Урок математики в 1 классе. Тема: Дециметр.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учителя, позволяющим решить задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую, может стать деятельностный метод обучения.
Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Задачу по формированию учебной деятельности начинаю решать буквально с первых уроков 1 класса. Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._doc.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе по системе учебников «Школа России»
Тема: Дециметр.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи урока:
Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование урока:
Учащиеся:
- учебник «Математика» 1 класс, М.И.Моро, С.В.Степанова и др.;
- тетрадь «Математика и конструирование» 1 класс, С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина;
- деревянные брусочки (мерки) длиной 1см и 1 дм;
- линейка;
- карточки;
- ПК Macbook, программа ПервоЛого.
Учитель:
- магнитный плакат «Сотенный квадрат» и карточки с буквами;
- таблички с названием величин;
- ПК Macbook, экран, проектор;
- электронная игра «Найди соответствие»;
- фрагмент м/ф «38 попугаев».
Ход урока:
Этапы урока, технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности | Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объясняет, для чего нужно соблюдать эти правила. | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Организация рабочего места. |
II. Актуализация знаний. (устные упражнения) | Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать. Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. | Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда проводим разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак, разминка! 1. Учитель загадывает число, учащиеся его называют, записывают. Учитель выставляет на доску соответствующую карточку с буквой. -Число, предыдущее числу 13; -Число, следующее за числом 20; -В этом числе 6 десятков и столько же единиц; -Число больше 30 на 5; -Число показывает, на сколько 40 меньше 90; -Я задумала число. Из него вычла 40 и получила 5. Какое число я задумала? -Какое число стоит между числами 85 и 87? -Это число равно сумме 50 и 8. Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово. -Что такое величина? 2. Повторим известные величины. Соедините величины и единицы их измерения. | Работа с магнитным плакатом «Сотенный квадрат» Дети повторяют знание нумерации в пределах 100. Называют последующее и предыдущее число. Высказывание предположений, актуализация опыта. Дети записывают числа: (12-В); (21-Е); (66-Н); (35-Л); (50-Ч); (45-И); (86-А); (58-И); 12, 21, 35, 45, 50, 58, 66, 86; ВЕЛИЧИНА Величина – это признак, который можно измерить. Дети повторяют известные величины и единицы измерения. |
III. Подведение к проблеме | Введение в тему урока. Показ фрагмента мультфильма «38 попугаев». | -Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, поможем известным героям мультфильма и познакомимся с новой единицей измерения. Фрагмент м\ф. -Ребята, что делали зверята? Как? При помощи кого? -Прав ли удав в том, что в попугаях он длиннее? Почему? -Какой единицей измерения вы предпочли бы измерить удава? | Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод. (Измерять нужно одной меркой) У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения. |
IV. Формирование нового знания через деятельностный подход. | Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует составление совместного плана действий. Реализует план выхода из затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | Проведём практическую работу. -У вас на партах лежат две мерки. Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте измерить длину парты этой меркой. Удобно? (нет) -Возьмите другую мерку и измерьте длину парты этой меркой. Удобно? (да) -Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10) Значит, большая мерка равна 10 см. Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. На доске появляется карточка с названием единицы измерения. -Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см) -Какова длина парты? | Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить длину парты. Фиксируют индивидуальное затруднение. Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Учащиеся проговаривают по слогам название единицы измерения. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Учащиеся записывают длину парты в дециметрах, а затем переводят в сантиметры. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | -Итак, с чем будем работать на уроке сегодня?... с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения нашего гостя (удава), поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним поработать. Изучение нового материала. Тетрадь «Математика и конструирование» Стр. 68 задание №1 | Работа в парах, учащиеся выясняют как выглядит дециметр. Дети линейкой измеряют длину полоски. По алгоритму чертят отрезки, сравнивают их, делают выводы. |
VI. Включение в систему знаний. Физкультминутка. | Организует закрепление новых знаний. | Тетрадь «Математика и конструирование» 1) стр.69 задание №2; 2) стр. 70 задание №4; Работа по учебнику. Стр. 51 задание №2 (у доски с пояснением) | По алгоритму учащиеся чертят отрезки, преобразуют величины. Учащиеся читают, анализируют и решают задачи. |
VII. Самостоятельная работа. | Организует работу в парах. Организует самопроверку. | -Наши гости подготовили для вас ещё одно задание. | Учащиеся в парах выполняют задания в ПервоЛого. Учащиеся измеряют удава, обсуждают результаты измерений и фиксируют в тетради результаты: 16см = 1дм 6см 22см = 2дм2см Учащиеся рисуют удава, измеряют его длину, фиксируют результат измерения и сохраняют картинку выполненного задания. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Благодарит за работу на уроке. | -Какую цель ставили? Достигли цели? -Какая тема урока была? -О какой новой единице измерения длины узнали? -Когда ей удобно пользоваться? -Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с бананом: -жёлтый (не было ошибок); -зелёный (были ошибки); -красный (не смог выполнить ни одного задания). | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают правильность выполнения действий и свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предмет: математика, 1 класс, тема "Дециметр"
Предмет: математика Учитель: Сергеева Р.М.Тема урока: ДециметрТип урока: Урок получения новых знаний и способов действия.Форма проведения урока:...
урок математики 1 класс Тема урока: Длина. Дециметр
Предлагаю Вашему вниманию урок математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема урока "Длина. Дециметр". Авторы учебника Демидова Т.Е., Козлова С.А.,...
Урок математики 3 класс Тема: Миллиметр и дециметр
Цели: рассмотреть соотношение единиц длины; учить выражать дециметры в миллиметрах и миллиметры в дециметрах; закреплять умение выполнять сложение и вычитание длин; совершенствовать умение черти...
урок математики 1 класс "Сантиметр. Дециметр"
Презентация...
Технологическая карта урока математики 3 класс тема "Квадратный дециметр"
Технологическая карта урока математики по УМК "Перспектива"...
Конспект урока математики 3 класс Квадратный дециметр
Урок математики для начальной школы 3 классУМК "ПНШ"...
Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Квадратный миллиметр и квадратный дециметр». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром; установление соотношения между квадратным миллиметром и квадратным дециметром.Предметны...