Связь компонентов при сложении.
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Урок математики 1 класс ( учебник Т.Демидова, С.Козлова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaz_mezhdu_komponentami_pri_slozhenii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                

                                 

 

                                   

                                  Урок   математики

1  класс

                                                                 

        

Слагаемые, сумма

(УМК «Школа 2100» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких)

Тип урока: Объяснение нового материала

Задачи урока:

- Помочь усвоить взаимосвязь между слагаемыми и суммой, между частью и целым.

- Сформировать умение выполнять вычисления вида + 2, + 3.

- Развивать логическое мышление, внимание, умение устанавливать порядок между событиями, коммуникативные качества.

- Воспитание взаимопомощи.

Формы организации: технология проблемно-диалогического обучения, групповая форма работы, технология оценивания учебных успехов.

                                                                                      ХОД  УРОКА.

I. Организационный момент.

- Я хочу, чтобы это солнышко подарило вам хорошее настроение на целый день.

- А мы отправляемся в гости к Пете. Сегодня у него собрались все герои наших уроков: Катя, Лена, Вова. Наши ребята решили вспомнить и рассказать, где они отдыхали летом, чем занимались, а заодно и позаниматься любимой математикой.

II. Актуализация знаний.

1. «Веселые» задачи.

- Чтобы узнать, где были летом друзья, мы с Петей должны отгадать математические загадки.

а) – Катя загадала такую загадку:

Мы с мамой в таком парке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть  я едва смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!         /5/

- Ответьте на ее вопросы.

- Где была летом Катя?

б) – А вот Ленина задачка:

Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.

Три  яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят       3+3 =6
У наседки моей?

- Где отдыхала Лена?

в) – По картинкам догадались, где был летом Вова? (деревня)

- Вот его вопрос:

На забор влетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?           1+2=3

У кого ответ готов?

-Мы зафиксировали ответы на доске (5,6,3). Назовите наименьшее, наибольшее число. Назовите число, следующее за 3, за 6, перед 6.

-Для чего нужны такие знания? (соблюдать порядок, последовательность, восстанавливать события).

2. Установление порядка между событиями. Задание 6 учебника (с.7).

- Вот и наши герои принесли с собой альбом и фотографии одного летнего дня, проведенного совместно.

- Посмотрите на снимки. Как вы думаете, кто был фотографом? (Лена.)

- Почему вы так решили?

- Помогите Пете расположить фотографии в альбоме по порядку, используя слова «раньше», «позже», «следующее», «предыдущее».

3. Работа с числовым рядом.

- Ребята очень соскучились по урокам, поэтому решили поиграть в «Школу» и первое задание было Вове. Давайте, вместе выполним его.

1 2 . 4 5 6 .

- Вова задумался, что это? (Числовой ряд)

- Посмотрите внимательно, какое задание вы ему предложили бы выполнить?

- Какие числа заблудились?

- Где они должны стоять в натуральном ряде чисел?

- Кто желает побывать в роли учителя и задать еще несколько  вопросов по числовому ряду?

Физминутка

4. Работа в тетради. Продолжи ряды.

- А Лена очень любит логические задачки, поэтому она предложила свои ряды чисел, которые записаны у вас в тетрадях на с.40 (урок 42) №1.

- Внимательно посмотрите на первую строчку. Определите в пара: -Какова закономерность в написании троек чисел?

- Продолжите ряды у себя в тетради, а потом мы проверим.

(проверка написанного)

-Поставьте плюс рядом, если с заданием справились.

III. Открытие нового знания и формулирование темы урока.

 Задание № 1 учебника (с.6).

- Летом дети ели очень много фруктов и овощей, чтобы их организм пополнился витаминами. Фрукты и овощи очень напоминали им различные геометрические фигуры. Ребята составляли с ними всевозможные задачки.

- Рассмотри рисунок Кати. Расскажи, по какому признаку она объединила фигуры?

- По какому признаку она их разбила на группы?

(по форме, треугольники и круги)

- Петя записал равенства.

                             Воспроизведение знания названий компонентов действия сложения.

                             - Какой знак стоит в выражении? Как называется действие? А числа при этом  

                               действии?

                             - Как по-другому можно назвать слагаемые? (части)

- А сумму? (целое)

 Формулирование темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чем мы будем  вести разговор на уроке?

(о целом и частях; о слагаемых и сумме, о связи слагаемых и суммы )

- Все ли равенства подходит к рисунку? Почему?

- Что на рисунке образует целое, а что части?

- Какие числа в каждом равенстве обозначают целое и части?

 Задание № 2 учебника (с.6).

- Вова и Лена тоже сделали рисунки и записи к ним.

- Все ли верно они сделали? (Они неверно записали равенства к своим рисункам)

- Какое равенство подходит к рисунку Вовы, а какое – к рисунку Лены?

- Что они находили? (часть, слагаемое)

- Расскажите, как ребята нашли результаты действий. Используйте слова «целое», «часть», « слагаемое», «сумма».

Формулирование правила детьми. 

- Прочитайте в учебнике текст под знаком

- Как найти неизвестную часть?

- Что мы найдем, если из суммы вычтем одно слагаемое?

                             Чтение правила в учебнике.

- Прочитайте правило в учебнике, которое вы должны выучить дома.

IV. Первичное закрепление.

      Задание № 3 учебника (рабочая тетрадь № 2, С.40)

- В конце лета  Петя и Катя сделали еще 2 фотографии.

- Посмотрите на фото Кати.

- По какому признаку можно разделить грибы? (в корзине и без нее)

- Какие 4 равенства можно составить к этой фотографии в зависимости?

5+2=7           7-2=5

2+5=7           7-5=2

-Какое правило показывают первые два выражения? Как зависят числа при сложении?

- Запишите эти равенства в тетрадь, задание №2, где стоит буква К.

V. Самостоятельная работа.

     Задание № 3 учебника (рабочая тетрадь № 2, У.42, С.40), рисунок Пети.

 - По какому признаку можно разделить жуков на фотографии Пети?

(по размеру и по цвету)

- 1 вариант разобьет жуков на 2 группы по размеру и  напишет в тетрадь  4 равенства, а 2 вариант разобьет жуков по цвету и тоже напишет 4 равенства.

- Проверим по образцу. Поставьте плюс, если справились с заданием.

VI. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

       Рабочая тетрадь № 4 с.40, урок 42 с комментированием по цепочке.

- Озвучьте выражение Кати (Пети, Лены, Вовы) и найдите значение этих выражений.

 

VII. Итог урока.

С какими правилами мы работали на этом уроке вместе с героями?

Как связаны между собой сумма и слагаемые (части и целое)?

- Какое задание вам показалось трудным на сегодняшнем уроке?

- А какое упражнение не составило труда?

-Над чем нужно еще поработать?

?

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь между действиями сложения и вычитания. Нахождение неизвестного слагаемого по сумме и другому слагаемому

Урок математики 1 класс  система Л. В. Занкова, учебник И. И. АргинскойЦели: Установить связь между действиями сложения и вычитания; помочь вывести правило о нахождении неизвестного слагаемого, разви...

Урок 58. Состав чисел 7, 8, 9, 10 Связь чисел при сложении и вычитании

Презентация предназначена для использования на уроке математике в 1 классе УМК "Школа России" к учебнику Моро....

"Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" - урок математики в 1 классе

Урок по теме "Связь вычитания со сложением. Подготовка к решению задач" преследует следующие цели:: дать понятие связи между конкретными операциями,  используя демонстрацию шкалы линейки; формиро...

Карточка по математике "Связь компонентов вычитания"

Карточка по математике "Связь компонентов вычитания"...