Сложение и вычитание трехзначных чисел
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
г. Старый Оскол, Белгородская область
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 26»
Терехова Светлана Александровна
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
Тип урока по дидактической цели: урок изучения нового материала во 2 классе.
Образовательная цель: рассмотреть простейшие случаи сложения и вычитания трехзначных чисел; закреплять действия с величинами; закреплять решение уравнений и текстовых задач; отрабатывать умение проводить самостоятельный анализ задач.
Развивающая цель: развитие математических способностей, внимания, культуры речи, логического и ассоциативного мышления
.
Воспитательная цель: воспитание культуры общения, создание атмосферы доброжелательности, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование: тетрадь-учебник для 2 класса под ред. Л.Г.Петерсон, карточки с цепочкой примеров – 6штук, карточки с текстами задач – 6штук, карточки с примерами для самостоятельной работы – 24 штуки, листы с пословицами: «Математике учиться всегда пригодится». «Кто думает – тот всегда додумается». «Математику нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед». « В математику тропинки одолеем без запинки!». «Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения». «И академики в свое время сидели за партами…»; ключевые слова – «трехзначное число», «сложение», «вычитание»; большой орех из папье-маше, а в нем 24 грецких ореха; плакат с девизом «Хочу все знать»; листы формата А 4 и маркеры – 6штук.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация, мотивация.
Введение в тему.
Устный счет:
1) Решение примеров.
2) Работа по таблице.
3) Игра «Закончи предложение».
4) Игра «День-ночь».
5) Геометрический материал.
6) Решение задачи.
V. Постановка учебной задачи.
1) Чистописание.
2) Решение примеров.
3) Физкультминутка. Ритмическая игра «Счет через 2».
VI. «Открытие» детьми нового знания.
Работа с правилом.
Первичное проговаривание в громкой речи.
Самостоятельная работа.
VII. Закрепление изученного.
Решение задач.
Решение уравнений.
VIII. Рефлексия.
IX. Самооценка.
Х. Оценка деятельности детей.
ХI. Итог урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация, мотивация.
У.- Какое у вас настроение?
(Ответы детей)
У. – Я вижу ваши умные, добрые глаза, ваше желание узнать новое. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Я верю в вас. Пусть ваше хорошее настроение сохранится до конца занятия.
III. Введение в тему.
У.- Эпиграфом нашего урока будет фраза: «В математике нет царских дорог». Как вы ее понимаете?
Д.- Царская, то есть легкая, с почестями.
У.- Могут ли быть легкие пути в математике?
Д.- Скорее нет.
У.- Все считает математика, все находит. Кстати, хотите узнать, откуда пришло это слово? Из древнегреческого языка, «Мантенеин» означает в переводе «учиться, приобретать знания». Математика приглашает в свое королевство тех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится цифр и вычислений, и чей девиз – «Хочу все знать!»
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет на уроке
Наш девиз: «Хочу все знать!»
У.- Мы проведем большую устную работу: будем решать примеры по карточкам, вспомним математические законы, решим задачи и подберем к ним схемы. В результате устной работы появятся «ключевые слова», и вы сами сформулируете тему урока, а потом попробуете сделать открытие. Мы проведем небольшую самостоятельную работу, и вы расшифруете слово. Смекалку вам помогут развить занимательные упражнения.
Вывод: преодолевая трудности, мы сможем что-то добиться.
IV. Устный счет.
1) Решение примеров.
У.- Сейчас вы будете работать в группе решать примеры по карточкам. Как только вы закончите решение, один человек из группы подойдет к столу, найдет и возьмет карточку с правильным ответом, покажет ее всем, затем встанет среди детей в порядке убывания.
11 +9 20 +25 45 +55 100 +25 = 125
12 +8 20 +30 50 +50 100 -20 = 80
13 +7 20 +15 35 +25 60 +11 = 71
14 +6 20 +14 34 +35 69 -13 = 56
15 +5 20 +22 42 +17 59 -15 = 44
16 +4 20 +47 67 -37 30 +5 = 34
125,80,71,56,44,35.
У.- Какое из чисел может быть «лишним»? Ответ обоснуйте.
44 - одинаковые цифры в записи
56 - сумма цифр 11, а у остальных 8
80 - круглое
125 – трёхзначное (вывесить табличку с этим словом)
2)Работа по таблице
У.- Ребята, сейчас мы будем работать по таблице, находить и показывать числа:
-наименьшее двузначное число10
-наибольшее двузначное число 99
-на сколько больше наибольшее двузначное наименьшего двузначного 89
-наименьшее трёхзначное число 100
-наибольшее трёхзначное число 999
3) «Закончи предложения…»
У.- Я говорю начало предложения, а вы продолжаете:
- от перестановки слагаемых…сумма не изменяется.
- чтобы найти целое, надо… сложить части.
- если к a + 0, то… получится то число, к которому прибавляли.
- отрезок- это… прямая линия, ограниченная с двух сторон.
- сумма чисел получается в результате…действия сложения (вывесить табличку с этим словом)
4) Игра «День-ночь».
У.- Готовы поиграть в игру «День-ночь»? Начнем.
Когда дети слышат слово «ночь», то они кладут голову на руки «укладываются на парту», закрывают глаза. Слушают пример. Решают в уме. Когда слышат слово «день», то открывают глаза, садятся красиво, и на пальцах показывают ответ.
10-8+9-7+6+5-8+7-8=6
20-10+9-8+7-6+5-4+3-6=10
5) Геометрический материал.
B C
L
A K D
У.- Сколько видите треугольников? Назовите их. Какие еще видите фигуры?
6) Решение задач.
У.- Внимательно послушайте текст задачи.
Во 2 «А» классе 16 девочек и 10 мальчиков, а во 2 «Б» классе 28 учеников, из них 15 мальчиков, а остальные девочки. На сколько больше учеников во 2 «Б», чем во 2 «А»?
У.- Составьте по этой схеме вопросы к условию задачи и ответьте на них.
? уч.
2 «А» / девочки / мальчики /
16 уч. 10 уч.
на ? уч.
? уч. 15 уч.
2 «Б» / девочки / мальчики /
28 уч.
V. Постановка учебных задач.
1) Минутка чистописания.
У.- Найдите закономерность и продолжите ряд.
12 23 45 56 67 78 89
- Подчеркните число, в котором сумма цифр 17(89).
- Назовите предыдущее и последующее ему число (88, 90).
- Как называется разряд, в котором стоит цифра 9 (единицы).
- Сколько в этом числе десятков? (8).
- Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых (80+9).
2)Решение примеров «столбиком».
У.- Запишите в тетрадь примеры и решите их.
+23 _44 +35 _75
46 20 16 8
69 24 51 67
_595
104
348 491
У.- Какие примеры решали впервые?
- Чем они интересны?
У.- По ходу устного счёта были вывешены слова, прочитаем их хором.
трехзначное число вычитание
сложение
У.- Это ключевые слова урока.
- Какая тема нашего урока? Кто догадался? Кто озвучит ее?
Д.- Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»
3) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
У.- Ребята, сейчас мы отдохнем, но с пользой. Разбейтесь парами, повернитесь лицом друг к другу. Проведем ритмическую игру «Счёт через 2».
Разбившись парами и стоя лицом, друг к другу, дети считают молча, «про себя», одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которое ведется счет (при счете через 2 вслух называются числа 2, 4, 6…; при счете через 3 – числа 3, 6, 9, 12… и т.д.) Называя кратное, дети касаются ладоней друг друга (как в считалочках).
«Счет через 2»- хлопнуть в ладоши (1), прикоснутся друг к другу ладонями, и сказать «два», хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать «четыре» и т.д.
VI. «Открытие» детьми нового знания.
У.- Сейчас каждая группа сделает «открытие». На больших листах вы покажите удобную запись сложения трёхзначных чисел столбиком.
Дети по группам фломастером записывают на листах А 4 пример «столбиком» 123+225=348 и вывешивают листы на доску.
У.- Расскажите, как решали пример.
Сделайте вывод.
Д.- Записываем числа «столбиком» так: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Складываем сначала единицы и ответ записываем под единицами, потом десятки под десятками, сотни под сотнями.
У.- А Вова Колесников решил пример так, вы согласны? Аргументируйте свой ответ.
+ 456
103
469
У.- Запишите и решите верно. Сделайте вывод.
Д.- Действия производим по разрядам: единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.
1)Работа с правилом с.50
Чтение хором.
2) Первичное проговаривание в громкой речи.
№2, с.50-решение примеров с комментированием.
3) Физкультминутка.
1. Для улучшения мозгового кровообращения.
И.п.- сидя на стуле, «раз, два»- отвести голову назад, вдох; «три, четыре» - голову вперед, выдох, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
И.п.- сидя на стуле, руки, на поясе. «Раз»- правую руку вперед, левую вверх. «Два» - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить руки вниз, потрясти.
3.Для глаз.
Крепко зажмурить (сосчитать до 3),открыть их, посмотреть вдаль (сосчитать до 5). Повторить 4-5 раз.
4)Самостоятельная работа.
У.- Сейчас вы выполните самостоятельную работу, решите примеры на карточках. Затем найдёте глазами получившийся ответ и возьмёте этот листок. У вас в группе получится 4 листа. Вы расположите ответы в порядке возрастания, перевернете их и прочитаете пословицу.
1. Математике учиться всегда пригодится.
2. Кто думает - тот всегда додумается.
3. Математику нельзя учить, наблюдая, как это делает сосед.
4. В математику тропинки одолеем без запинки!
5. Гений состоит из 1% вдохновения и 99% потения.
6. И академики в своё время сидели за партами…
У.- Что объединяет все эти пословицы?
Д.- В них говорится о математике.
VII. Закрепление изученного.
1) Решение задач.
У.- У вас на партах карточки с задачами, а на доске - схемы. Прочитайте задачи, решите. Подберите схемы, докажите. Запишите решения в тетрадь.
1.Дети учатся в школе 4 месяца до Нового года, а после Нового года на 1 месяц больше. Сколько всего месяцев дети учатся в школе? (4+1+4=9)
2.На полке стояло 16 книг. Из них - 6 было на английском языке, 5 книг - на французском, остальные на немецком. Сколько книг было на немецком языке? (16-6-5=5)
3.В спортивной секции занимались 9 мальчиков, а девочек на 5 меньше. Сколько всего детей занимались в спортивной секции? (9-5+9=13)
4.Во 2 «А» классе 10 мальчиков, а девочек-16. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Сколько всего учеников во 2 «А»? (16-10=6, 10+16=26)
5.Рома исписал за 1 четверть - 5 тетрадей, за II - 4, а за III столько, сколько за I и II вместе. Сколько всего тетрадей Рома исписал за III четверть? (5+4=9)
6.В кроссворде 15 слов. Валя отгадала 11 слов. На сколько больше она отгадала, чем ей осталось отгадать? (15-11=4, 11-4=7)
2)Решение уравнений.
С.51 №4
VII. Рефлексия.
У.- Расскажите о результатах своей работы?
-Хорошо ли вами усвоены приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел?
-Какие задачи ставили перед собой?
-Что удалось? Над чем поработать?
-Какие задания для вас были наиболее трудными почему?
-Важны ли для вас новые знания? Чем?
IX. Самооценка.
У.- Как бы вы оценили свою работу, поднимите руки кто:
а) работал (а) в полную силу;
б) работал (а) хорошо;
в) мог (ла) бы работать ещё лучше.
X. Итог.
У.- Мы преодолели трудности и сделали ещё один шаг по дороге математики. Я убедилась, что вы хотите всё знать.
Вы помогали друг другу, и поэтому общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.
Этот крепкий орешек знаний хранит внутри себя орешек для каждого из вас на память о нашем уроке. Спасибо. (Каждый ребенок получает настоящий грецкий орешек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики во 2 классе "Сложение и вычитание трехзначных чисел"
Урок математики по учебнику Л.Г. Петерсон. Цель: формировать умение выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел, выполнять проверку действий....
конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел "
конспект урока "Сложение и вычитание трехзначных чисел " для урока математики во 3 классе...
Сложение и вычитание трехзначных чисел
Урок математики в 3 классе...
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ТРЕХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. ТРЕТЬЕ РАТНОЕ ПОЛЕ РОССИИ» 3 класс
Урок, как и любой другой урок в системе Л.В. Занкова, прежде всего был нацелен на общее развитие школьников.Его эффективность доказывается разными показателями: реализацией дидактических принцип...
Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Сложение и вычитание трехзначных чисел"
Конспект урока может быть использован на уроках математики во 2 классе....
Конспект урока по математике во 2 классе. Сложение и вычитание трехзначных чисел. Даты и числа из истории Москвы.
Специфика экспериментальной деятельности предполагает преобразование всего учебного процесса, его форм, методов, содержания, отношений его субъектов. Внедрение проекта в учебную деятельнос...
Сложение и вычитание трехзначных чисел
Урок математики в 3 классе в форме "Зимней олимпиады. Класс разделен на 5 команд. У каждой команды есть своя зачетная карточка, куда вписываются результаты работы командыв течение всего урока.. В конц...