Проект Единицы времени
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Обобщение и расширение знаний учащихся по теме "Единицы времени".Вначале работы над проектом дети разделились на 4 группы исследователей: влияния космоса на время, видов календарей, происхождения названий дней недели, видов часов. По выбранной теме учащиеся готовили доклады для одноклассников, а затем на основе своего доклада придумывали разнообразные задания - лучшие из них вошли в конспект урока. Также группа исследователей видов часов совместно с родителями изготовили огненные часы, которые также использовались на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.doc | 103 КБ |
prezentaciya1.ppt | 2.71 МБ |
list_uchenika.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока.
Преподаватель: Вознюк Екатерина Викторовна
Предмет: математика
Тема: «Единицы времени».
Цель: создать условия для обобщения знаний по данной теме.
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать знания детей по теме; расширить знания детей о календарном времени; познакомить детей с различными видами часов; закрепить умение детей выполнять действия с величинами
Воспитательная:
- прививать у детей стремление рационально использовать время; воспитывать бережное отношение ко времени; развивать внимание, находчивость, логическое мышление
Развивающая: - способствовать развитию интереса к математике; расширять кругозор, словарный запас учащихся
Продолжительность: 45 мин.
Класс: 4
Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 5 г. Всеволожска»
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point слайда.
Тип урока: урок – проект
Средства обучения: презентация, таблицы - опоры по теме: «Величины»
Ход урока.
- Орг. Момент.
- Отгадав загадку, вы назовёте тему нашего урока.
Оно не ждёт и не стоит,
Оно всегда вперёд бежит,
Все берегут его. Друзья,
Его вернуть, увы, нельзя. (Время)
- Да, сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах времени.
- Актуализация знаний.
1. – Что интересного в ряде чисел?
5 м 15 см 25 кг 45 ч
(Числа увеличиваются на 10, в разряде единиц у них цифра 5, все числа именованные.)
2. – Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел. (Нельзя сложить, т. к. это значения разных величин.)
3. – Единицы измерения каких величин здесь есть? (длины, площади, массы, времени)
4. – А разве время является величиной? (Да, время можно измерить и результат измерения выразить числом.)
- Работа по теме урока.
– Какие единицы измерения времени вы знаете?
Послушайте, что вам расскажет ученик о единицах времени, и подумайте, на чем основаны современные единицы времени.
1) Доклад о единицах времени.
Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. С давних времен основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки, равные периоду обращения Земли вокруг своей оси. Для измерения более длинных интервалов времени используются единицы измерения год, месяц и неделя, состоящие из целого числа суток. Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365 дней), месяц – периоду полной смены фаз Луны. Так как период обращения Земли не равен целому числу суток, для более точной синхронизации календаря с движением Земли используют високосные года, продолжительностью 366 дней. Год делится на 12 календарных месяцев разной продолжительности, длительность которых зависит от периода обращения Луны вокруг Земли.
- Итак, на чем основаны современные единицы времени? А в старину?
- А теперь ребята предлагают вам решить задачу:
Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Его полёт на корабле «Восток» длился 1 час 48 минут.
На сколько первый полёт в космос был короче полного оборота Земли вокруг своей оси?
2) Работа с календарём.
- Через 43 дня у нас в классе произойдёт очень интересное событие. Какого числа и какого месяца оно будет? (затруднение)
- Что нам может помочь ответить на этот вопрос? (календарь)
- Сейчас ученик вам расскажет об истории календаря, а вы узнаете, чьим именем назван современный календарь.
Сообщение о календаре.
Григорианский календарь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 года в григорианском календаре нет). Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение дня весеннего равноденствия по отношению к юлианскому календарю, по которому определялась дата Пасхи. Григорианский календарь намного точнее юлианского, он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.
- Как называется современный календарь? Почему? Почему этот календарь заменил юлианский?
- А сейчас ребята предлагают вам поработать с календарём, приготовьте, пожалуйста свои карманные календарики.
Осенние каникулы начались 30 октября и закончились 8 ноября. Сколько дней длились каникулы?
Зимние каникулы начнутся 29 декабря. Сколько дней осталось учиться до каникул?
В какой день недели в этом году начался учебный год?
В какой день недели мы будем отмечать Новый год?
Задача.
Летние каникулы продолжаются 3 месяца: июнь, июль, август. Сколько дней продолжаются Летние каникулы?
- Итак, календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для планирования будущего, позволяет помнить о важных датах, и для многих других целей.
- В календаре перечислены все месяцы года в правильном порядке. Назовите их. (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
- А всегда ли так назывались месяцы?
Сообщение о месяцах.
Раньше, чем к нам пришли современные названия месяцев, на Руси использовались другие.
Январь – просинец,
Февраль – бокогрей,
Март – протальник,
У этих слов значение более прозрачно для понимания. Мы и сейчас можем предположить, почему они получили именно это название, а не другое. Как вы считаете?
Апрель – березень,
Май – травник,
Июнь – разноцвет,
- Почему он так назван?
Июль – страдник,
Август – серпень,
Сентябрь – хмурень,
Октябрь – листопад,
- А это название вам понятно?
Ноябрь – грудень,
Декабрь – студень.
- Неделя.
- Скажите, а из чего состоит каждый месяц? (из полных 4 недель)
- Что такое неделя?
- Перечислите дни недели. (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
- Давайте послушаем, откуда произошли такие названия. А вы внимательно слушайте и запоминайте.
Сообщение о днях недели.
Неделя для нас – это промежуток времени в 7 дней. А раньше словом неделя называли день, когда «нет дел» или ничего «не делать». С этого дня и начиналась неделя. Следующий день назвали понедельник, то есть после недели. За ним шёл второй день или вторник. Следующий день был серединой недели, поэтому его назвали средой. Четвёртый день стал четвергом, а пятый – пятницей. Суббота произошла от слова «сабат», что обозначает конец всяких дел или последний трудовой день. Со временем под влиянием религии старое название первого дня «неделя» было заменено церковным воскресеньем, связанное с мифологическим воскресением Иисуса Христа.
- Проверим, как вы все хорошо запомнили. Ребята предлагают вам решить кроссворд.
1 | ||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
| ||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
| ||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
4 |
|
|
|
| ||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
По горизонтали:
2. Четвёртый день недели.
3. Пятый день недели.
4. Середина недели.
По вертикали:
1. Второй день недели.
3. День после «недели».
4. Последний трудовой день.
- Приборы измеряющие время.
- Ребята, а с помощью какого прибора измеряют время? (часы)
- Давайте послушаем, какие бывают часы.
Сообщение с видах часов.
Чтобы измерять время люди придумали часы. До того как изобрели часы, люди определяли время по солнцу: с восходом солнца они просыпались, а с закатом ложились спать. Солнечные часы появились одними из первых. Вместо стрелок использовали стержень. Земля вращается, а тень от стержня ползёт по размеченному циферблату. Но такие часы работают только в солнечный день. Существовали и сейчас существуют песочные часы. Суть песочных часов состоит в том, что определённое количество песка заключено в стеклянной конусной колбе. Песок пересыпается в другую такую же колбу за определённое время. По такому же принципу работали водные часы. С появлением механизмов люди изобрели механические часы. Основная деталь этих часов сжатая пружина, маятник и набор колёсиков с зубчиками. Циферблат этих часов поделён на 12 частей или часов. Разжимаясь пружина приводит механизм в действие и стрелки вращаются по кругу. Маленькая стрелка показывает часы, а большая минуты.
- А каких часах рассказали ребята?
Выполнив задание, вы узнаете, как называются водяные часы.
Заполните пропуски:
А 5 мин 32 с = …с Л 72 ч = …сут. П 862г.= …в.
Е 500 лет = … в. Д 4 г. = …мес. С 1147 г. = …в.
К 120 мин = …ч Р 2 сут. 3 ч = …ч И 1941г. = …в.
2 | 3 | 5 | 9 | 12 | 20 | 48 | 51 | 332 |
- Что за слово у вас получилось? (клепсидр)
- Но на свете есть ещё одни часы, давайте послушаем про них. Подумайте, удобно ли пользоваться такими часами?
Сообщение о цветочных часах.
Еще в природе существуют «цветочные» часы. Идея создания «цветочных» часов существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживали на клумбах и использовали в качестве часов, но такие часы работают правильно только в ясную, солнечную погоду. В пасмурные дни они начинают врать. Пользоваться «цветочными» часами можно, лишь хорошо изучив растительность своей местности.
- Хотели бы вы себе такие часы? Кстати, такие часы можно сделать в саду самим. А как ими пользоваться, мы сейчас научимся.
Задание.
- На картинке даны цветочные часы. Каждый цветок занимает определённое место на циферблате. Чем можно заменить цветы? (цифрами)
- На соседней картинке даны зашифрованные числа, попробуйте их расшифровать. Что для этого нужно сделать? (заменить цветок цифрой)
- Получившиеся числа разложите на сумму разрядных слагаемых.
- Это задание мы будем делать по времени, а следить за временем я буду по этим часам. Как вы думаете, что помогает этим часам работать? (огонь)
- Как же тогда называются эти часы? (огненные)
- Правильно. Каждая чёрточка отделяет 3 минуты горения свечи, я даю вам на работу 6 минут. До какой чёрточки должна догореть свечка? (до второй)
- Начинаем работать.
- Итог урока.
- О чём сегодня говорили на уроке? Что нового узнали?
- Какие единицы измерения времени вы знаете? (Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)
Мы знаем, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои.
А иногда оно течёт
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют ваши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки,
И очень краткие часы.
- Как вы думаете, для чего я вам прочитала это стихотворение?
(Нужно бережно относиться ко времени. И меньше времени уделять пустякам.)
- Рефлексия.
- Закончите предложения:
Я научился на уроке………………..
На уроке мне понравилось… … …
Урок привлек меня тем………..
Мне показался интересным………..
Заставил задуматься…………
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Лист ученика.
- Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Его полёт на корабле «Восток» длился 1 час 48 минут. На сколько первый полёт в космос был короче полного оборота Земли вокруг своей оси?
Ответ:__________________________________________________________
- Летние каникулы продолжаются 3 месяца: июнь, июль, август. Сколько дней продолжаются Летние каникулы?
Ответ:_______________________________________________________
- Кроссворд.
1 | ||||||||||||
2 |
|
|
|
|
|
| ||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
| ||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
4 |
|
|
|
| ||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
По горизонтали:
2. Четвёртый день недели.
3. Пятый день недели.
4. Середина недели.
По вертикали:
1. Второй день недели.
3. День после «недели».
4. Последний трудовой день.
- Заполните пропуски:
А 5 мин 32 с = …с Л 72 ч = …сут. П 862г.= …в.
Е 500 лет = … в. Д 4 г. = …мес. С 1147 г. = …в.
К 120 мин = …ч Р 2 сут. 3 ч = …ч И 1941г. = …в.
2 | 3 | 5 | 9 | 12 | 20 | 48 | 51 | 332 |
- Разложите числа на сумму разрядных слагаемых
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. Единицы времени. Минута. Соотношение между единицами времени.
Цели урока:воспитание познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, культуры мышления, речи, поведения;воспитание заботы о своём здоровье;развитие навыков самостоятельной работы, са...
Конспект урока по математике 4 класс "Единицы времени - век. таблица единиц времени"
Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать ди...
«Время. Единицы времени. Определение времени по часам.»
Математика по УМК «Школа 21 века»...
Конспект урока по математике Измерение времени. Единицы времени
Данный материал представляет собой конспект урока по математике по теме "Измерение времени. Единицы времени"...
Конспект урока по математике "Единица времени-век.Таблица единиц времени"
Цель урока: познакомить с единицей времени – веком.Задачи урока:- развивать умение преобразовывать крупные единицы измерения времени в мелкие и наоборот, выполнять вычисления с именованным...
Конспект урока математики по теме " Единицы времени – век. Таблица единиц времени"
Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени. Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные выч...