Урок математики по учебнику Л.Г. Петерсон
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Данный урок знакомит учащихся с понятиями «шкала», «цена деления» через проблемную ситуацию, опору на личный опыт и через практическую деятельность учеников, а также развивает самостоятельность суждений, поиска знаний, творчества учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок математики.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО УЧЕБНИКУ Л.Г. ПЕТЕРСОН

4 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Тема: Шкалы.

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятиями «шкала», «цена деления».

           2. Отрабатывать навыки определения значения величин по разным шкалам.

           3. Развивать вычислительные навыки.

Оборудование: таблички с указанием ключевых слов урока, карточки с самостоятельной работой и самопроверкой для детей, 16 кружков с заданиями, 5 больших снежинок, 25 маленьких белых снежинок и столько же синих для самооценки деятельности учащихся.

Форма работы: групповая.

Ход урока.

Самоанализ

Анализ работы детей

1 Самоопределение к деятельности.

На доске 5 больших снежинок, снизу 25 маленьких белых снежинок и столько же синих.

У. Посмотрите, как заморозил нашу доску мороз. Давайте посмотрим, что он нам обещает на этом уроке.

Учитель переворачивает снежинки, дети читают хором.

  1. Хорошее настроение
  2. Знание
  3. Проблема
  4. Работа
  5. Успех

        

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

У. У вас  на столах лежат «снежки», а у меня на доске  мишени для этих «снежков» в виде кругов с величинами. Я открываю мишени, а вы ищете величину, которая подходит для этой мишени. Для этого вам надо перевести из одной единицы измерения величин в другую.

6 ч. = 360 мин.

8 дм 2 см  = 82 см

200 кг = 2 ц

37 т = 37000 кг

1800 с = 30 мин

1 т 30 кг = 1030 кг

86 ц = 8600 кг

3000 м = 3 км

3 ч 50 мин = 230 мин

260 мин = 4 мин 20 с

3 дм 5 см = 35 см

60 кг 50 г = 60050 г

3 т 8 ц = 38 ц

 6 дм = 600 мм

8003 кг = 8 т 3 кг

5 сут = 120 ч

У. С какими величинами мы встретились, играя в «снежки»?

Д. Длина, время, масса.

У. Что такое величина?

Д. Это то, что можно сравнить и измерить.

У. Давайте попробуем измерить величины с помощью инструментов и приборов, которые лежат у вас на партах. Какие это приборы?

Д. Часы, весы, линейка, термометр.

Задания по группам.

1 группа (линейка).

1. Измерьте отрезок и определите величину.

2. Измерь площадь круга.

2 группа (часы).

1. Который час? Определите величину.

2. Измерь площадь круга.

3 группа (термометр).

1. Сколько градусов на термометре? Определите величину.

2. Измерь площадь круга.

4 группа (весы).

1. Сколько весит книга? Определите величину.

2. Измерь площадь круга.

Дети по группам дают ответы на заданные вопросы. На второй вопрос ответа найти не могут.

3 Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

У. Почему возникло затруднение?

Д. Нет прибора для измерения. Не знаем, как измерять.

У. А что такого есть в приборах, что помогло вам узнать точные данные при измерении величин?

Д. Деления и числа в определённом порядке.

На доске  повесить таблички.

ДЕЛЕНИЯ

ЧИСЛА В ОПРЕДЕЛЁННОМ ПОРЯДКЕ

У. А знаете ли вы как можно назвать деления и числа в определённом порядке на приборах.

Дети, возможно, ответят, что шкала.

У. Какова тема нашего урока?

ШКАЛЫ

У. Какова цель?

Д. Научиться определять величины по разным шкалам.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

У. Что же нам понадобится для того, чтобы научиться определять величины?

Дети высказывают предположения.

Д. Построить шкалу…

У. Перед вами лежит полоска бумаги, равная 20 см. Как без линейки можно разделить эту полоску на участки, равные 10 см?

Дети складывают пополам полоску и прочерчивают карандашом линию сгиба.

У. А как можно разделить эту полоску на участки, равные 5 см?

 Дети складывают вчетверо полоску и прочерчивают карандашом линию сгиба.

У. Можно ли назвать шкалой то, что у вас получилось?

Д. Нет, так как нет чисел.

У. Давайте подпишем (0, 5, 10, 15, 20)

У. Что мы можем сказать о расстояниях между делениями?

Д. Они одинаковы.

У. Число единиц измерения, которое соответствует одному делению шкалы называется ценой деления.

ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ

У. Чему равна цена деления на нашей полоске?

Д. 5 см

У. Чему равна цена деления на линейке, на термометре, на часах?

Д. 1 мм, 1 градус, 1 мин.

У. Итак, что же такое шкала и цена деления?

Ответы детей.

У. Давайте посмотрим на с.53 правило и узнаем, совпадает ли наше мнение с мнением автора учебника.

Физкультминутка.

- Поднимите правую руку вверх и представьте, что вы часы, а ваша рука минутная стрелка. Сколько раз вам надо очертить круг рукой, чтобы показать 12 часов? 2 суток?

- Теперь левой рукой покажите, как проходит стрелка 36 часов? 1 сутки?

- Какой измерительный прибор показывали? Какую величину вспомнили? (часы, время)

- Представьте, что вы весы. Если в правой руке груз больше, то она опускается, если меньше, то – поднимается, если равновесие, то руки в стороны.

Правая – 5 кг, левая – 8 кг

Правая – 3000 г, левая – 3 кг

Правая – 10 кг, левая – 8000 г

- Какой измерительный прибор показывали? Какую величину вспомнили? (весы, масса)

- Представьте, что вы термометр, а частности, ртуть в этом приборе. Если температура = 0ºС, то стойте прямо, если выше 0ºС, то поднимаете руки вверх, если ниже – приседаете.

-25ºС, +15ºС, 0ºС, -3ºС, +23ºС, -52ºС

- Какой измерительный прибор показывали? Какую величину вспомнили? (термометр, температура).

Упражнения для глаз.

- Посмотрите в правый верхний угол кабинет, в левый верхний угол. Глазки побегали туда-сюда.

- Посмотрите в правый нижний угол кабинет, в левый нижний угол. Глазки побегали туда-сюда.

- Посмотрите вверх, вниз (несколько раз).

- Зажмурьте глаза сильно, теперь часто поморгайте. Закройте глазки и отдохните 10 секунд.

- Разотрите руки. Вся ваша энергия собралась в ваши ладошки. Возьмите её и наденьте на голову «думающую шляпу».

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа с учебником.

С. 53 № 1

Самостоятельное чтение задания.

На доске план действий.

  1. Величина
  2. Цена деления
  3. Значение величины

Термометр, линейку, часы разбираем фронтально.

Спидометр, весы – в парах.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

У каждого на партах лежат задания (см. приложение 1).

1. Определи цену деления шкалы на числовом отрезке.

 0               100             200             300

Цена деления =

 0           15          30          45           60          75

Цена деления =

 0                     10                   20                    30                    40

Цена деления =

2. Дорога изображена в виде числового луча. Определи цену деления шкалы на луче и запиши недостающие числа

А)

0                2                 4                 6                  .                  .   км

Цена деления =

Б)

0               60              120             180                .                  .        км

Цена деления =

В)

0          24           48          72            .             .             .            км

Цена деления =

Каким числам соответствуют отмеченные на шкале точки.

А) =

Б) =

В) =

 

3. Начерти отрезок равный 6 см, раздели его на 4 равных части. Напиши около концов отрезка числа 0 и 16. Какие числа надо поставить возле каждого штриха шкалы? Какова цена деления этой шкалы?    

Цена деления =

После выполнения самостоятельной работы раздать задания с самопроверкой (см. приложение 2).

7. Включение в систему знаний и повторение.

С.54 № 3

8. Рефлексия деятельности.

У. А теперь вернёмся к нашим снежинкам. Хорошее настроение не покинуло вас на уроке? (переворачиваем  снежинки) Какое новое знание получили? С какими понятиями познакомились? Была ли проблема на уроке?

Работа? Успех? (ответы детей)

Домашнее задание.

А чтобы эти знания закрепить дома вам надо выполнить задание по теме на с. 54 № 3, на выбор задачи – С. 55 № 9 или № 10 и по желанию задание творческого характера – с. 56 № 14.

У. Нам осталось только расчистить снежные заносы на доске.

Если  вам понятно, что такое шкала и для чего она нужна, а также как определить цену деления по шкале, то подойдите и возьмите себе на память голубую снежинку, а если у вас остались какие-то вопросы по теме и вам что-то непонятно, то возьмите белую снежинку.

Создание условий для возникновения внутренней потребности включения детей в деятельность.

Актуализация знаний, которые будут необходимы на данном уроке.

Тренировка мыслительных операций.

Предложен такой приём создания проблемой ситуации, как практическое задание, невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим.

Выявление проблемы в громкой речи.

Подводящий диалог ведёт

к формулировке темы.

Фиксирование темы и цели.

Выбор метода решения учебной задачи, выдвижение гипотез.

Практическое задание, направленное на получение нового знания.

Подводящий диалог, т.е. пошаговое ведение мысли ученика.

Внешнее оформление новых понятий.

Использование наглядности с целью воздействия на зрительное восприятие.

Соответствие здоровьесберегающего момента  с тематикой данного урока.

Упражнения на снятие зрительного напряжения.

Упражнение на сосредоточение.

Фиксирование оформленного знания.

Проговаривание решения в громкой речи. Сначала фронтально, затем в парах.

Выполнение разноуровневых заданий, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным.

Системно включаются задания на тренировку и доведения до уровня автоматизированного навыка сформированных способностей.

Индивидуальная корректировка деятельности детей, не справившихся с заданиями.

Организация рефлексии деятельности на уроке. Фиксация степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели.

Выявление эмоционального состояния детей.

Отсутствие перегрузки в д/з, элемент выбора, творческие задания.

Дети настроились на успешную работу.

Включение в процесс игрового момента, который способствует быстрому выполнению заданий, развивает и повышает интерес к предмету.

Обсуждение в группах и обучение практикой действия  побуждают интерес к данной теме.

Дети самостоятельно указали причину затруднения. Они последовательно и систематично перешли от известной нам теме о величинах и их единицам измерения к теме «Шкалы».

Самостоятельная постановка темы и цели.

Новыми знаниями ученики овладевают с помощью предметно-практических действий.

Отработка навыков в практической деятельности.

Фронтальная работа и работа в парах позволяет включить в процесс комментирования всех учеников.

Материал, который дети усвоили в процессе совместной деятельности, они способны выполнить самостоятельно.

Дети выполняют задание, в котором новый способ действий связывается с раннее изученным.

Дети делают самостоятельный выбор и принимают самостоятельное решение.

Самооценка детьми собственной деятельности.

                                                                                                        Подготовила урок:

                                                                                            учитель МАОУ СОШ № 7,

г. Стрежевого,

Томской области

                                                                                  Кривошеина О.И.

АНАЛИЗ УРОКА

Задачи, которые я ставлю перед этим уроком:

Учебная:

Познакомить учащихся с понятиями «шкала», «цена деления» через проблемную ситуацию, опору на личный опыт и через практическую деятельность учеников.

Развивающая:

Развивать самостоятельность суждений, поиска знаний, творчества учащихся.

Воспитывающая:

Создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Учить сотрудничеству через работу в парах, группах, сохраняя и укрепляя здоровье.

        Урок по теме «Шкалы» начинает новый раздел и является подготовительным этапом к изучению задач на движение, готовит детей к развитию умения читать и строить модели задач на движение.

Принципы обучения, заложенные в образовательной программе «Школа-2100» отличаются от принципов обучения в традиционной системе. На данном уроке были реализованы такие принципы, как:

Принцип адаптивности.

Задания были подобраны таким образом, чтобы все учащиеся были включены в работу. Т.е. я пыталась максимально адаптировать урок к своим ученикам и их индивидуальным особенностям.

Принцип развития.

Были созданы условия для того, чтобы каждый учащийся мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, свои мотивы, интересы, ту или иную направленность своей деятельности.

Принцип психологической комфортности.

Сначала урока был дан позитивный настрой на успешную работу. Была создана атмосфера, которая расковывает учащихся, стимулирует их творческую активность. В конце урока была проведена рефлексия, где дети почувствовали удовлетворённость от своей работы, что позволяет ученикам сохранить ощущение продвижения вперёд.

Принцип систематичности.

Мы последовательно и систематично перешли от известной нам теме о величинах и их единицам измерения к теме «Шкалы», которая начинает новый раздел и является подготовительным этапом к изучению задач на движение, готовит детей к развитию умения читать и строить модели задач на движение.

Принцип смыслового отношения к миру.

Детям были предложены новые знания в доступной и понятной для них форме, при этом они их отражали в математическом языке, что позволяет формировать научное знание.

Принцип ориентировочной функции знаний.

Знание - ориентировочная основа деятельности. На уроке у детей появилась способность ориентироваться в этом мире, действовать в нём. Теперь они знают, как по шкале в приборах можно определить значение данных величин.

Принцип обучения деятельности.

Новыми знаниями ученики овладели с помощью предметно-практических действий. Дети самостоятельно поставили цель урока. А также показали своё умение самоконтроля и самооценки.

Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

После такого урока дети готовы к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

Материал, который дети усвоили в процессе совместной деятельности, они способны выполнить самостоятельно.

Принцип опоры на предшествующее развитие.

Дети были знакомы с некоторыми величинами, приборами, по которым могут определять значения этих величин. Опираясь на эти знания, они легко вывели понятия «шкала», «цена деления».

Креативный принцип.

Решая задания, ученики делают самостоятельный выбор и принимают самостоятельное решение, пользуясь такими параметрами, как «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую – и делаю».

        Таким образом, на уроке показаны основные концепции «Школы -2100»: личностно-ориентированное обучение, культурно-ориентированное обучение и деятельностно-ориентированное обучение. Думаю, что ребятам было интересно работать, так как этот урок способствует выработке личностных и социальных навыков. А такие методы обучения, как обсуждение в группах и обучение практикой действия значительно повышают качество образования.

Приложение 1

Ф.И. __________________________________

Самостоятельная работа.

1. Определи цену деления шкалы на числовом отрезке.

 0               100             200             300

Цена деления =

 0           15          30          45           60          75

Цена деления =

 0                     10                   20                    30                    40

Цена деления =

2. Дорога изображена в виде числового луча. Определи цену деления шкалы на луче и запиши недостающие числа

А)

0                2                 4                 6                  .                  .   км

Цена деления =

Б)

0               60              120             180                .                  .        км

Цена деления =

В)

0          24           48          72            .             .             .            км

Цена деления =

Каким числам соответствуют отмеченные на шкале точки.

А) =

Б) =

В) =

 

3. Начерти отрезок равный 6 см, раздели его на на 4 равных части. Напиши около концов отрезка числа 0 и 16. Какие числа надо поставить возле каждого штриха шкалы? Какова цена деления этой шкалы?    

Цена деления =

Приложение 2

Самопроверка

1. Определи цену деления шкалы на числовом отрезке.

 0               100             200             300

Цена деления = 50

 0           15          30          45           60          75

Цена деления = 5

 0                     10                   20                    30                    40

Цена деления = 2

2. Дорога изображена в виде числового луча. Определи цену деления шкалы на луче и запиши недостающие числа

А)

0                2                 4                 6                  .                  .   км

Цена деления = 1 км

Б)

0               60              120             180                .                  .        км

Цена деления = 15 км

В)

0          24           48          72            .             .             .            км

Цена деления = 8 км

Каким числам соответствуют отмеченные на шкале точки.

А) = 7 км

Б) = 165 км

В) = 40 км

 

3. Начерти отрезок равный 6 см, раздели его на на 4 равных части. Напиши около концов отрезка числа 0 и 16. Какие числа надо поставить возле каждого штриха шкалы? Какова цена деления этой шкалы?    

0           4             8           12          16

Цена деления = 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2кл. ( учебник Л.Г.Петерсон). Сложение многозначных чисел

Урок математики 2 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон). Сложение многозначных чисел....

Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон. 2 класс. Урок №18, часть2. Тема: "Закрепление пройденного"

Предлагаются задания, доводящие до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи ("блиц", "ловушки", геометрические задачи) и примеры основных видов.Структура урока: разминка, устный счёт, ре...

Конспект урока рефлексии по учебнику Л.Г. Петерсон “Математика”, 4 класс, часть III

Внедрение компьютерных технологий обучения требует изменений в технологии работы учителя.  Компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от “вещания” к творчес...

Урок математики по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика", 1-й класс (программа "Перспектива").

Первый урок, на котором вводится понятие уравнение и разбирается алгоритм комментирование и решения уравнения....