Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 2-х классов
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 2-х классов. УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematika_2_klass.doc | 493.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «ООШ г. Котовска»
от 30.09.2011г. №
М.П.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА
методическим советом
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Основная общеобразовательная школа»
г. Котовска Тамбовской области
Протокол № 2 от 29.09.2011г.
Рабочая программа
по учебному предмету "Математика"
для 2-х классов
(базовый уровень)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа»
на 2011 – 2013 годы
УМК “ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ“
Пояснительная записка
Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные:
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств.
Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по математике, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю)
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). Используются следующие формы обучения – беседы, игры, викторины,. А так же: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения. Чаще всего сочетаются фронтальная и индивидуальная работа с групповой работой. Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм организации учебно-воспитательной работы: урок, практические работы, кружковые, факультативные занятия.
Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.
Встраивание в методическую систему личностно-ориентированной технологии обучения, индивидуализация, дифференциация, применение проектно-исследовательских методов способствует развитию ключевых компетентностей личности.
Применяются такие виды контроля, как: вводный, тематический, промежуточный и итоговый. Активно используются такие формы контроля – контрольная работа, тестирование и др.
Два раза в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста или комбинированной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной или контрольной работы.
Учебно-методический комплект «Планета знаний» разработан в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования. Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы под общей редакцией И.А.Петровой. Для реализации программного содержания по математике используются следующие учебные и методические пособия для 2 класса.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 2 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение во 2 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.
Содержание тем учебного курса
2 класс (136 ч)
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Арифметические действия (60 ч)
Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.
Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Текстовые задачи (30 ч)
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения, деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в несколько раз.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).
Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр). Площадь прямоугольника.
Работа с данными (15 ч)
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2 КЛАССЕ
(М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова)– 136 ч.
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Тема и цели урока | Характеристика учебной деятельности учащихся[1] |
1-е полугодие СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100 |
1-я четверть Что мы знаем о цифрах |
1 | Рисуем цифры Часть 1 С. 3—5 | Тема. Цифры и числа Цель. Повторение: названия цифр, чтение и запись; чётные и нечётные цифры; обозначение цифрами чисел; состав однозначных чисел | Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. Сравнивать обозначения единиц, десятков, сотен в современной записи. Читать, записывать и сравнивать двузначные числа. Решать задачи на нахождение суммы, остатка, увеличения/уменьшения на несколько единиц. Формулировать вопрос задачи в соответствии с условием. Обсуждать роль знаков-символов (букв, цифр, нот) в языке, математике, музыке. Сравнивать цифры, которые использовали разные народы. Придумывать знаки для обозначения одного предмета (единицы), десяти предметов (десятка); сравнивать разные обозначения. Расшифровывать числа, записанные с помощью пиктограмм, и шифровать числа. Решать логические задачи, составлять анаграммы, Распределять работу при выполнении заданий в паре, объединять полученные результаты. Пользоваться справочником на форзаце учебника. |
2 | Собираем группы С. 6—7 | Тема. Группы чисел Цели. Повторение: названия круглых чисел, чтение, запись. Знакомство с числами сто, тысяча, запись их цифрами |
3 | Считаем десятками и сотнями С. 8—9 | Тема. Счёт десятками и сотнями Цели. Повторение: круглые числа. Знакомство с записью цифрами нескольких сотен |
4 | Записываем числа С. 10—11 | Тема. Запись чисел Цели. Повторение: однозначные и двузначные числа; десятичный состав двузначных чисел; обозначение десятков и единиц цифрами. Формирование первичных представлений о разрядном составе чисел |
5 | Расставляем числа по порядку С. 12—13 | Тема. Последовательность чисел Цель. Повторение: названия двузначных чисел, последовательность, расположение на числовом луче |
6 | Сравниваем числа С. 14—15 | Тема. Сравнение чисел Цели. Повторение: способы сравнения чисел. Знакомство с понятием «верное неравенство» |
7 | Вычисляем в пределах десятка С. 16—17 | Тема. Вычисления в пределах 10 Цель. Повторение: приемы вычислений с помощью таблицы сложения, с помощью числового луча и числового ряда, с помощью перестановки чисел в сумме, с опорой на знание состава однозначных чисел | Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. Решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь). Устанавливать закономерность и выполнять вычисления по аналогии. Оценивать свои умения вычислять в пределах 10. Восстанавливать пропущенные цифры в равенствах и неравенствах. Устанавливать закономерность в чередовании чисел и продолжать ряд чисел. Моделировать условие задачи на числовом луче. Ориентироваться в таблице, восстанавливать условие задачи по табличным данным, заполнять пропуски. Комбинировать числа для получения заданной суммы |
8 | Прибавляем и вычитаем однозначное число С. 18—19 | Тема. Сложение и вычитание двузначного числа с однозначным Цель. Повторение: сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел без перехода через десяток |
9 | Считаем до 100 С. 20—21 | Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел Цель. Повторение: сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток |
10 | Задачи принцессы Турандот С. 22—23 | Тема. Решение текстовых задач Цель. Повторение: использование схем при решении задач; формирование умения составлять краткую запись условия задачи | Решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь). Дополнять краткую запись условия числовыми данными. Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток. Читать схемы, иллюстрирующие отношение данных как частей к целому. Анализировать условие задачи, вычленяя существенные данные. Рассуждать при дополнении схемы числовыми данными. Придумывать задачи в соответствии с заданной схемой, табличными данными, решением по действиям, алгоритмом вычислений. Комбинировать числа для получения заданной суммы. Сотрудничать при выполнении заданий в паре |
11 | Придумываем задачи С. 24—25 | Тема. Решение текстовых задач Цель. Формирование умений восстанавливать задачу по схеме и рисунку, краткой записи и рисунку, записи решения и рисунку |
12 | Семь раз отмерь С. 26—27 | Тема. Длина, площадь, объём Цель. Повторение: длина, площадь, объём. Знакомство с понятиями «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб» | Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника в единичных отрезках. Определять площадь геометрических фигур в единичных квадратах. Определять объём геометрических фигур в единичных кубиках. Ориентироваться в рисунке-схеме. Соотносить длину пути, выраженную в разных единицах (метрах, шагах) |
13—16 | Повторение, обобщение изученного С. 28—35 | Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд. Сравнивать числа и результаты вычислений. Решать задачи в 1-2 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы (рабочая тетрадь). Выбирать правильный ответ из предложенных. Определять свои интересы и выбирать задания из вариативной части (расшифровывать слова; участвовать в учебных играх, устанавливая очередность действий, соблюдая правила общения при работе в парах; решать комбинаторные и логические задачи; устанавливать закономерность и выполнять вычисления по аналогии). Применять умения в нестандартной ситуации (выполнять вычисления, заданные с помощью схем, рисунков, цепочек) |
Сложение и вычитание до 20 |
17 | Почему 20? С. 36—37 | Тема. Сложение и вычитание в пределах 20 Цели. Повторение: сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. | Складывать и вычитать числа в пределах 20 c переходом через десяток: 1) с опорой на таблицу сложения; 2) с опорой на состав числа 12; 3) дополняя одно из слагаемых до десятка. Складывать числа рациональным способом, группируя слагаемые. Решать задачи в 2-3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы и остатка (рабочая тетрадь). Составлять краткую запись условия задачи. Соотносить модели (рисунки, геометрические фигуры) с числами, демонстрировать на моделях состав чисел. Моделировать условие задачи с помощью схемы (рабочая тетрадь). Придумывать задачи в соответствии со схемой, формулировать условие задачи. Ориентироваться в таблице сложения. Комбинировать несколько слагаемых для получения заданной суммы, предлагать разные варианты. Распределять роли и очередность действий при работе в паре |
18 | Волшебная таблица С. 38—39 | Тема. Таблица сложения Цель. Повторение: использование таблицы сложения при вычислениях. Сложение и вычитание с переходом через десяток с помощью таблицы сложения |
19 | Двенадцать месяцев С. 40—41 | Тема. Состав числа 12 Цель. Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 12 |
20 | В сумме XV С. 42—43 | Тема. Состав числа 15 Цель. Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 15 |
21 | От года до полутора С. 44—45 | Тема. Состав числа 18 Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава чисел 12, 15 и 18 |
22 | С девяткой работать легко С. 46—47 | Тема. Сложение и вычитание с числом 9 Цель. Формирование умения выполнять сложение с числом 9 и вычитание числа 9 |
23 | Вокруг дюжины С. 48—49 | Тема. Состав чисел 11, 13 Цель. Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 13 | Складывать и вычитать числа в пределах 20, ориентируясь на запоминание, наглядность, свойства чисел, свойства арифметических действий. Восстанавливать пропущенные числа в равенствах. Решать задачи в 2–3 действия на нахождение суммы, остатка, слагаемого (рабочая тетрадь). Наблюдать за свойствами чисел при сложении, делать выводы (если одно слагаемое увеличить/уменьшить на 1, то и сумма увеличится/уменьшится на 1; при сложении соседних чисел получается нечётное число). Использовать результаты наблюдений при сложении чисел. Рассуждать при анализе условия текстовых задач. Комбинировать данные при решении нестандартных задач, предлагать разные варианты. Находить разные способы заплатить требуемую сумму при покупке. Ориентироваться в календаре (дни недели, даты, рабочие и выходные дни). Ориентироваться в рисунках, схемах. Выбирать маршрут на рисунке-схеме, определять его длину, сравнивать разные маршруты. Оценивать свои умения складывать числа с переходом через десяток. Организовывать взаимопроверку при отработке вычислений |
24 | Считаем глазами С. 50—51 | Тема. Закрепление изученного Цель. Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20 |
25 | Две недели С. 52—53 | Тема. Состав числа 14 Цели. Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 14. Формирование временных представлений |
26 | Кругом 16 С. 54—55 | Тема. Состав числа 16 Цель. Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 16 |
27 | Между 16 и 18 С. 56—57 | Тема. Состав числа 17 Цель. Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 18 |
28 | От 16 до 20 С. 58—59 | Тема. Закрепление изученного Цель. Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20 |
29 | Работаем с календарем С. 61—60 | Тема. Закрепление изученного Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 |
30 | Решаем задачи С. 62—63 | Тема. Составление краткой записи условия задачи Цель. Формирование умения составлять краткую запись к задаче | Выбирать вспомогательные средства при решении текстовой задачи (краткая запись, составление схемы). Рассуждать при выборе ключевых слов при составлении краткой записи. Обсуждать с товарищем достоинства и недостатки самостоятельно составленной краткой записи условия задачи |
31—33 | Повторение, обобщение изученного С. 64—69 | Складывать и вычитать числа с переходом через десяток разными способами. Сравнивать результаты вычислений. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение, нахождение суммы и остатка. Выбирать правильный ответ из предложенных. Находить неверные ответы. Выбирать задания из вариативной части: обозначать числа символами; разбивать прямоугольник на части в соответствии с заданным условием; решать комбинаторные и логические задачи; участвовать в учебных играх |
Резерв 3 ч |
2-я четверть Наглядная геометрия |
35 | Геометрический словарь С. 70—71 | Тема. Названия геометрических фигур Цели. Повторение: названия геометрических фигур, изученных в 1-м классе. Отработка умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 | Различать многоугольники, называть их. Вычислять длину ломаной. Различать прямые, острые и тупые углы. Чертить прямой угол с помощью угольника. Различать прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Определять площадь треугольника в единичных квадратах. Тренироваться в вычислениях, находить выражения с одинаковым значением. Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение, нахождение слагаемого, суммы, остатка (рабочая тетрадь). Вспоминать названия геометрических фигур, составлять словарик «название фигуры — рисунок». Распознавать геометрические фигуры, вычленять их на рисунке. Сравнивать геометрические фигуры, находить общее и различия. Конструировать и разрезать геометрические фигуры в соответствии с условием задания. Выполнять чертёж в соответствии с инструкцией. Задавать маршрут движения с помощью обозначений, прослеживать заданный маршрут (при работе в парах). Исследовать простейшие свойства четырёхугольников: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы, проверять их на других фигурах. Моделировать квадрат и ромб с помощью конструктора, экспериментировать с моделями. Экспериментировать с треугольниками (количество прямых и тупых углов). Конструировать фигуры из частей прямоугольника |
36 | Геометрические фигуры С. 72—73 | Тема. Распознавание геометрических фигур Цели. Различение геометрических фигур на рисунках. Формирование умения чертить линии и геометрические фигуры с помощью линейки. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков |
37 | Углы С. 74—75 | Тема. Углы Цели. Знакомство с видами углов (прямой, острый, тупой) и различение их на рисунках. Формирование умения чертить прямые углы с помощью угольника |
38 | Проектируем парк Винни-Пуха С. 76—77 | Тема. Практическая работа «Проектируем парк Винни-Пуха» Цели. Практическая работа: вычерчивание прямых углов и отрезков заданной длины на клетчатой бумаге, измерение длин отрезков. Знакомство с понятием «диагональ прямоугольника». Отработка вычислительных навыков |
39 | Четырёхугольники С. 78—79 | Тема. Четырёхугольники Цели. Знакомство с некоторыми свойствами сторон и углов четырёхугольников. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков |
40 | Треугольники С. 80—81 | Тема. Треугольники Цели. Знакомство с видами треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) и различение их на рисунках. Отработка вычислительных навыков |
41—43 | Повторение, обобщение изученного С. 82—89 | Называть простейшие геометрические фигуры и их свойства. Вычислять периметр квадрата, прямоугольника. Тренироваться в вычислениях, находить выражения с одинаковым значением. Решать задачи в 2-3 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь). Распознавать прямые, острые, тупые углы на сложном чертеже. Классифицировать геометрические фигуры. Узнавать новое об истории математики из учебника (рубрики «Разворот истории», «У нас в гостях») и дополнительных источников. Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать ответы |
Вычисления в пределах 100 |
44 | Складываем и вычитаем по разрядам С. 90—91 | Тема. Сложение и вычитание чисел по разрядам Цели. Знакомство с понятием «разряд». Повторение: сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. Знакомство с формой записи вычислений столбиком | Складывать и вычитать двузначные числа по разрядам: 1) устно; 2) записывая вычисления в строчку; 3) записывая вычисления в столбик. Выполнять сложение рациональным способом (дополняя одно из слагаемых до десятка). Решать задачи в 1-2 действия на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, остатка (рабочая тетрадь). Составлять краткую запись условия задачи. Анализировать условие задачи, отбрасывать несущественное, выделять существенные данные. Моделировать условие задачи на схеме «целое – части». Сравнивать эффективность краткой записи и схемы при решении нетиповых задач. Находить закономерность в столбиках примеров, выполнять вычисления по аналогии. Восстанавливать деформированные равенства, предлагать разные варианты решения. Прогнозировать результат сложения (количество десятков в ответе). Оценивать сумму денег, необходимую для покупки. Ориентироваться в таблицах, заполнять пустые клетки в таблице. Расшифровывать задуманное слово (соотносить результаты вычислений с буквами с помощью шифра). Рассуждать при решении числовых ребусов, обосновывать своё решение. Предлагать разные способы вычисления суммы, сравнивать свой способ со способом товарища, оценивать эффективность способа сложения |
45 | Тренируемся в вычислениях С. 91—93 | Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел Цель. Продолжение формирования умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток |
46 | Переходим через разряд С. 94—95 | Тема. Сложение двузначных чисел с переходом через десяток Цель. Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток |
47 | Складываем двузначные числа С. 96—97 | Тема. Сложение двузначных чисел с переходом через десяток Цель. Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток |
48 | Решаем задачи С. 98—99 | Тема. Составление краткой записи условия задачи Цели. Формирование умений составлять краткую запись по условию задачи, использовать схемы для решения текстовых задач. Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток |
49 | Дополняем до десятка С. 100—101 | Тема. Дополнение слагаемого до круглого числа Цель. Знакомство с рациональным способом сложения чисел с переходом через десяток |
50 | Выбираем способ сложения С. 102—103 | Тема. Закрепление изученного Цель. Закрепление умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток |
51 | Вслед за сложением идёт вычитание С. 104—105 | Тема. Вычитание из круглого числа Цель. Формирование умения выполнять вычитание из круглого числа | Рассуждать при вычитании чисел. Использовать взаимосвязь сложения и вычитания при вычислениях. Выполнять алгоритм вычислений в столбик. Проверять результат вычитания сложением. Сравнивать числа и величины, отвечая на вопрос: «На сколько больше/меньше?». Решать задачи разными способами. Дополнять условие задачи вопросом. Прогнозировать результат вычитания (количество десятков в ответе). Читать схемы, иллюстрирующие вычитание с переходом через десяток. Использовать в ряде случаев рисунки как источник данных, необходимых для решения задачи. Дополнять схему числовыми данными и формулировать задачу. Моделировать условие нетиповой задачи произвольной схемой. Составлять краткую запись условия взаимообратных задач, наблюдать за их решением, сравнивать и делать выводы. Формулировать вопросы по аналогии, задавать их товарищу. Решать задачи с практическим содержанием, приближенным к реальности (ситуация покупки, подсчёта сдачи, оценивания стоимости покупки). Решать задачи на логику. Экспериментировать с числами |
52 | Занимаем десяток С. 106—107 | Тема. Вычитание однозначного числа с переходом через десяток Цель. Формирование умения выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток |
53 | На сколько больше? С. 108—109 | Тема. Разностное сравнение Цели. Формирование умения решать текстовые задачи на разностное сравнение. Закрепление умения выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток |
54 | Вычитаем и переходим через разряд С. 110—111 | Тема. Вычитание двузначного числа с переходом через десяток Цель. Формирование умения выполнять вычитание двузначного числа из двузначного с переходом через десяток |
55 | Туда и обратно С. 112—113 | Тема. Взаимосвязь сложения и вычитания Цели. Формирование представлений о тесной связи действий сложения и вычитания. Знакомство с обратными задачами. Формирование умения выполнять вычитание чисел с переходом через десяток |
56 | Продолжаем вычитать С. 114—115 | Тема. Закрепление изученного Цель. Закрепление умения выполнять вычитание чисел с переходом через десяток |
57 | Играем с автоматом С. 116—117 | Тема. Закрепление изученного Цель. Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток |
58—60 | Повторение, обобщение изученного С. 118—125 | Складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100 с переходом через десяток (устно и письменно). Решать задачи на разностное сравнение. Ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений (выполнять вычисления, восстанавливать пропуски, записывать цепочки). Выбирать задания из вариативной части: комбинировать слагаемые для получения заданной суммы; участвовать в учебных играх; прогнозировать результат вычислений). Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Вычислительные машины»: узнавать новое о способах счёта; составлять список приборов (или коллаж), фантазировать на заданную тему; моделировать «автомат» для вычислений, конструировать счёты для вычисления сумм одинаковых слагаемых. Планировать своё участие с опорой на шаблон в рабочей тетради |
Резерв 1 ч |
3-я четверть Знакомимся с новыми действиями |
61 | Что такое умножение Часть 2 С. 3—5 | Тема. Смысл действия умножения Цель. Формирование первоначальных представлений о действии умножения. Запись суммы одинаковых слагаемых с помощью знака умножения | Использовать знак умножения для записи суммы одинаковых слагаемых. Вычислять произведение чисел с помощью сложения. Записывать решение задачи двумя способами (используя сложение и умножение). Восстанавливать пропущенные числа в равенствах. Проверять верность записанных равенств. Наблюдать за переместительным свойством умножения. Придумывать задачу на нахождение произведения |
62 | Что вдоль, что поперёк С. 6—7 | Тема. Перестановка множителей Цель. Знакомство с понятиями «множители», «произведение»; переместительное свойство умножения |
63 | Используем знак умножения С. 8—9 | Тема. Использование действия умножения при выполнении заданий Цель. Формирование умений использовать знак умножения при записи суммы одинаковых слагаемых, применять перестановку множителей при вычислениях |
64 | Вдвое больше С. 10—11 | Тема. Увеличение в 2 раза Цель. Формирование умений увеличивать числа вдвое и различать операции «увеличить на 2» и «увеличить в два раза» | Увеличивать числа (величины) вдвое. Находить половину числа подбором, записывать результат с помощью знака деления. Различать увеличение/уменьшение «на 2» и «в 2 раза», сравнивать результаты вычислений. Решать задачи на увеличение/уменьшение в 2 раза. Делить на равные части: 1) число, подбирая ответ (одинаковые слагаемые); 2) отрезок на глаз, проверяя себя измерениями. Доказывать, что умножение и деление — взаимно-обратные действия, составляя равенства. Наблюдать над свойством чётных чисел «делиться на 2» |
65 | Половина С. 12—13 | Тема. Знакомство с действием деления Цели. Формирование первоначальных представлений о делении. Знакомство со знаком деления. Формирование умения уменьшать числа вдвое |
66 | Делим на равные части С. 14—15 | Тема. Деление на равные части Цель. Формирование первоначальных представлений о делении на равные части |
67 | Как раздать лакомство С. 16—17 | Тема. Деление — действие, обратное умножению Цель. Формирование представлений о делении как действии, обратном умножению |
68 | Все четыре действия С. 18—19 | Тема. Смысл арифметических действий Цели. Формирование представлений о смысле четырёх арифметических действий. Знакомство с правилами умножения чисел на 0 и 1 | Находить произведение с помощью сложения. Увеличивать/уменьшать числа в 2 раза. Выполнять умножение с числами 0 и 1. Находить результат деления, зная результат умножения. Выполнять вычисления в 2 действия (без скобок) с действиями 1 и 2 ступени. Решать задачи на увеличение/уменьшение в 2 раза и на 2, нахождение произведения (с помощью сложения), деления на части и по содержанию (подбором). Узнавать о способах вычислений в Древнем Египте. Наблюдать за свойством умножения (если увеличить один множитель в 2 раза, а другой уменьшить в 2 раза, то результат не изменится). Исследовать свойства чисел 0 и 1 (умножение на 0 и на 1). Исследовать изменение площади квадрата при увеличении его сторон в 2 раза. Решать нестандартные задачи. Комбинировать данные (составлять пары из данных с помощью графов, таблиц, перебором) в соответствии с условием задания. Работать с указателем имён в конце учебника: находить сведения об известных людях, героях произведений, упоминаемых на страницах учебника (рубрика «У нас в гостях») Устанавливать закономерность в ряду чисел, продолжать ряд, соблюдая закономерность |
69 | Умножение и деление в задачах С. 20—21 | Тема. Решение задач на умножение и деление Цель. Формирование умений выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи |
70 | Варианты С. 22—23 | Тема. Решение нестандартных задач Цели. Знакомство с графическим способом решения комбинаторных задач и с представлением данных в виде таблицы. Формирование первоначальных представлений о решении комбинаторных задач с помощью умножения |
71—74 | Повторение, обобщение изученного С. 24—31 |
Измерение величин |
75 | Среди величин С. 32—33 | Тема. Величины и единицы измерения величин Цель. Актуализация представлений о величинах (время, расстояние, объём, масса) и названиях единиц измерения | Измерять длины отрезков, сравнивать их, чертить отрезки заданной длины. Переводить сантиметры в миллиметры и обратно. Вычислять площадь прямоугольника по числовым данным. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Находить результат умножения (сложением) и деления (подбором). Восстанавливать задачи по табличным данным, ставить вопрос к задаче. Соотносить условие задачи с табличной формой, заполнять таблицу. Решать задачи на разностное сравнение, определение длительности событий. Соотносить единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура). Ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме. Использовать умение вычислять площадь прямоугольника при решении задач с практическим содержанием. Определять время по часам, длительность событий, ориентироваться во времени в течение суток. Исследовать числовые закономерности на геометрических моделях. Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы старшим. Выбирать задания из вариативной части: исследовать зависимость между скоростью, временем, расстоянием; решать нестандартные задачи. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Свойства площади»: узнавать новое о возникновении геометрии; исследовать свойства площади с помощью наблюдений и экспериментов; конструировать фигуры из частей |
76 | Измеряем длину С. 34—35 | Тема. Измерение длины Цели. Актуализация знаний учащихся: названия единиц измерения длины. Формирование первоначальных представлений о метрических соотношениях между единицами длины. Сантиметр и миллиметр |
77 | Вычисляем расстояние С. 36—37 | Тема. Вычисление длины пройденного пути Цель. Формирование пространственных представлений и первоначальных представлений о скорости |
78 | Вычисляем площадь С. 38—39 | Тема. Площадь прямоугольника Цели. Знакомство с названиями единиц площади. Формирование представлений о вычислении площади прямоугольника с помощью умножения |
79 | Как вычислить площадь квадрата? С. 40—41 | Тема. Нестандартные способы вычислений Цели. Формирование умения выполнять задание разными способами. Развитие логики, пространственного мышления |
80 | Определяем время С. 42—43 | Тема. Определение времени по часам Цели. Формирование временных представлений, умений определять время по часам, длительность событий |
81 | Работаем диспетчерами С. 44—45 | Тема. Продолжительность событий Цели. Формирование временных представлений: длительность событий; соотнесение времени событий с временем суток |
82—84 | Повторение, обобщение изученного С. 46—53 |
Учимся умножать и делить |
85 | Таблица умножения С. 54—55 | Тема. Таблица умножения Цель. Знакомство с таблицей умножения. Наблюдения над числами, расположенными в таблице | Соотносить умножение чисел с площадью (числом клеток) соответствующего прямоугольника. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Использовать таблицу умножения в качестве справочника. Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике. Наблюдать за числовыми закономерностями |
86 | Квадраты С. 56—57 | Тема. Умножение одинаковых чисел от 1 до 5 Цель. Запоминание квадратов чисел 1, 2, 3, 4 и 5 (без терминологии) |
87 | Разрезаем квадраты на части С. 58—59 | Тема. Деление числа на 1 и само на себя Цель. Формирование представлений о делении числа на 1 и на себя |
88 | Умножаем и делим на 2 С. 60—61 | Тема. Умножение и деление на 2 Цели. Актуализация умений учащихся удваивать числа и делить пополам. Составление таблицы умножения на 2. Знакомство с признаком деления чисел на 2. Формирование умений решать текстовые задачи на деление | Самостоятельно составлять таблицу умножения на 2, на 3. Умножать и делить числа на 2 и на 3. Соотносить взаимообратные случаи умножения и деления чисел. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Решать задачи в 1 действие на нахождение произведения, деление на части, деление по содержанию. Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике. Моделировать с помощью схем задачи на деление. Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях. Решать нестандартные задачи. Сотрудничать с товарищами при работе в паре |
89 | Умножаем на 3 С. 62—63 | Тема. Умножение и деление на 3 Цели. Составление таблицы умножения на 3. Формирование умений умножать и делить числа на 3 |
90 | Двойки и тройки С. 64—65 | Тема. Закрепление изученного Цели. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3 |
91 | Тройки и двойки С. 66—67 | Тема. Увеличение и уменьшение в 2 (в 3) раза Цели. Формирование первичных представлений об операциях увеличения и уменьшения чисел в несколько раз. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3 |
92 | Считаем четвёрками С. 68—69 | Тема. Умножение на 4 Цели. Составление таблицы умножения на 4. Формирование умений выполнять умножение чисел на 4 | Самостоятельно составлять таблицу умножения на 4. Умножать и делить числа на 4. Соотносить взаимообратные случаи умножения и деления чисел. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на … (несколько единиц)» и «увеличение/уменьшение в … (несколько раз)» и соотносить их с математическими действиями. Решать задачи на нахождение произведения, деление на части, деление по содержанию, на увеличение/уменьшение на несколько единиц» и в несколько раз. Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике. Исследовать изменение площади прямоугольника при увеличении его сторон вдвое. Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях. Восстанавливать задачи по табличным данным, по схемам. |
93 | Как разделить Число на 4 С. 70—71 | Тема. Деление на 4 Цели. Знакомство с приемом деления чисел на 4. Формирование умений выполнять деление чисел на 4 |
94 | Увеличиваем и уменьшаем... С. 72—73 | Тема. Увеличение и уменьшение в несколько раз Цель. Формирование умений увеличивать и уменьшать числа в несколько раз |
95 | ...в несколько раз С. 74—75 | Тема. Решение текстовых задач на увеличение и уменьшение Цель. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел в пределах изученного. Формирование умений решать задачи на увеличение и уменьшение |
96 | Счёт пятёрками С. 76—77 | Тема. Умножение и деление на 5 Цели. Составление таблицы умножения на 5. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 5 | Самостоятельно составлять таблицу умножения на 5. Умножать и делить числа на 5. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на … (несколько единиц)» и «увеличение/уменьшение в … (несколько раз)» и соотносить их с математическими действиями. Решать задачи в 2 действия (увеличение/уменьшение в несколько раз, нахождение суммы, разностное сравнение). Планировать решение задачи в 2 действия. Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях. Решать нестандартные задачи. Сотрудничать с товарищами при работе в паре. Находить информацию с помощью взрослых |
97 | Опять 25 С. 78—79 | Тема. Умножение и деление на 5 Цель. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 5 |
98 | Тренируемся в вычислениях С. 80—81 | Тема. Закрепление изученного Цель. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5 |
99 | Решаем задачи по действиям С. 82—83 | Тема. Решение составных задач Цели. Формирование умений решать задачи в два действия |
100 | Умножаем и делим на 10 С. 84—85 | Тема. Умножение и деление на 10 Цели. Знакомство с приемами умножения и деления чисел на 10. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5 |
4-я четверть |
101 | Умножаем на 9 С. 86—87 | Тема. Приемы умножения на 9 Цели. Знакомство с приемом умножения чисел на 9. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5 | Умножать и делить числа в пределах 50. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Решать задачи в 2 действия (увеличение/уменьшение в несколько раз, нахождение суммы, разностное сравнение). Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях. Планировать решение задачи в 2 действия. Моделировать условие задачи на схеме. Решать нестандартные задачи. Узнавать о способах вычислений в Древнем Вавилоне. Комбинировать данные для проведения вычислений. Выбирать задания из вариативной части: решать примеры и числовые ребусы, выполнять вычисления по цепочке, рисовать прямоугольники заданной площади, группировать числа; решать нестандартные задачи |
102 | Большие квадраты С. 88—89 | Тема. Умножение одинаковых чисел от 6 до 10 Цель. Знакомство с квадратами чисел 6, 7, 8, 9 и 10 |
103 | Трудные случаи С. 90—91 | Тема. Трудные случаи умножения Цели. Знакомство со случаями умножения 6 7, 6 8 и 7 8. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5 |
104 | Ещё раз про деление С. 92—93 | Тема. Закрепление изученного Цель. Формирование умений выполнять деление чисел на основе знания таблицы умножения |
105 | Малыш и Карлсон С. 94—95 | Тема. Использование умножения при решении текстовых задач Цели. Формирование умений выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи. Формирование умений применять знание таблицы умножения в ситуации текстовой задачи. |
106 | Умножение в геометрии С. 96—97 | Тема. Решение нестандартных задач Цель. Формирование умений применять знание таблицы умножения при решении нестандартных задач |
107—110 | Повторение, обобщение изученного С. 98—105 |
Резерв 2 ч |
Действия с выражениями |
111 | Сложение и умножение С. 106—107 | Тема. Переместительные законы сложения и умножения Цели. Повторение и обобщение знаний о сложении и умножении. Переместительные законы сложения и умножения. Формирование умения выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи | Правильно использовать в речи названия компонентов арифметических действий. Сопоставлять свойства сложения и умножения (переместительные законы, действия с числами 0 и 1).. Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок). Решать задачи на все арифметические действия. Составлять взаимообратные задачи. Комбинировать данные для проведения вычислений. Исследовать закономерности при выполнении действий с чётными и нечётными числами. Сотрудничать с товарищами при работе в паре |
112 | Ноль и единица С. 108—109 | Тема. Сложение и умножение с числами 0 и 1 Цель. Повторение и обобщение знаний о правилах сложения и умножения с числами 0 и 1 |
113 | Обратные действия С. 110—111 | Тема. Вычитание и деление Цели. Повторение и обобщение знаний о вычитании и делении как действиях, обратных сложению и умножению. Формирование представлений об обратных задачах. Отработка вычислительных навыков |
114 | Выражения С. 112—113 | Тема. Выражения Цели. Повторение названий компонентов сложения, умножения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов деления. Правила деления числа 0 | Правильно использовать в речи названия выражений (сумма, разность, произведение, частное). Определять порядок действий в выражениях без скобок. Выполнять вычисления в несколько действий. Сравнивать значения выражений. Решать задачи на все арифметические действия. Составлять задачи с опорой на схемы. Составлять выражения для решения задач. Сопоставлять выражение с условием задачи. Сотрудничать с товарищами при работе в паре |
115 | Выполняем действия по порядку С. 114—115 | Тема. Порядок действий в выражении без скобок Цели. Обобщение знаний о правилах действий в выражениях без скобок. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения |
116 | Тренируемся в вычислениях С. 116—117 | Тема. Составление выражения при решении задачи Цели. Формирование умений выполнять вычисления в выражениях без скобок. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения |
117 | Выражения со скобками С. 118—119 | Тема. Выражения со скобками Цели. Знакомство с выражениями, содержащими скобки. Формирование первоначальных представлений о порядке действий в выражениях со скобками. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения. | Правильно использовать в речи названия выражений и их компонентов. Определять порядок действий в выражениях со скобками. Выполнять вычисления в несколько действий. Сравнивать значения выражений. Группировать слагаемые (множители) для рациональных вычислений. Решать задачи в 2 действия на нахождение произведения, деление на части и по содержанию, нахождение суммы и остатка, на увеличение/уменьшение в несколько раз, разностное сравнение. Сопоставлять выражение с условием задачи. Составлять выражения для решения задач разными способами. Наблюдать за изменением значения выражений в зависимости от наличия и места скобок. Контролировать выполнение вычислений в несколько действий. Сотрудничать с товарищами при работе в паре. Выбирать задания из вариативной части. Пользоваться справочными материалами в конце учебника (таблицей сложения, таблицей умножения, именным указателем) |
118 | Порядок действий С. 120—121 | Тема. Порядок действий в выражении со скобками Цели. Формирование представлений о порядке действий в выражениях со скобками |
119 | Равные выражения С. 122—123 | Тема. Порядок действий в выражении со скобками Цели. Формирование умений выполнять вычисления. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения |
120 | Сравниваем выражения С. 124—125 | Тема. Сравнение значений выражений Цели. Формирование умений выполнять вычисления. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения |
121 | Группируем слагаемые и множители С. 126—127 | Тема. Сочетательные законы сложения и умножения Цели. Обобщение накопленного опыта вычислений. Знакомство с сочетательными законами сложения и умножения |
122 | Составляем выражения С. 128—129 | Тема. Решение задач с помощью составления выражений Цели. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения |
123—128 | Повторение, обобщение изученного С. 130—141 |
Резерв 2 часа |
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по математике к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к урокам математики;
умение признавать собственные ошибки;
оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков;
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»);
умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;
выполнять арифметические действия с числом 0;
правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;
определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации);
различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник;
определять время по часам.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
решать текстовые задачи в 2-3 действия;
составлять выражение по условию задачи;
вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
округлять данные, полученные путем измерения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную вычислительную деятельность;
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Познавательные
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи;
использовать схемы при решении текстовых задач;
наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;
выполнять вычисления по аналогии;
соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника);
вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники.
Учащиеся получат возможность научиться:
сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
комбинировать данные при выполнении задания;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);
получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);
пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем; сравнивать разные способы выполнения задания; объединять полученные результаты при совместной презентации решения).
Литература и средства обучения
Литература для учащихся:
Основная:
М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова " Математика" Учебник для 2 класса в 2 частях
Дополнительная:
Считай без ошибок: справочник школьника по математике / Сост. Н. Е. Точная. – СПб.: Литера, 2004
Пособия для учителя:
Башмаков М.И. Обучение во 2-м классе по учебнику "Математика": программа, методические рекомендации, тематическое планирование / М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова - М.: АСТ: Астрель, 2010
Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Средства обучения:
Перфокарты «Табличное умножение и деление», «Десятичный состав чисел в пределах 100»
Таблицы «Сложение и вычитание», «Геометрические фигуры», «Свойства сложения и вычитания», «Свойства умножения и деления»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ВО 2 КЛАССЕ
№ | Раздел, темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока) | Кол-во часов, отведенное на изучение тем, разделов | Даты прохождения тем, разделов | Виды, формы контроля |
1 четверть – 36 ч. |
Что мы знаем о числах – 16 ч. |
1. | Урок знаний. | 1 | 01.09. |
2. | Знакомство с учебником. Рисуем цифры | 1 | 05.09 | Фронтальный опрос |
3. | Вычисляем в пределах десятка | 1 | 06.09 | Работа в парах |
4. | Собираем группы | 1 | 07.09 | Индивидуальный опрос |
5. | Считаем десятками | 1 | 08.09 | Работа в парах |
6. | Записываем числа | 1 | 12.09 | Тестирование |
7. | Сравниваем числа | 1 | 13.09 | Фронтальный опрос |
8. | Вычисляем в пределах десятка | 1 | 14.09 | Наблюдение |
9. | Проверочная работа | 1 | 15.09 | Промежуточный контроль |
10. | Прибавляем и вычитаем однозначное число | 1 | 19.09 | Текущий, фронтальный устный опрос |
11. | Считаем до 100 | 1 | 20.09 | Текущий, фронтальный устный опрос |
12. | Задачи принцессы Турандот | 1 | 21.09 | Тест |
13. | Придумываем задачи | 1 | 22.09 | Текущий, фронтальный устный опрос |
14. | Семь раз отмерь | 1 | 26.09 | Текущий, фронтальный устный опрос |
15. | Повторение и обобщение изученного по теме «Что мы знаем о числе» | 1 | 27.09 | Текущий, фронтальный устный опрос |
16 | Входная контрольная работа №1 | 1 | 28.09 | Промежуточный контроль |
Сложение и вычитание до 20 – 17 ч. |
17 | Почему 20? | 1 | 29.09 | Текущий, фронтальный устный опрос |
18 | Волшебная таблица | 1 | 03.10 | Работа в парах |
19 | Двенадцать месяцев | 1 | 04.10 | Текущий, фронтальный устный опрос |
20 | В сумме ХV | 1 | 05.10 | Текущий, фронтальный устный опрос |
21. | От года до полутора | 1 | 06.10 | Наблюдение |
22. | С девяткой работать легко | 1 | 10.10 | Наблюдение |
23. | Вокруг дюжины | 1 | 11.10 | Текущий, фронтальный устный опрос |
24. | Считаем глазами | 1 | 12.10 | Текущий |
25. | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание до 20» | 1 | 13.10 | Промежуточный контроль |
26. | Две недели | 1 | 17.10 | Текущий, фронтальный устный опрос |
27. | Кругом 16 | 1 | 18.10 | Текущий, фронтальный устный опрос |
28. | Между 16 и 18 | 1 | 19.10 | Текущий, фронтальный устный опрос |
29. | От 16 до 20 | 1 | 20.10 | Текущий, фронтальный устный опрос |
30. | Работаем с календарем | 1 | 24.10 | Текущий, фронтальный устный опрос |
31. | Решаем задачи | 1 | 25.10 | Работа в парах |
32. | Повторение и обобщение изученного | 1 | 26.10 | Текущий, фронтальный устный опрос |
33. | Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание до 20» | 1 | 27.10 | Итоговый контроль за 1 четверть |
Наглядная геометрия – 8 ч. |
34 | Геометрический словарь | 1 | 31.10 | Практическая работа |
35 | Геометрические фигуры | 1 | 1.11 | Текущий |
36 | Углы | 1 | 2.11 | Практическая работа |
2 четверть – 28 ч. |
37 | Повторение изученного в 1 четверти. Проектируем парк Винни-Пуха | 1 | 14.11 | Текущий, фронтальный устный опрос |
38 | Четырёхугольники | 1 | 15.11 | Текущий, фронтальный устный опрос |
39 | Треугольники | 1 | 16.11 | Текущий, фронтальный устный опрос |
40 | Повторение и обобщение изученного | 1 | 17.11 | Текущий, фронтальный устный опрос |
41. | Проверочная работа по теме «Наглядная геометрия» | 1 | 21.11 | Промежуточный контроль |
Вычисления в пределах 100 - 23 ч. |
42. | Складываем и вычитаем по разрядам | 1 | 22.11 | Текущий, фронтальный устный опрос |
43. | Тренируемся в вычислениях | 1 | 23.11 | Текущий, фронтальный устный опрос |
44. | Переходим через разряд | 1 | 24.11 | Наблюдение, текущий опрос |
45. | Складываем двузначные числа | 1 | 28.11 | Наблюдение, текущий |
46. | Решаем задачи | 1 | 29.11 | Текущий, фронтальный устный опрос |
47 | Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | 30.11 | Промежуточный контроль |
48 | Дополняем до десятка | 1 | 01.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
49 | Выбираем способ вычисления | 1 | 05.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
50 | Повторение и обобщение изученного | 1 | 06.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
51 | Вслед за сложением идёт вычитание | 1 | 07.12 | Практическая работа |
52 | Занимаем десяток | 1 | 08.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
53. | На сколько больше? | 1 | 12.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
54 | Вычитаем и переходим через разряд | 1 | 13.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
55 | Туда и обратно | 1 | 14.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
56 | Продолжаем вычитать | 1 | 15.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
57 | Играем с автоматом | 1 | 19.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
58 | Повторение и обобщение изученного по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | 20.12 | Работа в парах |
59 | Контрольная работа №5 | 1 | 21.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
60 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | 22.12 | Итоговый контроль за 1 полугодие |
6263 | Решаем задачи | 2 | 26.12 27.12 | Практическая работа |
64 65 | Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 2 | 28.12 29.12 | Текущий, фронтальный устный опрос |
3 четверть – 39 ч. |
Знакомимся с новыми действиями – 14 ч. |
66 | Повторение изученного в первом полугодии. Что такое умножение? | 1 | 14.01 | Текущий, фронтальный устный опрос |
67 | Что вдоль, что поперёк | 1 | 16.01 | Текущий, фронтальный устный опрос |
68 | Используем знак умножения | 1 | 17.01 | Текущий, фронтальный устный опрос |
69 | Вдвое больше | 1 | 18.01 | Текущий, фронтальный устный опрос |
70 | Половина | 1 | 19.01 | Текущий, фронтальный устный опрос |
71 | Проверочная работа | 1 | 23.01 | Промежуточный контроль |
72 | Делим на равные части | 1 | 24.01 | Текущий, фронтальный устный опрос |
73 | Как раздать лакомство | 1 | 25.01 | Практическая работа |
74 | Все четыре действия | 1 | 26.01 | Текущий, фронтальный устный опрос |
75 | Умножение и деление в задачах | 1 | 30.01 | Текущий, фронтальный устный опрос |
76 | Варианты | 1 | 31.01 | Текущий, фронтальный устный опрос |
77 | Повторение по теме «Знакомимся с новыми действиями» | 1 | 01.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
78 | Контрольная работа №6 по теме «Знакомимся с новыми действиями» | 1 | 02.02 | Промежуточный контроль |
79 | Среди величин | 1 | 06.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
Измерение величин - 7ч. |
80 | Измеряем длину | 1 | 07.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
81 | Вычисляем расстояние | 1 | 08.02 | Практическая работа |
82 | Вычисляем площадь | 1 | 09.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
83 | Определяем время | 1 | 13.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
84 | Работаем диспетчерами | 1 | 14.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
85 | Повторение по теме «Измерение величин» | 1 | 15.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
86 | Контрольная работа №7 по теме «Измерение величин» | 1 | 16.02 | Промежуточный контроль |
Учимся умножать и делить – 29 ч. |
87 | Таблица умножения | 1 | 20.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
88 | Квадраты | 1 | 21.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
89 | Разрезаем квадраты на равные части | 1 | 22.02 | Практическая работа |
90 | Умножаем и делим на 2 | 1 | 27.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
91 | Умножаем и делим на 3 | 1 | 28.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
92 | Двойки и тройки | 1 | 29.02 | Текущий, фронтальный устный опрос |
93 | Тройки и двойки | 1 | 01.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
94 | Считаем четверками | 1 | 05.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
95 | Как разделить число на 4? | 1 | 06.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
96 | Повторение и обобщение по теме «Учимся умножать и делить» | 1 | 07.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
97 | Проверочная работа | 1 | 12.03 | Промежуточный контроль |
98 | Увеличиваем и уменьшаем… | 1 | 13.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
99 | …в несколько раз | 1 | 14.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
100 | Счет пятерками | 1 | 15.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
101 | Опять 25 | 1 | 19.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
102 | Контрольная работа №8 по теме «Учимся умножать и делить» | 1 | 20.03 | Промежуточный контроль |
103 | Тренируемся в вычислениях | 1 | 21.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
104 | Умножаем и делим на 10 | 1 | 22.03 | Текущий, фронтальный устный опрос |
4 четверть – 34 ч. |
105 | Повторение и обобщение по теме «Учимся умножать и делить» | 1 | 02.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
106 | Тренируемся в вычислениях | 1 | 03.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
107 | Решаем задачи по действиям | 1 | 04.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
108 | Умножаем на 9 | 1 | 05.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
109 | Большие квадраты | 1 | 09.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
110 | Трудные случаи | 1 | 10.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
111 | Ещё раз про деление | 1 | 11.04 | Текущий, фронтальный устный опрос. |
112 | Умножение в геометрии | 1 | 12.04 | Текущий, фронтальный устный опрос. |
113 | Повторение и обобщение по теме «Учимся умножать и делить» | 1 | 16.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
114 | Контрольная работа №9 по теме «Учимся умножать и делить» | 1 | 17.04 | Промежуточный контроль |
115 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Умножение и деление» | 1 | 18.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
Действия с выражениями – 16 ч. |
116 | Сложение и умножение | 1 | 19.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
117 | Ноль и единица | 1 | 23.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
118 | Обратные действия | 1 | 24.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
119 | Выражения | 1 | 25.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
120 | Выполняем действия по порядку | 1 | 26.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
121 | Тренируемся в вычислениях | 1 | 30.04 | Текущий, фронтальный устный опрос |
122 | Проверочная работа | 1 | 02.05 | Промежуточный контроль |
123 | Выражения со скобками | 1 | 03.05 | Работа в парах |
124 | Порядок действий | 1 | 7.05 | Текущий, фронтальный устный опрос |
125 | Равные выражения | 1 | 08.05 | Текущий, фронтальный устный опрос |
126 | Сравниваем выражения | 1 | 10.05 | Текущий, фронтальный устный опрос |
127 | Группируем слагаемые и множители | 1 | 14.05 | Текущий, фронтальный устный опрос |
128 | Составляем выражения | 1 | 15.05 | Текущий, фронтальный устный опрос |
129 | Повторение и обобщение по теме «Действия с выражениями» | 1 | 16.05 | Текущий |
130 | Контрольная работа №10 по теме «Действия с выражениями» | 1 | 17.05 | Промежуточный контроль |
131 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Действия с выражениями» | 1 | 21.05 | Текущий, фронтальный устный опрос |
Повторение и обобщение – 7 ч. |
132 | Твои достижения по теме «Сложение и вычитание до 20» | 1 | 22.05 | Текущий, фронтальный опрос, тест |
133 | Твои достижения по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | 23.05 | Тест |
134 | Твои достижения по теме «Знакомимся с новыми действиями» | 1 | 24.05 | Тест |
135 | Итоговая контрольная работа №11 за год | 1 | 28.05 | Итоговый контроль за год |
136 | Твои достижения по теме «Наглядная геометрия» | 1 | 29.05 | Тест |
137 | Твои достижения по теме «Измерение величин» | 1 | 30.05 | Тест |
138 | Твои достижения по теме «Умножение и деление» | 1 | 31.05 | Тест |
[1] Описание учебной деятельности учащихся по каждой теме в последней графе таблицы разбито на два блока: в первом даются предметные умения, во втором — надпредметые или общеучебные (в документах, посвященных Стандартам II поколения, их называют универсальными учебными действиями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...