Урок математики в 1 классе. Развивающая система Л.Занкова
план-конспект урока (математика, 1 класс) на тему

Урок проводился в рамках сетевого семинара-практикума по теме

 «Современный урок в рамках деятельностного подхода  в свете реализации новых ФГОС НОО"  .

Тема урока: Знакомство с  действием сложения чисел.

Дидактическая цель:

создать условия для формирования умений выполнять действие сложения,

выполнять записывать  действия сложения  с помощью математических знаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika._1_klass.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 1  классе.

Развивающая система Л.Занкова.

Учитель  Салина Л.А.

Урок проводился 28.11.12г.

 в рамках сетевого семинара-практикума

для учителей Колпашевского района по теме

 «Современный урок в рамках деятельностного подхода

 в свете реализации новых ФГОС НОО»

Тема урока: Знакомство с  действием сложения чисел.

Дидактическая цель: создать условия для формирования умений выполнять действие сложения, записывать результаты действия сложения  с помощью математических знаков.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. учить выполнять операцию объединения множеств;
  2. формировать навык  отличать  натуральный ряд чисел;
  3. учить решать простейшие задачи на сложение (объединение) двух множеств;

2.Развивающие:

  1. развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;
  2. развивать наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
  3. развивать познавательную активность, потребность в знаниях,
  4. формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.

3.Воспитательные:

  1. воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
  1. воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
  2. воспитывать целеустремлённость.

Тип урока: конструирование способа действий.

Планируемый результат обучения:

Развитие универсальных учебных  действий. (УУД).

 Осознанное применение обучающимися действия сложения .

Познавательные УУД:

-умение строить  речевое высказывание в  устной  и      письменной  формах;

-использование  знаково-символических  средств;

-умение  делать выводы в результате анализа и синтеза  мыслительных операций;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

-анализ объектов с целью выделения признаков  (существенных,   и несущественных);

-синтез как составление целого из частей, самостоятельное  достраивание, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

-прогнозирование – предвосхищение результата;

-развитие самостоятельной  поисковой деятельности и  творческих возможностей;

-осуществление пошагового продвижения от наблюдений  к  обобщению;

-умение анализировать и исправлять ошибки;

-осуществление контроля по результату.

 Коммуникативные УУД;

-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение    способов взаимодействия;

-формирование собственного мнения;

-использование речи для регуляции своего действия;

-умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:

-способность к самооценке;

-наличие учебно-познавательной мотивации;

-ориентация на бережное отношение к окружающему миру;

Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая,  технология проблемного обучения, технология деятельностного метода.

Методы обучения: репродуктивный метод,  частично-поисковый метод.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме «Сложение и вычитание».

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.

Оборудование: мультимедийный комплекс, индивидуальные счетные наборы «Кораблик», учебник математики И.И. Аргинской «Математика», счётные палочки.

Технологическая карта изучения темы

«Знакомство с  действием сложения чисел».

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Планируемые результаты

1 этап Организационный момент









1. Проговаривание стихотворения:

- Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали:

Хорошо ли мы умеем

И писать и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного


Хором:

-Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.














Разделиться на пары.


- Команды занимают яхты согласно своим номерам.




















Ученик находит значение  слова экспедиция в большой энциклопедии. ( Работа с компьютером). Энциклопедия – слово многозначное т.к. имеет 4 значения. Нас интересует 3 значение. Экспедиция – поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием (исследовательским).

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима морозом в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
 























У нас сегодня будет необычный урок.

Мы отправимся в экспедицию  на  остров. Путешествие будет проходить на двухместных яхтах.

Всем участникам экспедиции необходимо занять яхты. Но прежде каждому участнику нужно найти свою пару.



- Командам занять яхты согласно  номерам!



-Новое слово экспедиция. А что оно обозначает, давайте найдём в толковом словаре большой энциклопедии Кирилла и Мефодия   лексическое значение этого слова.





-Начальником  экспедиции буду я.

-Задание для экспедиции исследовать остров под кодовым названием «Математикус»,  получить новые знания

-Вас заинтересовало задание, которое нам необходимо выполнить,  тогда в путь!

Но прежде узнаем лексическое значение нового слова.





































Слайд №1.




Слайд № 2.Игра «Найди пару»

У мальчиков в руках карточка с числом, у девочек – карточка с рисунком.

По сигналу рынды командам занять свои места.





Слайд №3. - Найдите в толковом словаре большой энциклопедии Кирилла и Мефодия   лексическое значение этого слова.



 













Слайд №4


Сотрудничество с учителем и сверстниками – определение    

           способов взаимодействия (Коммуникативные УУД)
































Умение использовать  знаково-символические  средства

(Познавательные УУД)















Развитие самостоятельной  поисковой деятельности и  творческих

       возможностей.

      (Регулятив

       ные УУД)                          




Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя компьютер, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД).




цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.

2 этап Актуализация знаний


Ответы показывают цифрами.  




Один ученик работает у доски.








Вывод. Определение натурального ряда чисел.

(Это натуральный ряд чисел. Первое свойство натурального ряда чисел - каждое последующее число больше предыдущего на один, второе свойство – натуральный ряд чисел начинается с 1, натуральный ряд чисел бесконечен.)


















Под музыку выполняют физминутку











Итак: первое задание экипажам: узнать какая рыба водится в водах этого моря. Наловите рыбы.

 Прошу следовать моим указаниям. Ответы показываем веером цифр.







На классной доске в ряд числа:        Слайд № 6.           1 2 3 4 5 6 7 
– Сколько потребовалось цифр для записи каждого числа?

Можно ли данную запись назвать натуральным рядом чисел?
– У меня на доске правильная запись? (нет)
– Почему? (надо поставить …)
– Что означают …?
– Назовите признаки натурального ряда чисел (начинается с 1, каждое число больше предыдущего на 1).
– На какую геометрическую фигуру похож натуральный ряд чисел? (на луч)
– Почему? (есть начало, нет конца)
– Что такое луч? (отрезок, у которого есть начало, но нет конца)

-Ребята, какую рыбу вы наловили?









Слайд № 5. Игра «Наловите рыбы».

– С какого числа начинается натуральный ряд? (1)
– Какое число следует при счете за 1? (2)
– Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
– Какое число стоит перед числом 5? (4)
– Какое число больше 4 на 1? (5)
– Какое число меньше 8 на 2? (6)
– Назовите число, которое при счёте мы называем перед числом  8? (7)














Слайд № 7

Физкультминутка.                   Над волнами чайки кружат,  Полетим за ними дружно.  Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою! (взмахи руками)              Мы теперь плывём по морю                                    И резвимся на просторе.  Веселее загребай                 И дельфинов догоняй.  (движение руками, выполняемые при плавании) 

 Оформлять свои мысли в устной и письменной  

форме (Коммуникативные УУД)





Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).




Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться

(Коммуникативные УУД).



Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

цель: 

- организовать актуализации умений распознавать натуральный ряд чисел;

- знать признаки натурального ряда чисел;

 -знаний конкретного смысла понятия множество;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия.



























3 этап

Динамическая

пауза

4 этап Изучение нового материала

  








Дети срывают цветы в букет. Один красные цветы срывает, другой – жёлтые.


Упаковывают букет в коробку.


Когда что-нибудь объединяют, соединяют, нужно совершить действие сложения


Высказывают свои версии.
















Слайд № 11


- Запись на доске

   4 + 5 = 9







    5 + 4 = 9







«Сложение – одна из операций  в разделе математики, позволяющая объединить два объекта»

Итак, мы благополучно добрались до  острова .  Давайте бросим якорь. Ребята, посмотрите, какая красота!

-Давайте привезём с острова Математикус  немного чудесных  цветов в школу. Что для этого сделаем?

-Что у вас в руках? (букет).

-Чтобы цветы  не помять в дороге, положите их в коробочку

-Сколько красных тюльпанов положили в букете?

-Сколько жёлтых тюльпанов в букете?

-Сколько цветов в букете?

-Какое действие вы сейчас выполняли? (сложение)

- С помощью какого действия можно ответить на вопрос, сколько цветов в букете?

-Какой знак мы будем использовать для записи нашего действия? ( В математике есть такой знак, которым мы соединяем числа – это (пишу на доске) «+».)

Этот знак  ещё в средние века  придумал учёный немецкой математической школы. Этим знаком пользуются до сих пор.


-Запишите,   какие числа нужно сложить, чтобы узнать количество цветов в букете?


 - Что означает знак = в моей записи? (знак равенства левой и правой части)


- Можно ли по-другому записать какие числа нужно сложить, чтобы узнать количество цветов в букете?


- Какое новое действие мы выполняли?

- Что говорится в толковом словаре о значении этого слова?

-В каких случаях в жизни мы выполняем действие сложения?

Слайд № 8





Слайд № 9

На воображаемом острове растут цветы, тюльпаны двух цветов.

Соберите цветы в букет.















































В толковом словаре найти лексическое значение слова  сложение.






 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) 




Умение  делать выводы в результате анализа и синтеза  мыслительных операций

(ПознавательныеУУД)


Развитие самостоятельной  поисковой деятельности и  творческих возможностей

     (Регулятивные)

                                                                                             



Умение аргументировать свою позицию, свой ответ. (Коммуникативные УУД)



               

цель: 

-создать условия для получения детьми  самостоятельного вывода о конкретном смысле действия сложения

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

5этап Закрепление изученного материала

Учебная цель: закрепить понятия «действие сложения», организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи, умения складывать





-Двое обучающихся (девочка  мальчик) собирают ракушки и складывают в коробочку.



Работа в парах.


- Остальные ребята выполняют это задание с помощью «Математических корабликов»

Работа в парах.


-Мы снова у моря. Предлагаю взять с собой  морские  ракушки. Посмотрите сколько их!




-Сколько ракушек положила в коробочку девочка? Запишите.

-Сколько ракушек положил в коробочку мальчик? Запишите.

- С помощью какого действия можно узнать общее количество ракушек?

Запишите.

-Какое действие вы сейчас выполняли? (сложение)


-Дети собирают ракушки, складывают их в коробочку.

Сотрудничество с учителем и сверстниками – определение    

     способов    

  взаимодействия;

-формирование собственного мнения. (Коммуникативные УУД).







6 этап.

Самостоятельная работа.

Ребята выполняют задания с «Математическими корабликами» индивидуально. Записывают выражения.

4 + 3 = 7

3 + 4 = 7



Самооценка.










 

   Мы возвращаемся в порт.  



- С помощью какого действия можно узнать общее число фишек?

-Соедините множества.

-Какое число получится в результате сложения?

-Запишите все возможные выражения к данному действию.



- Сверим маршруты. Воспользуемся документ камерой.   От маршрута никто не отклонился. Все яхты верно держат курс.














 «Математические кораблики»

Положите слева 4 синих фишки, справа 3 красных фишки.






-













 


Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


 





Учебная цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

7 этап

 Итог урока. Рефлексия.

Дают ответ с помощью «светофорика»







 Наша экспедиция подошла к концу. Слайд № 12

-Где вы сегодня побывали?

-Какое новое математическое  действие вы выполняли?

– При помощи какого знака мы записываем  это действие?

-Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно, поднимите зелёный квадратик.

-Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, кто  ошибался, но ошибки понял и исправил, поднимите  жёлтый квадрат.

 -У кого была тревога на уроке, не мог справиться с заданиями? Поднимите красный квадратик.

- Как вы считаете, мы с заданием справились? 

 

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (ПознавательныеУУД)

 Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по математике, 3 класс Развивающая система Занкова

урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...

План-конспект урока по математике, 3 класс.Развивающая система Занкова

урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...

Тематическое планирование по математике 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова

Тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по математике, программы И. И. Аргинской «Математика». Рабочая программа по математике рассчитана на 140 часов (35 неде...

Диагностические работы по математике. 1 класс. Развивающая система Л.В.Занкова

Данные диагностические упражнения позволяют добиваться отработки и усвоения учащимися вычислительных навыков, знания основных вопросов по изучаемым темам программы 1 класса....

Урок математики 2 класс, развивающая система Л.В.Занкова.

Урок математики для учеников 2 класса по теме: "Составляем и решаем задачи. Математический калейдоскоп."...

Календарно- тематическое планирование . Математика .4 класс. Развивающая система Л.В. Занкова.

Календарно- тематическое планирование . Математика .4 класс. Развивающая система Л.В. Занкова....

Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...