Программы по учебным предметам "Школа 2100"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Коллеги, хочу поделиться материалом, если кому то это понравилось, буду очень рада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematikagotovaya.doc149 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_proga_po_russk_yaz_4_kl_sdelannaya.doc110.5 КБ
Microsoft Office document icon okr_mira.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по математике и на основе авторской программы  Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких (УМК «Школа 2100)

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.

          Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих

 целей:

  1. математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
  2. освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  3. воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
  4. формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе;
  5. использование математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
  6. чтение и запись сведений об окружающем мире на языке математики;
  7. узнавание в объектах окружающего мира известных геометрических форм и умение работать с ними.

Для достижения поставленных целей изучения математики  в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  2. сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  3. обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  4. сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  5. сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  6. сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  7. выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

II. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Математика» изучается с 1 по 4 класс  В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики  изучается в 4 классе по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов.

III. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Основные формы и методы работы: проблемно-диалогический, частично-поисковый, моделирования, презентации, деятельностный подход; технологии: ИКТ, проектная технология.

IV. Содержание программного курса (4 часа в неделю, всего – 136 ч)

Числа и операции над ними.

Дробные числа.

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1 000 000.

Числа от 1 до 1 000 000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1 000 000 000.

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000.

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение.

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2, гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Изменение положения объемных фигур в пространстве.

Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле.Математические игры.

Итоговое повторение.

V. Основные виды учебной деятельности

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классах является формирование следующих умений:

  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  1. В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  1. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  1. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  1. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  1. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  1. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Планируемые предметными результатами изучения курса «Математики 

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

  1. использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  2. объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  3. использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
  4. использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
  5. рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
  6. объяснять соотношение между разрядами;
  7. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
  8. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  9. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  10. использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  11. использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  12. выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  13. выполнять умножение и деление с 1 000;
  14. решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  15. решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  16. решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  17. осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  18. прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
  19. осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  20. использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a = b ; a ∙ x = b; x = b; a = b;
  21. уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
  1. вычислять объём параллелепипеда (куба);
  2. вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
  3. выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  4. строить окружность по заданному радиусу;
  5. выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
  6. распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
  7. находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

-        использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000;

Учащиеся должны уметь:

  1. выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
  2. осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  3. находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
  4. иметь представление о решении задач на части;
  5. понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
  6. читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
  1. распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
  2. распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
  3. находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
  4. использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  5. решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
  1. читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
  2. решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
  3. находить вероятности простейших случайных событий;
  4. находить среднее арифметическое нескольких чисел.

В результате изучения курса математики в начальной школы  ученики научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений. Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки. Ученики научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях.

               Школьники начальной школы получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение. Учащиеся накопят опыт решения текстовых задач. Выпускники познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей.

              В ходе работы с таблицами и диаграммами (без использования компьютера) школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Они смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Раздел «Числа и величины»

Выпускник получит возможность научиться:

• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Раздел «Арифметические действия»

Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять действия с величинами;

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Раздел «Работа с текстовыми задачами»

Выпускник получит возможность научиться:

• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

• решать задачи в 3—4 действия;

• находить разные способы решения задачи.

Раздел «Пространственные отношения. Геометрические

фигуры»

Выпускник получит возможность научиться:

• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Раздел «Геометрические величины»

Выпускник получит возможность научиться:

• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.

Раздел «Работа с данными»

Выпускник получит возможность научиться:

• читать несложные готовые круговые диаграммы;

• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

. 

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

№ п/п

Основные разделы программы

Количество часов

1.

Повторение.

Решение неравенства. Множество

решений. Строгое и нестрогое неравенство. Двойное неравенство.

8ч.

2.

Оценка суммы, разности произведения и частного. Прикидка результатов арифметических действий.

8ч.

3.

Деление на двузначное и трехзнач-

ное число. Оценка площади. При-

ближенное вычисление площади.

12ч.

4.

Измерения и дроби. Из истории дробей. Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.

8ч.

5.

Дроби. Сравнение дробей.

Нахождение части (процента) от числа и числа по его части (проценту).

Площадь прямоугольного треуголь-

ника.

8ч.

6.

Деление и дроби. Задачи на нахож-

дение части (процента), которую

одно число составляет от другого.

4ч.

7.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

3ч.

8.

Правильные и неправильные дроби. Правильные и неправильные части величин.

Задачи на части (проценты).

4ч.

9.

Смешанные числа. Выделение це-

лой части из неправильной дроби.

Представление смешанного числа

в виде неправильной дроби. Сложе-

ние и вычитание смешанных чисел.

9ч.

10.

Сложение и вычитание смешанных

чисел.

5ч.

11.

Шкалы. Числовой луч.

Координаты на луче.

Расстояние между точками коорди-

натного луча.

5ч.

12.

Движение точек по координатному

лучу. Скорость сближения и скорость удаления.

Формула одновременного движения.

Задачи на все случаи одновременного движения.

20ч.

13.

Новые единицы площади: ар, гектар.

Действия над составными имено-

ванными числами.

3ч.

14.

Сравнение углов. Развернутый угол.

Смежные углы. Измерение углов.

Транспортир.

Построение углов с помощью

транспортира.

11ч.

15.

Круговые, столбчатые и линейные

диаграммы.

4ч.

16.

Координатный угол. Передача

изображений.

8ч.

17.

Графики движения.

6ч.

18.

Итоговое повторение.

Переводная и итоговая

контрольные работы.

10ч.

Итого:

136 ч.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе ство

Примечания

  Учебник «Математика» для 4 класса (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.),

 дидактическими материалами для 4 класса(авторы Козлова С.А., Гераськин В.Н., Рубин А.Г. и др.),

тетради для тестовых  и контрольных работ (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г.),

 методические рекомендации (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В.), сборники наглядных пособий (автор Козлова С.А.).

К

К

К

К

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комп лектом стульев.

Стол учительский с тумбой. . Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг, держатели для схем и таб лиц

К

Д

К

Список литературы

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования – «Начальная школа»
  2. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе.
  3. Т. Е. Демидова, С. А Козлова, А. П. Тонких.Математика. 3 части. – М.: Издательство «Баласс», 2012г.
  4. Т. Е. Демидова, С. А Козлова, А. П. Тонких. Тестовые и контрольные работы по математике для начальной школы. Выпуск 4. 2 варианта. – М.: «Баласс», 2012г.
  5. Методические рекомендации для учителя Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  2.  развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  3. усвоение основ знаний из области фонетики и гра фики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  4. формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечи вающих восприятие, воспроизведение и создание собст венных высказываний в устной и письменной форме;
  5. обогащение и уточнение словаря, умение пользо ваться словарями разных типов и ряд других задач, на правленных на эстетическое, эмоциональное, нравствен ное развитие школьника;
  6. пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

         

Общая характеристика учебного предмета

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

II. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс обучения в 4 классе  составляет 5 часов в неделю, 170 часов в год.

III. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.

        Данная программа направлена:

На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;  на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя.

Ценность общения –  признание возможности общения, как величайшей ценности.

Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие ненормативной лексики.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

 

Основные формы и методы работы: проблемно-диалогический, частично-поисковый, моделирования, презентации, деятельностный подход; технологии: ИКТ, проектная технология.

 

IV. Содержание программного курса

             4 класс  170 ч (5 часов в неделю)

        Повторение. (15 ч)

        Предложение. Текст. (35)

        Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

        Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

        Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

        Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

        Слово.

        1. Части речи и члены предложения.

        Имя существительное. (45ч)

        Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

        Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

        Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

        Имя прилагательное. (20 ч)

        Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

        Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

        Глагол. (36 ч)

        Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

        Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);  -тся,

-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения;  ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания  -о,–а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

        2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

        Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

        Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

        3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

        4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

        Наречие. (4 ч)

        Значение наречия. Употребление в речи.

        Повторение. (8 ч)

        Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

        Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

        Резерв. (6 ч)

V. Основные виды учебной деятельности

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность         речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.  

   Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения         курса         «Русский язык»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

          Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных  достижений (учебных успехов).

             Познавательные УУД:

– вычитывать все         виды         текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать         информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать         и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;          

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

        Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология проблемного диалога.    

               

           Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку  зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности;

– задавать вопросы.

Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.

Планируемые предметными результатами изучения курса «Русский         язык»:

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные и прилагательные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предло жении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: опреде лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- производить разбор слова как части речи:

- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.

- находить местоимения в предложениях;

- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;

- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы.

Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум) (1–4 классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной грамотностью;
– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систематизация знаний о языке;
– развитие чувства языка

– овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

4-й класс

владеть правильным типом читательской деятельности;
• читать учебно-научный текст изучающим чтением;
• писать подробное изложение доступного текста-повество-вания;
• писать сочинение на задан-ную тему по личным впечат-лениям с соответствующей подготовкой;
• использовать в речи предло-жения с однородными члена-ми, сложные предложения;
• подбирать к словам синони-мы, антонимы, использовать их в речи

• выполнять фонетический разбор доступных слов;
• выполнять разбор по составу доступных слов;
• выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
• выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);
• видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

• писать безударные гласные в окончаниях имен существи-тельных 1, 2, 3 склонений; в окончаниях имен прилагатель-ных; в личных окончаниях гла-голов 1 и 2 спряжения;
• писать
ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имен суще-ствительных м.р. 2 склонения;
• писать частицу
не с глагола-ми;
• писать буквосочетание
-тся – -ться в глаголах;
• писать
ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
• ставить запятые в предложе-ниях с однородными членами (без союзов, с союзами
и, а, но);
• ставить запятую в сложном предложении без союзов, сос-тоящем из 2-х частей;
• графически объяснять выбор написаний, знаков препинания
• находить и исправлять орфо-графические и пунктуацион-ные ошибки на изученные правила

Результаты 4-го года обучения

Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.

должны знать:

– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;

– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;

– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;

должны уметь:

– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;

– писать подробное изложение доступного текста;

– писать сочинение о себе на заданную тему.

           Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

 раздела

Название раздела

Количество часов

1

ПОВТОРЕНИЕ

16 ч

2

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

11 ч

3

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ и, а, но

11 ч

4

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

9 ч

5

ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ

4 ч

6

СЛОВО

ИЗМЕНЕНИЕ МЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ

14 ч

7

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

8  ч

8

ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

7 ч

9

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

10 ч

10

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

3 ч

11

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

2 ч

12

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

11 ч

13

ГЛАГОЛ

 ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

5 ч

14

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

25 ч

15

РАЗБОР ГЛАГОЛОВ ПО СОСТАВУ

17 ч

16

ПОВТОРЕНИЕ

Итого:

16 ч

170 ч

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе ство

Примечания

Комплект наглядных пособий. Русский язык.4 класс (8 таблиц)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.

Л. Ю. Комисарова « Дидактический материал»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Рабочая тетрадь»- М: Баласс, 2012

Д

Д

К

К

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комп лектом стульев.

Стол учительский с тумбой. . Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг, держатели для схем и таб лиц

К

Д

К

Список литературы

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники 4-й класс. М.,Баласс, 2012
  2. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4-го класса.
  3. Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для, 4-го класса.
  4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 4-го класса.

       

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования – «Начальная школа»
  2. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе.
  3. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. Программа – в кн.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.(1-4).–М., Просвещение, 2007.
  4. Баранов М.Т. Изучение орфографии в 48-х классах. – М.,Просвещение, 2008
  5. Светловская Н Н.Основы науки о читателе. – М., Магистр, 2002



Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, авторской программы по окружающему миру. (Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В.), Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дополнительное образование. Начальная школа /Под науч. Ред. Фельдштейна Д.И. Изд. 2-е, доп.-М.: Баласс, 2010. (учебники: Вахрушев А.А. Данилов Д.Д.  , Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»). Учебник в 2-х частях – М.: Баласс, 2012; Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2-х частях – М.: Баласс, 2012)

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. на основе предметных знаний и умений подвести обучающихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
  2. в ходе решения первой задачи развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
  3. обучать безопасному поведению в природе и обществе;
  4. воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

Цели обучения

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

  Целевое назначение курса «Окружающий мир» - формирование у обучающихся широкой целостной картины мира.

Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

II. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 68 часов

III. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Основные формы и методы работы: проблемно-диалогический, частично-поисковый, моделирования, презентации, деятельностный подход; технологии: ИКТ, проектная технология.

IV. Содержание программного курса

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4-й , 68 часов (2 часа в неделю)

Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Человек и его строение (13 ч)

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и ее роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли - защита от истирания кожи. Кожа - орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. 

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы - движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление легких.            

Круги кровообращения. Сердце - насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и ее транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и ее красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг - орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы - быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы - «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария - самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза - органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос — орган обоняния. Ухо - орган слуха. Язык - орган вкуса. Кожа - орган осязания. Орган равновесия. Боль - сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение - свойство живых организмов. Эмбрион - орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребенка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы - возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передается? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, ее причины. Клетки крови - пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура - необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека (2 ч)

Предки человека - человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков - предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди - древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок - главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнем и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (10 ч)

Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяет увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком.

Клин, блок, ворот.

Вода, ее свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды - устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость).

Производство  кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твердость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ - ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полет в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас все более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Повторение изученного материала - 7 ч.

Часы по выбору учителя - 2 ч.

Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (5 ч)

Человек - дитя природы и общества. «Маугли» - человек, вне человеческого общения. Основные психологические отличия человека от животных,

Основные качества личности. Роль сознания и воли в поведении человека.

Эмоции - их значение для человека и правила их проявления.

Отличия чувств от эмоций. Роль эмоциональных состояний в поведении человека. Настроение. Тревожность.

Что такое характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Человек и общество (4 ч)

Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество - самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребенка. Защита прав ребенка.

Человек и история человечества (5 ч)

История человечества - возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества - смена нескольких эпох - «времен». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах правилах морали: Первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.

Человек и многоликое человечество (4 ч)

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из разных рас и разных народов. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом). Религии мира - религии, распространившиеся во многих народах мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (4 ч)

Образ  «мирового хозяйства», объединяющего все человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Организация Объединенных Наций — как сообщество почти всех : государств планеты. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН «Декларация прав человека».

Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества.

Все человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества. Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас.

Повторение изученного материала - 6 ч.

Часы по выбору учителя - 6 ч.

V. Основные виды учебной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  1. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  1. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  1. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  1. Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  1. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  1. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  1. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  1. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  1. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

        Планируемые предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»:

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  1. объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  1. применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  1. называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  1. объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  1. объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  1. находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  1. оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  1. доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  1. по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  1. отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  1. объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  1. объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  2. замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Таблица требований к умениям учащихся по окружающему миру (программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Окружающий мир»

уметь объяснять мир

уметь определять своё отношение к миру

4-й класс (Естествознание)

- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

- применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

 - называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых тел;

 - объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

 - объяснять, в чем главное отличие человека от животных;

- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

- доказывать необходимость бережного  отношения к живым организмам.

4-й класс (Обществознание)

- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Требования к результатам обучения по окружающему миру  дополнены требованиями из государственных стандартов начального общего образования Второго поколения, чтобы обеспечить современный подход к обучению учащихся.

        В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе. Они приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира

более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.

        Выпускники получат возможность осознать целостность научной картины мира, свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

        Выпускники познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем

мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

        В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

        Раздел «Человек и природа»

        Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»

        Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым

чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

№ п/п

Основные разделы программы

Количество часов

Программа Вахрушева А.А.,Данилова Д.Д.,Раутиан А.С.,Тырина С.В.

рабочая

 программа

I.

Часть 1. Человек и природа.

34 ч.

34ч.

1.

Человек и его строение.

13 ч.

13 ч.

2.

Происхождение человека.

2 ч.

2 ч.

3.

Рукотворная природа.

10 ч.

12ч.

4.

Повторение

7ч.

                 7 ч.

5.

Часы по выбору учителя.

2ч.

                 

II.

Часть II. Человек и человечество.

34 ч.

34ч.

1.

Человек и его внутренний мир.

5 ч.

5 ч.

2.

Человек и общество.

4ч.

4 ч.

3.

Человек и история человечества.

5 ч.

10  ч.

4.

Человек и многоликое человечество.

4 ч.

4 ч.

5.

Человек и единое человечество.

4 ч.

5 ч.

6.

Повторение

6 ч.

6 ч.

7.

Часы по выбору учителя.

6 ч.

-

Итого:

68 ч.

68 ч.

Материально – техническое обеспечение учебного предмета

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количе ство

Примечания

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. «Человек и природа», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Окружающий мир. «Человек и человечество», учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2012.

3. Данилов Д. Д. Рабочие тетради к учебникам «Человек и природа», «Человек и человечество»   – М.: Баласс, 2012.

К

К

К

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Д

Д

Д

Д

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комп лектом стульев.

Стол учительский с тумбой. . Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг, держатели для схем и таб лиц

К

Д

К

Список литературы

а) Литература, использованная при подготовке программы.

1. Образовательная программа «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е , доп. – М. : Баласс, 2009. -400с.

2.  А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутин» Окружающий мир». 4 класс. («Человек и природа»). Учебник в 2-х частях. Часть 1. –М: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»)

 3. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Кузнецова С.С., Сизова Е.В, Тырин С.В. «Окружающий мир». 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2-х частях. Часть 2. –М: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100»)

4. Окружающий мир («Человек и природа».). 4 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы А.А.Вахрушев, А.С. Раутиан и др.), «Баласс», 2009

5. Окружающий мир («Человек и человечество») 4 класс. Методические рекомендации для учителя (авторы Е.В.Сизова, Д.Д. Данилов. М.Е. Турчина),  «Баласс», 2009

6. Контрольные и проверочные работы к учебнику. («Человек и природа».) 4 класс (авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский), «Баласс», 2008.

 7. Контрольные и проверочные работы к учебнику «Человек и человечество»  4 класс (авторы Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова), «Баласс», 2008.

б) Литература, рекомендованная для учащихся.

1. «Родная страна». Книга для чтения по истории, 3-4класс. В.А.Бердинских, М.Л.Бердинских

2. Детские энциклопедии: «Всемирные открытия», «Всемирная история».

в) Образовательные диски.

1. Природа. Человек. Общество. (Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе

2) Уроки Кирилла и Мефодия «Окружающий мир» 3, 4 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Технология", УМК " Школа 2100", 2 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа по учебному предмету «Технология», УМК " Школа 2100", 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена  в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, примерной основной образовательной программы  «ШКОЛА 2100» и...

Рабочие учебные программы 2 класс ОС "Школа 2100" по предметам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство

Программы содержат пояснительную записку, содержание, тематическое планирование, описание ценностей, места предмета, требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, общую характ...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»,4 класс, УМК " Школа 2100".

Рабочая программа  по учебному предмету «Русский язык»,4 класс, УМК " Школа  2100"разработана в соответствии с ФГОС НОО...

Рабочие программы по учебным предметам "Школа России" 1 класс

Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование в формате Excel, которое легко можно экспортировать в электронный журнал, по математике, обучению грамоте, русскому языку и л...

Рабочие программы по предметам "Школа 2100" 4 класс

С целью оказания методической помощи данные программы могут использоваться учителями начальных классов. Программы разработаны согласно требованиям ФГОС к содержанию и оформлению рабочих программ....