"Счет в пределах 100. Закрепление".
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
На уроке ребята закрепляют счет в пределах 100 при решении примеров, задач, выражений с переменной. А также знакомятся с жизнью труженницы-пчелки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
numeraciya._schet_v_predelah_100.rar | 567.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3-м классе
" Счет в пределах 100. Закрепление."
Цели урока: закреплять навыки устных вычислений в пределах 100, умение читать, записывать и сравнивать двузначные числа; упражнять учащихся в переводе одних единиц длины в другие; развивать умения находить доли числа. Находить значения выражений с переменными, вычислять периметр многоугольника; вырабатывать навыки устного счёта; развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе; воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.
Оборудование: “цветочные часы” на доске, “ульи”, рисунки пчёл разного возраста, таблички с названием цветов, “пчелиные соты”(у каждого ребёнка картонный шестиугольник), рисунки пчелы (в подарок каждому ребёнку), костюм пчелы, выпечка с использованием мёда.
ХОД УРОКА
(СЛАЙД 1 - название темы)
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Михайловна. Урок математики сегодня у вас проведу я. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.
(СЛАЙД 2)
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
- Работать сегодня мы будем на листочках, которые лежат у вас на столе. Запишите сегодняшнее число: 19 ноября.
II. Устный счет.
– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку “Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат”. Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесете их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку.
(СЛАЙД 3)
4 х8 - 27
6 х (89 – 83)
6 х 7 + 28
100 - 8 х 5
90 – 3 х 6
72, 70, 60, 36, 5 /пчёлы/
– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.
(СЛАЙД 5 - пчела)
(СЛАЙД 6 словецкие)
– Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов.21 августа, уже почти пять веков, Православная церковь чтит память святых преподобных Зосимы и Савватия Словецких – покровителей пчеловодства на Руси.
– А праздник пчелы отмечают в день памяти преподобного Зосимы 30 апреля.
(СЛАЙД 7 пчела)
III. Сообщение темы урока.
– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать. Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчёл. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Справившись с ними , мы узнаем много интересного. Итак, в путь за пчелой.
IV. Работа над закреплением пройденного материала.
1. Нахождение значений выражений с переменными.
– Её дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе должны “построить” их, найдя значения выражений с переменными.
(Соревнования по рядам. Чей ряд заканчивает первый около их полосы крепиться улей с номером 1, 2, 3)
– Каждому ряду нужно построить свой улей, вы выходите по одному по очереди, записываете ответ. Выполнив задание, вы имеете право открыть улей.
с | 21 | 49 | 56 | 63 | 28 | 42 |
с : 7 |
|
|
|
|
|
|
в | 36 | 72 | 27 | 63 | 81 | 54 |
в : 9 |
|
|
|
|
|
|
а | 24 | 64 | 48 | 32 | 56 | 40 |
а : 8 |
|
|
|
|
|
|
Как ряд заканчивает решение на доске появляется 3 улья.
– Молодцы, вы справились с заданием и не случайно наши ульи оказались именно таких цветов. Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит “сквозь” листья.
2. Задание на смекалку.
– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.)
3. Повторение нумерации в пределах 100. (СЛАЙД 8 улей в разрезе)
– На каждом улье есть леток- вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы входят по нижней части летка, те, кто улетает - по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.
(СЛАЙД 9)
– Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас. Назовите их. (99, 89, 45.)
– Напишите предыдущие и последующие числа для тех, которые вы видите на доске.
Запишите их в порядке возрастания. (Один человек работает на доске.)
– Найдите лишнее число и подчеркните его. (100.)
– Почему оно лишнее? (Трёхзначное.)
4.”Цветочные часы” - работа с моделями часов (устно)
– Пчеле пора на работу, да и нам тоже. Во сколько начинается наш рабочий день? (В 8 часов.)
– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда начинают работать цветочные часы.
– Вот и мы поработаем с цветочными часами и решим примеры. Первое число в математическом выражении показывает время, когда цветок “просыпается”, найденный вами ответ – когда “засыпает”. На своих моделях часов вы должны показать мне время “закрытия” цветка.
На доске рисунок цветочных часов, около каждого цветка – пример. Учитель читает числовое выражение, ученики находят его значение и говорят ответ. Время называют по-разному.
(СЛАЙД 10)
Дети крепят таблички с названием цветка на циферблат.
- “Шиповник” (4часа) 4 х 8 – 12 = ? часов
- “Мак” (5часов) 5 х (18 – 15) = ? часов
- “Одуванчик” (6 часов) 6 х 6 – 21 = ? часов
- “Картофель” (7 часов) 7 х (82 – 80) = ? часов
- “Кувшинка белая” (8 часов) 8 + 42 – 31 = ? часов
- “Календула” (9 часов) 9 х 3 – 11 = ? часов
- “Мать-и-мачеха” (10 часов) 10 + 4 х 2 = ? часов
- “Фиалка трехцветная” (10 часов) 10 – 5 +14 = ? часов
(СЛАЙД 11)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Полетели пчёлки, Пчёлки летают, машут руками
Собирать с цветочков мёд
Мишка, мишенька идёт, Ходьба вперевалку
Мёд у пчёлок унесёт.
Пчёлки, домой!
Этот улей домик наш. Разводят руками показывая на домик
Уходи, медведь, от нас. Машут на медведя.
5. Решение задачи на сравнение
(СЛАЙД 12)
“ Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?”
Один ученик решает на доске.
– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче?
Пчела- с 4 ч. до 20ч. Во ? раз больше, на ? часов меньше?
Ученик- с 8ч. до 12ч.
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы? ученика?
- (Да.)
- Как?
Записываем 1 действие.( 20 – 4 = 16(ч.) – рабочий день пчелы.)
-Записываем 2 действие. (12 – 8 = 4(ч.) – рабочий день ученика.)
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи?
- (Да.)
- Решаем дальше самостоятельно. (Последующая проверка решения и записи ответа.)
??? 6. Решение задачи на нахождение числа по доле
(СЛАЙД 13 задача с графическим условием)
– Недаром про пчелу говорят - труженица. Давайте потрудимся и мы – решим задачу устно.
“Одна семья пчел за лето производит 100 кг меда и только 1/5 часть этого меда человек может у них взять. Сколько килограмм меда можно взять у пчел без ущерба для них?” (20 килограмм.)
7. Перевод единиц длины.
– Все пчелы летят на разное расстояние. Посмотрим, на сколько мы “улетим”. Переведите единицы длины, которые вы видите на доске, в сантиметры.(Один работает на доске, остальные в тетрадях.)
(СЛАЙД 14)
3дм = __ см
6 дм 5см = __ см
90 мм = __ см
9. Решение уравнений.
– Молодцы, ребята, вам всего по 9 – 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения, вы узнаете еще одну тайну пчелы. ( На доске работают по одному представителю от каждого ряда.)
(СЛАЙД 15)
Х х 7 = 42
Х : 8 = 5
36 : а = 4
После решения уравнений на доске открываются рисунки пчел разного возраста, выполняющие разные функции в улье.
(СЛАЙД 16)
От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.
10. Нахождение периметра шестиугольника.
(СЛАЙД 17 с шестиугольником)
– Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определенные размеры – диаметр 5,4 мм. Присутствующая у нас на уроке пчелка больше настоящих пчел, поэтому и “соты” наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти?
– Найдите периметр самостоятельно.
(СЛАЙД 18)
Карточки
V. Подведение итога урока.
– Наш необычный урок подходит к концу. Кроме того, что мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен, мы повторили много математического материала. Давайте подведем итог нашего урока: Чему же мы учились сегодня на уроке?
- Без пчелы не сможет человек отведать ценнейшего лекарства – меда, воспользоваться воском, который может вырабатывать только пчела. Чем больше пчел вылетит на работу, тем больше урожай мы соберем. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Недаром в пословице молвится “Ни пчелы без жала, ни розы без шипов”. Все мы восхищаемся королевой цветов – розой, она радует нас своей красотой, восхитительным ароматом. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.
– А вот и снова наша героиня к вам с письмом.
(СЛАЙД 19 пчела)
Узнала я, что вы вели сегодня про меня разговор, и очень мне хотелось к вам заглянуть. Вы не думайте, что зимой мы спим, нет. У нас и зимой работы хватает. Решили мы вас пирогом угостить. Сами то мы пчелиный хлеб из пыльцы изготавливаем, перга называется, а вам я медовик принесла. Кушайте на здоровье, да нас, пчел, добрым словом вспоминайте. А пока я прощаюсь с вами, до встречи весной.
(СЛАЙД 20)
- Спасибо за урок. До свидания!
КАРТОЧКИ
8 х 2 =
3 х 6 =
4 х 5 =
8 х 9 =
5 х 7 =
54 : 6 =
72 : 8 =
16 : 4 =
48 : 6 =
20 : 5 =
3 х 9 =
36 : 4 =
6 х 3 =
7 х 4 =
30 : 5 =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счет в пределах 100. Закрепление." математика УМК "Планета знаний"
Урок по теме "Счет в пределах 100. Закрепление"...
урок-презентация "Закрепление счета в пределах 20"
Урок-игра "Знатоки против телезрителей" 2 класс Цели: 1. Закрепить знания и умения учащихся по изученной теме. 2. Формировать навык устного счета и решения простых задач. 3. Воспитание акку...
урок математики в 1 классе "Счет в пределах 10.(Закрепление)"
Счет в пределах 10.(Закрепление)...
Конспект Счет в пределах 20. Закрепление сложения и вычитания
Конспект Счет в пределах 20. Закрепление сложения и вычитания...
Презентация к уроку - «Счет в пределах 20. Закрепление сложения и вычитания»
Презентация к уроку - «Счет в пределах 20. Закрепление сложения и вычитания»...
Урок математики "Счет в пределах 10.Закрепление"
Урок математики в первом классе с использованием презентации.Для работы дети используют планшеты (индивидуальные маркерные доски....
Открытый урок. Технологическая карата. Счет в пределах 10. Закрепление сложения и вычитание
Открытый урок по математике,1 класс....