Развитие способностей к абстрактному мышлению у детей с ОВЗ на уроке математики
план-конспект на тему
На уроках математики учащиеся испытывают некоторые затруднения. Эти дети не могут представить достаточно отчетливо те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Они сознательно решают арифметическую задачу только тогда, когда она иллюстрирована с помощью групп предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abstraktnoe_myshlenie.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа № 22 (VII вида)
городского округа город Якутск»
677009 г. Якутск, ул. Рыдзинского, 5 тел: 43-94-68
Анализ работы по теме самообразования
на 2015-2016 учебный год.
Кл. руководитель Бадмацыренова Б.Ц.
г. Якутск
Развитие способностей к абстрактному мышлению у детей с ОВЗ
на уроке математики.
Цель
- Развить математические способности и интерес к математике;
- научить выделять существенное от несущественного.
Краткое описание опыта.
На уроках математики учащиеся испытывают некоторые затруднения. Эти дети не могут представить достаточно отчетливо те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается. Они сознательно решают арифметическую задачу только тогда, когда она иллюстрирована с помощью групп предметов.
При решении задач ученики исходят из несущественных признаков, опираются на отдельные слова и выражения. Если в тексте нет, например, знакомых слов всего, стало, это сбивает их, и они из-за отсутствия привычных формулировок не могут решить простой задачи.
При обучении математике ученики младших классов не могут правильно пересчитать предметы, не узнают числовые группы в три, четыре предмета. Они могут более успешно выполнять вычисления только с помощью конкретного материала. Дети этой группы не понимают смысла арифметических действий (вычитания. умножения, деления), при решении задач не осмысливают предложенной в ней ситуации. Для таких детей характерно построение вопроса с включением ответа или части условия. При условии многократного повторения приемов работы и использовании конкретного материала эти учащиеся могут быть обучены выполнению всех четырех арифметических действий и решению простых задач с небольшими числами.
Все ученики коррекционной школы, выделенные в четыре группы, нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение учащихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
Исправление недостатков познавательной деятельности школьников достигается в основном педагогическими средствами в процессе обучения основам общеобразовательных дисциплин и усвоения трудовых умений и навыков.
Дидактическими принципами коррекционной школы являются:
воспитывающая и развивающая направленность обучения;
научность и доступность обучения;
систематичность и последовательность;
связь обучения с жизнью;
принцип коррекции в обучении; принцип наглядности;
сознательность и активность учащихся;
индивидуальный и дифференцированный подход;
прочность знаний, умений и навыков.
Процесс обучения в коррекционной школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.
Важным моментом в уроке является использование коррекционных заданий. Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание, сосредоточенность.
Одним из эффективных средств развития интереса, также является дидактическая игра, так как дидактическая игра, игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Используя приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствую активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, призыв к действию, например: «Кто быстрей», «Не зевать! Кто верней!» и т.д. Наглядно на уроке соревнование двух команд с призывом, кто быстрее и правильно решит примеры (примеры на сравнение).
Огромные возможности представляют различные виды упражнений в виде игры. Значение игры трудно переоценить. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения без перехода через десяток, использую игру "Поймай рыбку". На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из примеров: 10+3, 15 - 5 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, ученики сверяют ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. 0н считается лучшим рыбаком в данной игре. Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 использую игру "Самый быстрый почтальон", Дидактическая игра «Составь букет», Дидактическая игра «Круговые примеры».
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу, внести в урок элементы соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми.
Кроме того уроки, проведённые в нестандартной форме также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются.
Уроки - путешествия.
Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др.
В игру задания превращает их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.
В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Математические уроки сказки
Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да". Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес.
Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения.
На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.
Сказки при изучении математики можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.
Устойчивый познавательный интерес формируется различными средствами. Одним из них является занимательность. Немало занимательного материала можно использовать на уроках математики, и им полезно пользоваться, так как с помощью занимательности можно сделать учебу желаемым делом. Некоторые нестандартные задачи (задачи-шутки, с монетами, спичками, разрезанием, складыванием и др.) обладают внешней занимательностью. Такие задачи полезны, но их не всегда можно связать с программным материалом. Однако для подобных заданий можно найти 3-5 минут на уроке. Если задача нетрудная, то ее можно включить в устный счет. Если задание посложнее и нет уверенности, что ее выполнят сразу многое дети, то задание следует предложить в конце урока, после записи домашнего задания. В таком случае не надо добиваться решения задач на уроке во что бы то ни стало, предложив детям поразмыслить над условием во внеурочное время.
Веселые задачи в стихах
Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения.
Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках.
Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление.
Сказочные задачи
Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи, т.е. задачи со сказочными образами, сказочными сюжетами. Казалось бы, сказка и математика - понятия не совместимые, однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка.
Встреча детей со знакомыми героями сказок не оставляет их равнодушными, сказка вызывает у детей радость, интерес. Известный математик А.И. Макрушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказке начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Сказки в начальных классах нужны, особенно при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения.
На уроках, где имеет место сказка, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет проникнуть на урок юмору. Фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка. Развивает его интерес к математике. В то же время встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребенка перечитать литературное произведение. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. Сказки можно включать у уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях.
Математические сказки.
Сказки любят все, но особенно - дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой работы предназначены сказки "О нуле", "Победа знаний", "Герой планеты Фиалка". Для удобства сказка разбивается на части.
Задачи занимательного характера
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.
Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости математики. Одна из важнейших задач начального обучения - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения нужны для изучения учебного материала не только в начальных классах, но и в средних и старших
Головоломки
Большое значение в начальных классах имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.
Логические задачи
Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям
Мегаграммы.
В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться.
Логогрифы.
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.
Так же на уроках широко использую ребусы, пословицы, поговорки. Эти элементы так же очень удобно применять на уроках математики.
Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание.
Таким образом, занимательность на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.
Также немаловажная задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе "актив-класс" в процессе обучения включаются обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идёт активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Для развития самостоятельности и активности оцениваю каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос.
Можно красочно оформить таблицы, сочинить стихи, зарифмовать задачи и придумать игры. И тогда в глазах учащихся засветится неподдельный интерес. Каждый день они будут делать для себя маленькие открытия и легко усваивать материал.
Упражнения в игровой и занимательной форме всегда вызывали интерес и способствовали прочному усвоению учебного материала.
Еще во втором классе при подготовительных упражнениях к табличному умножению и делению мы считали:
Сколько ног у двух гусей? У двух цыплят? У двух петухов?
Сколько ножек у двух столов? А у двух журнальных столиков?
Я вижу 12 птичьих ног. Сколько воробьев прыгает?
После чтения книжки – раскладушки «Лесная школа» можно зарифмовать таблицу умножения на 2, а затем проиллюстрировать ее. Теперь таблица умножения на 2 и 3 легко усвоится. Рифмованные задания интересны для учащихся, позволяют легко усвоить материал.
Интерес к учению есть там, утверждал В.А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставлять ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения?
Результаты работы в этом году
Из 13 учащихся класса, 12 учащихся перешли в следующий класс. Пять учеников: Борисова Дарья, Керейтов Роман, Малигонов Артем, Соломонов Юрий, Устюжанин Максим дали хороший результат по всем предметам и закончили учебный год на "4" и "5" в сравнении с началом учебного года.
Благодаря работе, которую провожу в системе с детьми с задержкой психического развития, наблюдается позитивная динамика показателей учебной деятельности, уровня развития психических процессов. Считаю, что моим опытом работы могут воспользоваться педагоги , работающие с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления и познавательной активности на уроках математики при изучении геометрического материала в начальной школе
Данная работа включает в себя обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Ветренко С.А....
Развитие логического и абстрактного мышления на уроках математики с использованием математических диктантов, как форма контроля.
Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учителем и учащимися.Проведение математического диктанта на этапе устного счёта способствует не только развити...
Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.
ТЕМА: Развитие познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальных классах на уроках математики.Цель: систематизировать формы и методы развития познавательных способностей учащихся с ЗПР в начальны...
Игры на развитие воображения, памяти и мышления у детей с СДВГ.
Игры,направленные на развитие таких психических процессов как память,мы шление и воображение у детей раннего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....
Процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.
Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, ещё 3 года назад серьезной широкомасштабной систематическ...
Развитие логического мышления у младших школьников на уроках математики.
Статья посвящена развитию логического мышления у младших школьников на уроках математики....
Развитие творческого мышления учащихся I ступени на уроках математики.
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие творческих возможностей учащихся...