конспект урока математики в 1 классе (система Занкова)
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток разными способами. Состав числа 12. Образование столбика таблицы сложения со значениями сумм, равными числу 12
Класс: 1 класс
Место урока в системе обучения: третий урок по данной теме.
Форма урока: Урок открытия новых знаний.
Предметные результаты: овладение умением складывать однозначные числа с переходом через 10 разными способами, использование приема прибавления числа по частям.
Урок организован в соответствии с дидактической системой развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, делают выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.rar | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Волховская городская гимназия»
Урок математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Учебник: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.
Математика 1 класс
Учитель: Коновалова И.А.
2012 г.
Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток разными способами. Состав числа 12. Образование столбика таблицы сложения со значениями сумм, равными числу 12
Дидактическая цель: создать условия для формирования умения складывать однозначные числа с переходом через десяток разными способами; записать таблицу состава числа 12
Задачи:
- Образовательные:
- учить складывать однозначные числа с переходом через десяток разными способами;
- формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;
- повторить состав числа 10.
- Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;
- развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
- развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
- Воспитательные:
- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
- воспитывать целеустремлённость.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: репродуктивный метод, частично-поисковый метод.
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Средства обучения: проблемный диалог, презентация, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Форма: классно-коллективная.
Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя. Выявить познавательные потребности учащихся.
Вид деятельности: конструктивная деятельность учащихся. Эмоциональный настрой на урок.
- Улыбнуться друг другу, учителю, гостям.
- Что ждете от сегодняшнего урока?
- Чему хотите научиться?
- Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку: учебник, тетрадь, светофор, «веер» с цифрами, палочки, резинки, линейки, справочник.
- Если все готовы, то давайте начнём урок!
2.Актуализация знаний учащихся.
Форма: классно-коллективная.
Вид деятельности: конструктивная деятельность (устные вычисления, устный счет).
Цель: развитие навыков устного счета, внимания, логического мышления.
Метод обучения: проблемное изложение.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному предмету; уважение к мыслям других людей; первичное умение оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев;
- регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- познавательные: учить понимать информацию в знаково-символической форме, выделять признаки математических объектов и классифицировать их;
- коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.
- Прежде , чем мы назовем тему нашего урока, давайте выполним задание
первого слайда презентации .
Слайд №1
Математичесий диктант
Сумма чисел 10 и 2.
4 увеличить на 3.
Разность чисел 9 и 4.
Уменьшить 10 на 1.
На сколько 5 больше 2?
- Внимательно прочитайте задания, запишите числа в тетрадь.
Между числами пропускайте 1 клеточку.
Проверка.
-Проверим, какие числа вы записали.
12, 7, 5, 9, 3
- Какое число лишнее? Почему?
- Что вы о нём можете сказать? (оно двузначное, в нём 1 десяток, 2 единицы)
3. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.
- Что вы можете сказать об остальных числах этого ряда?
(Они однозначные). Кто-то может сказать, что если сложить 7и 5, то будет 12, 8 и 4, будет 2. Если дети это заметят, тогда учитель спрашивает: «Как вы думаете, чем мы займемся на уроке? Какова тема нашего урока?» Если дети не заметят этого, то учитель помогает им наводящими вопросами:
- Из каких однозначных чисел можно получить число 12?
- Как вы думаете, чем мы займёмся на уроке?
Если дети точно не смогут сформулировать цель, то учитель говорит:
- Давайте, во время урока, вы будете думать, а в конце скажете, что же было самым главным на этом уроке.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Форма: классно-коллективная.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Цель: познакомить детей с различными способами сложения однозначных чисел и приведение к самому удобному способу: переходу через 10. .
Метод обучения и прием: объяснительно-иллюстративный; проблемный вопрос мотивирующего характера.
УУД:
- личностные: формировать представление о знании и незнании, первоначальную ориентацию на оценку результатов собственной работы;
- регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- познавательные: создавать условия для проявления аналитических способностей ребенка в восприятии и словесной интерпретации каждого способа сложениячисел; выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов; развивать действие кодирования информации (перевод словесного изложения действия в знаково- цифровой).
учить строить математические рассуждения, формулировать выводы;
- коммуникативные: контролировать свои действия, свою речь на уроке; уметь выразить свою точку зрения.
1) – Как ты посчитал, что 7 и 5, будет 12? Или 9 и 3, будет 12?
(Ученик сообщает свой способ вычислений)
- А вы, ребята, хотите научиться находить значения этих сумм разными способами?
- Подумайте, как ещё можно посчитать?
(Дети сообщают свои способы. Рассмотреть способы учеников подробно. Если они не предлагают своих способов, то учитель предлагает выполнить задание 2-го слайда ).
Слайд №2
2) -Объясните, как на каждом рисунке нашли значение суммы 9 + 3
(Дети объясняют, что на первом рисунке выполняли «пересчитывание», на втором – «присчитывание» с помощью натурального ряда чисел, а на третьем – использовали понятие «десяток»)
-Ребята, рассмотрите новую запись:
9 + 3 = 9 + (1 + 2) = (9 + 1) + 2= 10 + 2 = 12.
-Как вы думаете, к какому способу она подходит?
Почему? Обоснуйте свой ответ.
(Дети берут палочки, резинки. Они выполняют объяснения, работая с палочками, связывая их в пучок).
-С каким новым способом вы познакомились? В чем его смысл? Какие складывали числа?( однозначные )
-А получили? ( двузначные, т.е. перешли через десяток или через разряд )
5. Первичная проверка понимания.
Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся осмысленно использовать полученные знания для решения задач, предъявляемых учителем.
Метод: репродуктивный, частично-поисковый, проблемные вопросы мотивирующего характера.
Вид деятельности: репродуктивная, конструктивная.
Форма: индивидуальная; классно-коллективная; самостоятельная
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
- познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения.
1) Составление таблицы состава числа 12
- Запишем в тетрадь только сумму и её значение:
9 + 3 = 12
- Какая сумма будет следующей в таблице состава числа 12?
8 + 4
- Давайте найдем её значение, используя любой из представленных способов, какой вам будет удобно. (выслушивается мнение 2-3 учеников)
Слайд №3
- Давайте теперь используем третий способ. Запишите сумму и значение суммы в тетрадь.
- Какая сумма будет следующей?
7 + 5
- Найдите её значение любым удобным для вас способом. Кто может найти сам? Кому нужна помощь? Проверим правильность выполнения задания третьим способом.
-Заменим суммой удобных слагаемых…
- Получилось выражение…
- Удобнее…
(Можно использовать алгоритм работы одного из учеников). Запишите cумму и её значение в тетрадь.
- Следующая сумма в таблице?
6 + 6
(Дети повторяют алгоритм сами. Учитель помогает выполнить тем ученикам, которые сами не справляются).
- Какая следующая сумма?
5 + 7
(Кто-то из учеников скажет, что её писать не надо, потому что выполняется переместительный закон сложения). То же самое дети скажут и об остальных примерах таблицы.
- Итак, ребята, получившийся столбик нужно поместить в справочник и постепенно выучить наизусть. Какой способ нахождения значений сумм вам понравился больше всего?
6. Динамическая пауза.
- А теперь – гимнастика для глаз.
Слайд № 4
7. Первичное закрепление.
Работа с использованием изученного материала.
Работа с учебником: коллективная форма работы.
Работа по решению задач: самостоятельная форма работы (индивидуальная).
Цель: развивать умение работать с учебником, навыки самостоятельной работы.
Вид деятельности: конструктивная.
УУД:
- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей;
- регулятивные: учить принимать и понимать учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществлять пошаговый контроль своих действий;
- познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям;
- коммуникативные: адекватно использовать средства устного общения
Слайд №5
1) Задание в учебнике с.98 №255
Прочитайте задание.
-Читаем задание а).
-Что перед нами?( задача)
-Как узнали?( есть условие и вопрос)
-Прочитайте условие.
-Что известно? (5 и 7 птенцов вылупились)
-А теперь вопрос.(сколько яиц было?)
-Можем сразу решить задачу?
-Запишем сумму и найдем ее значение.
(Дети – самостоятельно. Проверка)
Такая же работа с другой задачей.
- Отлично, чем вы пользовались для нахождения значения суммы?
(таблицей сложения на 12)
- Вот видите, как важно знать таблицу, ведь мы будем постоянно использовать её для вычислений.
8. Динамическая пауза.
9. Закрепление ранее изученного материала.
Cлайд № 6
Работа в парах.
Формирование способности к аналитической деятельности и выражению ее результатов в устной речи.
1) – Сейчас вы будете работать парами.
- Выполните задание с.99 № 256, посоветовавшись друг с другом.
- Что нужно сделать?
-Монетами какого достоинства мы воспользуемся для покупки газеты?
2) Проверка выполнения.
- Давайте все варианты запишем в тетради.
-А как ещё можно набрать 11 рублей?( 11= 5+5+2+2+2)
Слайд №7
Работа в группах( по командам)
- Выполните сложение, дополнив первое слагаемое до 10-ти.
-Рассуждайте по плану:
-Заменим суммой удобных слагаемых…
- Получилось выражение…
- Удобнее…
Задание для каждой группы записано на карточке
-1 группа 6+5=6+(4+1)=
-2 группа 8+3=8+(2+1)=
-3 группа 9+4=9+(1+3)=
-4 группа 7+7=7+(3+4)=
Проверка
- Что помогло решить выражения? (Знание таблицы сложения со значением 10)
11. Итог урока.
Форма: классно-коллективная. Беседа по вопросам. Рефлексия.
Цель: обеспечить формирование адекватной самооценки.
1) – Теперь
вы уже точно сможете назвать тему нашего урока.
(Состав числа 12)
Слайд №8
- А как мы составляли таблицу?
(Мы находили значения сумм разными способами)
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Над чем ещё нужно поработать?
-Как вы оцениваете свою работу на этом уроке?
- Что мы будем делать на следующем уроке?
(Составлять таблицу сложения на 13)
- Как вы думаете, можем ли мы воспользоваться изученными сегодня способами нахождения сумм?
Cлайд № 9
- Молодцы вы все хорошо поработали и, я думаю, что вы поняли, как вам необходимо знать таблицу сложения числа 12. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь
Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...
презентация к уроку математики 3 класс (система Занкова)
презентация к уроку математики 3 класс по теме "Умножение многозначных чисел на однозначное"...
Урок математики, 3 класс, система Занкова
На протяжении всего урока дети овладевали универсальными учебными действиями. Выделяли необходимую информацию. Самостоятельно создавали алгоритм деятельности. Строили логические цепочки рассужде...
Конспект урока математики. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"
Конспект урока математики во 2 классе по теме "Таблица умножения однозначных чисел. Соответствующие случаи деления"...
Урок математики 4 класс система Занкова по теме: Деление величины на величину, выраженную другой единицей ее измерения
Конспект урока входит в систему занятий по математикеи наглядно отображает алгоритм построения урока с включением элементов ФГОС...
План-конспект урока математики, 4 класс система Л. В. Занкова.
План-конспект урока по математике по теме "Решение задач разными способами". Рекомендовано для учителей начальных классов, работающих по системе Л. В. Занкова. Данный материал позволяет научить ...