ИКР 4 класс "Московский Кремль"
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Итоговая комплексная работа для учащихся 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_kontrolnaya_rabota_4_kl_moskovskiy_kreml.docx | 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Московский Кремль
Московский Кремль - древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы.
В древности на месте златоглавых соборов и зубчатых стен Кремля шумел сосновый бор, и поэтому холм называли Боровицким. Уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого здесь выросли крепостные стены, и Кремль был укреплён валом. Слово же "Кремль" появилось впервые в 1339-1340 годах. Тогда при Иване Калите были возведены новые стены из прочного дуба.
Неприступные для врагов деревянные стены Кремля сильно страдали от беспощадных пожаров. В 1366-1367 годах московский князь Дмитрий Иванович, которого после Куликовской битвы назовут Донским, повелел возвести вокруг Кремля укрепления из белого камня. С тех пор Москву стали величать белокаменной.
Войти в Кремль можно через Троицкие или Боровицкие ворота. Зубцы кремлёвской стены напоминают по форме ласточкины хвосты. Они прикрывали стрелков, защищавших Кремль во время вражеской осады. Новые стены и башни Кремля охватили территорию, составляющую 28 га, их протяжённость достигла 2235м. Высота стен колеблется от 8 до 19 м, толщина - от 3 до 6 м. Наиболее высокие стены возведены со стороны Красной площади, где не было естественной водной преграды.
Всего в крепости - 20 башен:
3 угловые круглые (Беклемишевская, Водовзводная, Угловая Арсенальная);
5 с проездными воротами (Боровицкая, Спасская, Троицкая, Никольская, Тайницкая);
12 четырехугольные оборонительные (Петропавловская или Благовещенская, 1-я Безымянная, 2-я Безымянная, Петровская, Константино-Еленинская, Набатная, Царская, Сенатская, Арсенальная, Кутафья, Комендантская), из них одна предмостная – Кутафья.
Кутафья башня - самая приземистая и широкая из двадцати башен Кремля. Ее высота около 14 м. Особенность Кутафьей башни еще и в том, что она всегда существовала за пределами кремля и являлась сооружением, которое защищало подступы к крепости. От башни через реку Неглинную был перекинут Троицкий мост, сначала деревянный, а затем каменный. Через Кутафью башню по мосту можно попасть в Кремль. Высота Кутафьей башни сократилась на 7 метров из-за сильных археологических наслоений и составляет теперь всего 14м из бывших 20м.
Троицкая башня — самая высокая башня Кремля. Высота башни в настоящее время вместе со звездой со стороны Александровского сада составляет 80 м. К воротам Троицкой башни ведёт Троицкий мост, защищаемый Кутафьей башней. Ворота башни служат главным входом для посетителей Кремля. В Троицкой башне базируется Президентский оркестр России.
Угловая Арсенальная башня (Собакина) — самая мощная башня Московского Кремля.
Угловая Арсенальная башня отличается широким круглым основанием и могучими стенами толщиной в 4 метра. В башне был пробит родник — колодец, которым в случае осады мог пользоваться гарнизон крепости. Из Угловой Арсенальной башни шёл тайный ход к реке Неглинной. Во время Отечественной войны 1812 года башня пострадала от взрыва Арсенала. В глубоком подвале башни продолжал бить родник-колодец с чистой прозрачной водой, заключенный в сосновый сруб. Когда решили воду откачать, она прибывала «каждые пять минут на 2 с половиной вершка ( 1 вершок = 4 см 5 мм). Приток, по подсчетам инженеров, составлял около 12 литров в секунду. Однако вода не приносила никакого вреда ни самой постройке, ни архиву.
Спасская башня по праву считается самой красивой и самой стройной башней Кремля. Высота Спасской башни до звезды - 6730 см, а со звездой 71 метр. Отсюда выходили полки, выступавшие в военный поход. И здесь же встречали царей и послов. Через эти ворота совершались все большие крестные ходы. Этими вратами въезжал в Кремль на царствие Михаил Фёдорович Романов, как позже через них проходил торжественный въезд всех государей во время венчания на царство. Башню, как особый изыск, украшали часы. Впервые они здесь появились, по некоторым данным, при Иване Грозном в 1585 году. В 1620-х годах по проекту Христофора Голловея устанавливают новые часы с боем, вызывавшие великое удивление москвичей.
(569 слов)
Фамилия, имя__________________________________________ Школа_________________________ Класс__________________ |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
Прочитай текст. Определи жанр текста. Обведи правильную, по твоему мнению, букву ответа.
а) Рассказ в) Легенда
б) Научно-популярный текст г) Повесть
Задание 2.
Почему холм, на котором выстроен Кремль, называется Боровицким?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Найди и выпиши первое предложение второго абзаца.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены.
Задание 4.
Выпиши название самой приземистой башни Кремля. Поставь ударение, укажи количество слогов, букв и звуков в этом слове.__________________________________________________
___________________________________________________
Задание 5.
Найди в тексте год начала Отечественной войны, напиши это числительное словами. ____________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.
а) Сравни величины:
1400 см … 80 м
б) Напиши, о каких башнях Кремля идет речь? _______________________________________________________
в) Вычисли на сколько одна башня выше другой. _______________________________________________________
Задание 7.
Реши задачу.
В глубоком подвале башни Арсенальной продолжает бить родник 12 литров в секунду. Сколько литров родниковой воды вытекает за 5 мин.
Задание 8.
Укажи полушария в которых находится Московский Кремль._____________________________________________________________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 9.
Представь, что ты работаешь экскурсоводом. Что бы ты хотел рассказать гостям столицы нашей Родины? Составь и запиши свой рассказ.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.
Найди абзац описания Спасской башни. В этом абзаце есть три формы одного слова. Найди, выпиши и сделай морфемный разбор всех форм этого слова.
1)_________________
2)_________________
3)_________________
Допиши ещё два однокоренных слова: _______________________________________________________
Задание 11.
Вычислите высоту звезды Спасской башни.
Задание 12.
Старинная поговорка гласит: «Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку». Вычисли на какое расстояние отдаляется от тебя невыполненное дело, если сажень равна трем аршинам, а аршин равен 16 вершкам.
Задание 13.
В книгах по истории очень часто рассказывается, как жители больших городов выстраивали стены, башни, рыли рвы. Как ты думаешь, зачем они это делали? Напиши ____________________ _______________________________________________________
Задание 14.
Что в тексте совпадает с тем, что ты узнал на урока «Окружающего мира»? Приведи два примера: 1)__________________________________________________________________________________________________________________________2)__________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
Часть работы | Номер задания | Учебный предмет, раздел/ тема | Проверяемые умения и учебный материал | Уровень сложности задания | Макси- мальный балл | |||
Основная часть | 1 | Литературное чтение, определение жанра текста | Умение осознанного чтения, сравнение жанрового содержания данного текста | Базовый | 1 | |||
2 | Литературное чтение, выборочное чтение | Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос | Базовый | 1 | ||||
3.1 | Литературное чтение, поисковое чтение | Умение осуществлять поиск необходимой информации в разных частях текста | Базовый | 1 | ||||
3.2 | Русский язык, правописание | Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв писать предложения | Базовый | 1 | ||||
3.3 | Русский язык, морфология | Умение выделять грамматическую основу в распространенном предложении | Базовый | 1 | ||||
3.4 | Русский язык, морфология | Умение определить части речи, которыми выражены главные члены предложения | Базовый | 1 | ||||
4.1 | Литературное чтение, выборочное чтение | Умение осуществлять поиск необходимой информации в разных частях текста | Базовый | 1 | ||||
4.2 | Русский язык, фонетика | Умение находить ударный слог, дифференцировать звуки и буквы | Базовый | 1 | ||||
5 | Русский язык, морфология | Находить в тексте информацию, заданную в явном виде, умение безошибочно писать числительные | Базовый | 2 | ||||
6.1 | Математика, числа и величины | Умение сравнивать именованные величины (см, м) | Базовый | 1 | ||||
6.2 | Литературное чтение, выборочное чтение | Умение осуществлять поиск необходимой информации из разных частей текста для выполнения задания | Базовый | 1 | ||||
6.3 | Математика, числа и величины | Умение выполнять арифметические действия с величинами | Базовый | 1 | ||||
7 | Математика, текстовая задача | Умение решать текстовую задачу, записывать ее решение. | Базовый | 2 | ||||
8 | Окружающий мир, географические объекты | Умение сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроке по курсу «Окружающего мира» | Базовый | 2 | ||||
Итого, основная часть | Литературное чтение | 5 задание(жанровое содержание, выборочное и поисковое чтение) | Базовый | 5 | ||||
Русский язык | 5 заданий (правописание, орфография, фонетика, морфология) | Базовый | 6 | |||||
Математика | 3 задания (числа и величины, текстовые задачи) | Базовый | 4 | |||||
Окружающий мир | 1 задание (географические объекты) | Базовый | 2 | |||||
Всего | 8 заданий базового уровня, максимальный балл – 17; прогнозируемая успешность: 9 и более | |||||||
Дополнительная часть | 9.1 | Литературное чтение, работа с текстом | Умение использовать приемы анализа и интерпретации текста | Повышенный | 1 | |||
9.2 | Русский язык, речевое высказывание | Первичное умение строить свободное высказывание с учетом коммуникативной задачи, применять правила правописания | Повышенный | 3 | ||||
10 | Русский язык, морфемика | Умение увидеть в тексте различные формы одного слова, применять знания о родственных словах | Повышенный | 2 | ||||
11 | Математика, текстовая задача | Умение работать с данными, преобразовав их в текстовую задачу | Повышенный | 2 | ||||
12 | Математика, текстовая задача | Умение работать с величинами, соблюдая алгоритм решения задачи | Повышенный | 2 | ||||
13 | Окружающий мир, исторические сведения | Умение пользоваться ранее изученным материалом на уроках по курсу «Окружающего мира», высказывать свои мысли | Повышенный | 1 | ||||
14 | Окружающий мир, знания о Родине | Умение сравнивать содержание прочитанного текста с материалом, ранее изученным на уроках по курсу «Окружающего мира» | Повышенный | 2 | ||||
Итого, дополнительная часть | Литературное чтение | 1 задание (работа с текстом) | Повышенный | 1 | ||||
Русский язык | 2 задания (развитие речи, морфемика, орфография) | Повышенный | 5 | |||||
Математика | 2 задания (работа с данными, решение текстовых задач) | Повышенный | 4 | |||||
Окружающий мир | 2 задания (ранее полученная информация) | Повышенный | 3 | |||||
Всего | 6 заданий повышенного уровня, максимальный балл – 13; прогнозируемая успешность более 7 и более баллов | |||||||
Вся работа в целом | Самостоятельность выполнения итоговой комплексной работы – дополнительные поощрительные баллы – 2 | |||||||
Всего: 8 заданий базового уровня (от 0 до 17 баллов) и 6 заданий повышенного уровня (от 0 до 13 баллов). Всего 30 балл. Это важно! От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы. Итого: максимальное количество баллов за работу – 32 балла |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс
Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...
Путешествие по Москве. Московский Кремль.
Развивать умение читать план карту. Дать наглядное представление о Московском Кремле. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, размышлять, высказывать предположения. ...
Урок окружающего мира (доп. материал)Архитектура Московского Кремля
Дополнительный материал к урокам Окружающего мира...
Московский Кремль. Краеведение. Зарайский кремль.
Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению раздела "Родная страна-Россия". Формы урока -путешествие, творческая проектная деятельность, тестовый самоконтроль, ИКТ....
Презентация "Московский Кремль". Автор Ломскова Л.В., МБОУ СОШ № 21 муниципального образования Темрюкский район
Презентация ознакомит учащихся с достопримечательностями Московского Кремля, его историей....
Конспект урока по теме"Кремль. Башни Кремля."
Конспектт урока "Кремль. Башни Кремля"...
Интегрированное занятие. Московский Кремль. Башни Кремля. (Виртуальная экскурсия)
Данное мероприятие – это виртуальная экскурсия в Московский Кремль. Мероприятие является интегрированным: внеурочная деятельность(РПС – развитие познавательных способностей), технология и окружа...