Организация проектов
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Подробно расписанный метод проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
организация проектной деятельности | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности младших школьников
В технологиях обучения особым образом сплавлены ум, мастерство, и дело – идеи, методы, формы, результаты. Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины. Проектный подход сложнее и для учителя, но он живее, интереснее, чем инструкционный. Совсем не легко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать.
Цель проектов – формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенный в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает мне решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.
Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения, постепенно учатся применению усложняющихся практических знаний.
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. В любом случае педагогу предстоит организовать исследовательскую деятельность учащихся.
Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблем.
При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Перед проведением работ по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:
- З а д а ч и: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
- М е т о д ы: виды деятельности.
- Р е з у л ь т а т: проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Планирование проектной деятельности предполагает:
- определение источников информации;
- определение способов сбора и анализа информации;
- итоговый продукт (формы представления результата);
- выработку критериев оценки результатов работы;
- распределение обязанностей среди членов команды.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:
- подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
- посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
- спросить у взрослых и записать интересную информацию;
- посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
- используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
- понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
- провести эксперимент и записать план и результаты.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.
Педагогическая поддержка одарённых детей в реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников необходима, т.к.:
а) раннее приобщение школьников к исследовательской и проектной деятельности способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества;
б) дети учатся формулировать и решать проблему, развивать творческое и критическое мышление, доводить начатое дело до конца;
в) происходит тесное сотрудничество учащихся, учителей, родителей, других кураторов в процессе работы над проблемой;
г) дети учатся работать с разнообразными источниками знаний и среди обширного материала отбирать главное и интересное, кратко излагать объёмный материал;
д) навыки исследовательской и проектной деятельности развивают ум, волю, положительные эмоции младших школьников, способствуют их успешной успеваемости, победам на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.
Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.
Внедряя проектное обучение на уроках, провожу предварительную работу с учащимися;
- выясняю готовность, «зрелость» учащихся (сформированность коммуникативных умений);
- выясняю готовность развития мышления (интеллектуальная зрелость);
- выясняю сформированность умения самооценочной и оценочной деятельности. Только при достижении этих условий можно внедрять проектное обучение.
Структура проектирования состоит из нескольких этапов.
1. Организационно – подготовительный.
Он включает в себя поиск проблемы, обследование выбора темы, подбор необходимого материала. На этом этапе перед школьниками ставится задача предстоящей работы. Возникающие образы изделия могут найти воплощение в эпизодах, рисунках и в составление плана.
2. Технологический этап.
Его цель: качественное и правильное выполнение всех операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.
3. Заключительный этап.
На этом этапе осуществляется защита проекта и его оценка. Учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, проводят самооценку проекта.
От учителя этот метод требует использования личностно – ориентированного подхода. Который поддерживается, помимо общепринятых, следующими принципами:
- детоцентризма ( в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность; у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность);
- кооператизма (в процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой и в проектных группах);
- опоры на субъектный опыт учащихся (каждый школьник, работая над проектом, имеет возможность применить уже имеющиеся у него опыт и знания);
- свободного выбора (как выбора темы проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов, так и выбора партнёров);
- связь исследования с реальной жизнью (происходит соединение академических знаний и практических действий; предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира );
- трудной цели ( этот принцип важно учитывать, поскольку легкодостижимый результат для многих учащихся не является мобилизирующим фактором).
Успешная реализация технологии проектного обучения возможна при условии целенаправленного создания мною благоприятных условий для учащихся:
- предоставляю школьникам возможность выбрать тему проекта, а также индивидуально или совместно с друзьями планировать работу, реализовывать свой проект;
- организую распределение ролей и функций в группе;
- способствую появлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате;
- поддерживаю и поощряю использование учащимися различных направлений поиска информации поиска информации, различных методов исследования,
- консультирую учащихся на всех этапах работы,
- организую подведение итогов на промежуточных этапах;
- предоставляю школьникам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;
- организую праздничную по форме и серьёзную по содержанию презентацию всеми учащимися проекта их образовательных продуктов.
Проект – это самостоятельная творческая работа учащимися, которая предполагает не только комплексное использование материала какого – то определённого предмета, но и опору на знания и умения. Полученные при изучении других школьных дисциплин, а также пусть небольшой, но свой собственный опыт.
Это создаёт благоприятные условия для осуществления личностно – ориентированного подхода в обучении, формирование у школьников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность, требовательность как к товарищам, так и к себе, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные вопросы в свободной дискуссии. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берёт на себя учитель: целеполагание, контроль и учёт работы.
Для того, чтобы учащиеся стали субъектом, то есть инициатором собственной активности, познавательной деятельности, необходимо, чтобы образование стало свободным, открытым, обновляющимся и способствовало самопознанию, самоопределению и самореализации. Кроме того, должны изменяться традиционные функции учителя: он должен превратиться в организатора учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, передать учащемуся свои функции управления, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.
Мне очень нравится работать в этом направлении. Я разработала несколько учебных проектов совместно со своими учениками и их родителями. Некоторые из них я представлю в электронном приложении.
- Учебный проект по математике: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». (см. Приложение №1)
- Учебный проект по математике: «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» . (см. Приложение №2)
- Учебный проект по окружающему миру «Домашние животные» (см. приложение № 3)
Там же в приложении можно найти мои собственные разработки уроков по презентации проектов. Один из таких уроков по презентации проектов мы с моими учениками показывали на районном семинаре учителей начальных классов в этом году. Коллегам очень понравилось.
Использованная литература
- В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты»; издательство «Учитель»; 2009.
- Н.И. Дереклеева «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся»; издательство «5 за знания»; 2007.
- Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина «Метод проектов в начальной школе. Система реализации»; издательство «Учитель»; 2009.
- Г.И. Осипова «Опыт организации исследовательской деятельности школьников»; издательство «Учитель»; 2007.
- С.Г. Щербакова, Л.А.Выткалова, Н.В. Кобченко «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.
- К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников»; М: «Просвещение»; 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективная организация проекта через формирующее оценивание
Что поможет учителю замотивировать участников будущего проекта к деятельности? Что поможет организовать самостоятельную работу в проекте и правильно её скорректировать и оценить? Метод формирующ...
Проект Детская организация "Родничок" Творческий коллектив МБОУ "Старорузская СОШ с УИОП" занял первое место в областном конкурсе за разработку данного проекта
Мы считаем, что важно начинать работу по социальной адаптации детей и подростков с раннего возраста. Поэтому главную роль отводим детской организации «Родничок», которая объединяет детей с семилетнего...
Организации урока ОРКСЭ в 4 классе в рамках системно-деятельностного подхода. Урок-проект. Тема: Творческие работы учащихся. Познавательный проект: « Человек и Бог в православии».
В ходе урока учащиеся создают проекты по теме курса "Основы православной культуры"...
Особенности организации проекта
Сущность понятия «проект». Психологический аспект проектной деятельности. Деятельностный подход в реализации образовательных стандартов....
Проектная деятельность при организации изучения предмета «Окружающий мир». Методика ее организации. Тема проектов в разных
1. Проектная деятельность при организации изучения предмета «Окружающий мир». Методика ее организации. Тема проектов в разных классах. ...
Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)
Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...
Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)
Презентация служит сопровождением выступления по теме "Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наст...