Урок математики "Таблица умножения и деления на 7"(ОС "Школа 2100...", учебник математики Л.Г.Петерсон
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Яцура   Надежда  Ивановна

Сценарий урока и  могут быть использованы на уроках математики при изучении таблицы умножения и деления. Урок составлен по технологии деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_urok_mat-ki_vo_2_klasse.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  МАТЕМАТИКИ  ВО  2  КЛАССЕ

(технология  деятельностного  метода  обучения)

Тип урока:  усвоение  новых  знаний

Образовательная  система  «Школа  2100…» (традиционный  класс)

Тема: «Таблица умножения и деления на 7».

Цель: составить и выучить таблицу умножения  и деления на 7.

Задачи

1) формировать умения применять таблицу умножения и деления на 7.

2) закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами.

3) закреплять умения  решать  задачу  разными способами и уметь выбирать наиболее  рациональный способ решения.

4) воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Оборудование:

Петерсон Л. Г. Математика 2 класс. Часть 3. – М.: Ювента, 2011;

интерактивная  доска, карточки, смайлики, сигнальные карты, схемы-опоры, таблица умножения.

Разработчик  урока:  Яцура Н. И.,  учитель  МБОУ «СОШ № 5»    

Ход урока

Организационный  этап  урока.                                        Слайды 1-2                                         

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!

Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель:                                                                                      Слайд 3

– Ребята,  на  доске  девиз  нашего  урока:  «С хорошим настроением принимайся за работу!»

Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение.

Работа в тетрадях:                                          

– Запишите в тетрадях число. Классная работа. 

 Минутка  чистописания                                              Слайд 4

Учитель:

-Послушайте  задачу:

Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему семь ребят.

 Сколько ребят шли в Ленинград? (ответ: 7)

– Давайте  повторим правильное написание цифры 7.  

(После объяснения и показа учителем, дети прописывают, чередуя число 7 с числом 77,  устно  дают  характеристику  написанным  числам)

Учитель:

-    Вспомните, где ещё встречается число «7»?                                    

(7 цветов радуги, 7 нот, 7дней недели,…)

-    Вспомните поговорки и пословицы с числом «7»:

"Семь бед - один ответ",                                    "Семь раз отмерь - один раз отрежь",

"Семеро одного не ждут",                                    "Лук от семи недуг», 

«Один  с  сошкой – семеро  с  ложкой»,  …и т.д.  

         

-   Вспомните сказки, где встречается число «7»:  

«Волк и семеро козлят",

"Белоснежка и семь гномов",

 "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"…  и т. д.

       3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.

Учитель:                                                                                                      Слайд 5

-  Составьте из чисел 7, 5 и 35 все возможные равенства.

(Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях)

                        5 · 7 = 35       7 · 5 = 35         35 : 5 = 7          35 : 7 = 5    

Учитель:

Каким правилом вы воспользовались при составлении 1 и 2 равенства? 3  и 4?

(Перестановка множителей, нахождение неизвестного множителя)

(Учитель открывает на доске эталон.)                                  

Учитель:

-  Повторите эти правила, проверьте в паре друг друга.

Найдите значения следующих выражений.

(Учитель открывает на доске задание)                                  

  5∙7=           7∙4=        2∙7=     3∙7=          7∙1=          6∙7=      42+7=                         Слайд 6-7

Фронтальный  опрос

Учитель:                               

 - Прочитайте выражения. Что в них общего?                                                                                         (Во всех выражениях один их компонентов равен 7.)

Какое выражение лишнее?

(Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)

Работа в парах.

Учитель:  

Подумайте, как изменить это выражение, чтобы его можно было отнести к этой группе?

                   (Выслушиваются   разные гипотезы детей     (7  6+ 7)

Учитель:  

Сколько всего раз взяли по 7?

Как это записать?       (7+7+7+7+7+7+7)

А как по-другому можно записать?

 7  7

(Учитель под выражением 42 + 7 записывает выражение 7 · 7)

Учитель:  

-Найдите значения данных выражений и запишите их в порядке возрастания.

- Что интересного вы заметили в ответах? (Числа делятся на 7.)

- Что помогло вам быстро выполнить это задание?

(Мы эти случаи умножения   уже  выучили  ранее)

- Ребята, как вы думаете, что нужно знать, чтобы решить последнее выражение?

(Знать таблицу умножения на 7)

-Так какая будет тема  нашего  урока?

(Изучение  таблицы   умножения и деления на «7»)

Физкультминутка                                                                                     Слайд 8                                                              

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три - прижмем к плечам, на 4- к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная    7-я  (семья)

Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения  (открытие  нового  знания).                                                                                         Слайд 9-10

Фронтальная работа – составление таблицы   в  учебнике 

Учитель:  

- Работаем  в   учебнике,  заполняем  таблицу  умножения  и  деления  на  7  с  комментированием.

Учитель:                                                                                                                                                                       - Какую цель вы поставите перед собой на уроке?                                                                                                                       («Открыть» таблицу умножения и деления на «7»)

С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 7?

(7 умножить на 6, будет 42.)

С какого случая вы начнете заполнять таблицу?   (7 умножить на 7.)

Какую еще таблицу нужно составить?  (на число 7)

Каким свойством умножения будем пользоваться?   (переместительным)

С какого случая вы начнете составлять таблицу умножения на число 7? Почему?

Какие еще таблицы можем составить?    (деления на 7, деления с ответом 7)

Как из первой таблицы составить таблицу деления на число 7?

Какое правило нужно применить?       (нахождение неизвестного множителя)

Как из третьей таблицы составить четвертую?

Почему в ней нет первого выражения?

Ребята, а где мы можем проверить, правильно ли мы составили таблицу умножения и деления на 7?    (в таблице умножения)

(Учащиеся проверяют свои ответы по эталону  - по  таблице умножения)               

Учитель:  

Итак, сделайте вывод.

( Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на «7».)

    6. Реализация построенного проекта.  

Работа  в  парах.

Учитель:  

Откройте учебники на странице 38 и составьте таблицы.  

- Справились с заданием? (Да)

- Значит, что вы можете теперь делать?      (выполнять умножение и деление на «7»)

   7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа  в  учебнике - № 4 стр. 38

Работа  по  вариантам  по  заданному  алгоритму

Учитель:  

Найдите  4 на странице 38.

Выполним вычисления  по вариантам  по  алгоритму.

 Выполняю алгоритм при а равном 0.

0 умножить на 7 будет 0.

Задаю вопрос: 0 больше 35?

Отвечаю – нет.

Значит, прибавляю 5, получаю 5.

Записываю 5 в таблицу.

(Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично)

Учитель:  

Проверьте выполнение работы друг у друга    (взаимопроверка)

Какие ошибки вы нашли? (повторить правильно)

Исправьте ошибки.

   8.  Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Работа  по  учебнику

Учитель:  

 2, стр. 38

Найдите 2 на этой же странице.

Прочитайте задание.

Что значит, числа кратные 7? (Эти числа делятся на 7.)

Выполните это задание самостоятельно.

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону на доске.)                                                                                                              

 Учитель:  

Кто из вас ошибся?

В каком случае? (...)

Исправьте ошибку.

Сделайте вывод.

(Нужно еще потренироваться и повторить изученные табличные случаи умножения и деления на 7.)

Кто не ошибся?

Сделайте вывод.

 (Мы все хорошо потрудились.)    

Гимнастика  для  глаз  «Берегите зрение!»                                               Слайд 11

   9. Включение в систему знаний и повторение.

Работа  с   учебником.  Решить задачу двумя способами.                      Слайд 12

Учитель:  

Найдите № 7 на странице 39.

Прочитайте задание.

Что нужно сделать?

Прочитайте задачу.

(Один из учащихся вслух читает задачу и на доске выстраивается краткая запись в виде схемы).

Выполните это задание.

(Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.)

Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)

Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 5 жёлтых и 2 синих шариков.)

Запишите выражение и найдите его значение.

(Учащийся записывает на доске):

Найдем иной способ решения задачи. Шарики, каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)

Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики – это части, а все шарики - это целое.)

К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)

Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)

Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)

Запишите выражение и найдите его значение.

(Учащийся записывает на доске):

Какой способ вам показался удобным? Почему?

(Несколько учащихся обосновывают удобство каждого способа).

    11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.                                                Слайд 13

Учитель:  

Какова была цель сегодняшнего урока?

(Составить таблицу умножения и деления на 7.)

Удалось ли достичь цели?       (Да)

Трудно ли было решать новые выражения?    (Ответы  детей)

Учитель:  

- Ребята, а какое у вас настроение сейчас?  Нарисуйте его на смайлике.  Покажите.    (см. выше)

А теперь улыбнитесь друг другу, дружно похлопайте в ладоши. Вы все сегодня замечательно работали. 

Учитель:  

- А  чтобы  улучшить  еще  ваше  настроение,  давайте  выучим  стишки – скороговорки.

Вот  семерка  -  кочерга,                          -Семь – точно  острая  коса.

У  нее  одна  нога.  (С.  Маршак)             Коси,  коса,  пока  остра.     (Г.Виеру)

-Цифра  семь! Цифра  семь!

Цифра  легкая  совсем!

Я  косу  принесу  и  срисую  ту  косу!          (В.Бакалдин)

10. Домашнее задание:                                                                                                 Слайд 14

Учитель:  

-   Дома  сделайте  задание  - № 10, стр. 39. ,   № 11*, стр. 39

А  еще  придумайте  задачу на новый способ и решите  её.

-Дома  можете  нарисовать  шутошные  рисунки  к  этим  скороговоркам!

- Что нужно сделать для того,  чтобы быстро и правильно решать выражения на умножение и деление числа 7?

(Хорошо  выучить таблицу умножения и деления на число 7)

Учитель:                              - Всем  спасибо  за  урок.                                                Слайд 15                                                                                       

a· b = c         c : a = b

b · a = c        c : b = a

(5 + 2) · 6 = 42 (шт.)

5 · 6 + 2 · 6 = 42 (шт.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по математике 4 класс учебник "Математика" Л.Г. Петерсон

Тест можно использовать для промежуточной  аттестации по математике для  учащихся 4-х классов за первое полугодие....

Конспект и презентация к уроку математики. Тема «Сети линий. Пути.» Для 2-го класса по учебнику "Математики" автора Л.Петерсон.

В материале представлен конспект урока по теме "Сети линий.Пути."Урок проводится во 2 классе. Автор учебника Л.Петерсон.На уроке используются различные виды работы.Дети работают в парах и в группах бо...

Урок математики "Счастливый случай. Закрепление. Письменные приёмы умножения и деления. Решение задач". Образовательная система "Школа 2100",3 класс (2 четверть), учебник "Математика 3 класс", Петерсон Л.Г.

Форма проведения  нестандартная урок-игра. Дети работают группами-командами. Выполняют предложенные задания и по итогам игры награждаются....

Тексты контрольных работ по математике (Образовательная программа "Школа 2100", учебник "Математика", Л.Г.Петерсон)

Итоговые и промежуточные контрольные работы по математике Образовательная программа "Школа 2100",3-4 класс, составленные в соответствии с особенностями класса....

Контрольные работы по математике Образовательная программа "Школа 2100", учебник "Математика", Л.Г.Петерсон

Итоговая контрольная работа по математике Образовательная программа "Школа 2100",  4 класс, учебник "Математика", Л.Г.Петерсон...

Урок математики в 3 классе по программе"Школа России" ( учебник М И.Моро). Тема урока:"Внетабличное умножение и деление в пределах 100. Закрепление"

Урок  в 3 классе по теме " Внетабличное умножение и деление в пределах 100. Закрепление" посвящен 23 февраля и Олимпиаде в Сочи - 2014....

КТП уроков в 4 классе по математике по учебнику «Математика» Л.Г.Петерсон, УМК «Перспектива» 136 ч (4 ч в неделю).

Календарно-тематическое планирование уроков в 4 классе по математике по учебнику «Математика» Л.Г.Петерсон, УМК «Перспектива»136 ч (4 ч в неделю)....