Урок математики 2 класс "Умножение на 0 и1"
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Урок -сказка. Объяснение нового материала с первичным закреплением. С использованием игровых технологий для повышения качества знаний учащихся на первой ступени образования. Создание интереса к исследовательской работе на уроке математики вызывает интерес у детей к усвоению нового материала. Индивидуальная работа на уроке сочетается с работой в парах и групповой формой работы учащихся. Развитие умения составлять план своих действий и оценивать свои достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
раздел учебный материал | 55.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики во 2 классе
Тема урока: Умножение на 0 и на 1.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – сказка.
Цель урока: Изучение частных случаев умножения с 0 и 1.
Задачи урока:
1. Закрепить смысл умножения и переместительного свойства умножения.
Отрабатывать вычислительные навыки, умение «читать» блок-схемы.
2. Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие
способности, умение работать с компьютером.
3. Воспитывать интерес к математике на основе сотрудничества и
практической деятельности на уроке.
Оборудование урока: компьютеры, проектор, слайды с изображением профессора Фортрана – знаток компьютеров, Кота Икса – лучшего ученика профессора, наборное полотно с картинками.
Межпредметные связи: информатика и ИКТ, ОБЖ.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация деятельности
Учитель:
- Урок начинать нам с вами пора.
Какие скажем друг другу слова?
Дети: - Добрый день.
У. – А что это значит?
Д. - Это значит:
Что день был по-доброму начат!
У. - Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
2. Постановка учебной задачи
Задания на развитие внимания
На доске и на столе у детей двуцветная картинка с числами.
5 10 9 2 8
1 4 6
3 5
У. – Что интересного в записанных числах?
Д. – Все числа записаны разными цветами. Все «красные» числа – чётные, а «синие» - нечётные
У. – Какое число лишнее?
Д. – 10 – оно круглое, а остальные нет.
- 5 повторяется два раза, а остальные по одному.
У. – Закрою число 10. Есть ли «лишнее» среди остальных чисел?
Д. – 3 –у него нет пары до 10, а у остальных есть
У. – Запишите сумму всех «красных» чисел в красном квадрате.
Д. - 30
У. – Запишите сумму всех «синих» чисел в синем квадрате.
Д. - 23
У. – На сколько 30 больше, чем 23?
Д. – На 7.
У. – На сколько 23 меньше, чем 30?
Д. – Тоже на 7.
У. – Каким действием находили?
Д. – Вычитанием.
3. Актуализация ранее полученных знаний
Задания на развитие памяти и речи
Задание 1
У. Повторите по порядку слова, которые я назову: «слагаемое», «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
Дети пытаются повторить.
- Компоненты каких действий вы назвали?
Д. Сложения и вычитания.
У. С каким новым действием мы познакомились на прошлом уроке?
Д. С умножением
У. Назовите компоненты умножения.
Д. Множитель, множитель, произведение.
У. Что обозначает первый множитель?
Д. Равные слагаемые в сумме.
У. Что обозначает второй множитель?
Д. Число таких слагаемых.
У. Запишите определение умножения.
Дети записывают а +а +а… + а = а *п
Задание 2
У. Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?
12+12+12+12+12
33+33+33+33
а+а+а
Д. Заменить сумму произведением.
Д. В первом выражении 5 слагаемых, каждое равно 12, поэтому оно равно 12х5
Аналогично рассматриваются остальные примеры.
Задание 3
У. А теперь, наоборот, замените произведение суммой в выражениях, записанных на доске.
На доске: 99 х 2 8 х4 b х 3
99+99 8+8+8+8 b+b+b
Задание 4
На доске записаны равенства. Учитель рядом с каждым равенством помещает картинки соответственно цыплёнка, слонёнка, лягушонка и мышонка.
У. Посмотрите на доску. Зверушки лесной школы выполняют задание. Правильно ли они выполнили?
На доске.
81+ 81= 81 х 2
21 х 3 = 21 + 22 + 23
44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4
17 + 17 - 17 + 17 = 17 – 5
Дети устанавливают, что слонёнок, лягушонок и мышонок ошиблись: объясняют, в чём их ошибки.
Задание 5
У. Сравните выражения.
На доске.
8 х 5 … 5 х8 34 х 9 … 31 х 2
5 х 6 …3 х 6 а х 3 … а - 2 + а
Д. 8 х 5 = 5 х 8, так как от перестановки множителей произведение не меняется. Объясняют остальные неравенства.
У. Какое свойство умножения использовали в первом примере?
Д. Переместительное.
4.Целеполагание. Постановка проблемы
Работа на компьютерах. Один ученик у интерактивной доски.
У. Рассмотрите запись на экране. Верны ли равенства?
5х3 5х4 5х5 5х6
.____._____._____.______._____._____._____.____
0 5 10 15 20 25 30 35
Д. Верны, так как сумма 5 + 5+ 5+ 5 = 15, потом в сумме становится на одно слагаемое больше, и сумма увеличивается на 5.
У. Продолжите эту закономерность направо.
Дети работают на компьютерах: 5 х 7 = 35, 5 х 8 = 40.
У. Продолжите её теперь налево. Что у вас получилось?
5 х 2 = 10, 5 х 1 = 5, 5 х 0 = 0
У. А что означают выражения 5 х 1, 5 х 0?
Дети затрудняются ответить – возникает проблемная ситуация.
- В нашем примере было бы удобно считать, что 5 х 1 = 5, а 5 х 0 = 0. Однако выражения 5 х 1 и 5 х 0 не имеет смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения. Итак, цель нашего урока – уточнить, не нарушит ли равенства 5 х 1 = 5 и 5 х 0 = 0 переместительное свойства умножения.
5. Физкультминутка
(Звучит музыка)
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем разжимать.
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
6. Открытие детьми нового знания
Работа в тетрадях на печатной основе.
У. Выполните действия: 1 х 7, 1 х 4, 1 х 5.
Дети решают примеры с комментированием.
- Сделайте вывод: 1 х а = ?
Д. 1 х а = а
1 х а = а |
У. Имеют ли смысл выражения 7 х 1, 4 х 1, 5 х 1? Почему?
Д. Нет, так как в сумме не может быть одного слагаемое.
У. Чему они должны быть равны, чтобы не нарушилось переместительное свойство умножения?
Д. 7 х 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 х 1 = 7.
Аналогично рассматриваются 4 х 1 = 4, 5 х 1 = 5.
У. Сделайте вывод: а х 1 = ?
Д. а х 1 = а
Выставляется карточка
а х 1 = а |
Учитель накладывает первую карточку на вторую
а х 1 = 1 х а = а |
У. Совпадает наш вывод с тем, что получилось на числовом луче?
Д. Да.
У. Переведите это равенство на русский язык.
Д. При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.
У. Молодцы! Итак, будем считать:
а х 1 = 1 х а = а |
Аналогично исследуется случай умножения с 0.
Вывод: при умножении числа на 0 или 0 на число получается
а х 0 = 0 х а = 0 |
- Сравните оба равенства. Что вам напоминают 0 и 1?
Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на образы, которые приведены в учебнике:
7.Физкультминутка
(Звучит музыка)
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
8. Первичное закрепление знаний
Решение примеров.
На доске записаны примеры.
23 х 1 = 0 х 92 = 36 х 1 =
1 х 89 = 15 х 0 = 0 х 1 =
Дети решают их в тетради с проговариванием в громкой речи полученных правил, например: 3 х 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 – «зеркальце»), и т. д.
Далее они выполняют упражнения на компьютерах (один ученик с комментированием):
14 х Х = 14
Х х 43 = 43
1 х Х = 1
Д. При умножении 14 на неизвестное число получилось 14, значит, умножали на 1.
8 х Х = 0
Х х 1 = 0
0 х Х = 0
Д. При умножении 8 на неизвестное число получилось 0. Значит, умножали на 0.
Остальные уравнения решаются аналогично.
9.Самостоятельная работа с последующей проверкой в классе
1 х 72 = 95 х 1 = 1 х 1 =
0 х 28 = 87 х 0 = 0 х 0 =
Дети самостоятельно решают записанные примеры.
Затем по готовому образцу проверяют ответы, отмечают правильно решённые примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки.
Те, кто допустил ошибки, получают аналогичное задание на карточке и дорабатывают индивидуально с учителем, пока класс решает задачи на повторение.
10. Вторичное закрепление знаний. Работа на компьютерах
Задача 1
У. Мы сегодня приглашены в гости, а к кому, вы узнаете, расшифровав запись.
р |
(18 + 2) – 8
а |
14 – (4 + 3)
ф |
9 + (6 + 1)
о |
(42 + 9) + 8
н |
48 + 26 - 26
т |
15 + 23 – 15
р |
25 – 15 + 2
16 | 59 | 12 | 23 | 12 | 7 | 48 |
У. К кому же мы приглашены в гости?
Д. К Фортрану.
Задача 2
У. Профессор Фортран – знаток компьютеров. Но дело в том, что у нас нет адреса. Кот Икс – лучший ученик профессора Фортрана – составил для нас программу.
Работа на компьютерах.
1.Дойти до реки | 2.Повернуть налево |
3.Идти до моста | 4.Перейти по мосту через реку |
5.Идти до сломанной сосны | 6.Повернуть направо |
7.Дойти до колодца | 8.Повернуть налево |
9.Дойти до забора | 10.Пролезть в дырку в заборе |
11.Залаять | 12.Когда выйдет из дома друг Икса, отдать ему письмо |
- Отправляемся в путь по программе Кота Икса … К какому домику пришли?
Один ученик на интерактивной доске, а остальные на компьютерах выполняют программу и находят дом Фортрана.
Задача 3
У. Нас встречает профессор Фортран со своими учениками. Его лучшая
ученица гусеница
приготовила для вас задание: «Я задумала число, вычла из него 7, прибавила 15, потом прибавила 4 и получила 45. Какое число я задумала?»
Дети выполняют задание.
- Обратные операции надо делать в обратном порядке: 45 – 4 – 15 + 7 = 31
Задача 4
У. А сам профессор Фортран предложил нам поиграть в игру «Вычислительные машины»
Таблица на экранах у учеников. Они самостоятельно выполняют вычисления и заполняют таблицу. Выигрывают первые, пять человек, которые справляются с заданием правильно.
11. Итог урока. Рефлексия
Дети отвечают на вопросы по ходу и теме урока:
- Всё ли сделали на уроке, что планировали?
- С какими новыми правилами познакомились?
- Что понравилось? Что было трудно?
У. Вы все очень хорошо справились со всеми заданиями. А у кого не всё получалось, не переживайте у нас впереди ещё много уроков и у вас тоже всё получится.
- А сейчас оцените каждый сам себя, как я работал на уроке (дети показывают карточку - настроения). Покажите карточками – какое у вас настроение (красная – я доволен, но у меня не всё получилось, синяя – сегодня на уроке было всё понятно, зелёная – я всё понял, мне всё понравилось).
12. Домашнее задание
У. Дома выполните упражнения: № 8, 10 в тетради на печатной основе и один из номеров по выбору № 9 или № 11.
Результаты рефлексии: 96% учащихся высоко оценили свою работу и деятельность всего класса на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...
Комментарии
Урок математики во 2 классе "Умножение на 0 и1"
Урок -сказка. Объяснение нового материала с первичным закреплением. С использованием игровых технологий для повышения качества знаний учащихся на первой ступени образования. Создание интереса к исследовательской работе на уроке математики вызывает интерес у детей к усвоению нового материала. Индивидуальная работа на уроке сочетается с работой в парах и групповой формой работы учащихся. Развитие умения составлять план своих действий и оценивать свои достижения.
Урок математики во 2 классе "Умножение на 0 и1"
Урок продуман от начала и до последней минуты. Проведен успешно в классе. Детям захотелось ещё раз встретиться с его героями. Все цели были достигнуты. А задачи выполнены.