Знакомство с числом и цифрой О
план-конспект урока математики (1 класс) по теме

Козлитина Ирина Владимировна

Урок математики "Знакомство с числом и цифрой О" разработан в соответствии с ФГОС, проводится в 1 четверти по программе "Начальная школа ХХI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matematika_1_klass.zip34.55 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока математики  №28

                                                                 

                                                                                                                                            Козлитина Ирина Владимировна,

                                                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                                    МОУ «Начальная школа –

                                                                                                                            детский сад №44» г. Белгорода

Тема: Знакомство с числом и цифрой 0. 

Класс: 1.

Дата проведения: 19 октября 2011 г.

Цель: Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.

        Задачи:

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении  и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

        Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: аудиторная доска с магнитной поверхностью,  стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; таблица написания цифр, предметные картинки, карточки с цифрами; три квадрата: зеленый, желтый, красный – для рефлексии.

Каждому: ученические столы двухместные с комплектом стульев, учебники: Рудницкая, В.Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч., ч. 1/В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2011; тетради: Кочурова, Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2011; веера цифр, «Касса цифр», счетные палочки, полоски бумаги с фамилией и именем.

Парная работа: карточки с домиками для игры «Заселим домик».

Поставленная цель каждого этапа

Этапы урока

Ход урока

Деятельность детей

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

1.Орг. момент.

- Громко прозвенел звонок –

   Начинается урок.

   Наши ушки на макушке,

   Глазки широко раскрыты –

   Слушаем, запоминаем,

   Ни минуты не теряем!

- Проверка готовности детей к уроку.

- Приветствие гостей.

Л, Р

Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие внимания и памяти, подготовка к «жизненному» счету, где часто приходится выполнять действия над числами, воспринимаемыми на слух.

2. Устный счет.

- Каждый урок математики мы начинаем с вами с устного счета. А зачем? Что вам это дает? Может, это вредно для здоровья? (Ответы детей.) 

- Итак, выполняем зарядку для ума. И в этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на предыдущих уроках математики.

-Посчитайте от 1 до 10 (1 ряд).

-Посчитайте от 10 до 1 (2 ряд).

-Посчитайте от 4 до 9 (3 ряд).

-Посчитайте от 8 до 1 (1 ряд).

-Посчитайте от 2 до 7 (2 ряд).

-Посчитайте от 6 до 2 (3 ряд).

Приготовьте  веера цифр и покажите только ответ.

-число, следующее за числом 8;

-число, предыдущее числу 3;

-число, которое больше 5 на 2;

-число, которое меньше 3 на 2;

-какое число мы называем при счете после числа 7?

-уменьшите 6 на 2.

- Игра «Заселим домик» (парная работа, слабоуспевающие учащиеся выполняют задание с помощью счетных палочек).

-Проверка.

ПР

Подвести учащихся к формулированию темы урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).

На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

3. Введение в тему урока. Целеполагание  урока.

- Покажите количество предметов на рисунке с помощью веера цифр.

– По-моему, мы еще на уроках не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?

- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?

(Знакомство с числом и цифрой 0.)

П, Р

Формирование мотивации учения и обучения.

Реализация принципа деятельности.

4. Изучение нового материала.

  1. Работа по учебнику.

Найдите тему в учебнике и прочитайте.

1. Задание 1 (с. 50).

– Сколько пирожков лежит на тарелке? (9.)

– Все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (Ни одного пирожка.)

Запись: 9 без 9 – это .      9 – 9 = .

Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.

– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».

- Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята? Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)

- В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.

- На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

                          (С. Маршак)

                Могу назвать его мячом,

                А хочешь, дыркой назовем,

                А можно бубликом,

                Почти что кругленьким.

                Но как его ни назовем,

                Он называется нулем!

                      (Ф. Дагларджа)

2. Задание 2 (с. 50).

– Рассмотрите рисунки. Сколько было уток? (3.)

– Сколько стало уток? (Ноль.) Сколько уток улетело? (3 утки.)

Запись: 3 – 3 = 0.

– Сколько птиц было в клетке сначала? (Ноль.)

– Сколько птиц стало? (2.) Сколько птиц посадили? (2.)

Запись: 0 + 2 = 2.

3. Задание 3 (с. 51).

– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и покажите число 0.

– Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0.

– Сколько шагов от числа 0 до числа 4? (Четыре шага.)

– Сколько шагов от числа 0 до числа 5? (Пять шагов.)

– Сколько шагов от числа 0 до числа 8? (Восемь шагов.)

- Какое место занимает ноль в ряду чисел? (Стоит перед 1.)

- Почему? (Потому что ноль - самое маленькое число.)

П, К

Профилактика утомления

5.Физминутка

-Настало время отдохнуть.

Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мышки
Дружно сели все за книжки.

Л, Р

Задания способствуют формированию положительной мотивации учения, познавательной активности, активизируют учебную деятельность, создают комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышают эффективность урока.

6. Закрепление изученного материла.

4. Задание 5 (с. 51).

– Сколько вертолетов на рисунке? (3.) Кораблей? (4.) Машин? (6.)

– Придумайте вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько меньше».

Варианты вопросов:

а) На сколько вертолетов меньше, чем кораблей?

б) На сколько вертолетов меньше, чем машин?

в) На сколько кораблей больше, чем вертолетов?

г) На сколько кораблей меньше, чем машин?

д) На сколько машин больше, чем вертолетов?

е) На сколько машин больше, чем кораблей?

6. Задание 6 (с. 51).

– Рассмотрите первый рисунок. Что делает волк?

– Сколько было цветов? (5.) Сколько цветов сорвал волк? (3.)

– Подберите схему к этому рисунку.

Запись:          без  – это 

                        5 без 3 – это 2

                        5 – 3 = 2

– Рассмотрите второй рисунок. Что делает заяц?

– Сколько росло морковок? (8.)

– Сколько морковок сорвал заяц? (2.)

– Подберите схему к этому рисунку.

Запись:          без  – это 

                        8 без 2 – это 6

                        8 – 2 = 6

III. Работа в печатной тетради

  1.  Письмо цифры 0: ориентация на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения.

Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.

– Рассмотрите, как пишут цифру 0, обозначающую число ноль, и поучитесь ее правильно писать.

Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

– Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.

Далее учащиеся работают по образцу.

  1. Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3.
  2.  Составление разных вопросов со словом «сколько?» по заданному рисунку.
  3.  Поиск треугольников в фигуре.
  4.  Установление закономерности в записи цифр и письмо цифр в соответствии с установленной закономерностью.
  5.  Прослеживание (проведение) линии от цветной фигуры к карточке с числом.
  6.  Сопоставление начала узора и его описания (пошаговый контроль выполненного этапа работы).
  7.  Продолжение узора.
  8.  Тренировка в написании изученных цифр.

П, К

Подведение итогов урока

7. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какую цифру научились писать?

- Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?

– Что обозначает число 0?

– Сравните понятия «число» и «цифра». (Число отражает количество или порядковый номер. Числа мы считаем. Именно их (не цифры) мы складываем, вычитаем. Цифра — это знак для обозначения числа. По аналогии с алфавитом — это буква. Буква обозначает звук. Цифра — число.)

ПР, П

Формирование самооценки

8. Рефлексия.

На доске три разноцветных квадрата. У вас на партах – полоски бумаги, на которых написаны ваша фамилия и ваше имя. Возьмите полоску бумаги, выйдите к доске и прикрепите ее на квадрат.

Зеленый квадрат – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Желтый – я могу работать лучше, у меня не все получалось на уроке. Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с числом и цифрой 0.

Цель: Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.  Задачи: Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с о...

Знакомство с числом и цифрой 0

Сценарий урока разработанный в соответсвии с ФГОС...

Методическая разработка. Знакомство с числом и цифрой 8

Методическая разработка по математике « Знакомство с числом и цифрой 8»Виноградова Ольга Евгеньевна, ГБОУ СОШ 147,учитель начальных классов УМК «Перспектива»Цели урока: 1) сформировать предс...

Методическая разработка урока математики на тему: "Знакомство с числом и цифрой 1"

В материале представлена методическая разработка урока математики в первом классе по теме: "Знакомство с числом и цифрой 1"...

Конспект урока по математике. Знакомство с числом и цифрой 0.

Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по математике по теме "Знакомство с числом и цифрой 0."

Данный урок по математике предназначен для учащихся 1 класса, обучающихся по образовательной системе развивающего обучения Л.В.Занкова.Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уро...

Знакомство с числом и цифрой 4

Урок рекомендован учителям начальных классов, учителям- дефектологам...