Урок математики "Симметричные фигуры"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока математики по теме: «Симметричные фигуры», проведённый в 4 классе. Это второй урок по данной теме, на котором учащиеся не только закрепляют понятие «симметричные фигуры», но и учатся строить ось симметрии. На уроке совершенствуется умение работать с чертёжными инструментами: циркулем, линейкой, прямоугольным треугольником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14fevrala-otkrytyy_urok.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №32
имени Г. А. Сборщикова"
Ленинского района г. Перми
Конспект урока математики по теме:
"Симметричные фигуры"
Педагог – учитель начальных классов
Вакина Лариса Валерьевна
МАОУ "СОШ № 32 имени Г. А. Сборщикова"
г. Перми
Тема: Симметричные фигуры.
Цели:
1. Закреплять навыки устных вычислений
2. Совершенствовать умение работать с чертежными инструментами: циркулем, линейкой, прямоугольным треугольником.
3. Совершенствовать графические навыки.
4. Совершенствовать умение строить симметричные фигуры.
5. Познакомить с новыми понятиями: симметричная фигура, ось симметрии.
6. Формировать умение находить ось симметрии.
7. Развивать логическое мышление, внимание, математическую речь.
8. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование: доска, мел, карточки с римскими числами, карточки с геометрическими фигурами, калька, карточки с понятиями "симметричная фигура", "ось симметрии", конверты с геометрическими фигурами (каждому ученику на парту), большие геометрические фигуры для работы у доски (круг, квадрат, равносторонний треугольник), у учащихся – тетради, ручки.
Ход урока:
Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащегося.
Устные упражнения.
На доске:
MMMMMMDCIV IV VII LXIX LXXXI DCCCCLXII DCCLII
Какие числа записаны у меня на доске?
(числа, записанные при помощи римских цифр)
Запишите эти числа, используя арабские цифры.
Прочитайте числа, которые вы записали.
(6604, 4, 8, 69, 81, 962, 752)
На какие группы можно разделить эти числа?
(четные, нечетные; однозначные, двузначные, трехзначные, четырехзначные)
Работаем с этими числами. Запишите только полученный результат.
Разность наибольшего и наименьшего числа. (6604-4= 6600)
Произведение однозначных чисел. (4х8=32)
Разность трехзначных чисел. (962-752=210)
Разность двухзначных чисел. (81-69=12)
Сумма двухзначных чисел. (81+69=150)
Сумма наименьшего двухзначного и наименьшего числа. (69+4=73)
Прочитайте числа, которые вы записали.
6600 32 210 12 150 73.
Сложите пары рядом стоящих чисел, запишите результат.
6600+32 210+12 150+73
6632 222 223
Расположите ответы в порядке возрастания.
222 223 6632
Запишите число, состоящее из всех цифр этих трех чисел не меняя последовательности цифр.
Прочитайте полученное число.
2 222 236 632
Что вы можете сказать об этом числе?
(десятизначное, предшествует числу 2 222 236 633, следует за числом 2 222 236 631, четное, количество единиц каждого разряда и т.д.)
Графическое задание.
Используя цифры этого числа, выполните графическое задание.
2 222 236 632 (цифры указывают количество клеточек, а стрелочки – направление).
Учащиеся выполняют работу в тетради простым карандашом.
- Что напоминает вам эта фигура?
(сердце)
Почему сегодня я предложила вам эту фигуру?
(сегодня День Св. Валентина – день всех влюблённых)
Почему он так называется? (…)
Покровитель всех влюбленных Валентин – христианский священник, живший в III веке нашей эры в городе Терни, на территории нынешней Италии. В то время римским легионерам (так называли солдат) запрещалось жениться. Валентин был добр и отзывчив, не страшась императорского гнева, он тайно венчал влюбленных воинов. Кроме этого он мирил поссорившихся супругов и писал любовные письма за неграмотных солдат. Известность Валентина распространилась так далеко, что сохранить в тайне его деятельность на благо влюбленных не удалось. В 269 году Валентин был взят на стражу и вскоре был приговорен к казни. Последние свои дни он провел в тюрьме, вскоре был казнен.
14 февраля принято считать Днем Св. Валентина, который покровительствует всем влюбленным.
Как празднуют этот день?
(дарят валентинки, (маленькие открытки в форме сердца) с пожеланиями, любые подарки в форме сердца.)
Несмотря на то, что сегодня праздник, отложим временно его празднование. Вернемся к фигуре в виде сердца.
Как еще можно назвать эту фигуру? (многоугольник, десятиугольник)
Докажите. (10 углов, 10 сторон, 10 вершин)
Работа с симметричными фигурами.
Посмотрите на мой чертеж. Что вы можете сказать об этих фигурах?
(они симметричны)
Какие фигуры называют симметричными? (фигуры симметричны относительно прямой L, если они совпадают при пересечении плоскости по этой прямой)
Докажите, что эти фигуры симметричны.
1 способ: согнуть плоскость по прямой L (фигуры нарисованные на кальке) и посмотреть совпадут ли фигуры.
2 способ: если плоскость нельзя перегнуть (например, в тетради) – можно воспользоваться калькой.
2 человека у доски доказывают симметричность фигур при помощи кальки.
3 способ: плоскость перегнуть можно, но она не прозрачна. Как узнать совпали ли фигуры. (сделать проколы в опорных точках, развернуть лист, проколы должны быть в опорных точках второй фигуры).
2 человека доказывают у доски.
4 способ: при помощи построения перпендикулярных прямых и циркуля.
(опорные точки симметричных фигур должны находится соответственно на перпендикулярных прямых на одинаковом расстоянии от прямой L)
Новое понятие.
Мы говорили о симметрии двух фигур относительно некоторой прямой. Оказывается, одна фигура тоже может быть симметричной, относительно прямой L.
Если фигура состоит из двух половин, симметричных друг другу относительно прямой L, то говорят, что фигура симметрична относительно прямой L, а прямая L – ее ось симметрии.
Примеры:
Фигура F симметрична, L – ее ось симметрии. Самостоятельно попробуем построить оси симметрии некоторых фигур. Выполняем №3 на стр.47
В этом задании ось симметрии была задана, а теперь попробуем найти ось симметрии сами способом перегибания фигур.
У каждого на парте конверты с фигурами (квадрат, круг, равносторонний треугольник).
Найдите оси симметрии у каждой фигуры.
Все работают на листах, а один ученик у доски с большими фигурами.
Учащиеся самостоятельно делают вывод: у одной фигуры может быть несколько осей симметрии.
Для закрепления материала выполняется №1 на стр.46
Итог.
С какими новыми понятиями познакомились на уроке. (симметричная фигура, ось симметрии).
Над чем еще нужно поработать? (…)
Что удавалось сделать лучше всего? (…)
Спасибо за урок. И раз уж сегодня день Св. Валентина, то я хочу признаться вам, что несмотря ни на что, я вас всё - таки люблю.
Используемая литература:
1. Математика, 4 класс, Петерсон Л.Г. – М.: Издательство
«Ювента», 2009, учебник рекомендован МО РФ.
Математика 4 класс. Методические рекомендации. Пособие для
учителей / Петерсон Л.Г. . – М.: Издательство «Ювента», 2007.
3. Энциклопедический словарь школьника. М.: Издательство «Ювента»,
2003.
4. Иллюстрации разработаны автором разработки урока Вакиной Л. В..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: "Площадь фигуры"
Урок - путешествие по математике для учащихся 3-го класса по УМК"Гармония"....
Презентация к уроку "Площадь фигур" Петерсон Л.Г. 2 класс
величина, площадь, подборка слайдов...
Презентация к уроку "Виды фигур" Петерсон 2 класс
2 класс Виды углов презентация по учебнику Петерсон Л.Г....
Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур
Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....
Конспект. Тема урока: Геометрические фигуры.
Цель:познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата. развивать умения анализировать и обобщать....
Урок "геометрические фигуры"
Урок по предмету "Математические представления и конструирование"...