Урок математики 2 класс "Умножение на 0 и1"
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Урок -сказка. Объяснение нового материала с первичным закреплением. С использованием игровых технологий для повышения качества знаний учащихся на первой ступени образования. Создание интереса к исследовательской работе на уроке математики вызывает интерес у детей к усвоению нового материала. Индивидуальная работа на уроке сочетается с работой в парах и групповой формой работы учащихся. Развитие умения составлять план своих действий и оценивать свои достижения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл раздел учебный материал55.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  математики во 2  классе

Тема урока: Умножение на 0 и на 1.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – сказка.  

Цель урока: Изучение частных случаев умножения с 0 и 1.

Задачи урока:

1. Закрепить смысл умножения и переместительного свойства умножения.

 Отрабатывать вычислительные навыки, умение «читать» блок-схемы.

2. Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие            

 способности, умение работать с компьютером.

3. Воспитывать интерес к математике на основе сотрудничества и

    практической деятельности на уроке.

 

Оборудование  урока: компьютеры, проектор, слайды с изображением профессора Фортрана – знаток компьютеров, Кота Икса – лучшего ученика профессора, наборное полотно с картинками.

 Межпредметные связи: информатика и ИКТ, ОБЖ.

                                              Ход урока

1.  Организационный момент. Мотивация деятельности

Учитель:

- Урок начинать нам с вами пора.

  Какие скажем друг другу слова?

Дети: - Добрый день.

У. – А что это значит?

Д.  - Это значит:

        Что день был по-доброму начат!

У.  - Друзья мои! Я очень рада

  Войти в приветливый наш класс.

  И для меня уже награда

  Вниманье ваших умных глаз.

  2. Постановка учебной задачи

 Задания на развитие внимания

На доске и на столе у детей двуцветная картинка с числами.

                 

5      10                         9                        2                                8

1                            4        6

                      3                             5

 

У.   – Что интересного в записанных числах?

Д.   – Все числа записаны разными цветами.  Все «красные» числа – чётные, а «синие» - нечётные

У.   – Какое число лишнее?

Д.  – 10 – оно круглое, а остальные нет. 

     - 5 повторяется два раза, а остальные по одному.

У.  – Закрою число 10. Есть ли «лишнее» среди остальных чисел? 

Д.   – 3 –у него нет пары до 10, а у остальных есть

У.  Запишите сумму всех «красных» чисел в красном квадрате.

Д.    - 30

У.   – Запишите сумму всех «синих» чисел в синем квадрате.

Д.  - 23

У.  – На сколько 30 больше, чем 23?

 Д. – На 7. 

У.  – На сколько 23 меньше, чем 30?

Д.  – Тоже на 7.

У.  – Каким действием находили?

Д.   – Вычитанием.

 3.  Актуализация ранее полученных знаний

Задания на развитие памяти и речи

Задание  1

У.  Повторите по порядку слова, которые я назову: «слагаемое», «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

  Дети пытаются повторить.

 - Компоненты каких действий вы назвали?

Д.  Сложения и вычитания.

У.  С каким новым действием мы познакомились на прошлом уроке?

Д. С умножением

У.    Назовите компоненты умножения.

Д.   Множитель, множитель, произведение.

У.  Что обозначает первый множитель?

Д.   Равные слагаемые в сумме.

У.  Что обозначает второй множитель?

Д.   Число таких слагаемых.

У.  Запишите определение умножения.

Дети записывают  а +а +а… + а = а *п

Задание 2

У.  Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?

12+12+12+12+12

33+33+33+33

а+а+а

Д. Заменить сумму произведением. 

Д.   В первом выражении 5 слагаемых, каждое равно 12, поэтому оно равно 12х5

  Аналогично рассматриваются остальные примеры.

Задание 3

У.   А теперь, наоборот, замените произведение суммой в выражениях, записанных на доске.

На доске: 99 х 2             8 х4               b х 3

                  99+99             8+8+8+8       b+b+b

Задание 4

 На доске записаны равенства. Учитель рядом с каждым равенством помещает картинки соответственно цыплёнка, слонёнка, лягушонка и мышонка.   

У.  Посмотрите на доску. Зверушки лесной школы выполняют задание. Правильно ли они выполнили?

  На доске.

81+ 81= 81 х 2

21 х 3 = 21 + 22 + 23

44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4

17 + 17  - 17 + 17 = 17 – 5

    Дети устанавливают, что слонёнок, лягушонок и мышонок ошиблись: объясняют, в чём их ошибки.

Задание 5

У. Сравните выражения.

На доске.

8 х 5 … 5 х8                        34 х 9 … 31 х 2

5 х 6 …3 х 6                        а х 3 …  а  - 2  +   а

Д. 8 х 5 = 5 х 8, так как от перестановки множителей произведение не меняется. Объясняют остальные неравенства. 

У.  Какое свойство умножения использовали в первом примере?

Д.   Переместительное.

4.Целеполагание. Постановка проблемы

 Работа на компьютерах. Один ученик у интерактивной доски.

У. Рассмотрите запись на экране. Верны ли равенства?

                             5х3       5х4     5х5      5х6    

.____._____._____.______._____._____._____.____

0        5       10        15        20       25        30       35

Д. Верны, так как сумма 5 + 5+ 5+ 5 = 15, потом в сумме становится на одно слагаемое больше, и сумма увеличивается на 5.

У. Продолжите эту закономерность направо.

Дети работают на компьютерах: 5 х 7 = 35,   5 х 8 = 40.

У. Продолжите её теперь налево.  Что у вас получилось?

5 х 2 = 10,   5 х 1 = 5,     5 х 0 = 0

У. А что означают выражения  5 х 1,  5 х 0?

  Дети затрудняются ответить – возникает проблемная ситуация.

  - В нашем примере было бы удобно считать, что 5 х 1 = 5, а  5 х 0 = 0. Однако выражения 5 х 1 и 5 х 0 не имеет смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения. Итак, цель нашего урока – уточнить, не нарушит ли равенства 5 х 1 = 5 и 5 х 0 = 0 переместительное свойства умножения.

5. Физкультминутка

(Звучит музыка)

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем разжимать.

(Дети сжимают и разжимают кулачки)

6. Открытие детьми нового знания

Работа в тетрадях на печатной основе.

У.   Выполните действия: 1 х 7, 1 х 4, 1 х 5.

 Дети решают примеры с комментированием.

 - Сделайте вывод: 1 х а = ?

Д. 1 х а = а

1 х а = а

У. Имеют ли смысл выражения 7 х 1,   4 х 1,  5 х 1? Почему?

Д. Нет, так как в сумме не может быть одного слагаемое.

У. Чему они должны быть равны, чтобы не нарушилось переместительное свойство умножения? 

Д. 7 х 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 х 1 = 7.

  Аналогично рассматриваются 4 х 1 = 4, 5 х 1 = 5.

У. Сделайте вывод: а х 1 =  ?

Д.  а х 1 = а  

Выставляется карточка

а х 1 = а

Учитель накладывает первую карточку на вторую

а  х  1 = 1  х   а = а

У. Совпадает наш вывод с тем, что получилось на числовом луче?

Д. Да.

У. Переведите это равенство на русский язык.

Д. При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.

У. Молодцы! Итак, будем считать:

а  х 1 = 1 х а = а

 

 Аналогично исследуется случай умножения с 0.

Вывод: при умножении числа на 0 или  0 на число получается

а х 0 = 0 х а = 0

- Сравните оба равенства. Что вам напоминают 0 и 1?

Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на образы, которые приведены в учебнике:

7.Физкультминутка

(Звучит музыка)

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

8. Первичное закрепление знаний

Решение примеров.

 На доске записаны примеры.

23 х 1 =         0 х 92 =              36 х 1 =

1 х 89 =         15 х 0 =              0 х 1 =

  Дети решают их в тетради с проговариванием в громкой речи полученных правил, например: 3 х 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 – «зеркальце»), и т. д.

  Далее они выполняют упражнения на компьютерах (один ученик  с комментированием):

14 х Х = 14

Х х 43 = 43

1 х Х = 1

Д. При умножении 14 на неизвестное число получилось 14, значит, умножали на 1.

8 х Х = 0

 Х  х 1 = 0

0 х Х = 0

Д. При умножении 8 на неизвестное число получилось 0. Значит, умножали на 0.

Остальные уравнения решаются аналогично.

9.Самостоятельная работа с последующей проверкой в классе

1 х 72 =              95 х 1 =              1 х 1 =

0 х 28 =             87 х 0 =               0 х 0 =

  Дети самостоятельно решают записанные примеры.

Затем по готовому образцу проверяют ответы, отмечают правильно решённые примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки.

Те, кто допустил ошибки, получают аналогичное задание на карточке и дорабатывают индивидуально с учителем, пока класс решает задачи на повторение.

10. Вторичное закрепление знаний. Работа на компьютерах

Задача 1

У. Мы сегодня приглашены в гости, а к кому, вы узнаете, расшифровав запись.

р  

  (18 + 2) – 8                
             

а

14 – (4 + 3)
 

ф

9 + (6 + 1)

о

(42 + 9) + 8

н

48 + 26 - 26

т

15 + 23 – 15

р

25 – 15 + 2

16

59

12

23

12

7

48

У. К кому же мы приглашены в гости?

Д. К Фортрану.

Задача 2

У. Профессор Фортран – знаток компьютеров. Но дело в том, что у нас нет адреса. Кот  Икс – лучший ученик профессора Фортрана – составил для нас программу.

Работа на компьютерах.

1.Дойти до реки

2.Повернуть налево

3.Идти до моста

4.Перейти по мосту через реку

5.Идти до сломанной сосны

6.Повернуть направо

7.Дойти до колодца

8.Повернуть налево

9.Дойти до забора

10.Пролезть в дырку в заборе

11.Залаять

12.Когда выйдет из дома друг Икса, отдать ему письмо

   

 

- Отправляемся в путь по программе Кота Икса … К какому домику пришли?

  Один ученик на интерактивной доске, а остальные на компьютерах выполняют программу и находят дом Фортрана.

Задача 3

У. Нас встречает профессор Фортран со своими учениками. Его лучшая

ученица гусеница

приготовила для вас задание: «Я задумала число, вычла из него 7, прибавила 15, потом прибавила 4 и получила 45. Какое число я задумала?»

Дети выполняют задание.

 - Обратные операции надо делать в обратном порядке: 45 – 4 – 15 + 7 = 31

Задача 4

У. А сам профессор Фортран предложил нам поиграть в игру «Вычислительные машины»

Таблица на экранах у учеников. Они самостоятельно выполняют вычисления и заполняют таблицу. Выигрывают первые, пять человек, которые справляются с заданием правильно.

 11.  Итог урока. Рефлексия

 Дети отвечают на вопросы по ходу и теме урока:

- Всё ли сделали на уроке, что планировали?

- С какими новыми правилами познакомились?

- Что понравилось?  Что было трудно?

У.  Вы все очень хорошо справились со всеми заданиями. А у кого не всё получалось, не переживайте у нас впереди ещё много уроков и у вас тоже всё получится.

- А сейчас оцените каждый сам себя, как я работал на уроке (дети показывают карточку - настроения).  Покажите карточками – какое у вас настроение (красная – я доволен, но у меня не всё получилось, синяя – сегодня на уроке было всё понятно, зелёная – я всё понял, мне всё понравилось).

 12.  Домашнее задание

 У. Дома выполните упражнения: № 8, 10 в тетради на печатной основе и один из номеров по выбору № 9 или № 11.

Результаты рефлексии: 96% учащихся высоко оценили свою работу и деятельность всего класса на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...


 

Комментарии

Урок -сказка. Объяснение нового материала с первичным закреплением. С использованием игровых технологий для повышения качества знаний учащихся на первой ступени образования. Создание интереса к исследовательской работе на уроке математики вызывает интерес у детей к усвоению нового материала. Индивидуальная работа на уроке сочетается с работой в парах и групповой формой работы учащихся. Развитие умения составлять план своих действий и оценивать свои достижения.

Урок продуман от начала и до последней минуты. Проведен успешно в классе. Детям захотелось ещё раз встретиться с его героями. Все цели были достигнуты. А задачи выполнены.