Праздник "Эрудит"
материал по математике (4 класс) по теме

Бегенова Ботагоз Калижановна

Внеклассное мероприятие по математике для 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математическая игра246.71 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Праздник эрудитов

Кураторы: Нуртазинова Б.Т., Бегенова Б.К.

Цели:

  1. Проследить и установить связь математики с другими науками.
  2. Развивать творческое воображение, математическое и логическое мышление, познавательный интерес.
  3. Учить мыслить, рассуждать, доказывать.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: Спички или счётные палочки, таблички с названиями этапов, рисунки, чертежи, ребусы, маркеры, цветной мел, карандаш, диск с песнями.

                  Ход мероприятия:

Мало иметь хороший ум,

Главное – уметь его хорошо применять. (Р.Декарт)

  1. Приветствие

-Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости, члены жюри!

Мы начинаем праздник эрудитов! Все вы знаете, что учёба в нашей школе посвящена математике – науке, изучающей величины, количественные отношения и пространственные формы. Поэтому и направление нашего праздника – математическое. Вам необходимо показать не только ум и смекалку, подтвердив звание эрудитов, но и создать дружный коллектив. В каждой команде такие разные ребята, но вы должны быть вместе.

Вам известно, что многие науки между собой взаимосвязаны. Так и в математике мы постараемся найти как можно больше соприкосновений с русским языком и литературой, изобразительным искусством и окружающим миром, логикой и английским языком и даже физкультурой и музыкой.

Пройдя по ступенькам знаний до самой вершины, вы подтвердите звание эрудитов.

*На магнитной доске выстроена лесенка из табличек, перевёрнутых вниз текстом, кроме первой и последней. По мере прохождения каждого конкурса табличка переворачивается ведущим (снизу вверх), и дети читают хором, с чем связана математика.


Рисунок 1

А кто же такие эрудиты? Это люди, обладающие глубокими познаниями.

Жеребьевка  (по 7 человек).

II. Задания – конкурсы

1. Название команды

Первым заданием на проверку умения работать сообща будет –  за 30 секунд придумать название своей команде на математическую тему.

*Это могут быть знаки, цифры, термины, имена великих учёных и т.д. (например, «Пять с плюсом», «Юные математики»).

2. Жест приветствия

Во всём мире при встрече принято здороваться: пожимать руки, снимать шляпу, тереться носами – каких только жестов не изобрели жители разных стран, чтобы приветствовать друг друга, выразить своё уважение, почтение, симпатию.

Приветствие 1 команды: 5+ разжатая ладонь-пятерня и скрещенные пальцы – знать всё лучше всех; 2 команды: знак умножения –  руки крест-накрест: наши знания умножить на ваши – великая сила.

А теперь давайте поприветствуем наше многоуважаемое жюри - …

3. Арифметика

Арифметика – это не отдельная от математики наука, а раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел, выраженных цифрами, и действия над ними.

.

1) В коробке 7 конфет. Как поделить их между семью детьми так, чтобы одна осталась в коробке? (Одну конфету отдать вместе с коробкой)

2) Число яблок в корзине – двузначное. Их можно разделить поровну между 2, 3 и 5 детьми, но нельзя  поровну между 4. Сколько яблок в корзине? (30)

Задания для родителей и всех желающих

1. Профессор лёг спать в 9 часов вечера, а будильник завёл на 10 утра. Сколько времени спал профессор беспробудным сном? (1 час, т.к. прозвенел будильник)

2. Сколько штук в дюжине? (12) А в чёртовой дюжине? (13)

3. У Вани в кармане 2 монеты на сумму 7 рублей. Одна из монет не пятирублёвая. Какие это монеты? (2-х и 5-тирублёвые, т.к. только одна не 5-тирублёвая)

4)  Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если встанет на 2 ноги? (Столько же)

4. Геометрия

Геометрия – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.

 Вопросы ко всем участникам:

1)  Какие вы знаете геометрические фигуры?

2) Охарактеризуйте квадрат, треугольник.

3) Сколько всего квадратов изображено на рисунке 2? (3) 

4)  Сколько всего треугольников на рисунке 3? (20)

* Рисунки с изображением фигур должны быть у каждой команды, жюри, а для родителей и гостей – на доске. 


Рисунок 3


Рисунок 2

Задания по возрасту «Переставь спички»:

* Вместо спичек лучше использовать счётные палочки.

Из 12 спичек построили квадрат с маленькими внутри. Надо удалить 2 спички так, чтобы осталось 2 квадрата.


Рисунок 4

Из такой же фигуры получить 3 одинаковых квадрата, переместив 4 спички.


Рисунок 5

3 спички положены в ряд. Надо добавить ещё 2 спички так, чтобы получилось восемь.


Рисунок 6

17 спичек расположено так, как показано на рисунке. Необходимо убрать 7 спичек, чтобы осталось три.


Рисунок 7

5. Литература

Литература – письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

Вы знаете, что есть произведения, написанные отдельными авторами – литературные, и созданные народом – фольклорные. И в тех, и в других мы часто встречаем числа, счёт, задачи.

Задания для всех участников:

1) Послушайте считалку, сочиненную Д.Хармсом, и проверьте, сколько мальчиков в отряде.

Шёл по улице отряд –
Сорок мальчиков подряд:
Раз, два, три, четыре,
И четыре на четыре,
И четырежды четыре,
И потом ещё четыре.

2) Какие произведения относятся к устному народному творчеству?

Назвать как можно больше пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, в которых есть числа.

*По очереди команды называют произведения устного народного творчества. Проигрывает та команда, у которой закончились варианты ответов.

6. Языкознание

Языкознание – наука о языке.

*Для следующих конкурсов команды избирают по очереди.

1. Ответьте на вопросы:

1) В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет)

2) В каком женском имени 30 «я»? (Зоя)

2. Ребусы

В русских словах часто прячутся числа. Попробуйте разгадать слова.



3. Кто больше составит маленьких слов за 1 минуту из слова «Математика»

7. Физкультура

Физкультура – мероприятия, направленные на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела.

1) Физкультминутки

Кто лучше изобразит то, о чём говорится в стихотворениях Н. Юрковой.

Руки в стороны – в полёт 
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре – 
Полетел наш самолёт.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружились,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

2) Пантомима (коллективное задание)

Изобразить телом с помощью мимики и жестов цифру, чтобы противоположная команда смогла отгадать.

8. Логика

Логика – наука о законах и формах мышления.

1.  Внимание! Задачи с подвохом! (с хитринкой)

1) 6 воробьёв нашли хлебные крошки, к ним прилетели ещё 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько птиц осталось клевать крошки? (Все улетели).

2) Вы – пилот самолёта, совершающего рейс Москва – Лондон. В баки залили тонну горючего, а потратили – в 2 раза меньше. Сколько лет пилоту самолёта? (По условию задачи пилот – это вы сами, следовательно, пилоту столько же лет, сколько  и отвечающему).

2. Разгадать пословицы и поговорки по знакам

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

9. Окружающий мир

Природоведение – наука о природе.

1. Сколько ног у паука? (8)

2. Сколько крыльев у жука? (4)

3. Известно, что гусеница живёт не более 1 суток, а затем превращается в кокон. Одна гусеница с 6 часов утра до 6 часов вечера забирается на 12-метровое дерево до отметки 5 метров, а за ночь спускается на 2 метра. Через сколько дней при таком движении она достигнет вершины? (Не достигнет, т.к. превратится в кокон).

4. Разделите утят.

Семь утят в пруду всё время ссорятся. Как разделить их тремя линиями, чтобы прекратить ссоры?


Рисунок 8

10. Изобразительное искусство

Портреты можно рисовать красками или карандашами, тонкими линиями или размашистыми закорючками, а можно геометрическими фигурами и цифрами.

Задания:

1. Нарисовать портрет друга, состоящий из геометрических фигур. (Вызываются к доске по одному представителю из команд).

2. Все остальные изображают из цифр автопортрет, чтобы обменяться на память с соперниками.

11. Английский язык

1. На английском языке прочитать стих или считалку.

12. Музыка

Вспомним песни, в которых есть числа, счёт, примеры, задачи.

«Дважды два –  четыре», «Вместе весело шагать по просторам» и др.

Включить магнитофон с записями песен или мелодиями.

*В то время, пока дети поют, жюри подводит итоги конкурсов.

13. Подведение итогов

- Ребята! Вот мы и прошлись по всем ступенькам знаний, связанных с математикой. Давайте ещё раз все вместе «поднимемся» по ним. (Дети хором читают написанное на табличках).

- А кому же сегодня удалось оправдать звание эрудитов? Об этом вам расскажут члены жюри.

Выступление жюри. Награждение победителей. Напутственные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада для младших школьников "ЭРУДИТ 2010" 4 класс

Предлагаю олимпиадные задания для учащихся 4 классов....

Олимпиада младших школьников "ЭРУДИТ 2010" 3 класс

Предлагаю материал для проведения олимпиады среди учащихся 3 классов....

Школа "Эрудит"

Олимпиады, интеллектуальные марафоны требуют большой подготовки по поиску материала. В эту папку постараюсь добавлять новые и старые марафоны и олимпиады, которые сама составляла или где-то брала в л...

Интеллектуальный марафон "Эрудит"

Внеклассное мероприятие проводится проводится в 3 классе на Дне Науки. Весь класс делится на 2 команды. Данное мероприятие воспитывает умение работать сообща, согласовывать свои действия....

Интеллектуальная игра "Эрудит"

Основная цель интеллектуальной игры "Эрудит" - прививать устойчивый интерес и любознательность к чтению, русскому языку, математике и окружающему миру во внеурочное время....

Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Внеурочная деятельность  по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучени...

Сценарий открытия праздника " Эрудит"

Праздник для учащихся 3-4-х класссов...