Развитие логического и абстрактного мышления на уроках математики с использованием математических диктантов, как форма контроля.
методическая разработка по математике по теме
Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учителем и учащимися.Проведение математического диктанта на этапе устного счёта способствует не только развитию навыков вычисления ,но и повышению математической культуры. Польза устных вычислений огромна. Выполняя устно арифметические действия, дети не только повторяют правила арифметики, закрепляют их, но и, что самое главное, усваивают не механически, а осмысленно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методический материал по математике. | 53.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие логического и абстрактного мышления на уроках математики с использованием математических диктантов, как форма контроля.
Цель:
- Развитие навыков вычисления;
- Повышение математической культуры;
- эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память,
- умение сосредоточиваться.
Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учителем и учащимися.Проведение математического диктанта на этапе устного счёта способствует не только развитию навыков вычисления ,но и повышению математической культуры. Польза устных вычислений огромна. Выполняя устно арифметические действия, дети не только повторяют правила арифметики, закрепляют их, но и, что самое главное, усваивают не механически, а осмысленно. При устных вычислениях развиваются такие ценные качества, как внимание, сосредоточенность, выдержка, смекалка, самостоятельность.
Эффективность устного счета зависит не только от правильного определения объема и содержания этих занятий, но и от их организации: правильной постановки заданий и опроса, рационального проведения учета знаний и навыков учащихся, правильного чередования устных и письменных вычислений. Чаще всего задания предлагаются устно. Такая форма организации занятий является наиболее ценной, так как развиваются внимание и память учащихся, а главное, они подготавливаются к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух. Однако эта форма требует большого умственного напряжения, а поэтому сравнительно быстро утомляет детей, особенно тех, у кого преобладает зрительная память.
Наблюдающееся в школьной практике применение только этой формы занятий ведет к тому, что в устном счете участвуют не все дети. Особенно много бывает пассивных учащихся, когда диктуемые упражнения содержат большие числа или когда подряд дается много заданий на слух. Во избежание этого необходимо чисто слуховые упражнения перемежать с упражнениями на зрительное восприятие.
Основное назначение математических диктантов, представленных в данной работе, – помочь учителю эффективно тренировать устойчивость внимания детей, оперативную память, умение сосредоточиваться. Исходя из этих целей в диктантах даны следующие группы заданий:
· операционные, в которых нужно вычислять, решать задачи, выполнять преобразования и т.п., получив информацию на слух;
· логические, в которых требуется оценить истинность высказывания, для чего необходимо быть внимательным и сосредоточенным, уметь слушать, слышать и анализировать данные;
· направленные на усвоение математической терминологии.
Предложенные задания обеспечивают содержательным учебным материалом этап устной работы в начале урока математики, а также этап подведения итогов в конце урока. Развитию грамотной математической речи способствует наличие в каждом диктанте образцов чтения математических выражений.
Введение в математический диктант элементов игры, нестандартных заданий помогает детям, интересующимся математикой, поддерживать и развивать интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает затруднения, – понять и полюбить ее.
Проведение диктанта можно организовать так:
1. Учитель читает вслух задания диктанта из одного варианта. Учащиеся на листочках или в тетрадях записывают ответы. Сразу же (либо в конце урока) следует показать верные ответы, обсудить решения отдельных заданий.
2. Прочитывать вслух задания диктантов могут отдельные учащиеся по указанию учителя. Это особенно полезно детям с недостаточной техникой чтения, а также тем, у кого преобладает зрительное восприятие.
3. Полезно время от времени в классе давать всем ученикам тексты диктантов для самостоятельной работы с ними (записав текст диктанта и на доске). Это важно для запоминания правописания математических терминов.
4. Математические диктанты можно давать и для домашней работы под руководством родителей. Это позволит каждому ученику дополнительно спокойно потренироваться в чтении математических текстов, не спеша разобраться в отдельных задачах, проверить свои знания.
Учителю читать диктант детям достаточно один раз. Это заставляет учеников быть предельно внимательными и собранными. Все вычисления и преобразования ученики выполняют только устно.
Оценки за работу выставляются с учетом числа верно решенных заданий. Если в диктанте 6 (или 8) заданий, оценки могут быть такими:
Число менее верных ответов | 6 (8) | 5 (7) | 4 (5–6) | 4 (5) |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Однако не все учителя являются сторонниками математических диктантов и проводят их достаточно редко. обязательное требование проводить систематически, а не от случая к случаю, в чём между прочим и состоит результативность.. Задания учатся писать на слух. Ценность такого навыка неоспорима- она приводит к умению слушать. В своё время критик Писарев применительно к значению математических диктантов писал: « Смышлёность учеников растёт постоянно во время математических занятий, что так же верно и неизбежно, как то, что мускулы человека и ловкость его увеличиваются, когда он занимается гимнастическими упражнениями.»
Я стараюсь проводить математические диктанты постоянно.
Необходимо следовать определённоё методике проведения математических диктантов. Текст прочитывается в целом, чтобы учащиеся знали , что от них требуется. Темп сначала прочитывается в целом, чтобы учащиеся знали что от них требуется., с ориентацией на слабого ученика .Следует приучить учащихся пользоваться черновиками, где они могут сделать пометки, записи в ходе диктовки учителем.
Существуют несколько вариантов проверки. Это запись на отдельных листочках с последующей сдачей их учителю, запись правильных ответов на интерактивной доске, когда дети сверяют ответы со своим, и взаимопроверка с соседом по парте и многие другие варианты. Иногда можно предложить ребятам задание на дом: составить свой текст математического диктанта.
Математический диктант- одна из альтернативных форм контроля знаний, позволяющим участвовать всем учащимся сразу, а не нескольким.
Нередко приходится испытывать недостаток в более сложных и нестандартных задачах, развивающих логическое и абстрактное мышление учащихся, которые могут быть предложены всему классу.
Тема. «Сравнение предметов и групп предметов»
Цели. Проверить умение выполнять счет предметов; сравнивать предметы по различным признакам: цвету, форме, размеру; ориентироваться в пространстве (справа, слева, вверху, внизу); сравнивать группы предметов (меньше, больше, столько же).
Диктант 1
1. В верхней строке нарисуйте столько кружков, сколько помидоров нарисовано на доске (на доске нарисовано 6 помидоров). Раскрасьте третий кружок.
2. Слева нарисуйте 3 красных квадрата, а справа 1 зеленый треугольник.
3. Нарисуйте квадрат, а под ним круг. Раскрасьте ту фигуру, которая нарисована ниже.
4. Нарисуйте квадрат, треугольник и кружок так, чтобы треугольник был между кружком и квадратом.
5. Сколько орехов в пустом стакане?
Диктант 2
1. Нарисуйте столько палочек, сколько на доске треугольников.
2. В квартире две комнаты. Из одной комнаты сделали две. Нарисуйте столько кругов, сколько стало комнат.
3. Продолжите закономерность по цвету:
к – красный, ж – желтый, с – синий
4. У Иры орехов больше 3 и меньше 5. Сколько орехов у Иры? Нарисуйте эти орехи.
5. Раскрасьте прямоугольники карандашами двух цветов так, чтобы 2 прямоугольника были одинаковыми, а 2 – разными.
6. У кошки было 3 черных и 2 серых котенка. Каких котят больше: серых или черных?
Диктант 3
1. Нарисуйте в строке через клеточку 6 треугольников. Ниже начертите 8 палочек.
2. На наборном полотне выставлено 5 домиков. Обведите в тетради на 1 клеточку больше, чем домиков.
3. Аня жила ближе к школе, чем Валя. Кто из них жил от школы дальше?
4. Назовите соседей числа 4.
5. Обведите в строке столько клеток, сколько кругов выставлено на наборном полотне (9). Раскрасьте их так: третий – красным карандашом, а седьмой и девятый – синим.
6. Графический диктант.
7. Заштрихуйте квадрат горизонтальными линиями слева направо (квадрат дан на листочке).
Тема. «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
Цели. Проверить умение воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и соотносить их с соответствующей группой предметов; сравнивать числа в пределах 10, читать простейшие математические записи вида 1 + 1 = 2 и др.; соотносить эти записи с конкретной иллюстрацией (рисунком); выполнять табличное сложение в пределах 10; представлять числа первого десятка в виде суммы двух слагаемых; решать логические и текстовые задачи в одно действие.
Диктант 1
1. Запишите цифрами числа: 1, 5, 7.
2. Мальчик поймал 2 рыбок и выпустил их в ведро. Потом он поймал еще 3 рыбок. Нарисуйте столько рыбок, сколько всего рыбок стало в ведре.
3. В семье 4 детей: сестер столько же, сколько братьев. Сколько в семье сестер?
4. Запишите числа от 1 до 6.
5. Запишите числа от 9 до 4.
6. Заштрихуйте прямоугольник снизу вверх вертикальными линиями (прямоугольник дан на листочке).
Диктант 2
1. Назовите число, которое следует за числом 9; за числом 5.
2. К задуманному числу прибавили 1 и получили 7. Какое число задумали?
3. Какие числа пропущены, если сумма в каждом столбце равна 8?
1 | 2 |
|
|
|
| 5 | 4 |
4. Дорисуйте фигуры, чтобы количество элементов во множествах было равно.
5. У старика Хоттабыча борода длиннее, чем у доктора Айболита, но короче, чем у Карабаса Барабаса. Чья борода самая длинная?
6. Увеличьте: 9 на 1; 4 на 2; 7 на 1; 6 на 2.
Диктант 3
1. Первое слагаемое равно 4, а второе слагаемое равно 2. Найдите значение суммы.
2. Уменьшаемое равно 5, вычитаемое равно 3. Найдите значение разности.
3. Увеличьте 7 на 2.
4. Уменьшите 8 на 3.
5. Среди чисел каждой пары найдите то число, которое больше, и обведите его в ряду чисел красным карандашом: 9 и 8; 5 и 3; 1 и 4.
6. Найдите лишнюю по форме фигуру.
7. Соломинка выше Пузыря, а Лапоть ниже Пузыря. Кто выше: Лапоть или Соломинка?
8. Графический диктант.
Тема. «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание»
Цели. Проверить умение читать и записывать числа от 0 до 20; выполнять табличное сложение и вычитание в пределах 20; представлять все числа от 2 до 20 в виде суммы двух слагаемых; решать текстовые и логические задачи в одно действие.
Диктант 1
1. Запишите число, которое предшествует числу 12, 13...
2. Увеличьте 10 на 1.
3. Уменьшите 19 на 1.
4. Какое число меньше 15 на 1?
5. На сколько 12 больше 7?
6. Первое слагаемое 7, второе 4. Найдите сумму.
7. Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 12?
8. Чему равна сумма, если первое слагаемое 6, а второе 7?
9. В гараже было 5 машин, приехало еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?
Диктант 2
1. 10 – это 7 и еще сколько?
2. От какого числа надо отнять 5, чтобы получилось 7?
3. Найдите значение разности чисел 15 и 9.
4. Увеличьте 7 на 5.
5. Уменьшаемое 12, вычитаемое 8. Найдите разность.
6. У брата 5 тетрадей, у сестры столько же. Сколько тетрадей у брата и сестры вместе?
7. Гребенчатый тритон линяет каждые 7 дней. Сколько раз пройдет линька у тритона за 14 дней?
Диктант 3
1. Даны числа: 10, 3, 7. Запишите то число, которое является значением суммы двух других.
2. Даны числа: 15, 9, 6. Запишите то число, которое является значением разности двух других.
3. Запишите число, в котором 1 десяток и 3 единицы.
4. Разность чисел 5 и 3 увеличьте на 10.
5. Запишите число, которое меньше 12 на 1.
6. Когда из бидона взяли 3 литра молока, то в нем осталось на 7 литров больше, чем взяли. Сколько литров молока было в бидоне?
7. Бутылка с соком стоит 9 рублей. Пустая бутылка стоит 3 рубля. Сколько стоит сок?
8. Графический диктант.
Задачи в стихах
1. На прогулку из яслей 2. Слон, слониха, два слоненка 3. Дядя Ежик в сад зашел, 4. Дама сдавала в багаж | 5. Белка с рынка возвращалась 6. Пять щенков в футбол играли, 7. Вот восемь зайчат 8. Как-то раз в лесу густом |
Математический диктант. 2 класс
- Запишите числа цифрами: тридцать, пятьдесят, восемьдесят, сорок.
__________________________________________________________
- Запишите число, в котором 6 десятков ____, 2 десятка и 5 единиц ____ ,
9 десятков и 1 единица _____, 10 десятков______ .
- Выберите соседей числа 48.
А)45 и 47; Б)47 и 49; Б)49 и 50.
4. Запишите числа в порядке убывания: 75,18,24, 31, 90,52.
____________________________________________________________
5.В числе 27 содержится:
А) 7 десятков 2 единицы;
Б) 2 десятка и 7 единиц.
6. Найдите верные утверждения.
А) 7 десятков равны 17 единицам;
Б) Число 80 больше, чем 70, на 1;
В) Если число 50 уменьшить на 1, то получится 49.
Математический диктант « Крестики ,нолики» 3 класс.
- Произведение чисел 6 и 9 равно 15.
- 32 уменьшить в 8 раз получится 4.
- 8 больше 48 в 8 раз.
- Частное чисел 35 и 5 равно 30.
- 6 увеличить в 7 раз – получится 42.
- 63 уменьшить на 9 – получится 7.
- 72 разделить на 8 – получится 9.
- 56 больше 7 на 49.
- 6 увеличить на 6 – получится 36.
- Сумма чисел 3 и 9 равна 27
Математический диктант « Угадай слово!» 4 класс
- Запишите число, которое меньше 300 на 2 сотни.
- Найди сумму чисел 810 и 9.
- Какое число больше 12 в 6 раз?
- Из какого числа надо вычесть 480,чтобы получить 130?
- Сколько центнеров в 14000 кг?
- Увеличь 8735 в 10 раз.
- Разность чисел 830 и 29.
- Сумма чисел 230 и 300.
- Запиши число, которое больше 20 в 5 раз.
- На одной тарелке было 8 яблок, на другой 9.Съели 10 яблок. Сколько яблок осталось?
Проверка
0 1 | Х 2 | 0 3 |
0 4 | Х 5 | 0 6 |
Х 7 | Х 8 | Х 9 |
г | 100 |
и | 801 |
к | 7 |
819 | р |
у | 72 |
о | 140 | ||
ч | 530 |
о | 100 |
3 | 610 |
87350 | в |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения
Обобщение педагогического опыта...
Формирование пространственного мышления на уроках математики с использованием ИКТ
МК "ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС": проектирование учебных ситуаций...
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...
Развитие способностей к абстрактному мышлению у детей с ОВЗ на уроке математики
На уроках математики учащиеся испытывают некоторые затруднения. Эти дети не могут представить достаточно отчетливо т...
Развитие логических умений младших школьников на уроках математики как составляющих функциональной грамотности
Одной из основных целей математического образования в рамках ФГОС является формирование логических универсальных действий. Хорошо развитое логическое мышление позволяет ...
Развитие логических умений младших школьников на уроках математики, как составляющих функциональной грамотности
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Важнейшей задачей школы является- формирование грамотных людей. Основы...
Формы и методы развития логического мышления на уроках математики у младших школьников
Я работаю учителем начальных классов в сельской школе, где в основном дети со средним уровнем обучаемости и обученности. Работаю по государственной программе Министерства образования и нау...