"Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 2
Урок математики по теме:
«Деление с остатком. Закрепление».
( 3 класс )
Тема: Деление с остатком. Закрепление.
Цели урока: закрепление приема деления чисел в случаях, когда получается остаток.
Задачи:
- Закрепить знания таблицы умножения.
- Закрепить умение решать задачи на нахождение площади, решать уравнения, сравнивать, преобразовывать.
- Развить математические способности, познавательный интерес, логическое мышление, вычислительные навыки, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.
- Воспитать взаимоуважение, умение выслушивать мнение других и отстаивать свое.
Оборудование:
- Учебник «Математика 3 класс», М.И.Моро: Просвещение, 2011г.
- Презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка.
- Индивидуальные оценочные листы.
- Числовой веер.
- Сигнальные карточки.
Ход урока.
- МОБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП.
Итак, друзья, внимание-
Вновь прозвенел звонок
Садитесь по удобнее
Сейчас начнем урок.
2. УСТНЫЙ СЧЕТ.
1) Мобилизующий этап.
- Ребята, у нас урок математики. Но не все в ней бывает просто и понятно. Мы с вами учимся, а как известно во время учебы могут возникнуть трудности или вопросы непонятные для вас, а рядом не будет учителя или взрослых, что вам поможет в решении вашей проблемы? /книги, справочники, ученые, компьютер, Интернет/
- Я вам сегодня предлагаю опять работать с БУМкой. Расшифруйте, что означают эти буквы. / Это Большая Умная Машина/. (Слайд 1).
- Ребята, БУМка выдал какую-то непонятную информацию! Он хочет нам что-то сказать. Давайте расшифруем эту запись.(Слайд 2).
5 | в | у | л | и |
4 | ж | п | з | б |
3 | о | а | с | е |
2 | к | р | г | н |
1 | д | т | ф | м |
a | b | c | d |
b4, a3, d1, a3, c2, d5, b1, d3! |
ПОМОГИТЕ! |
- Оказывается в БУМке поселился вирус, поэтому он не может полноценно работать и просит помощи. Давайте поможем ему! Мы будем работать как настоящие программисты. Кто такие программисты? / Программисты – это специалисты, занимающиеся разработкой и проверкой программ/.
- Начнем проверку работы БУМки, а работать будем в индивидуальных оценочных листах, которые лежат у вас на партах, посмотрите их.
2) Задача в стихах.
- Вот и первая программа, которую нужно проверить на наличие вируса. Решим задачу устно, показав ответ с помощью сигнальных карточек. (Слайд 3).
В кармане у Коли монеты звенели
Когда он бежал, они песенку пели.
По 10 копеек 6 было монет
40 копеек ушло на обед
И 8 копеек друзьям одолжил.
Осталось в кармане лишь самая малость.
Сколько копеек у Коли осталось?
(12 копеек)
- А как вы получили это число?/узнаем сначала сколько монет было у Коли 10*6=60 копеек, затем минус 40 копеек, у него осталось 20 копеек и минус 8 копеек, которые он одолжил друзьям, у него осталось 12 копеек/ (Слайд 4 ).
3)Работа с долями.
- Какую форму имеет монета? (круглую)
-Посмотрите на слайд, что изображено на нем? (изображен круг, не закрашенный) (Слайд 5).
-Чем отличается второй круг? (половина круга – закрашена)
- Какая часть круга осталась не закрашенной? (1\2)
- А теперь? (1\4)
- Посмотрите на следующий круг какая здесь осталась часть не закрашенной? (1\8)
- Сравните что больше 1\4 или 1\8?
-
- Что вы можете сказать, если ли вирус в этой программе? /нет/
3)Геометрическое задание.
- А теперь давайте проверим геометрическую программу БУМки.
( Слайд 6).
- Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.
1) 2) 3) 4)
5)
(фигура под номером 1-самая маленькая, фигура под номером 2 – самая большая, фигура под номером 3 –не прямоугольник, фигура под номером 5- отличается по цвету)
- И БУМка нам выдает такие же ответы. Значит, и в этой программе вируса нет.
5)Работа с выражениями.
- Проверим вычислительную программу БУМки на наличие вируса.(Слайд 7)
12:3 =
36:9 =
42:7 =
54: 7 =
72: 8 =
35: 7 =
- Что общего в этих выражениях? (все они не деление)
- А на ваш взгляд какое из выражений лишнее? (54:7 ).
- А почему оно лишнее? (При нахождении частного в данном выражении есть остаток)
- Назовите какой остаток, может получиться, если делитель 7 ? (6,5,4,3,2,1) если делитель 4? (3,2,1 ).
- О каком условии мы не должны забывать, выполняя деление с остатком? (при делении остаток не должен быть больше делителя)
- Да, правильно, вы правы. Не забывайте о нем.
- А теперь назовите числа, которые делятся на 7 без остатка.
- К какому выводу мы пришли, проверяя эту программу? (Вируса нет)
- Все согласны?
3. ТЕСТ «ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО».
- Давайте проверим, нет ли вируса в тестовой программе БУМки. Для этого выполним первое задание в оценочных листах. Если высказывание верное – поставьте +, если неверное - - . Выполним тест.
- Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. (+)
- 23:3=6 (ост.5) (-)
- При делении на 3 могут получиться остатки 0, 1, 2. (+)
- При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8. (-)
- 30:60=0 (ост.30) (+)
- Проверьте тест по ключу на слайде.
-Оцените свою работу на данном этапе урока в оценочных листах. Если задание выполнено правильно поставьте 5 баллов, если допустили 1 ошибку – 4 балла, если 2 ошибки – 3 балла.
- И в тестовой программе вируса мы не обнаружили.
4.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ПЛОЩАДИ. (работа в парах)
- Проверяем программу решения задач у БУМки.
- Перед вами два слова, попробуйте, переставить буквы в этих словах и получить новое слово. (Слайд 8 )
ЛАК+ШУТКА шкатулка
- Получилось слово шкатулка. Посмотрите на слайд. Вы видите изображение шкатулки. Какую форму имеет крышка шкатулки? (прямоугольную) (Слайд 9).
- А что вы знаете о свойствах прямоугольника? (прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые).
- А какое еще есть свойство у прямоугольника? ( противоположные стороны равны)
- Теперь прочитайте задачу № 1 в оценочных листах. Она как раз про эту шкатулку.
Крышка шкатулки имеет прямоугольную форму. Её длина 1 дм, а ширина 8 см. Найди площадь крышки этой шкатулки.
- Что известно в задаче? (длина, ширина)
- Что надо найти? (площадь прямоугольника)
- Как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину)
- А можно сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- А почему? Что вызвало у вас затруднение? (сначала надо перевести данные к одной единице измерения)
- Сколько см в 1 дм? (Слайд 10).
- Я думаю, вы теперь самостоятельно можете выполнить это задание. Приступайте к работе.
- Обменяйтесь оценочными листами проверьте и оцените работу друг у друга.
- А теперь сверьте свое решение с решением Бумки. (Если задача выполнена правильно поставьте 5 баллов, если допущена ошибка-4 балла). ( Слайд 11).
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
БУМке и нам нужно отдохнуть. (Слайд 12)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена…
И рассла-бле-на …
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(пауза)
Мы спокойно отдыхаем …
Сном волшебным засыпаем…
(громче, быстрее, энергичнее)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
6. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ОСТАТКОМ.
- Отдохнули, продолжаем работать. Мы вновь будем проверять программу решения задач. (Слайд 13)
Моряки выловили 81 рыбу. Решили разделить ее среди матросов 3 кораблей поровну. Сколько рыб получит каждый матрос и сколько рыб останется, если команда 1 корабля состоит из 5 человек
- Прочитайте задачу про себя, вслух.
- Что в задаче обозначает число 81? Число 3? Число 5?
- Что надо узнать в задаче? (Слайд 14)
- Можно сразу ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? ( сначала надо узнать сколько рыб досталось каждому кораблю)
-- А можно это узнать? Как?
- Это будет первое действие в задаче. Запишите это действие в оценочных листах.(самостоятельно у себя у листах, а затем 1 ученик выходит к доске.
Ученик записывает решение с объяснением.
1)81:3= 27 (р.) – на каждом корабле
- Проверьте свои вычисления с записью на доске.
- Мы ответили на главный вопрос задачи? (нет)
- Продолжаем решать задачу.( самостоятельно)
2)27:5=5(р.)(ост2.)
2 ученик выходит к доске.
Ученик записывает решение с объяснением.
Ответ: 5 рыб досталось каждому матросу и 2 рыбы осталось.
- Вируса в программе решения задач не обнаружено.
-Оцените свою работу на данном этапе урока в оценочных листах.
8.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
- Проверим на наличие вирусов программу самостоятельных работ.
1) Найдите значение выражений.
8:7
50:9
2) Вставьте знак <,>,=.
7м 8дм…78дм 5дм 7см… 7 см 5мм
3) Рассмотрите, как составлены выражения в каждом столбике, и продолжи столбики. Выполни вычисления.
19+19*0=
18+18*1=
17+17*2=
…
4) Решите уравнения.
х | : | 23 | = | 4 | |
-Проверьте вычисления по слайдам. (Слайд 15)
-Оцените самостоятельную работу в оценочных листах.
- Вируса не обнаружили.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Чтобы закрепить умение делить с остатком, дома вы выполните № 10 и 9 на стр. 32 учебника. (Ученики самостоятельно читают задание) (Слайд 16)
- Что непонятно в задании?
9. УЧЕБНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.
1) Тест «Верно или неверно». (Слайд 17)
-А сейчас мы устно выполним небольшой тест (если утверждение верно, вы покажите +, если нет - -. )
- Если при делении с остатком делимое меньше делителя, то частное равно 0., а остаток равен делимому. (+)
- 11:12=1(ост. 11) (-)
- 54:97=0 (ост.54) (+)
- А что показывает БУМка? (-)
- Он прав? /нет/
- Конечно, Бумка не прав. Наконец, ребята, мы нашли вирус. Теперь наш БУМка будет работать быстро и правильно.
СПАСИБО
- А что мы сегодня повторили, пока искали вирус? (деление с остатком, нахождение площади прямоугольника, нахождение доли от числа).
2) Работа с оценочными листами.
- Просмотрите свои «оценочные листы», сосчитайте общее количество баллов. (Слайд 18)
- Кто получил от 17 баллов до 20 – получает «5»,
от 15 баллов до 16– получает «4».
- Остальным ребятам необходимо еще поработать по этой теме.
- Спасибо за урок!
( Оценочные листы сдаются учителю).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"
Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...
Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.
Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически - мыслить, обогащать мат...
Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс
Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока: познакомить и изучить приёмы деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...
УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".
Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...
Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии
Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...
Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....