Организация проектов
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Герасименко Анна Ивановна

Подробно расписанный метод проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности  младших школьников

В технологиях обучения особым образом сплавлены ум, мастерство, и дело – идеи, методы, формы, результаты. Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины. Проектный подход сложнее и для учителя, но он живее, интереснее, чем инструкционный. Совсем не легко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать.

Цель проектов – формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенный в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает мне решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения, постепенно учатся применению усложняющихся практических знаний.

Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. В любом случае педагогу предстоит организовать исследовательскую деятельность учащихся.

  Для осуществления целей и задач развивающего обучения нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы. Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках  образовательных систем, данные методы вновь стали востребованы. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогом всегда. Но в новых условиях нам необходимы эти новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем  и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя должна быть другой.

  Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.

  Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

  Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, мы формируем и развиваем умение  планировать. Сначала дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем  составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблем.

  При таком построении проектной деятельности учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность детей, надо знать, что проектная деятельность требует интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя  их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Перед проведением работ по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:

  1. З а д а ч и: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
  2. М е т о д ы: виды деятельности.
  3. Р е з у л ь т а т: проектная  деятельность успешно сочетается с исследовательской.

 Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Планирование проектной деятельности предполагает:

  1. определение источников информации;
  2. определение способов сбора и анализа информации;
  3. итоговый продукт (формы представления результата);
  4. выработку критериев оценки результатов работы;
  5. распределение обязанностей среди членов команды.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

  1. подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
  2. посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
  3. спросить у взрослых и записать интересную информацию;
  4. посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов;
  5. используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
  6. понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
  7. провести эксперимент и записать план и результаты.

  В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки.

Педагогическая поддержка одарённых детей в реализации проектно-исследовательской деятельности младших школьников необходима, т.к.:

   а) раннее приобщение школьников к исследовательской и проектной деятельности способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества;

   б) дети учатся формулировать и решать проблему, развивать творческое и критическое мышление, доводить начатое дело до конца;

   в) происходит тесное сотрудничество учащихся, учителей, родителей, других кураторов в процессе работы над проблемой;

   г) дети учатся работать с разнообразными источниками знаний и среди обширного материала отбирать главное и интересное, кратко излагать объёмный материал;

   д) навыки исследовательской и проектной деятельности развивают ум, волю, положительные эмоции младших школьников, способствуют их успешной успеваемости, победам на олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах.

   Результаты детских исследований широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, дети имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Внедряя проектное обучение на уроках, провожу предварительную работу с учащимися;
- выясняю готовность, «зрелость» учащихся (сформированность коммуникативных умений);
- выясняю готовность развития мышления (интеллектуальная зрелость);
- выясняю сформированность умения самооценочной и оценочной деятельности. Только при достижении этих условий можно внедрять проектное обучение.

Структура проектирования состоит из нескольких этапов.

1. Организационно – подготовительный. 

Он включает в себя поиск проблемы, обследование выбора темы, подбор необходимого материала. На этом этапе перед школьниками ставится задача предстоящей работы. Возникающие образы изделия могут найти воплощение в эпизодах, рисунках и в составление плана.
2.
Технологический этап. 

Его цель: качественное и правильное выполнение всех операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.
3.
Заключительный этап. 

На этом этапе осуществляется защита проекта и его оценка. Учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, проводят самооценку проекта.

От учителя этот метод требует использования личностно – ориентированного подхода. Который поддерживается, помимо общепринятых, следующими принципами:
- детоцентризма ( в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность; у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность);
-
кооператизма (в процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой и в проектных группах);
- опоры на субъектный опыт учащихся (каждый школьник, работая над проектом, имеет возможность применить уже имеющиеся у него опыт и знания);
-
свободного выбора (как выбора темы проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов, так и выбора партнёров);
-
связь исследования с реальной жизнью (происходит соединение академических знаний и практических действий; предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира );
-
трудной цели ( этот принцип важно учитывать, поскольку легкодостижимый результат для многих учащихся не является мобилизирующим фактором).

Успешная реализация технологии проектного обучения возможна при условии целенаправленного создания мною благоприятных условий для учащихся:
- предоставляю школьникам возможность выбрать тему проекта, а также индивидуально или совместно с друзьями планировать работу, реализовывать свой проект;
- организую распределение ролей и функций в группе;
- способствую появлению поисковой активности учащихся в ходе исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате;
- поддерживаю и поощряю использование учащимися различных направлений поиска информации поиска информации, различных методов исследования,
- консультирую учащихся на всех этапах работы,
- организую подведение итогов на промежуточных этапах;
- предоставляю школьникам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними;
- организую праздничную по форме и серьёзную по содержанию презентацию всеми учащимися проекта их образовательных продуктов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащимися, которая предполагает не только комплексное использование материала какого – то определённого предмета, но и опору на знания и умения. Полученные при изучении других школьных дисциплин, а также пусть небольшой, но свой собственный опыт.

Это создаёт благоприятные условия для осуществления личностно – ориентированного подхода в обучении, формирование у школьников таких качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность, требовательность как к товарищам, так и к себе, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные вопросы в свободной дискуссии. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берёт на себя учитель: целеполагание, контроль и учёт работы.

Для того, чтобы учащиеся стали субъектом, то есть инициатором собственной активности, познавательной деятельности, необходимо, чтобы образование стало свободным, открытым, обновляющимся и способствовало самопознанию, самоопределению и самореализации. Кроме того, должны изменяться традиционные функции учителя: он должен превратиться в организатора учебной деятельности школьника, помощника, координатора и советчика, передать учащемуся свои функции управления, тем самым обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.

Мне очень нравится работать в этом направлении. Я разработала несколько учебных проектов совместно со своими учениками и их родителями. Некоторые из них я представлю в электронном приложении.

  1. Учебный проект по математике: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». (см. Приложение №1)
  2. Учебный проект по математике: «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде» . (см. Приложение №2)
  3. Учебный проект по окружающему миру «Домашние животные» (см. приложение № 3)

Там же в приложении можно найти мои собственные разработки уроков по презентации проектов. Один из таких уроков по презентации проектов мы с моими учениками показывали на  районном семинаре учителей начальных классов в этом году. Коллегам очень понравилось.

Использованная литература

  1. В.Ф.Феоктистова «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты»; издательство «Учитель»; 2009.
  2. Н.И. Дереклеева «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся»; издательство «5 за знания»; 2007.
  3. Н.В. Засоркина, М.Ю. Шатилова, Н.Б. Полянина «Метод проектов в начальной школе. Система реализации»; издательство «Учитель»; 2009.
  4. Г.И. Осипова «Опыт организации исследовательской деятельности школьников»; издательство «Учитель»; 2007.
  5. С.Г. Щербакова, Л.А.Выткалова, Н.В. Кобченко «Организация проектной деятельности в школе»; издательство «Учитель», 2008.
  6. К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников»; М: «Просвещение»; 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективная организация проекта через формирующее оценивание

Что  поможет учителю замотивировать участников будущего проекта к деятельности? Что поможет организовать самостоятельную работу в проекте и правильно её скорректировать и оценить? Метод формирующ...

Проект Детская организация "Родничок" Творческий коллектив МБОУ "Старорузская СОШ с УИОП" занял первое место в областном конкурсе за разработку данного проекта

Мы считаем, что важно начинать работу по социальной адаптации детей и подростков с раннего возраста. Поэтому главную роль отводим детской организации «Родничок», которая объединяет детей с семилетнего...

Особенности организации проекта

Сущность понятия «проект». Психологический аспект проектной деятельности. Деятельностный подход в реализации образовательных стандартов....

Проектная деятельность при организации изучения предмета «Окружающий мир». Методика ее организации. Тема проектов в разных

1. Проектная деятельность при организации изучения предмета «Окружающий мир». Методика ее организации. Тема проектов в разных классах.              ...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)

Презентация служит сопровождением выступления по теме "Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наст...

Проектная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы общеобразовательной организации. Проект "Моя малая Родина"

Проект "Моя малая Родина". История любого города, области, края не менее интересна, чем история  целого государства. Их судьбы настолько переплетены, что узнавая историю мало...