"Счет в пределах 100. Закрепление".
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

На уроке ребята закрепляют счет в пределах 100 при решении примеров, задач, выражений с переменной. А также знакомятся с жизнью труженницы-пчелки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл numeraciya._schet_v_predelah_100.rar567.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3-м классе

" Счет в пределах 100. Закрепление."

Цели урока: закреплять навыки устных вычислений в пределах 100, умение читать, записывать и сравнивать двузначные числа; упражнять учащихся в переводе одних единиц длины в другие; развивать умения находить доли числа. Находить значения выражений с переменными, вычислять периметр многоугольника; вырабатывать навыки устного счёта; развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе; воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.

Оборудование: “цветочные часы” на доске, “ульи”, рисунки пчёл разного возраста, таблички с названием цветов,  “пчелиные соты”(у каждого ребёнка картонный шестиугольник), рисунки пчелы (в подарок каждому ребёнку), костюм пчелы, выпечка с использованием мёда.

ХОД УРОКА

(СЛАЙД 1 - название темы)

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Михайловна. Урок математики сегодня у вас проведу я. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.

(СЛАЙД 2)

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

- Работать сегодня мы будем на листочках, которые лежат у вас на столе. Запишите сегодняшнее число: 19 ноября.

II. Устный счет.

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку “Лежит кучка поросят, кто ни тронет –   завизжат”. Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесете их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку.

(СЛАЙД 3)

      4 х8 - 27
     6 х (89 – 83)
     6 х 7 + 28
     100 - 8 х 5
     90 – 3 х 6


72, 70, 60, 36, 5    /пчёлы/

– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.

(СЛАЙД 5 - пчела)

(СЛАЙД 6 словецкие)

– Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов.21 августа, уже почти пять веков, Православная церковь чтит память святых преподобных Зосимы и Савватия Словецких – покровителей пчеловодства на Руси.

– А праздник пчелы отмечают в день памяти преподобного Зосимы 30 апреля.

(СЛАЙД 7 пчела)

III. Сообщение темы урока.

– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать. Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчёл. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Справившись с ними , мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой.

IV. Работа над закреплением пройденного материала.

1. Нахождение значений выражений с переменными.

– Её дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе должны “построить” их, найдя значения выражений с переменными.

 (Соревнования по рядам.  Чей ряд заканчивает первый около их полосы крепиться улей с номером 1, 2, 3)

– Каждому ряду нужно построить свой улей, вы выходите по одному по очереди, записываете ответ. Выполнив задание, вы имеете право открыть улей.

с

21

49

56

63

28

42

с : 7

 

 

 

 

 

 

 

в

36

72

27

63

81

54

в : 9

 

 

 

 

 

 

 

а

24

64

48

32

56

40

а : 8

 

 

 

 

 

 

Как ряд заканчивает решение на доске появляется  3 улья.

– Молодцы, вы справились с заданием и не случайно наши ульи оказались именно таких цветов. Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит “сквозь” листья.

2. Задание на смекалку.

– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.)

3. Повторение нумерации в пределах 100. (СЛАЙД 8 улей в разрезе)

– На каждом улье есть леток- вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы входят по нижней части летка, те, кто улетает - по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.

(СЛАЙД 9)

– Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас. Назовите их. (99, 89, 45.)
– Напишите предыдущие и последующие числа для тех, которые вы видите на доске.
Запишите их в порядке возрастания.
(Один человек работает на доске.)
– Найдите лишнее число и подчеркните его. (100.)
–  Почему оно лишнее? (Трёхзначное.)

4.”Цветочные часы” - работа с моделями часов (устно)

– Пчеле пора на работу, да и нам тоже. Во сколько начинается наш рабочий день? (В 8 часов.)
– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда начинают работать цветочные часы.
– Вот и мы поработаем с цветочными часами и решим примеры. Первое число в математическом выражении показывает время, когда цветок “просыпается”, найденный вами ответ – когда “засыпает”. На своих моделях часов вы должны показать мне время “закрытия” цветка.

На доске рисунок цветочных часов, около каждого цветка – пример. Учитель читает числовое выражение, ученики находят его значение и говорят ответ. Время называют по-разному. 

(СЛАЙД 10)

Дети крепят таблички с названием цветка на циферблат.

  1. “Шиповник” (4часа) 4 х 8 – 12 = ? часов
  2. “Мак” (5часов) 5 х (18 – 15) = ? часов
  3. “Одуванчик” (6 часов) 6 х 6 – 21 = ? часов
  4. “Картофель” (7 часов) 7 х (82 – 80) = ? часов
  5. “Кувшинка белая” (8 часов) 8 + 42 – 31 = ? часов
  6. “Календула” (9 часов) 9 х 3 – 11 = ? часов
  7. “Мать-и-мачеха” (10 часов) 10 + 4 х 2 = ? часов
  8. “Фиалка трехцветная” (10 часов) 10 – 5 +14 = ? часов

 (СЛАЙД 11)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

     Полетели пчёлки,                              Пчёлки летают, машут руками

    Собирать с цветочков мёд                

    Мишка, мишенька идёт,                   Ходьба вперевалку

    Мёд у пчёлок унесёт.                        

    Пчёлки, домой!

    Этот улей домик наш.                      Разводят руками показывая на домик

    Уходи, медведь, от нас.                   Машут на медведя.

5. Решение задачи на сравнение 

(СЛАЙД 12)

“ Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?”

Один ученик решает на доске.

– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?

Пчела- с 4 ч. до 20ч.          Во ? раз больше, на ? часов меньше?
Ученик- с 8ч. до 12ч.

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы? ученика?

- (Да.)

- Как?

Записываем 1 действие.( 20 – 4 = 16(ч.) – рабочий день пчелы.)

-Записываем 2 действие. (12 – 8 = 4(ч.) – рабочий день ученика.)
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи?

- (Да.)

- Решаем дальше самостоятельно. (Последующая проверка решения и записи ответа.)

??? 6. Решение задачи на нахождение числа по доле 

(СЛАЙД 13 задача с графическим условием)

– Недаром про пчелу говорят - труженица. Давайте потрудимся и мы – решим задачу устно.

“Одна семья пчел за лето производит 100 кг меда и только 1/5 часть этого меда человек может у них взять. Сколько килограмм меда можно взять у пчел без ущерба для них?” (20 килограмм.)

7. Перевод единиц длины.

– Все пчелы летят на разное расстояние. Посмотрим, на сколько мы “улетим”. Переведите единицы длины, которые вы видите на доске, в сантиметры.(Один работает на доске, остальные в тетрадях.)

(СЛАЙД 14)

3дм = __ см
6 дм 5см = __ см
90 мм = __ см

9. Решение уравнений.

– Молодцы, ребята, вам всего по 9 – 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения, вы узнаете еще одну тайну пчелы. ( На доске работают по одному представителю от каждого ряда.)

 (СЛАЙД 15)

Х х 7 = 42
Х : 8 = 5
36 :
а = 4

После решения уравнений на доске открываются рисунки пчел разного возраста, выполняющие разные функции в улье.

(СЛАЙД 16)

От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.

10. Нахождение периметра шестиугольника. 

(СЛАЙД 17 с шестиугольником)

– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определенные размеры – диаметр 5,4 мм. Присутствующая у нас на уроке пчелка больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?

– Найдите периметр самостоятельно.

(СЛАЙД 18)

Карточки

V. Подведение итога урока.

– Наш необычный урок подходит к концу. Кроме того, что мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен, мы повторили много  математического материала. Давайте подведем итог нашего урока: Чему же мы учились сегодня на уроке?

- Без пчелы не сможет человек отведать ценнейшего лекарства – меда, воспользоваться воском, который может вырабатывать только пчела. Чем больше пчел вылетит на работу, тем больше урожай мы соберем. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Недаром в пословице молвится “Ни пчелы без жала, ни розы без шипов”. Все мы восхищаемся королевой цветов – розой, она радует нас своей красотой, восхитительным ароматом. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.

– А вот и снова наша героиня к вам с письмом.

(СЛАЙД 19 пчела)

Узнала я, что вы вели сегодня про меня разговор, и очень мне хотелось к вам заглянуть. Вы не думайте, что зимой мы спим, нет. У нас и зимой работы хватает. Решили мы вас пирогом угостить. Сами то мы пчелиный хлеб из пыльцы изготавливаем, перга называется, а вам я медовик принесла. Кушайте на здоровье, да нас, пчел, добрым словом вспоминайте. А пока я прощаюсь с вами, до встречи весной.

(СЛАЙД 20)

- Спасибо за урок. До свидания!

КАРТОЧКИ

8 х 2 =

3 х 6 =

4 х 5 =

8 х 9 =

5 х 7 =

54 : 6 =

72 : 8 =

16 : 4 =

48 : 6 =

20 : 5 =

3 х 9 =

36 : 4 =

6 х 3 =

7 х 4 =

30 : 5 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счет в пределах 100. Закрепление." математика УМК "Планета знаний"

Урок по теме "Счет в пределах 100. Закрепление"...

урок-презентация "Закрепление счета в пределах 20"

Урок-игра "Знатоки против телезрителей" 2 класс Цели: 1. Закрепить знания и умения учащихся по изученной теме. 2. Формировать навык устного счета и решения простых задач. 3. Воспитание акку...

Конспект Счет в пределах 20. Закрепление сложения и вычитания

Конспект Счет в пределах 20. Закрепление сложения и вычитания...

Презентация к уроку - «Счет в пределах 20. Закрепление сложения и вычитания»

Презентация к уроку - «Счет в пределах 20. Закрепление сложения и вычитания»...

Урок математики "Счет в пределах 10.Закрепление"

Урок математики в первом классе с использованием презентации.Для работы дети используют планшеты (индивидуальные маркерные доски....