Урок математики "Письменное сложение многозначных чисел". 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Лазбенёва Марина Фёдоровна

Урок изучения нового материала, целью которого является  самостоятельное открытие учащимися приёма письменного сложения многозначных чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_4_klass.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Государственное учреждение образования

                         «Средняя школа № 13 г. Орши»

             

                                            Учитель начальных классов

                                                 Лазбенёва Марина Фёдоровна.

 Цель:         найти приём быстрого (рационального) сложения

                                        многозначных чисел.

Задачи:     - создать условия для самостоятельного открытия  правила

                          письменного  сложения многозначных     чисел;

                        - формирование умения воспроизводить  полученные знания

                           в практической работе;

                        - создавать условия для применения  алгоритма в изменённой

                           ситуации (при решении задач);

                        - создавать ситуации для повышения познавательной активности

                          учащихся;

                        - создать ситуацию рефлексии;

                        - содействовать развития логического мышления, внимания,

                          умения строить высказывания с использованием

                          математической терминологии;

                        - создавать условия для воспитания интереса к истории своей

                          страны, чувства патриотизма.

                                                  Ход урока.

  1. Организационный этап.

         * Готовность к уроку.

         * Приветствие:   - уверенность в силах учеников;

                                      - спокойствие и смелость;

                                      - вдумчивость и рассудительность.

                                  Поезжай за моря – океаны.

                                  Надо всею землёй пролети:

                                  Есть на свете различные страны,

                                  Но такой, как у нас не найти.

                                  Глубоки наши светлые воды,

                                  Широка и привольна земля,

                                  И гремят, не смолкая заводы,

                                  И шумят, расцветая поля…

                                                                                    М. Исаковский.

    - На уроке математики вы узнаете много интересного о нашей стране – Беларуси: статистические и географические сведения, интересные научные факты.

       2. Устный счёт.

  *** Страны – соседи Беларуси.

Работа в группах:   решить примеры на карточках.   Расположить ответы                                            

                                 в  порядке возрастания. Прочитать, какое слово получилось.

П

7000∙2

О

5000+13000

Л

40000-11000

Ь

36000+8000

Ш

60000-15000

А

90000-31000

Р

18000+5000

О

100000-75000

С

27000+14000

С

90000-49000

И

24000∙2

Я

38000+12000

Л

21000-13000

А

5000+13000

Т

19000+11000

В

72000-12000

И

45000∙2

Я

128000-25000

   

                     

 

Л

48000-40000

И

100000-7000

Т

95000+7000

В

100000+3000

А

90000+60000

У

22000+6000

К

13000+17000

Р

42000+5000

А

50000-2000

И

30000∙2

Н

100000-30000

А

50000+30000

             

                         

     - Какие слова получились? Что они означают?

         

    - Правильно, это страны – соседи Беларуси. Поместим названия стран на карту, ориентируясь по цветным знакам.

***  Города Беларуси.

1) Чтение и запись многозначных чисел.

     Повторение разрядов и классов.

   

      Записать числа, в которых:

1) 1 ед. кл. тысяч, 67 ед. кл.единиц;

2) 9с., 7 д., 4 ед.

3) 8 ед. 3разряда, 6 ед. 2 разряда, 2 ед. 1 разряда;

4) 12 сотен, 67 единиц;

5) 1 тысяча, 19 единиц;

6) 1 ед. 4 разр., 1 ед. 3 разр., 4 ед. 2 разр., 2 ед. 1 разр.

7) 1 тысяча, 1 сотня, дес. в 2 раза больше, чем сотен, единиц в 4 раза больше, чем десятков.

              1067, 974, 862, 1267, 1019, 1142, 1128.

    - Что могут означать эти числа?

    - Это года образования белорусских городов.

                                  1067 г. -  Минск, Орша

                                  974 г.  -   Витебск

                                  862 г.  -   Полоцк

                                  1267 г. -  Могилёв

                                  1019 г.  – Брест

                                  1142 г. -   Гомель

                                  1128 г. -   Гродно.

    - У городов, как и людей, есть возраст. На территории Беларуси есть очень древние города, а есть очень молодые. Как узнать возраст города?

    - Сосчитаем, сколько лет этим городам.

Коллективно:                                                          1067 =

                                              2012  -                        974  =

                                                                                 862  =

Карточки:

Узнай возраст городов:

 Могилёва   2012 – 1267=

 Бреста         2012 – 1019=

Узнай возраст городов:

 Гомеля   2012 – 1142 =

 Гродно    2012 – 1128 =

    - Назовите возраст городов.

    Минску – 945 лет              Витебску – 1038 лет                 Полоцку – 1150 лет

    Могилёву – 745 лет          Бресту – 993 года                        Гомелю -  870 лет

    Гродно – 884 года

    - Какой из этих городов самый древний?

    - Почему число 1150 самое большое?

         3. Постановка целей урока.

* Население Беларуси.

    - На территории Беларуси проживают люди различных национальностей: белорусы, русские, украинцы, евреи, молдаване…

    - Самый большой по численности населения  - это город Минск. В этом городе проживает 1729000 человек.  Второе место занимает город Гомель – 515000 человек.

                                   

                                             Карточки с числами – на доске.

    - Сколько всего человек проживает в этих двух городах? Каким действием это узнаем?  Сосчитаем устно.

                                                                         1000000

   700000 + 500000 =                                       1200000

                                                                                                                                 -------------------

                                                                          2200000

   20000 + 10000 =                                               30000

                                                                                                                                 -------------------

                                                                          2230000

   5000  +  9000 =                                                  14000

                                                                                                                                 --------------------

                                                                     2 244 000 человек.

    - Быстро ли мы нашли сумму этих чисел? Почему?

    - Что же делать?

 

      Цель урока:  найти приём быстрого (рационального) сложения

                              многозначных чисел.

4. «Открытие»  нового  знания.

    - Есть ли в вашем арсенале знаний такие, которые помогают производить вычисления более быстрым путём?

                                 Письменное сложение многозначных чисел.

    - Повторим алгоритм  письменного сложения многозначных чисел.

    - Перенесите этот приём на многозначные числа.

            Решаем тот же пример в столбик с объяснением у доски.

5. Первичное  закрепление.

*** Работа по учебнику.

    - Проверим, правильный ли способ мы нашли по учебнику: стр. 139  №2(таблица).

    Решение примеров по рядам:

         1 ряд  - 1 пример;  2 ряд  -  2 пример;  3 ряд  - 3 пример.

     Один ученик работает у доски. Остальные примеры проверяем с места.

***

    - Беларусь находится в Европе. Она занимает  2\100 части всей площади Европы. Много это или мало? Сколько это квадратных километров?

    - Узнать площадь Беларуси можно путём сложения площадей областей.

   

 Каждый ряд находит общую площадь двух областей:

    1 ряд – Могилёвской и Минской        (69 800 км²)

    2 ряд  - Гомельской и Гродненской  (65 400 км²)

    3 ряд  - Брестской и Витебской      (72 400 км²)

    - Если сложить эти три числа, то получится общая площадь Беларуси.  Она составляет 207 600 км².

                            Карточка с числом – на доске.

    - По размерам территории Беларусь – средняя европейская страна. Есть страны, большие её по площади (Украина, Испания), а есть  меньшие (Венгрия, Австрия).

                     ****   ФИЗКУЛЬТМИНУТКА***

Для глаз:   - пройти глазами по границе нашей страны, следя за флажком на

                     указке;

                  -  найти города: Минск, Витебск, Могилёв, Гомель, Брест, Гродно.

Разминка:                  Давайте, ребята, учиться считать.

                                   Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

                                   Запомните все, что без точного счёта

                                   Не сдвинется с места любая работа.

                                   Хорошее дело – смелей прибавляйте,

                                   Плохие дела – поскорей вычитайте!

                                   Урок наш научит вас точному счёту,

                                   Скорее, ребята, скорей за работу!

   6. Решение  задач.

    - Какие формы земной поверхности встречаются на территории Беларуси?

    - Вам предстоит выяснить, какую площадь занимает каждая их них.

                       

                           На доске – текст задачи.

      Возвышенности  занимают   41 520 км²,   низменности – на 27 580 км² больше, чем возвышенности, а равнины – на 27 780 км² больше, чем низменности. Какую площадь занимают равнины?

         Один ученик делает анализ задачи у доски. Решение задачи – самостоятельно в тетради. Проверка – с места.

    Возвышенности   - 41 520 км²

    Низменности   -      69 100 км²

    Равнины   -              96 880 км²

       

                                Все эти сведения вывешиваются на доску.

7. Игра «Неизвестное число».

      х + 100 = 200                        х  - 100 = 400

 

    - Какое число я задумала? Как его нашли? Почему?

    - Знание этих правил пригодится вам при решении уравнения.

8. Решение уравнения.

    - Какие реки протекают на территории Беларуси? В нашем городе? А кто из вас знает длину реки Днепр? Вы узнаете это, правильно решив уравнение.

    Если к длине реки Днепр прибавить разность чисел 3 750 и 2 640, то получим 3 311. Найдите длину реки Днепр.

                   

                           х + (3750 – 2640) = 3311

    - Общая длина реки Днепр составляет 2 201 км.

                      Сведения вывешиваются на доску.

  8. ТЕСТ.

    - Чтобы проверить, как вы усвоили правило письменного сложения многозначных чисел, я предлагаю вам выполнить  тест.

       У  каждого ученика тест лежит на парте.

           1. С какого разряда начинаем сложение многозначных чисел?

               а) с любого       б) с единиц           в) с самого большого

           2. Какой пример удобнее решить в столбик?

               а) 50000+15000   б) 100000+1000   в) 13751+12467

           3. В каком примере допущена ошибка в записи?

               а) 27175           б) 24012              в)  307307

                 +                        +                           +

                   31221                3713                     120134

    - Проверьте правильность выполнения по образцу (на доске).

    - Кто выполнил тест без ошибок? С одной ошибкой?

       

9. Домашнее  задание.

    - Умение складывать в столбик вы будете отрабатывать и дома.

     

        Стр. 140   № 8 (задача)

              Стр. 139  № 3 (1 и 2 уравнения)

10. Итоги урока.                                                                        

11.   Рефлексия.

    - Анализируем работу на уроке по вопросам на карточках

  1.         Какие элементы урока, задания, способы деятельности понравились?
  2. Что получилось?
  3. Где и почему возникли трудности?
  4. Как преодолели их?

        - Подойдите к лесенке самооценки и поместите квадратик со своим именем на той ступеньке, которая соответствует вашему настроению на уроке, после него.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики «Письменное сложение трехзначных чисел».

План-конспект открытого урока математики «Письменное сложение трехзначных чисел», 3 класс....

конспект урока математики "письменное сложение двузначных чисел с переходом через разрядную единицу" 2 класс система Л.В.Занков

урок разработан в соответствии с ФГОС, учебник И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина «Математика» 2 класс, интерактивная доска Smart Board, проектор, система тестирования Smart Response, карточ...

Технологическая карта урока математики Письменное сложение трехзначных чисел 3 класс Батищева Н.А

Технологическая карта урока математики Письменное сложение трехзначных чисел 3 класс Батищева Н.А...

Конспект урока математики "Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд."

Задачи:Образовательная:познакомить учащихся с письменным способом сложения двузначных чисел (столбиком) с переходом через разряд;Коррекционная:коррекция внимания, памяти, устного счета;развитие целена...

Урок математики "Письменное умножение многозначных чисел на однозначное" 4 класс Школа Россс

Урок математики в 4 классе по теме "Письменное умножение многозначных чисел на однозначное" Школа Росси...