урок математики "Равные фигуры"
творческая работа учащихся по математике (1 класс) на тему
Урок открытия нового знания, где дети узнают.что означает равные фигуры и как их находить. На уроке используется презентация для облехчения понимания материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект к уроку по математике 1 класс "Равные фигуры" | 73.5 КБ |
презентация к уроку | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Наименование образовательного учреждения, район: МОУ «Отымбальская основная общеобразовательная школа» Волжского района Республики Марий Эл.
Предмет: математика
УМК: Школа 2100 (авт. учебника Л.Г.Петерсон)
Класс: 1
Время проведения: 12.12.2012г.
Тема: Равные фигуры
Цели: Обучающие: Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур; совершенствование навыка счета в пределах 9.
Развивающие: Развитие пространственного мышления, речи и логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Воспитывающие: Привитие интереса к изучению математики, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи, обогащать кругозор учащихся
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал с геометрическими фигурами.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку.
Х О Д У Р О К А:
I.Оргмомент. Психологический настрой учащихся.
Цель:
1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
II.Актуализация опорных знаний.
Цель:
- Выполнять сложение и вычитание в пределах 9;
- Уточнить название компонентов при сложении и вычитании и умение находить их;
- Проводить подготовку к умножению чисел.
1.ритмический счет по 2,3.
2.устный счет в пределах 9 в форме игры молчанка.
(Учитель показывает примеры в карточках, дети поднимают только ответы.)
3.Решение примеров с окошками, называя компоненты, и объяснение способа их нахождения.
4+☐ =7 (Что здесь надо найти? Как найти второе слагаемое?)
9-☐=3 (Что здесь надо найти? Как находим вычитаемое?)и т.д.
☐+2=8 6-☐=3
5+☐=9 ☐-6=3
III.Постановка проблемы. Сообщение темы урока. Открытие нового.
Цель:
- Выявить место и причину затруднения – отсутствие согласованного варианта
- Определить способ нахождения равных фигур.
- Зафиксировать новое знание на эталоне.
- Сравнение фигур по форме, цвету и размеру. Слайд№2,3
- Рассмотрите геометрические фигуры, изображенные на рисунке? Давайте, попарно сравним фигуры, расположенные рядом. Но, для начала вспомним, что значит «сравнить» фигуры? (найти сходства и различия).
- Чем же различаются фигуры? (Выделяются три признака. По которым различаются фигуры, - форма, цвет, размер. Причем на слайде №2 фигуры различаются только по одному признаку. На слайде №3 задание усложняется: 1 пара –цвет; 2 пара – размер, форма; 3 пара - размер, форма, цвет; 4 пара – размер; 5 пара – размер, форма, цвет)
2. Работа с раздаточным материалом. Нахождение равных фигур.
На парте у каждого ученика лежит раздаточный материал: треугольники(2 красный треугольника, одинаковых размеров) в 1 конверте и треугольники (жёлтый, красный и зелёный одинаковых размеров) во 2 конверте,а так же квадраты одинаковых и разных цветов и размеров в коробочках.
- Что можно сказать про треугольники, которые лежат у вас в конвертах? (Они равные)
- Как вы узнали, что они у вас равные? Продемонстрируйте свое решение. (Дети накладывают треугольники друг на друга)
- Попробуйте найти равные фигуры у вас в коробочке. Продемонстрируйте свое решение.
(Дети по очереди показывают найденные равные фигуры из раздаточного материала)
- Значит о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Как будет называться тема нашего урока?(Равные фигуры)
Название темы показывается на слайде. Слайд№4
Задание:(Работа со вторым конвертом)
- Сравнить наложением зеленый и красный треугольник. (Они равные).
- Сравнить красный и желтый треугольник. (Они тоже равные).
Вопрос:
- Что можно сказать о зеленом и желтом треугольнике? (Они равные).
Дети делают вывод:
«Если первая фигура равна второй, а вторая _ третей, то первая фигура тоже равна третей». (Идет закрепление по слайду №5).
Далее делается вывод о свойствах равных фигур.
А теперь посмотрим на доску. Учитель показывает модели двух фигур, разбитых на клетки.
Вопрос:
- Как выдумаете, как можно сравнить эти фигуры? (Разные варианты ответов учеников, выявляется верный – путем подсчета количества клеток.)
IV Первичное закрепление нового материала.
Цель:
- Зафиксировать вовнешней речи умение нахождения равных фигур путем зрительного соотнесения
- Проверить сформированность представления о равных фигурах
Выполнение № 1, стр. 36 Слайд № 6.
- Что нужно сделать в задании № 1? (Найти равные фигуры и раскрасить их одним цветом)
- Рассмотрите фигуры, как вы думаете, какие фигуры равны? Как это можно проверить? (Путем пересчета клеток)
- Какие фигуры останутся незакрашенными? Назовите попарно равные фигуры? (Проверка по слайду № 7)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Выполнение № 2, стр. 36 Слайд № 9.
- Что нужно сделать в задании № 2? ( Для каждой геометрической фигуры, изображенной справа, найти равную ей часть рисунка, изображенного слева, и раскрасить их так, чтобы равные части были закрашены одним цветом)
V Повторение и закрепление пройденного.
Цель:
- Тренировать способность к установлению взаимосвязи между частями и целым , к сложению частей и удалению частей
- Тренировать способность к ориентации на тетрадном листе и выполнению действий по команде
Выполнение № 3, стр. 36 Слайд № 10.
- Что здесь нужно сделать? (Нарисовать точки так, чтобы на обеих половинках их было поровну, а сумма равнялась данному числу.)
Учащиеся в течение 1-2 минут выполняют задание самостоятельно, затем оно проверяется фронтально по образцу.
Выполнение № 4, стр. 37 Слайд № 11.
- Почему под первым рисунком записано выражение 2+3? (К трем синим треугольника добавили два красных треугольника.)
- Сколько треугольников получилось? (5 треугольников.)
- Запишите ответ, а остальные задачи выполните так же.
После самостоятельного решения примеров в течение 1-2 мин учитель ставит вопросы:
- Какое равенство записали под вторым рисунком? (5+3=8)
- Что нужно нарисовать в третьем мешке? (Ответы могут быть различными 4 треугольника, 4 кружка и т.д.)
- Какой получился ответ? (2+4=6)
В последнем примере этого задания возможны несколько вариантов решения: 6+0=6, 6+1=7, 6+2=8, 6+3=9 и т.д. Несколько из этих вариантов следует обсудить с детьми.
Выполнение № 5, стр. 37 Слайд № 12
- Почему под первым рисунком записано 8-3? (Было 8 кружков, а три кружка зачеркнули, то есть вычли.)
- Какой ответ надо записать? (5)
- Сделайте остальные задания так же.
При проверке решения после 1-2 мин самостоятельной работы учитель спрашивает:
- Что нужно сделать на втором рисунке? (Зачеркнуть 3 треугольника.)
- Какое равенство получилось? (7-3+4.)
- Какое равенство надо записать под третьим рисунком? (9-4=5)
Затем разбираются различные варианты решения четвёртого примера: 6-0=6, 6-1=5 и т.д.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд № 13
Выполнение № 6, стр. 37 Слайд № 14
3 + 1 + 5 9 - 7 + 4 9 – 8 + 3 + 2
8 – 2 + 1 6 + 3 – 1 5 + 2 - 6 + 7
В данном задании повторяется сложение и вычитание на числовом луче. Учащиеся решают примеры, а затем с помощью числового луча делают проверку. Так, как примеров много, то на отрезке стрелки не рисуются, а лишь отсчитывается соответствующее число единиц направо (при сложение) или налево (при вычитании).
VI Итог урока. Рефлексия. Слайд № 15
Цель:
- Зафиксировать новое содержание. Изученное на уроке;
- Поблагодарить одноклассников , которые помогли получить результат урока;
- Оценить самим свою работу на уроке.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что нового узнали сегодня на уроке? (Понятие «равные фигуры»)
- Каким способом можно доказать , что фигуры равны? ( путем наложения фигур и подсчета клеток)
Продолжите фразу:
«Если первая фигура равна второй, а вторая равна третей, значит …» (первая фигура равна третей фигуре)
- Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок и помогали нам открывать новые знания.
- Оцените сами свою работу на уроке. Самооценка детьми собственной деятельности при помощи смайликов с комментарием.
Источники:
1. Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Метод.рекомендации. Пособие для учителя – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007.
2. Физкультминутка для глаз. Горячева Е.А. «И глаза вам скажут «СПАСИБО!»
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13533&d_no=13545&ext=Attachment.aspx?Id=3616
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем отличаются фигуры?
Чем отличаются фигуры?
тема Равные фигуры
а в б а = б б = в а = в а = б = в
Найди равные фигур ы Раскрась их одинаковым цветом е г з а д ж и б в № 1.
Ж Г Е Д Б Проверь себя З А И В Д = Ж Е = З Б = Г
Физкультминутка
Раскрась: № 2.
Заполни пропуски № 3. 2 4 8 6
5 + = 6 + = 2 + 4 = 3 + 2 = Добавь недостающие элементы и дополни равенства № 4 2 8 3 5 6 8
6 - = 7 - 3 = 9 - = 8 - 3 = Зачеркни элементы и дополни равенства № 5 3 4 5 3 5 4
Вычисли и проверь на числовом луче 5 + 2 - 6 + 7 = № 6. 9 - 7 + 4 = 9 – 8 + 3 + 2 = 6 + 3 - 1 = 8 – 2 + 1 = 3 + 1 + 5 = 4 6 1 3 2 0 9 8 7 5 6 8 8 9 7 6
Итог урока: Равные фигуры можно совместить наложением . Если первая фигура равна второй, а вторая – третьей, то первая фигура тоже равна третьей.
Источники : Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Метод.рекомендации. Пособие для учителя – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ювента, 2007. Физкультминутка для глаз. Горячева Е.А. «И глаза вам скажут «СПАСИБО!» http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=7946
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: "Площадь фигуры"
Урок - путешествие по математике для учащихся 3-го класса по УМК"Гармония"....
Презентация к уроку "Площадь фигур" Петерсон Л.Г. 2 класс
величина, площадь, подборка слайдов...
Презентация к уроку "Виды фигур" Петерсон 2 класс
2 класс Виды углов презентация по учебнику Петерсон Л.Г....
Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур
Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....
Конспект. Тема урока: Геометрические фигуры.
Цель:познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата. развивать умения анализировать и обобщать....
Урок "геометрические фигуры"
Урок по предмету "Математические представления и конструирование"...