Неделя для нас – это промежуток времени в 7 дней. А раньше словом неделя называли день, когда «нет дел» или ничего «не делать». С этого дня и начиналась неделя. Следующий день назвали понедельник, то есть после недели. За ним шёл второй день или вторник. Следующий день был серединой недели, поэтому его назвали средой. Четвёртый день стал четвергом, а пятый – пятницей. Суббота произошла от слова «сабат», что обозначает конец всяких дел или последний  трудовой день. Со временем под влиянием религии старое название первого дня «неделя» было заменено церковным воскресеньем, связанное с мифологическим воскресением Иисуса Христа.

           

 - Проверим, как вы все хорошо запомнили.  Ребята предлагают вам решить кроссворд.

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

2. Четвёртый день недели.

3. Пятый день недели.

4. Середина недели.

По вертикали:

1. Второй день недели.

3. День после «недели».

4. Последний трудовой день.

  1. Приборы измеряющие время.

             - Ребята, а с помощью какого прибора измеряют время? (часы)

             - Давайте послушаем, какие бывают часы.

Сообщение с видах часов.

             Чтобы измерять время люди придумали часы. До того как изобрели часы, люди определяли время по солнцу: с восходом солнца они просыпались, а с закатом ложились спать. Солнечные часы появились одними из первых. Вместо стрелок использовали стержень. Земля вращается, а тень от стержня ползёт по размеченному циферблату. Но такие часы работают только в солнечный день. Существовали и сейчас существуют песочные часы. Суть песочных часов состоит в том, что определённое количество песка заключено в стеклянной конусной колбе. Песок пересыпается в другую такую же колбу за определённое время. По такому же принципу работали водные часы. С появлением механизмов люди изобрели механические часы. Основная деталь этих часов сжатая пружина, маятник и набор колёсиков с зубчиками. Циферблат этих часов поделён на 12 частей или часов. Разжимаясь пружина приводит механизм в действие и стрелки вращаются по кругу. Маленькая стрелка показывает часы, а большая минуты.

- А каких часах рассказали ребята?

              Выполнив задание, вы узнаете, как называются водяные часы.

  Заполните пропуски:

А 5 мин  32 с = …с       Л 72 ч = …сут.                     П 862г.= …в.

Е 500 лет = … в.           Д 4 г. = …мес.                     С 1147 г. = …в.

К 120 мин = …ч            Р  2 сут.  3 ч = …ч              И 1941г. = …в.

2

3

5

9

12

20

48

51

332

             - Что за слово у вас получилось? (клепсидр)

             - Но на свете есть ещё одни часы, давайте послушаем про них. Подумайте, удобно ли пользоваться такими часами?

Сообщение о цветочных часах.

             Еще в природе существуют «цветочные» часы. Идея создания «цветочных» часов существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживали на клумбах и использовали в качестве часов, но такие часы работают правильно только в ясную, солнечную погоду. В пасмурные дни они начинают врать. Пользоваться «цветочными» часами можно, лишь хорошо изучив растительность своей местности.

- Хотели бы вы себе такие часы? Кстати, такие часы можно сделать в саду самим. А как ими пользоваться, мы сейчас научимся.

Задание.

- На картинке даны цветочные часы. Каждый цветок занимает определённое место на циферблате. Чем можно заменить цветы? (цифрами)

- На соседней картинке даны зашифрованные числа, попробуйте их расшифровать. Что для этого нужно сделать? (заменить цветок цифрой)

- Получившиеся числа разложите на сумму разрядных слагаемых.

- Это задание мы будем делать по времени, а следить за временем я буду по этим часам. Как вы думаете, что помогает этим часам работать? (огонь)

- Как же тогда называются эти часы? (огненные)

- Правильно. Каждая чёрточка отделяет 3 минуты горения свечи, я даю вам на работу 6 минут. До какой чёрточки должна догореть свечка? (до второй)

- Начинаем работать.

  1. Итог урока.

             -  О чём сегодня говорили на уроке? Что нового узнали?

             - Какие единицы измерения времени вы знаете? (Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)

Мы знаем, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои.

А иногда оно течёт

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют ваши сутки.

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки,

И очень краткие часы.

- Как вы думаете, для чего я вам прочитала это стихотворение?

(Нужно бережно относиться ко времени. И меньше времени уделять пустякам.)

  1. Рефлексия.

             - Закончите предложения:

Я научился на уроке………………..

На уроке мне понравилось… … …

Урок привлек меня тем………..

Мне показался интересным………..

Заставил задуматься…………


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Лист ученика.

  1. Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Его полёт на корабле «Восток» длился 1 час 48 минут. На сколько первый полёт в космос был короче полного оборота Земли вокруг своей оси?


Ответ:__________________________________________________________

  1. Летние каникулы продолжаются 3 месяца: июнь, июль, август. Сколько дней продолжаются Летние каникулы?


Ответ:_______________________________________________________

  1. Кроссворд.

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

2. Четвёртый день недели.

3. Пятый день недели.

4. Середина недели.

По вертикали:

1. Второй день недели.

3. День после «недели».

4. Последний трудовой день.

  1. Заполните пропуски:

А 5 мин  32 с = …с                 Л 72 ч = …сут.                     П 862г.= …в.

Е 500 лет = … в.                     Д 4 г. = …мес.                     С 1147 г. = …в.

К 120 мин = …ч                      Р  2 сут.  3 ч = …ч              И 1941г. = …в.

2

3

5

9

12

20

48

51

332

  1. Разложите числа на сумму разрядных слагаемых

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.

Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...

Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"

Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать  ди...

Конспект урока по математике Измерение времени. Единицы времени

Данный материал представляет собой конспект урока по математике по теме "Измерение времени. Единицы времени"...

Конспект урока по математике "Единица времени-век.Таблица единиц времени"

Цель урока: познакомить с единицей времени – веком.Задачи урока:- развивать умение преобразовывать крупные единицы измерения времени в мелкие и наоборот, выполнять вычисления  с именованным...

Конспект урока математики по теме " Единицы времени – век. Таблица единиц времени"

Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени. Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные выч...