Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России"
рабочая программа (математика, 2 класс) по теме

Акиншина Галина Алексеевна
  • Пояснительная записка
  • планирование
  • контрольные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_klass_shkola_rossi.rar309.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Разуменская  средняя общеобразовательная школа № 3

Белгородского района  Белгородской  области»

«Согласовано»

Руководитель МО

______М.В. Хлудеева

Протокол №       от

« »  2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная

школа № 3 Белгородского района Белгородской области»

__________ В.А. Литовецкая    

«____»____ 2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Разуменская

средняя общеобразовательная

школа №3 Белгородского

района Белгородской области»

__________    И.М. Трухачёв

Приказ   от «____» ____ 2012г.

№_____

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Базовый уровень

                                                   

Учитель: Акиншина Галина Алексеевна

Класс: 2«А»

Предмет: «Изобразительное искусство»

Год  составления: 2012


Раздел I

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса на 2012-2013 учебный год разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и на основе авторской программы « Изобразительное искусство» (авт.Б.М. Неменский) // Школа России : сборник рабочих программ 1-4 классы – М.:  Просвещение, 2011 г.

Цель рабочей программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи:

- приобщить детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

- показать, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры.

- помочь  учащимся увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – Мастеров Изображения, Украшение и Постройки – в создании среды жизни человека.

Согласно учебному плану МОУ «Разуменская СОШ № 3» на 2011 – 2012 учебный год и авторской программе «Изобразительное искусство"/ Школа России. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы, М.: Просвещение, 2011г., рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 рабочих недель)

В соответствии с этим в рабочую программу внесены изменения:

для более точного понимания материала добавлен 1 час в раздел «Как говорит искусство» (35-я учебная неделя).

Количество часов распределено следующим образом:

Название раздела

Количество часов

в авторской программе

Количество часов

в  рабочей программе

1

Чем и как работает художник

8

8

2

Реальность и фантазия

7

7

3

О чем говорит искусство

11

11

4

  Как говорит искусство

8

9

ИТОГО:

34

35

        

Для реализации программы используется учебник для 2 класса (под редакцией Л.А.Неменской)  Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. - М: Просвещение, 2011г.

Количество учебных часов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса рассчитана на 35 часов.

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является классно - урочная система обучения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, практических работ, путешествий) и т.п. На уроках используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Раздел II

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» учащиеся 2 класса должны знать\уметь:

особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски, кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел, бумага, текстильные, природные материалы);

цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешивания красок для получения составных цветов;

отдельные произведения выдающихся художников и мастеров;

разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);

о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;

          уметь:

организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

применять способы смешивания акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке  настроением;

верно передавать в рисунке симметрическую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше, мельче и выше);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

рисовать кисть без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий.

Календарно – тематический  план.

№ п/п

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки

Характеристика основной деятельности ученика

Примечание

Чем и как работает художник (8)

Три основные цвета – желтый, красный, синий. «Цветочная поляна»

02.09.11

Умение смешивать краски

Белая и черная краски.  Природная стихия.

«Радуга над горизонтом»

09.09.11

Оценивать результат деятельности смешивания красок

Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности

 «Осенний лес»

16.09.11

Первичные навыки рисования с натуры (пейзаж)

Выразительные возможности аппликации «Осенний букет»

23.09.11

Овладевать и использовать особенности изображения на  плоскости с помощью пятна

Выразительные возможности графических материалов. «Зимний лес»

30.09.11

Осваивать приемы работы графическими материалами

Выразительность материалов для работы в объеме.

«Животные родного края»

07.10.11

Развивать навыки работы с целым куском пластилина

Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки

14.10.11

Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в объемные формы

Неожиданные материалы. «Ночной город»Любой материал может стать выразительным.

21.10.11

Выбор материалов по их свойствам (серпантин, конфетти, семена, нитки)

Реальность и фантазия. (7ч)

Изображение и реальность.

Любимое животное.

28.10.11

Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.

Изображение и фантазия «Фантастические звери и птицы»

11.11.11

Изображать фантастические образы животных  путем соединения элементов разных животных.

Украшение и реальность.

Паутинка (снежинка)

18.11.11

Создавать с помощью линий изображения различных украшений в природе (паутинка, снежинка)

Украшение и фантазия Кружева.

25.11.11

Знать понятие «орнамент»; создавть украшения, используя узоры.

Постройка и реальность Моделирование форм подводного мира.

02.12.11

Конструировать  из бумаги формы подводного мира

Постройка и фантазия Город фантазии

09.12.11

Моделирование форм

 фантастических зданий

Братья  –Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.  Новогодняя елка

16.12.11

О чем говорит искусство (11ч)

Изображение  характера изображаемых животных «Мой любимец – какой он?»

23.12.11

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке

Выражение характера человека в изображении: женский образ

13.01.12

Создавать противоположные по характеру женские образы

 Выражение характера человека в изображении: мужской образ

20.01.12

Характеризовать доброго и злого сказочных героев

Образ человека и его характер, выраженные в объеме

27.01.12

 Развивать навыки создания образа из целого куска пластилина

Изображение природы в различных сочетаниях. Море

03.02.12

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Выражение характера  человека через украшение.Веселый и грустный клоун

10.02.12

Создавать декоративные композиции заданной формы

Выражение характера  человека через украшение. Веселый и грустный клоун

17.02.12

Создавать декоративные композиции заданной формы

Выражение намерений через украшение

24.02.12

 Вырезать формы корабля, украшать паруса двух противоположных сказочных флотов (доброго и злого)

 Выражение намерений через украшение

02.03.12

 Вырезать формы корабля, украшать паруса 2-хсказочных флотов (доброго и злого)

Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев. «Замок Снежной Королевы»

09.03.12

Учиться видеть художественный образ в архитектуре

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мыслим, настроение, свое отношение к миру

16.03.12

Обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Как говорит искусство (9ч)

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Огонь в ночи (по памяти)

23.03.12

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Весенняя земля»

06.04.12

Изображать борьбу тихого и звонкого цветов

Линия как средство выражения: ритм линий «Весенние ручьи»

13.04.12

Уметь видеть линии в окружающей действительности

Линия как средство выражения:  характер линий «Дерево»

20.04.12

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев

Ритм пятен как средство выражения. Летящие птицы

27.04.12

Уметь передавать расположение летящих птиц

Пропорции выражают характер «Сказочные птицы»

04.05.12

Понимать, что такое пропорции

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Коллективное панно «Весна. Шум птиц»

11.05.12

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, творчество мастеров родного края.

  Коллективное панно «Весна. Шум птиц»

18.05.12

Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум»

Обобщающий урок.

25.05.12

Искусствоведческая   викторина

Содержание программы

Чем и как работает художник – 8часов.

Основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала. Три основные краски создают многоцветье мира.

Основные и составные цвета. Умение смешивать краски. Изображать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительно рисунка по памяти и впечатлению)

Реальность и фантазия  - 7часов

        Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных увиденных в зоопарке, деревне, дома. Развитие умение фантазировать. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений.

О чем говорит искусство – 11час.

Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, только ради искусности изображения.

Искусство «Братья - мастера» выражает человеческие чувства и мысли, то есть отношение к тому, что люди изображают, кого и что украшают, а постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят.

Как говорит искусство- 9часов

Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиций. Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»

Формы и средства контроля

        Основной формой   контроля на уроках изобразительного искусства являются графические и практические  работы. К ним относятся рисунки, изготовление поделок, оформление выставок работ. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

        Предусматривается также устный опрос, который предполагает  устное изложение учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса


п/п

Наименование

Кол-во

Обучающихся в классе

Необходимое кол-во

обеспечения в соответствии с реализуемой

программой

Фактическое

оснащение

 %

1

Учебник под редакцией Л.А.  Неменской 2 класс. Ты изображаешь, украшаешь и строишь -  М: Просвещение. – 2011


25 чел.


25


1


1%

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Предмет

Реализуемая программа

Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой

Фактическое оснащение

% осн.

Изобразительное искусство

УМК «Школа России»

1. Неменский  Б.М. и др. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011г.

1. Б.М.Неменский Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011г.

 34%

Учебники по изобразительному искусству

2. Учебник под редакцией Л.А.  Неменской 2 класс. Ты изображаешь, украшаешь и строишь -  М: Просвещение. – 2011

2. Учебник под редакцией Л.А.  Неменской 2 класс. Ты изображаешь, украшаешь и строишь -  М: Просвещение. – 2011

Рабочие тетради

3.    Неменская  Л.А.  1 класс. Ты изображаешь, украшаешь и строишь Рабочая тетрадь. 2кл. М.: Просвещение. 2011г.

Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

Методика организации коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства пособие. - М.: Владос, 2004. - 172 с.

Изобразительное искусство.  Беседы. Викторины. Олимпиады. / О.В. Свиридова- Волгоград: Учитель, 2007. - 185 с.

Методические журналы по искусству

«Юный Художник»

-0%

«Изобразительное искусство в школе» 2004

6/ 100%

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XVII-XIX вв.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С. История русской культуры XX в.: хрестоматия.-М.: Владос, 2003.

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. / Гл. ред. Н. Майсурян. – М.: «Аванта+». Книга 1. 2001.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. / Гл. ред. Н. Майсурян. – М.: «Аванта+». Книга 1. 2002.

Искусство / Н.. – М.: Росмен, 2002.

Литература и искусство /А.А. Воротников Минск. Валев 1995.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XVII-XIX вв.-М.: Владос, 2003.

Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XX в.- М.: Владос, 2003.

Альбомы по искусству

Книги о художниках и художественных музеях

Словарь искусствоведческих терминов

Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. - Краткий словарь художественных терминов

1

Портреты русских и зарубежных художников

2 альбом

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

1альбом,

электронные носители

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

электронные носители

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

электронные носители

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

2 альбома,

электронные носители

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

-

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по изобразительному искусству

-

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по искусству

2

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

-

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

-

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

5

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

20

Слайды (диапозитивы):

- по видам изобразительных

( пластических)  искусств

- по жанрам изобразительных

искусств

- по памятникам архитектуры

России и мира

- по стилям и направлениям в

искусстве

- по народным промыслам

-  по декоративно-прикладному

искусству

- по творчеству художников

-

Мольберты

-

Настольные скульптурные станки

-

15. Персональный компьютер

11. Персональный компьютер

16.Мультимедийный проектор

12.Мультимедийный проектор

17. Магнитная доска

17. Магнитная доска

18. Экспозиционный экран размером не менее 150/150 см.

18. Экспозиционный экран размером не менее 150/150 см.

19. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

7

Конструкторы

-

Театральные куклы

-

23. Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного, кальки, картографической, милимметровой, бархатной и др.

23. Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного, кальки, картографической, милимметровой, бархатной и др.

24. Заготовки природного материала

24. Заготовки природного материала

25. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

25. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

26.  стол учительский с тумбой.

26.  стол учительский с тумбой.

27. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

27. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Мебель для проекционного оборудования

Мебель для хранения таблиц и плакатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы по всем предметам для 2 класс УМК "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы составлены  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и...

рабочие программы 4 класс УМК "Школа России"

Русский язык. Зеленина, Хохлова.Математикалитературное чтение 2 часа в неделиОкружающий мир...

рабочие программы 3 класс УМК "Школа России"

математикарусский язык по Зелениной, Хохловойлитературное чтение 2 часа в неделюИЗОокружающий мир...

Рабочие программы 4 класс УМК Школа России

Рабочие программы для школ с татарским языком обучения....

Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" ФГОС...

Рабочая программа 1 класс УМК "Школа России" по русскому языку

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...