Урок математики 3 кл. ЗФО . Площадь фигур.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Урок математики 3 кл. ЗФО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_3_kl._zfo_._ploshchad_figur.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Площадь фигур.
Предмет: математика
Класс: 4
Учитель: Пешева Ирина Ивановна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6»
Цель урока:
Формирование умения находить площади разных геометрических фигур
на основе процессов рефлексии и понимания в ситуации разрыва средств деятельности.
Задачи урока:
порождение способа нахождения площади фигур через сценирование ситуации учения-обучения;
развитие мышления и формирование рефлексивных способностей
Используемая технология: задачная форма организации учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Особенности роли учителя: координатор учебной деятельности учащихся.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный
Формы деятельности учащихся: групповая форма деятельности, самостоятельная работа, коллективная
Учащиеся знают:
Понятие площадь
Учащиеся умеют: находить площадь квадрата, прямоугольника по формулам. Умеют находить длину по известной площади и ширине.
Единица деятельностного содержания, которое нужно освоить учащимся:
Освоить способ нахождения площади фигур, путем достраивания до прямоугольника или путем разбиения фигуры на части.
Оборудование:
Компьютер
Экран
Проектор
Презентация «Площадь фигур»
УМК: Математика 3 кл Истомина Н.Б
Время проведения: 1 урок (40 минут)
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Цели этапа | Форма деятельности учащихся | Время |
1 | Организационный | Концентрация внимания обучающихся и ориентирование на работу. | Беседа | 2 |
2 | Актуализация знаний. Ситуация успеха | Актуализация знаний. Проверка освоенности обучающимися ранее изученных способов решения. Создание ситуации успеха, мотивирующей учащихся на дальнейшую работу. | Самостоятельная работа с использованием презентации. Взаимопроверка с последующим обсуждением. | 5 |
3 | Учебная ситуация. (Задание- «ловушка»). | Организация «сбоя» в деятельности учащихся. | Групповая работа учащихся с последующим обсуждением. | 5 |
4 | Рефлексия | Вывести обучающихся в рефлексивную позицию: - перечисление используемых ранее способов; - соотнесение этих способов с новым материалом; | Коллективная форма деятельности учащихся. | 7 |
5 | Порождение обучающимися нового способа. | Организовать ситуацию нахождения способа решения площади фигуры | Коллективная форма деятельности учащихся. | 14 |
6 | Рефлексия действий по порождению нового способа | Зафиксировать в модели способ решения | Фронтальная | 3 |
7 | Итог урока | Проанализировать степень и качество достижения цели урока. | беседа | 4 |
Ход урока
I этап
Организационный момент.
-Составьте слово из предложенных букв( л п щ о а ь д)
- О какой величине пойдет речь на уроке?
- Что вы понимаете под словами площадь стола, квартиры?
II этап
Актуализация знаний. Ситуация успеха.
Цель: проверка освоенности обучающимися знаний по теме площадь,
cоздание ситуации успеха, мотивирующей учащихся на дальнейшую работу.
У: - Какие знания вам нужны, чтобы заполнить данную таблицу?
Д: - Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину.
Чтобы найти длину, надо площадь разделить на ширину.
Чтобы найти ширину, надо площадь разделить на длину.
У: -Заполните за 1 минуту данную таблицу .
Длина (см) | 4 | 4 | 6 | 6 | ||
Ширина (см) | 7 | 5 | 9 | 2 | ||
Площадь (см2) | 12 | 49 | 81 | 18 |
Работа в парах. Взаимопроверка.
- Поменяйтесь карточками с соседом по парте.
- Проверьте друг у друга. Верните карточку обратно. (на доске заполненная таблица)
- Поднимите руку те, кто все сделал правильно. Что посоветуете ребятам, которые допустили ошибки?
- Данные величины вы соотносили, с какими геометрическими фигурами?
- Так площадь, каких фигур вы умеете находить?
Физминутка
Самостоятельная работа
1 способ:
8см
4см
- Чему равна площадь фигуры? Каким правилом воспользовались? S= а * в
5см
- Чему равна площадь данной фигуры? Каким правилом воспользовались?
S= а * а
- Площадь, какой фигуры больше?
- Испытывали ли вы затруднения? Почему?(знаем формулы , умеем ими пользоваться)
III этап
Учебная ситуация. (Задание- «ловушка»).
Цель: организация «сбоя» в деятельности учащихся.
-Найдите площадь данной фигуры.
8см
7см 2см
3см
(Выполняя данное задание у учащиеся не хватает средств для нахождения площади данной фигуры.)
- Почему не воспользовались правилом S = а * в для нахождения площади 3 фигуры?
- Значит, у этой фигуры нельзя найти площадь? Почему?
- Вы должны проявить находчивость и смекалку, чтобы вычислить площадь третьей фигуры.
IV этап
Рефлексия
Цель: вывести обучающихся в рефлексивную позицию:
- перечисление используемых ранее способов нахождения площади фигур;
- соотнесение этих способов с нахождением площади новой фигуры
Работа в группах
- Обсудите, каким способом вы будете находить площадь данной фигуры.
Возможные варианты решения: | |
1способ. Разбить на квадратные сантиметры. 2 способ. Разбить на прямоугольники найти площадь каждого и сложить. 3 способ. Достроить до прямоугольника. Найти площадь каждой фигуры. Из площади большей фигуры отнять площадь меньшей. на
| (приходят к выводу, что таким способом пользоваться неудобно) (Если дети правильно проводят отрезок, начинаю провоцировать) У: - -Почему вы считаете, что нужно провести отрезок именно так. -Может быть, его нужно провести по-другому? (Показываю на фигуре) У: - Почему его нельзя провести так, как показала я. Докажите, что вы правы. Д: - Получились две фигуры, одна из которых прямоугольник, другая квадрат. Мы умеем находить площади этих фигур. Найдем площадь каждой из этих фигур. Сложим их площади. Получим площадь всей фигуры. У: - Какой способ использовали, чтобы найти площадь третьей фигуры? (на доске показывают модель, вывод) |
V этап
Порождение обучающимися нового способа.
Цель: организовать ситуацию нахождения способа площади фигуры
Действия учителя | Действия учеников |
Учитель координирует деятельность учащихся по порождению нового способа, фиксирует гипотезы, способы действия предлагаемые учащимися. | Учащиеся выдвигают различные гипотезы, способы действия. Предполагают, что можно разбить на части , но получается фигур при разбиении 3, а не 2, что приводит еще к более длительному способу нахождения площади. Далее учащиеся выдвигают различные идеи, которые в дальнейшем приводят их к верному решению. |
Организует ситуацию по разрешению способов нахождения площади фигур | Учащиеся проверяют каждый способ решения . Приходят к выводу нахождения площади фигур, путем достраивания до прямоугольника или путем разбиения фигуры на части. |
VI этап
Рефлексия действий по порождению нового способа
Цель: зафиксировать в модели способ нахождения площади сложной фигуры.
Действия учителя | Действия учеников |
Учитель организует рефлексию по фиксации нового способа. 1. В чем заключалась основная трудность при решении уравнения? 2. Как вы ее смогли преодолеть? 3. Учитель предлагает учащимся выделить основные этапы нахождения площади фигуры | Учащиеся отметили, что ранее известные способы нахождения площади фигуры не позволили сразу найти им площадь предложенной фигуры. Учащиеся выделяют основные способы путем разбиения и достраивания фигуры до прямоугольника. Оформляют модель для каждого способа. Находят площадь фигуры. |
Закрепление:
- Чему равна площадь 3 фигуры? Запишите решение.
У: - Каким способом воспользуетесь для нахождения площади заштрихованной фигуры.
.
VII этап
Итог урока
Цель: проанализировать степень и качество достижения цели урока.
Учитель проводит рефлексию по целевому итогу урока.
-Как вы считаете, пригодится в жизни умение находить площадь фигур открытыми сегодня способами?
- Где именно вы воспользуетесь данными способами?
(Учащиеся высказывают свое мнение)
- У меня на доске записаны слова:
- Какой…
- Что ….
-Зачем….
- Продолжение, каких вопросов спрятано по теме нашего урока.
- Придумайте и задайте вопросы.
Учитель обозначает результативный итог урока.
Учитель комментирует домашнее задание.
Домашнее задание
Составить для друзей в классе задание на нахождение площади необычной фигуры. Оформить задачу на карточке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 2 класс Площадь фигуры
Исследование площади как геметрической величины. Знакомство с кв.см....
Урок математики 2 класс Площадь фигуры Презентация
Презентация к уроку "Исследование площади как геметрической величины. Знакомство с кв.см."...
Урок математики (2 класс). Площадь фигуры (учебник Л. Петерсон)
На уроке формируется представление о площади фигур, навыки измерения площади разными мерками и сравнение фигур по их площади....
Урок математики во 2кл. "Площадь фигур. Единицы площади"
Урок по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе....
Урок математики по теме «Площадь фигуры. Единицы площади» 2 класс ( УМК «Начальная школа 21 века»)
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: создание условий для совместной познавательной деятельности по определению способов нахождения площади фигуры...
Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"
Урок математики 2 класс "Площадь фигур. Единицы площади"План-конспект урока математикиРазработка содержит технологическую карту урока математики во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Урок раз...
Конспект урока по математике "Измерение площади фигуры с помощью палетки" 4 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения решать учебные и практические задачи средствами предмета математика; ознакомление со способами измерения площади фигур различной формы с помощью палетки....