Открытый урок "Единица измерения длины-метр"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Бугрова Ольга Валерьевна

Урок  построен  в соответствии с ФГОС, с  использованием информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Действия с величинами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc82 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt1.76 МБ
Microsoft Office document icon listok_uspeshnosti.doc25 КБ
Microsoft Office document icon rabota_v_parahklyuch.doc28 КБ
Microsoft Office document icon test.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon banan.doc152 КБ
Microsoft Office document icon pyad.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1 им.Б.Н.Куликова»  г.Семикаракорс

Тема: Единица измерения длины-метр

        Подготовила : учитель

        начальных классов

        Бугрова О.В.

        2013 год

Цели: познакомить с новой единицей измерения длины – метром; дать представления об этой единице; установить соотношение метра с другими единицами длины; познакомить с измерительными приборами; научить преобразовывать единицы длины, измерять предметы с помощью новой единицы и новых измерительных приборов; продолжать освоение разрядного состава трёхзначных чисел и действий увеличения/уменьшения цифры заданного разряда трёхзначных чисел; развивать вычислительные навыки, кругозор, глазомер, логическое мышление, память, внимание, математическую речь, умение выполнять измерение предметов; интерес к урокам математики, осторожность.

Оборудование: мультимедийная презентация (<Презентация>), изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра, метра, тестовые работы на листочках, задание для работы в парах на листочках.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

(слайд № 1)

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

- Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа…

 

II. Сообщение целей урока

-Девизом урока я выбрала пословицу: “Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.

-Я предлагаю вам в течении урока заполнять ЛИСТОК УСПЕШНОСТИ. Вы его видите у себя на партах. И по окончанию урока мы сможем увидеть как плодотворно вы поработали и на какую оценку претендуете.

-А начнем мы наш урок с устного счета

 

III. Актуализация опорных знаний.

1) повторение изученного материала о трёхзначных числах:

(слайд № 2)

- Какие числа называем трёхзначными?

- Какой разрядный состав имеют трёхзначные числа?

- Запишите числа, разрядный состав которых я буду называть. Две клетки вниз, записываем в строчку.

(слайд № 3)

  1. 8 сотен 7 десятков 5 единиц;
  2. 9 единиц 6 десятка 4 сотни;
  3. 7 сотен 6 единиц;
  4. 5 сотен 3 десятка;
  5. 60 десятков.

- Проверим. … прочитай числа, которые ты записал.

- Вы согласны с записью … ?

- На экране верные числа?

-На ЛУ поставьте  + или-

(слайд № 4)

- Усложню вам задание. Каждое из записанных чисел уменьшите на три сотни и запишите результат ниже.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа.

- А вот и верные значения на экране.

- Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы!

-На ЛУ поставьте + или -

- И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на два десятка и запишите ниже.

- Проверьте друг у друга по эталону на экране.

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!

-На ЛУ поставьте + или -

- Что мы сейчас повторили?

- Трёхзначными называем числа, в записи которых используют три знака(цифры).

- Единицы, десятки, сотни.

 

 

 

 

 

 

 

 

875, 469, 706, 530, 600.

 

 

 






575, 169, 406, 230, 300.

 

 



595, 189, 426, 250, 320.

 



- Десятичный состав чисел, увеличение и уменьшение цифры разряда.

2) выявление цели деятельности на уроке:

- Продолжаем наш урок.

-Представьте, что мама попросила вас сходить в магазин и купить на развес самых вкусных конфет. Каким образом продавец должен будет продать нам нужное количество конфет? Какой величиной он будет оперировать ?


- А какая величина помогает нам ежедневно контролировать наш режим дня. Например : успевать в школу на занятия


-Ну а если я решу девочкам  еще сшить красивые платья для танцев. То мне какая величина поможет при раскройке ткани?

(слайд № 5)

- А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма “38 попугаев”.

(слайд № 6)

(Просмотр отрывка)

- О какой величине идёт речь?

- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?

(слайд № 7)

- А в математике используют такие мерки?

-Как вы думаете , что мы будем учиться делать сегодня на уроке?

- Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава.

- А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину, а также вас ждут небольшие подарки  от наших героев, и о них  вы узнаете чуть позже.


(На стене прикреплено изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров)

-И я в свою очередь  уже сделала измерения нашего  героя . И по моей мерочке длина удава составляет-86 вершков или же 5 аршинов

-А вам понятно , о чем я говорю? Что за измерения я делала, что за определения я вам назвала?



 Массой

 

 Время

 

 

 Длина








- О длине.

- Попугая, мартышку, слонёнка.


- Нет.


Ответы ребят

3) меры длины на Руси:

- Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем.  Может мы  найдём удобную единицу для измерения длины удава?!

(слайды с № 8 по № 13)

- Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины?

- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.

 

 

Дети у доски рассказывают о пяди, вершке, локте, аршине, сажени и показывают их величину.

Дети высказывают свои предположения.

4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации:

- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.

- Какие единицы мы уже знаем?

- Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах.

(слайды № 14-15)

- Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет?

- Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром.

- Удобно это делать? Почему?

- Что же делать? Может кто-то из вас знает другую величину для измерения , побольше?

 

 

 

- Сантиметр, дециметр.

(Дети показывают модельки и рассказывают: 1 дм =10 см).

(Дети высказываются)

(Выполняем измерения с моделями дециметра)

- Нет. Мерки слишком малы.



Да. Метр.

IV. Сообщение основной цели урока:

- Верно . И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины.

-Как же будет звучать тема нашего урока


- Тема нашего урока: “Единица измерения длины – метр”.

(слайд № 15)

 

 

(Дети определяют тему урока)

V. Знакомство с новой единицей измерения – метром.

1) модель метра, соотношение единиц измерения длины:

- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр.

(На доске вывешивается модель метра, разделённая на дециметры)

- Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради.

- Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их?

- В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение.

(1м = 10 дм)

(слайд № 15)

- Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров?

- Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м – 100см. Запишем это соотношение.

(1м = 1 дм = 100 см)

-А для чего нам нужно уметь измерять , используя разные мерки?

- А кто мне скажет, какое расстояние должно быть при письме между партой и глазками? Давайте измерим это расстояние с помощью линеек.

 

 

 

 

 

(Предположения детей: дециметр, 10 дм)

 

 

 

(Высказывания детей)









( 35 см)

2. Физ.минутка: зарядка для глаз. (слайды № 16, 17, 18)

3) преобразование единиц измерения длины:

- В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать.

(слайд № 19)

- Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях)

7 м =….(= 70 дм = 700см.)

Попробуйте сами.

(У доски выполняют дети)

300см =…дм =…м

Дети работают у доски и в тетради.

4) первичное закрепление материала:

- Хотите сами попробовать свои силы?

- Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием.

(слайд № 20)

- Какое слово у вас получилось?

- Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик в ЛУ

(Дети работают в парах на листочках)

5) знакомство с измерительными приборами:

- Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка.

(Демонстрация приборов. Слайд № 21)

- Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. А где пользуются чаще всего этим прибором?

 

 

 



- На строительстве, при ремонтных работах.

6) измерение с помощью метровой линейки:

-А вот и сюрприз, о котором я вас предупреждала . У вас на столах лежат рулетки , помните о правилах безопасного использования  этого предмета

- И давайте попробуем измерить длину удава с помощью рулетки.


-Ну и пока ребята измеряют длину удава, я предлагаю остальным деткам измерить свой собственный рост. И мы попробуем выяснить кто же у нас в классе самый высокий, а у кого самый маленький рост. Запишите свой рост в тетрадь

- Какова же длина удава?

- Запишем в тетради, а … на доске.

- Как можно преобразовать это значение?

- Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая?

Выводятся двое обучающихся, которые под руководством учителя производят замер. Три метра отложили, четвёртый – неполный.



Практическая работа учащихся



- 3 метра 8 дециметров.


- 3м 8дм = 380 см = 38 дм

(Записываем на доске)

- Длина шага попугая – 1дм.

VI. Закрепление изученного материала. Решение текстовой задачи.

-А теперь давайте выясним , как же получилось ребятам измерить свой рост.

-Кто же из детей самый высокий, а кто ниже всех в классе?

-Посмотрите визуально мы видим , что один ребенок действительно выше другого. А давайте найдем разницу в росте детей, попробуем с вами составить задачу и решить её.

- Вот молодцы! Решаем задачу.

( решение обратной задачи)

Ответы детей


Дети выходят к доске

Рост Полины составляет 154 см, а рост Данила -143 см. На сколько см Полина выше Данила?



У доски ребенок решает задачу.

VII. Итог урока. Рефлексия.

(слайд № 24)

-Как вы считаете, какие проблему мы сегодня решили?

- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ:

(слайд № 25)

1. С какой величиной работали?

а) масса;

б) длина;

в) время.

2. Что не является единицей измерения длины?

а) сантиметр;

б) метр;

в) диаметр;

г) дециметр.

3. В какой единице удобнее измерить длину школьного коридора?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

- Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу.

- Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины?

- Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках?

-Но мы возвращаемся к нашим мульт. героям. Скажите, а в какой стране они обитают?

-А какое  любимое  многими детками лакомство произрастает на территории этой страны? (Банан )

- Мы  ведь  воспитанные  ребята и давайте передадим нашим героям гостинцы. Пусть они покушают всласть..

-А наши бананы не только вкусные и полезные  , но ещё и не  совсем обычные. Они будут отображать то настроение , в котором вы сейчас  пребываете. Выберите тот банан , который  соответствует вашему настроению и прикрепите к дереву.

-Вы сегодня очень плодотворно поработали. Посмотрите на свои листочки успешности. И в последней  строчке оцените свою работу на уроке.

-Теперь листочки я соберу , проверю. И озвучу оценки на следующем уроке.

 (слайд № 26)

 

(Высказывания детей)

 

 

(Дети выполняют тест)

VIII. Домашнее задание. № 330


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Листок успешности

Яицковой Виктории

1.Устный счет        

             

2. Работа в парах

3. Тест

4. Самооценка (Я активно работал(а) на уроке, помогал учителю и одноклассникам)

                 Оценка        

        учителя

Листок успешности

Аракелян Левона

1.Устный счет        

             

2. Работа в парах

3. Тест

4. Самооценка (Я активно работал(а) на уроке, помогал учителю и одноклассникам)

             Оценка

                                                                                                                                 учителя        эж



Предварительный просмотр:

Работа в парах        КЛЮЧ

        900дм-А        60 м-  У

3 м=…   см        470 см-Р        47 см-К

600см=…   м        30 см-   С        6 м-    Е

9м=…   дм        90 дм-  Т        300см-М

4м 7 дм=….   см        

СЛОВО_________________________________________________        

_____________________________________________________________________________________

Работа в парах        КЛЮЧ

        900дм-А        60 м-  У

3 м=…   см        470 см-Р        47 см-К

600см=…   м        30 см-   С        6 м-    Е

9м=…   дм        90 дм-  Т        300см-М

4м 7 дм=….   см        

СЛОВО_________________________________________________        

_____________________________________________________________________________________

Работа в парах        КЛЮЧ

        900дм-А        60 м-  У

3 м=…   см        470 см-Р        47 см-К

600см=…   м        30 см-   С        6 м-    Е

9м=…   дм        90 дм-  Т        300см-М

4м 7 дм=….   см        

СЛОВО_________________________________________________        

_____________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тест      Априщенко Владимира

1. С какой величиной работали?                     2.Что не является единицей измерения длины?

а) масса;        а) сантиметр;

б) длина;        б) метр;

в) время.        в) диаметр;

        г) дециметр.

3. В какой единице удобнее измерить длину школьного коридора?

а) в дециметрах;                                       в) в метрах.

б) в сантиметрах;

4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?

а) в дециметрах;        в) в метрах

б) в сантиметрах;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тест      Безматерных Данила

1. С какой величиной работали?                     2.Что не является единицей измерения длины?

а) масса;        а) сантиметр;

б) длина;        б) метр;

в) время.        в) диаметр;

        г) дециметр.

3. В какой единице удобнее измерить длину школьного коридора?

а) в дециметрах;                                            в) в метрах.

б) в сантиметрах;

4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?

а) в дециметрах;                                           в) в метрах.

б) в сантиметрах;



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Пядь-древнерусская мера длины. 1 пядь = 4 вершкам = 1 четверти, обычно 1 пядь = 17,78 см. Первоначально равнялась расстоянию между концами растянутых пальцев руки (большого и указательного).

Вершок- русская мера длины, равная 13/4 дюйма (4,45 см). Первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца. 4 вершка = 1 пяди.

Аршин- мера длины в ряде стран, в России с 16 в., равна 16 вершкам (71,12 см). Линейка, планка такой длины для измерения

Локоть- древнерусская мера длины (11-16 вв.), равная 38-46 см (длина локтевой кости человека).

Сажень- (сяжень, саженка, прямая сажень) — старорусская единица измерения расстояния. С 11 октября 1835 года, согласно указу Николая I «О системе российских мер и весов», длина сажени была приравнена к длине 7 английских футов, т. е. ровно к 2,1336 метрам. С введением в 1924 в СССР метрической системы мер вышла из употребления.
1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,1336 метрам
1 сажень = 1/500 версты = 3 аршина = 12 пядей = 48 вершков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики во 2 классе по УМК "Гармония": "Единица измерения длины - метр".

В данном материале представлена разработка урока математики по УМК "Гармония" на тему "Единица измерения длины - метр". К уроку подготовлена презентация. К сожалению, используемый в презентации отрыво...

Открытый урок по математике во 2 классе. Тема: "Единицы длины. Метр."

Цели: познакомить детей с новой единицей длины метр;организовать деятельность учащихся по изучению новой единицы длины и ее практической значимостью;создать условия для формирования коммуникативных ум...

Открытый урок по математике во 2 классе. Тема: "Единицы длины. Метр."

Цели: познакомить детей с новой единицей длины метр;организовать деятельность учащихся по изучению новой единицы длины и ее практической значимостью;создать условия для формирования коммуникативных ум...

Открытый урок по математике во 2 классе. Тема: "Единицы длины. Метр."

Цели: познакомить детей с новой единицей длины метр;организовать деятельность учащихся по изучению новой единицы длины и ее практической значимостью;создать условия для формирования коммуникативных ум...

Конспект урока по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс

Конспект урока по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс...

Презентация к уроку математики по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс

Презентация к уроку математики по теме "Единицы измерения длины. Метр." 2 класс...


 

Комментарии

Бугрова Ольга Валерьевна

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.