урок математики Тема "Уравнение" 1 класс УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Автор: Шрайнер Елена Александровна учитель начальных классов МОУ «СОШ пос.Бурный»
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Уравнение»
Тема Уравнение.
Цели
Образовательные: Формировать представление об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым).
Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Уравнение, решить уравнение, часть, целое
Межпредметные связи Математика
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 60, 61, 62
- индивидуальные доски, маркеры
- еженедельник (для самооценки)
- презентация «Уравнение»
- шаги учебной деятельности
- тетрадь
- электронные физкультминутки
- алгоритм самооценки.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_kl.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Шрайнер Елена Александровна учитель начальных классов МОУ «СОШ пос.Бурный»
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Уравнение»
Тема | Уравнение. |
Цели | Образовательные: Формировать представление об уравнении, способе решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Формировать умение решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого или частей. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ решения уравнения (на основе взаимосвязи между частью и целым). Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Уравнение, решить уравнение, часть, целое |
Межпредметные связи | Математика |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 60, 61, 62 - индивидуальные доски, маркеры - еженедельник (для самооценки) - презентация «Уравнение» - шаги учебной деятельности - тетрадь - электронные физкультминутки - алгоритм самооценки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. | 1. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2. - Какие математические записи мы знаем? Назовите их. 4 + 5, 6 - 3 (выражения) - Как прочитать эти выражения? (сумма чисел …, первое слагаемое…, второе слагаемое…; разность чисел …, уменьшаемое …, вычитаемое …) 3 < 9, 10 > 6 (неравенства) - прочитайте их 2 + 8 = 9 (равенство) - Верное это равенство? (Нет) - Превратите это равенство в верное. - Какие ещё есть математические равенства, знаете? - Хотите узнать? 3. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания) - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») 4. -Мы были на этапе 1. - Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке). | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Проговаривают название этапа с учителем. | Уметь читать математические выражения, неравенства, равенства | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цели: - организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | Называет следующий этап. Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Контролирует работу в группах. Организует проверку Организует обобщение актуализированных знаний. Называет этап. Предлагает задание для пробного действия. Называет этап. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует работу у доски. | 1. - А теперь переходим к следующему этапу (2). - Что мы будем делать? (Повторять). 2. - Прочитайте текст. Является ли он задачей? - Заполните схему и запишите решение. Групповая проверка, представление верного решения на ИД. 3. – Что мы повторили? (Решение задач на нахождение целого и частей). - Мы находимся на этапе 3. 4. Задание для пробного действия. - А теперь мы переходим к этапу 4. Получаем задание для пробного действия. Что записано на доске? На доске: + 3 = 7 2 + = 9 (Равенства с неизвестным числом.) Что такое равенство (Когда левая часть равна правой) Каким образом будем считать?( Методом подбора.) Подберите неизвестные числа | Слушают и отвечают. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание в группах. Представляют работу группы у доски с самооценкой. Проговаривают, что повторили. Проговаривают название этапа с учителем. Отвечают на вопрос. Проговаривают метод. Вставляют неизвестные числа в клеточки. | Знать структуру задачи. Уметь решать задачи на нахождение целого или частей. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | Подводящий диалог: На доске: 3+ Х = 10 Y-3=7 - Посмотрите на эти равенства. - Что здесь необычного? (Какие-то иностранные буквы). 8. - Какой наш следующий этап? (Этап 7 - Что я не знаю?) -А знаете ли вы как по другому оно называется на математическом языке? - В каком месте возникло затруднение? (При назывании математических записей). - Почему возникло затруднение? (Не знаем, что это за записи). | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | 1. - Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сам найду способ) 2. - Какой наш следующий этап? (Этап 8. Постановка цели) - Какую цель ставим? (Узнать, как называется эта математические записи). 3. – А какое наше действие следующее? (Составить план. Этап 9) - Наметим наш план действий: 1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, как называются равенства. 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель) Физкультминутка | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
V. Реализация построенного проекта (10 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. | 1. - Какой наш следующий этап? (Этап 10. Выполняем по плану действия) 2. - Давайте найдём по учебнику, как же называются эти математические записи. Стр. 60! Введение понятий: «уравнение», «решить уравнение». - Что обозначают данные буквы? (Наверное, какие-то числа). - Вы знаете, какие числа нужно подставить вместо букв, чтобы получилось верное равенство? (Будем пользоваться методом подбора.) (Посмотрим на образец в учебнике) Стр. 60 № 2 Оформление решения. 4. – Какой следующий этап? (Этап 11. Фиксируем новое знание в речи и знаках). Устранение затруднения. - Какая тема урока сегодня? (Уравнение). | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Переходим к этапу 12. Закрепление. Оформить решение уравнений в тетради (фронтальная работа) х + 4 = 9 8 – у = 5 х – 4 = 6 | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание на доске и в тетрадях. | Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку (методика Цукерман) | - Какой наш следующий этап? (Этап 13. Самостоятельная работа с проверкой по эталону) Стр. 60 № 3 Решите уравнения: 4 + у = 5 у – 3 = 3 Эталон для самопроверки. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком слове ошибки? - В чём причина? Самооценка по алгоритму. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Мы переходим к последнему этапу 15. Подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? Что узнали нового? Какое “открытие” сделали? - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку в еженедельнике. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Домашнее задание | А вы хотите составить свои уравнения? У вас на столах лежат листочки. Попробуйте сейчас придумать свои уравнения. Они могут быть любые: числовые, буквенные, с использованием геометрических фигур. Пофантазируйте, как можно изобразить неизвестный компонент. |
Источники
1. Чечина Елена Станиславовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» города Набережные Челны Республики Татарстан урок математики «Уравнение»
2. Колотовкина Наталья Львовна, учитель начальных классов урок математики «Уравнение»
Эффективность и результативность урока: урок математики во 2 классе по программе «Школа 2100» по УМК «Моя математика» (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких).
Данный урок проведён в рамках МО по теме «Тестовая диагностика на уроках математики в начальных классах». Для повышения эффективности процесса обучения, создания положительной мотивации учения при проведении данного урока использованы ИКТ. Обмен деятельности между педагогом и учащимися осуществляется через интерактивные методы с помощью программного комплекса «Семейный наставник», «Гарфилд второклассникам», который характеризуются высокой степенью интенсивности общения участников педагогического процесса, их коммуникации, целенаправленной рефлексией. Преодолевая препятствия и решая задачи в игре, дети учатся анализировать спорные ситуации и искать альтернативные пути их решения, компьютерная игра развивает и поддерживает интерес ребёнка. В процессе учебной деятельности дети являются равноправными участниками учебного процесса (целеполагание, организация деятельности), осуществляется сотрудничество, саморефлексия, обучение через содержание субъективного опыта ученика, приобретаемые детьми знания и умения становятся личностно-значимыми, такой подход к изменению организационных условий полностью соответствует компетентностному образованию. На уроке имеет место проблемное изложение учебного материала с учётом индивидуальных особенностей данного класса, соблюдены санитарно – гигиенические требования: правила техники безопасности, чередование различных видов деятельности учащихся). Учебный материал сопровождается компьютерной презентацией, изготовленной с помощью программы Power Point, что позволяет сделать урок более зрелищным.
По моему мнению, такая организация обучения позволяет привить навыки сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности; происходит стимулирование у учащихся интереса к предмету; развиваются их способности; формируются правильные представления о месте данной темы в жизни человека, развивается творческое мышление. В результате урока, обладающего подобной структурой, основанном на использовании ИКТ удовлетворяет основным признакам личностно-ориентированного обучения и позволило добиться следующих результатов:
достигнуть поставленные цели и задачи урока;
повысить мотивированность учащихся к обучению и познавательную активность;
построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;
дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;
отследить динамику развития учащихся;
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; усовершенствовать контроль знаний;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 3 класс "Школа 2100"
Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...
Урок математики 3 класс "Школа 2100" "Письменное деление на однозначное число"
В начальном образовании происходит кардинальное изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становле...
Урок математики 3 класс "школа 2100" по теме: "Доли"
Конспект урока по математике и презентация (тема: "Доли") по образовательной системе "школа 2100" к учебнику Димидова, Козлова...
Правильные и неправильные дроби. Урок математики, 4 класс, "Школа 2100"
Цели урока.1. Познакомить с правильными и неправильными дробями.2. Закрепить умения складывать вычитать дроби.3. Совершенствовать вычислительные навыки.4. Развивать...
Урок математики 1 класс, система 2100.
Аннотация к уроку математики 1 класс (1-4).По учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.Тема: «Число и цифра 6».Цель: познакомить учащихся с образованием числа шесть и его гра...
Урок математики, 1 класс, "Школа-2100".
Конспект и презентация по математике, 1 класс....
Конструкт урока математики 3 класс "Школа 2100"
Урок по теме "Столбчатые и линейные диаграммы" постороен по технологии проблемного обучения.Урок расчитан на 2 академических часа.Работа в группах....