Урок математики
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике (3 класс)
Тема урока: «Деление с остатком».
Тип урока: урок введения нового знания (=понятия).
Цели урока: | 1. рассмотреть деление с остатком и его графические модели; |
2. закреплять изученные вычислительные приемы внетабличного умножения и деления; | |
3. развивать память, логическое мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности, положительную учебную мотивацию. |
Структура урока.
- Оргмомент.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- «Открытие» детьми нового знания.
- Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.
- Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Повторение и закрепление ранее изученного материала.
- Рефлексия (подведение итогов урока).
- Творческое домашнее задание.
Ход урока.
I. Оргмомент.
- Ребята, сегодня на урок математики к нам пришли гости, мои коллеги. Они хотят посмотреть, как мы научились считать, думать, работать и вести себя во время такого интересного урока. Поздоровайтесь с гостями! Тихо сели.
- Начать урок я бы хотела со слов Антуан де Сент Экзюпери: «Все взрослые, когда-то были детьми». А вы, ребята, любите фантазировать, а сочинять? Наверное, вам хотелось бы хоть ненадолго побыть взрослыми? Так пусть же сегодня на уроке математике произойдет самое обыкновенное чудо, и мы превратимся в исследователей. Кто такие исследователи? Кто скажет?
(Справка из толкового словаря Ожегова.)
исследователи
н/д исследование – научный труд
исследовать – подвергать научному исследованию
II. Актуализация знаний.
- Открыли тетради. Записали число, классная работа.
- Представьте число 10.
- 2 клетки вниз гимнастика для ума. Математический диктант «Торопись, да не ошибись».
1. Уменьши 16 в 4 раза. | 1. Уменьши 27 в 9 раз. |
2. Найди частное 18 и 9. | 2. Найди частное 42 и 7. |
3. Делимое 24, делитель 8.Частное? | 3. Делимое 12, делитель 6. Частное? |
4. Самое маленькое однозначное число. | 4. Самое маленькое однозначное число. |
5. Произведение чисел 56, первый множитель 8. Чему равен другой множитель? | 5. Произведение чисел 72, первый множитель 9. Чему равен другой множитель? |
6. Брат младше сестры в 2 раза. Сестре 8 лет. Сколько лет брату? | 6. 6 л сока разлили в 2-ух литровые банки поровну. Сколько банок получилось? |
Самопроверка по эталону.
42 : 3 36 : 2
17 * 4 18 * 3
- Выполните действия и найдите значения выражений. (Проверка. Оценивание своей работы на полях.)
Физминутка.
Мы считали и устали,
А теперь все дружно встали.
Мы немножко отдохнем
А потом считать начнем.
III. Постановка учебной задачи.
IV. «Открытие» детьми нового знания.
- Ребята, вам знакома считалка: Мы делили апельсин, много нас, а он один».
- Досчитайте считалку до конца и ответьте на вопрос – почему рассердился волк?
Эта долька – для ежа, стрижа, для утят, для котят, бобра. А для волка – кожура!
Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!
- На сколько долек разделили апельсин? (На 5 долек.) Как догадались? По сколько долек получил каждый?
: 5 = 1
5 : 5 = 1
- Вспомните, как называются числа при делении. Назовите делимое, делитель, частное.
У меня есть мандарин.
Но много девочек у нас,
А он – один!
- Мальчики, подскажите, как мне разделить так, чтобы никого не обидеть?
- Можем ли мы выполнить это задание? Что нам неизвестно? (Количество всех долек.)
- Как разделить 17 долек поровну на 8 человек? Какие есть мнения?
предметные действия | Сначала всем раздать по 1 дольке, потом еще по 1. В результате оказывается, что всем досталось по 2 дольки и 1 долька осталась. |
- Ребята, в некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно. В этом случае раздается лишь часть предметов, а часть остается.
- Как назовем то, что осталось? (Остаток.) Поэтому такое деление называют деление с остатком.
- Какова будет тема нашего исследования? (На доске тема.)
V. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.
- Работаем в тетради. Давайте изобразим деление с остатком на графической схеме.
- Сколько долек было сначала?
- Что нужно сделать на схеме? (Образовать группы по 8 долек. Каждый получит столько долек, сколько образовалось групп.)
- А может ли долек остаться меньше, чем 1? (Нет, иначе бы деление было бы без остатка.)
- Чтобы разделить число с остатком на …, надо узнать, сколько раз по … в нем содержится и сколько остается.
- Что означает выражения: 8 * 2 – число долек, которое раздали,
8 * 2 + 1 – число всех долек, т.е. 17 = 8 * 2 + 1.
- Так равенство показывает, что при делении 17 на 8 получается частное 2 и остаток 1.
- Соединим стрелками названия компонентов и числа. Другими словами: делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток.
- Есть и другая запись деления с остатком: 17 : 8 = 2 (ост. 1). Эта запись используется при решении примеров на деление.
VI. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
по рядам | 1 р. 9 : 2 = 2 р. 11 : 4 = 3 р. 8 : 3 = |
Задание: найдите частное и остаток, используя рисунок.
- Сравните делители и остатки в каждом примере. Что заметили?
- Какие остатки могли получиться при делении на 5?
- Всегда ли удобен способ деления с остатком изображать на графических моделях? (Нет, не всегда. Когда числа невелики.)
- Для больших чисел графические модели строить неудобно. На следующем уроке мы исследуем способ деления с остатком посредством вычислений.
VII. Повторение и закрепление ранее изученного.
- Закрыли тетради. Положите перед собой листочки для графического диктанта. Внимание! Начинаем.(2 ученика работают с обратной стороны доски.)
9 * 4 9 * 5
2 * 7 7 * 7
9 * 7 2 * 5
5 * 4 5 * 6
2 * 4 9 * 6
5 * 7 6 * 7
2 * 6 8 * 7
5 * 5 4 * 4
3 * 4
- Какую отметку вы получили за знание таблицы умножения?
VIII. Рефлексия.
- Ребята, какую тему мы сегодня исследовали? (Деление с остатком.)
- Что вы узнали об остатке?
IX. Творческое домашнее задание.
- Придумайте 5 примеров на деление с остатком.
- Урок закончился. Всем спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...