Статья "Формирование вычислительных умений и навыков" . ( Из опыта работы)
занимательные факты по математике по теме

Вычислительные примеры представляются детям весьма абстрактными, лишёнными практической цели , а работа над ними – скучным занятием .Между тем именно вычислительные примеры являются основным средством формирования умений и навыков выполнять вычисления , без чего немыслимо овладеть основами наук , а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Учитель начальных классов МОУ СОШ №5

                                                                 ОЦ «Лидер»

                                                      Шеина Людмила Михайловна

                                                                   Г.о. Кинель

                                                             Самарская область

                                                 

                   Формирование вычислительных умений и навыков .

                                                  ( Из опыта работы )

Вычислительные примеры представляются детям весьма абстрактными, лишёнными практической цели , а работа над ними – скучным занятием .Между тем именно вычислительные примеры являются основным средством формирования умений и навыков выполнять вычисления , без чего немыслимо овладеть основами наук , а также почти любым видом практической и профессиональной деятельности .

Детей следует научить не только обращаться с числами , уметь вычислять , но и выработать у них чувство числа , способность видения его через наблюдения .

Чтобы активизировать познавательную деятельность детей при выполнении ими вычислительных упражнений , надо привнести элементы занимательности как в содержание , так и в форму такой работы.

Например , (1) умножение на 11 .

1 способ : представить число 11 в виде суммы двух слагаемых 10 +1

                                32 х (10+1) = 320 + 32 = 352

2 способ : если 1 множитель – двузначное число и сумма цифр множимого меньше 10.

                                 

                              32 х 11 = 3 5 2

                                        5-это 3 +2

(2) Умножение на 111 двузначного числа .

При умножении 25 на 111 находим сумму цифр множителя ( 2+5 =7) . Раздвигая цифры множимого , дважды пишем сумму цифр данного двузначного числа :

                   2 5 х 111 = 2 7 7 5

(3) Умножение трёхзначного числа на 11 .

                             3 26 х 11 =3 5  8 6

                            5 –это 3 +2

                             8 –это 2+6

Примечание : при сложении цифр результат должен быть меньше 10.

Очень эффективным средством для активизации познавательной дея-

тельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков , на мой взгляд , является и решение буквенных выражений . Буквы я беру из греческого алфавита (α,β,γ…) Детям очень интересны названия букв , их написание .Ученики не только решают «волшебные примеры», но затем, подставляя вместо буквенных значений цифровые , получают знакомые примеры с числами . А потом они записывают все возможные варианты примеров с числами.

Например ,αο+3 = ά3

                     

                     Βγх10= βγ0

Дети также уточняют : чему не может быть равны ά,β,γ .

Ученики также очень любят решать задания типа «Магический квадрат». Играя в волшебников , дети очень хорошо запоминают состав чисел и предлагают несколько решений одного задания .

Например, в 9 – ти клетках нужно расставить числа 2, 2, 2, 4, 4, 4, 6,6, 6 так, чтобы результат был равен 12 .

               2  6   4                               4  6  2

              6  4   2                               2  4  6

             4  2   6                               6  2  4                                                                                                                                                                                                                            

В начальной школе детям требуется дать по математике прочные знания в устных и письменных вычислениях , но для этого не рекомендуется предлагать много однотипных упражнений во избежании формального отношения к вычислениям .

 Сочетание уроков математики с внеклассными занятиями ( возможно , математический кружок ) позволяют , как правило , сделать это более полно и разносторонне .

При организации работы на уроках математики надо стремиться , чтобы каждое занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования .

                               Использованная литература:

«Математика» (методическое пособие ) 3 класс. В.Н.Рудницкая.

Москва, «Вентана – Граф»  2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование вычислительных умений и навыков

В статье раскрывается важность формирования вычислительных навыков, которые являются фундаментом изучения математики и других дисциплин....

Разитие вычислительных навыков (из опыта работы)

В материале представлены упражнения, помогающие ученику быстро и прочно усвоить таблицы сложения и умножения....

Математика "Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100"

Урок математики в коррекционной школе VIII вида, по теме: "Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и выичтания в предлах 100"....

Презентация к уроку математики "Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100".

Презентация к уроку математики "Закрепление вычислительных  умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100". В коррекционной школе VIII вида....

Конспект урока математики по теме: "Формирование вычислительных умений и навыков. Решение задач.", 2 класс, УМК "Гармония"

Цель урока: совершенствование умения решать задачи и вычислять значение суммы (разности) двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд....

Технологическая карта урока математики на тему «Вычислительные умения и навыки».

Конспект урока математики в 3 классе по образовательной программе "Гармония"....