Связь компонентов при сложении.
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Урок математики 1 класс ( учебник Т.Демидова, С.Козлова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaz_mezhdu_komponentami_pri_slozhenii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                

                                 

 

                                   

                                  Урок   математики

1  класс

                                                                 

        

Слагаемые, сумма

(УМК «Школа 2100» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких)

Тип урока: Объяснение нового материала

Задачи урока:

- Помочь усвоить взаимосвязь между слагаемыми и суммой, между частью и целым.

- Сформировать умение выполнять вычисления вида + 2, + 3.

- Развивать логическое мышление, внимание, умение устанавливать порядок между событиями, коммуникативные качества.

- Воспитание взаимопомощи.

Формы организации: технология проблемно-диалогического обучения, групповая форма работы, технология оценивания учебных успехов.

                                                                                      ХОД  УРОКА.

I. Организационный момент.

- Я хочу, чтобы это солнышко подарило вам хорошее настроение на целый день.

- А мы отправляемся в гости к Пете. Сегодня у него собрались все герои наших уроков: Катя, Лена, Вова. Наши ребята решили вспомнить и рассказать, где они отдыхали летом, чем занимались, а заодно и позаниматься любимой математикой.

II. Актуализация знаний.

1. «Веселые» задачи.

- Чтобы узнать, где были летом друзья, мы с Петей должны отгадать математические загадки.

а) – Катя загадала такую загадку:

Мы с мамой в таком парке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть  я едва смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!         /5/

- Ответьте на ее вопросы.

- Где была летом Катя?

б) – А вот Ленина задачка:

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.

Три  яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят       3+3 =6
У наседки моей?

- Где отдыхала Лена?

в) – По картинкам догадались, где был летом Вова? (деревня)

- Вот его вопрос:

На забор влетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?           1+2=3

У кого ответ готов?

-Мы зафиксировали ответы на доске (5,6,3). Назовите наименьшее, наибольшее число. Назовите число, следующее за 3, за 6, перед 6.

-Для чего нужны такие знания? (соблюдать порядок, последовательность, восстанавливать события).

2. Установление порядка между событиями. Задание 6 учебника (с.7).

- Вот и наши герои принесли с собой альбом и фотографии одного летнего дня, проведенного совместно.

- Посмотрите на снимки. Как вы думаете, кто был фотографом? (Лена.)

- Почему вы так решили?

- Помогите Пете расположить фотографии в альбоме по порядку, используя слова «раньше», «позже», «следующее», «предыдущее».

3. Работа с числовым рядом.

- Ребята очень соскучились по урокам, поэтому решили поиграть в «Школу» и первое задание было Вове. Давайте, вместе выполним его.

1 2 . 4 5 6 .

- Вова задумался, что это? (Числовой ряд)

- Посмотрите внимательно, какое задание вы ему предложили бы выполнить?

- Какие числа заблудились?

- Где они должны стоять в натуральном ряде чисел?

- Кто желает побывать в роли учителя и задать еще несколько  вопросов по числовому ряду?

Физминутка

4. Работа в тетради. Продолжи ряды.

- А Лена очень любит логические задачки, поэтому она предложила свои ряды чисел, которые записаны у вас в тетрадях на с.40 (урок 42) №1.

- Внимательно посмотрите на первую строчку. Определите в пара: -Какова закономерность в написании троек чисел?

- Продолжите ряды у себя в тетради, а потом мы проверим.

(проверка написанного)

-Поставьте плюс рядом, если с заданием справились.

III. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

 Задание № 1 учебника (с.6).

- Летом дети ели очень много фруктов и овощей, чтобы их организм пополнился витаминами. Фрукты и овощи очень напоминали им различные геометрические фигуры. Ребята составляли с ними всевозможные задачки.

- Рассмотри рисунок Кати. Расскажи, по какому признаку она объединила фигуры?

- По какому признаку она их разбила на группы?

(по форме, треугольники и круги)

- Петя записал равенства.

                             Воспроизведение знания названий компонентов действия сложения.

                             - Какой знак стоит в выражении? Как называется действие? А числа при этом  

                               действии?

                             - Как по-другому можно назвать слагаемые? (части)

- А сумму? (целое)

 Формулирование темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чем мы будем  вести разговор на уроке?

(о целом и частях; о слагаемых и сумме, о связи слагаемых и суммы )

- Все ли равенства подходит к рисунку? Почему?

- Что на рисунке образует целое, а что части?

- Какие числа в каждом равенстве обозначают целое и части?

 Задание № 2 учебника (с.6).

- Вова и Лена тоже сделали рисунки и записи к ним.

- Все ли верно они сделали? (Они неверно записали равенства к своим рисункам)

- Какое равенство подходит к рисунку Вовы, а какое – к рисунку Лены?

- Что они находили? (часть, слагаемое)

- Расскажите, как ребята нашли результаты действий. Используйте слова «целое», «часть», « слагаемое», «сумма».

Формулирование правила детьми. 

- Прочитайте в учебнике текст под знаком

- Как найти неизвестную часть?

- Что мы найдем, если из суммы вычтем одно слагаемое?

                             Чтение правила в учебнике.

- Прочитайте правило в учебнике, которое вы должны выучить дома.

IV. Первичное закрепление.

      Задание № 3 учебника (рабочая тетрадь № 2, С.40)

- В конце лета  Петя и Катя сделали еще 2 фотографии.

- Посмотрите на фото Кати.

- По какому признаку можно разделить грибы? (в корзине и без нее)

- Какие 4 равенства можно составить к этой фотографии в зависимости?

5+2=7           7-2=5

2+5=7           7-5=2

-Какое правило показывают первые два выражения? Как зависят числа при сложении?

- Запишите эти равенства в тетрадь, задание №2, где стоит буква К.

V. Самостоятельная работа.

     Задание № 3 учебника (рабочая тетрадь № 2, У.42, С.40), рисунок Пети.

 - По какому признаку можно разделить жуков на фотографии Пети?

(по размеру и по цвету)

- 1 вариант разобьет жуков на 2 группы по размеру и  напишет в тетрадь  4 равенства, а 2 вариант разобьет жуков по цвету и тоже напишет 4 равенства.

- Проверим по образцу. Поставьте плюс, если справились с заданием.

VI. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

       Рабочая тетрадь № 4 с.40, урок 42 с комментированием по цепочке.

- Озвучьте выражение Кати (Пети, Лены, Вовы) и найдите значение этих выражений.

 

VII. Итог урока.

С какими правилами мы работали на этом уроке вместе с героями?

Как связаны между собой сумма и слагаемые (части и целое)?

- Какое задание вам показалось трудным на сегодняшнем уроке?

- А какое упражнение не составило труда?

-Над чем нужно еще поработать?

?

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь между действиями сложения и вычитания. Нахождение неизвестного слагаемого по сумме и другому слагаемому

Урок математики 1 класс  система Л. В. Занкова, учебник И. И. АргинскойЦели: Установить связь между действиями сложения и вычитания; помочь вывести правило о нахождении неизвестного слагаемого, разви...

Урок 58. Состав чисел 7, 8, 9, 10 Связь чисел при сложении и вычитании

Презентация предназначена для использования на уроке математике в 1 классе УМК "Школа России" к учебнику Моро....

"Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" - урок математики в 1 классе

Урок по теме "Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" преследует следующие цели:: дать понятие связи между конкретными операциями,  используя демонстрацию шкалы линейки; формиро...

Связь вычитания со сложением

урок математики в 1 классе...

Конспект урока по математике 2 класс " Связь умножения со сложением"

Ход урока I.Организационный момент.       Создание  эмоционального настроя. Итак, друзья, внимание,Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее, Начнем ск...

Карточка по математике "Связь компонентов вычитания"

Карточка по математике "Связь компонентов вычитания"...