Интегрированный урок по математике 4 класс "Решение задач"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Методическая разработка урока по математике. Повторение в конце учебного года. На уроке закрепляется умение решать задачи разных видов. Все задачи составлены по сказкам Г.Х.Андерсена.Используются иллюстрации разных художников к сказкам Андерсена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_teme_reshenie_zadach_4_klass.doc | 72.5 КБ |
vilhelm_pedersen_1820-1859_prezentaciya_k_uroku_matematiki.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по теме «Решение задач изученных видов. Повторение в конце года». 4 класс.
Цель урока.
- совершенствование умения решать задачи
Задачи урока:
1.развитие навыка устного счёта, логического мышления,
2.создание условий для внимательного отношения к товарищам.
3.формирование познавательного интереса к математике.
4.знакомство с произведениями художников – иллюстраторов.
Оборудование:
1.Распечатки заданий для каждого ребёнка.
2.Презентация к уроку или иллюстрации художников к сказкам Г.Х.Андерсена.
3.Проектор.
4.Выставка книг Г.Х.Андерсена.
Ход урока.
1. Введение в урок. Разминка для ума. Необходимо быстро дать ответ на вопрос
-На чём спала принцесса из сказки "Принцесса на горошине"? (На кровати)
-Что попало Каю в глаз? (Льдинка)
-Какие звери берегли богатство в сказке «Огниво? (Собаки)
-Найти лишнее. «Дюймовочка», «Огниво», «Красная шапочка», «Снежная королева». Почему. («Красная шапочка». Эту сказку написал Ш. Перро. Все остальные - Г.Х. Андерсен.) Слайд 2-3 Портрет сказочника.
Сегодня мы вспомним сказки Г.Х.Андерсена, познакомимся с художниками, иллюстрировавшими сказки Андерсена, а также будем закреплять своё умение решать задачи, выполнять действия с многозначными числами. Все задачи составлены по сказкам великого датского писателя.
2. Устный счет. Запиши только ответы. Расположи их в порядке возрастания и отгадай слово. Детям выдаётся листок с заданием. Ответы записывают в тетради. Задание можно выполнить в парах или с взаимопроверкой.
1) На сколько увеличили 680, чтобы получили 900? ( С)
2) Первое слагаемое 118, второе 182. Чему равна сумма? ( Т)
3) Какое число на 240 меньше, чем 720? ( Ь)
4) Чему равно частное чисел 420 и 7? ( Е)
5) Запиши число, которое в 6 раз больше чем 30. ( О)
6) Уменьшаемое 400. Вычитаемое состоит из 2 сот., 2 дес. и 5 ед. Найди разность. ( Н)
7) Во сколько раз 570 больше 30? ( В)
8) Найти четвертую часть числа 320. ( Ч)
Слайд4. Ответы. 240, 300, 480, 60, 180, 175, 19, 80.
С Т ь Е О Н В Ч
19, 60, 80, 175, 180, 240, 300, 480.
В Е Ч Н О С Т Ь
Слово. ВЕЧНОСТЬ. Из какой сказки Андерсена пришло к нам это слово? Кто должен был сложить слово «Вечность»? ( Кай из сказки «Снежная королева».) Показ иллюстраций к сказке «Снежная королева». Слайд 5.
Эту сказку иллюстрировала и замечательная художница Т.Г.Юфа.
Тамара Григорьевна Юфа родилась 2 марта 1937 года в деревне Колодезная Задонского района Липецкой области. В 1960 году, окончив Ленинградское художественно-педагогическое училище им. В. А. Серова, приехала в поселок Ладва Прионежского района преподавать рисование и черчение в школе. Полюбив Карелию, осталась здесь навсегда, переехав в 1964 году в город Петрозаводск. Известность ей принесли иллюстрации к книгам. Успешно работала и как театральный художник. Ею были оформлены спектакли в Национальном театре Республики Карелии, в Петрозаводском театре кукол, в Государственном академическом театре драмы им. А. С. Пушкина в г. Санкт-Петербурге.
Иллюстрации художника Владислава Ерко (1962 г.). Он родился в Киеве. Окончил Киевский полиграфический институт. Иллюстрированная им книга «Снежная королева» на всеукраинском конкурсе "Книга года - 2000" была удостоена Гран-при.
Сказка Ханса Кристиана Андерсена «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» одна из самых ЗИМНИХ сказок. За всё существование этой замечательное сказки, к ней было создано великое множество иллюстраций. Vilhelm Pedersen (1820-1859) первый иллюстратор сказок и историй Ханса Кристиана Андерсена. Его иллюстрации отличаются плавностью, мягкостью и округлостью форм, лаконичным исполнением. Слайд 6
Интересно заметить, что часто лица детей, нарисованные Педерсеном, имеют совершенно недетское выражение, и в тоже время взрослые — выглядят просто большими детьми. Мир иллюстраций Педерсена — это мир неторопливых историй в которых вещи и предметы могут вдруг начать говорить и вести себя как люди, а дети — герои сказок Андерсена — оказываются в удивительном и иногда жестоком мире, где за все приходится платить, и где и добро, и зло получают то, что заслуживают.
Выполнены иллюстрации карандашом. Такая техника называется графика.
3. Решение задач
А сейчас найдите у себя на парте листочек с задачами. Прочитайте первую задачу. По какой сказке составлена задача. Что такое локоть. Посмотрите на иллюстрацию. Слайд 7.
Художник АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ ЛЕБЕДЕВ изобразил обманщиков, которые шьют платье королю.
А.Б.Лебедев- член Московского Союза Художников,
член Международной Федерации Художников.
Издано несколько десятков книг с его иллюстрациями
Какую форму краткой записи удобно выбрать для этой задачи. (Можно составить чертёж, а можно записать в таблице) Запишите задачу в таблице. Проверьте по слайду. Слайд 8
Задача 1.
1.На новый наряд короля ткачи приготовили 2 отреза парчи по 5 локтей в каждом и 4 одинаковых отреза шелка. Сколько метров в каждом отрезе шелка, если хитрые ткачи уверяли, что на весь наряд приготовлено 34 локтя ткани?
Таблица.
Кол-во ткани в одном куске | Кол-во кусков | Общее кол-во ткани |
П. 5л | 2к. | 34л. |
Ш. ?л | 4к. |
Запись решения по действиям или выражением. 1 ученик работает у доски за занавеской. Проверка – самопроверка. Слайд 9
- 5*2=10(л.) - парчи.
- 34-10=24(л.) – шёлка.
- 24: 4 =6(л.)
Ответ: в одном куске 6 локтей шёлка.
Прочитайте задачу 2.
Задача 2.
Сосчитайте, сколько зерен было у крота в кладовой, если с прошлого года он сохранил 8070 зерен, а в этом году собирал зерна в течение всего августа по 45 зерен в день?
По какой сказке составлена задача. Вот иллюстрация к этой сказке. Слайд10.
Что нужно знать, чтобы решить задачу. (Количество дней в августе). Какими действиями будем решать задачу. Что узнаем первым действием. Как узнаем.
Что узнаем вторым действием, Как узнаем..
Решить задачу самостоятельно. Взаимопроверка.
1)31*45=1395(з.) – собрал в августе
2)1395+8070 = 9465(з.)
Посмотрите на следующую задачу. Прочитайте её про себя. В какой же сказке у старушки был садик с розами. Назовите эту сказку. Вот иллюстрация к задаче. Слайд 11
Задача 3.
. У старушки был садик прямоугольной формы. Длина садика 15 м. а ширина 13 м. Розы занимали 2/5 площади этого садика. Какую площадь занимали остальные цветы?
- Что известно в задаче? (в задаче говорится о длине, ширине и площади прямоугольника). А известна ли нам площадь садика? Как её узнать?
-Что известно о площади, которую занимают розы? Начертите у себя в тетради прямоугольник и покажите 2/5 площади прямоугольника. Что для этого нужно сделать. Покажите на чертеже, что нужно узнать в задаче
a
b
Sпр.=a*b Слайд12
1 ученик выполняет задание на доске. Заштриховать 2/5 прямоугольника
Как же нам решить эту задачу? Составьте план решения задачи. Можно ли решить задачу другим способом? Как? Чем похожи решения, чем будут различаться.
1 узнаем площадь всего прямоугольника по формуле S =a*b 2.Узнаем, чему равны 2/5 площади прямоугольника. Для этого получившееся число разделим на 5 и умножим на 2. 3.Вычтем из всей площади получившееся число и узнаем, чему равны 3/5 | 1 узнаем площадь всего прямоугольника по формуле S =a*b 2.Так как розами занято 2/5, узнаем, какая часть прямоугольника занята другими цветами. Для этого из 5/5 вычтем 2/5 3.Узнаем, чему равны 3/5. Для этого площадь прямоугольника разделим на 5 и умножим на 3. |
1 вариант решает задачу 1 способом. 2 вариант – 2 способом.
1)13*15=195(кв.м.)-площадь садика. 1) 13*15=195(кв.м.)-площадь садика.
2)195:5*2=78(кв.м.) – занято розами. 2)5/5-2/5=3/5-занимают ост.цв.
3)195-78=117(кв.м.)-остальные цветы. 3)195:5*3=117(м)- ост.цв.
Взаимопроверка.
4.Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Трудно на одной стоять?
Будем прыгать и считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Наши ноги поменяем,
Продолжаем.
Будем прыгать и считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Одна вторая от восьми?
Будем столько пол мести.
Тридцать разделить на пять?
Столько надо приседать.
Руки ты прижми к груди,
Сумму чисел ты найди,
Сумму чисел два и восемь
Столько раз мы сделать просим
Отведенье рук назад.
Ровно десять раз подряд.
5.Продолжаем решать задачи.
Задача 4.
Ласточка в первый день пролетела вместе с Дюймовочкой 32 км 578 м. Это на 948 м меньше, чем во второй день, а в третий день пролетела половину пути, который был проделан за первый и второй дни вместе. Какое расстояние пролетела ласточка за 3 дня из норы крота в теплые страны?
-Прочитайте задачу и назовите сказку. Иллюстрации к этой сказке сделала художница Сиима Скоп. Художник Siima Skop после окончания средней школы стала парикмахером, в 1948 окончила Государственный художественный институт в Таллинне. После этого Siima работала художником плаката и иллюстратором. Слайд 13.
-Запишите задачу кратко.
-Что означает фраза « Это на 948 м меньше, чем во второй день».
-Что нужно сделать, прежде чем решать задачу.
-Составьте план решения. Запишите решение, записывая все вычисления сразу в столбик. Слайд14.
План решения.
1.Узнаем, сколько пролетела ласточка во 2 день. ( + )
2. Узнаем, сколько пролетела ласточка за 1 и 2 день вместе. (+)
3.Узнаем, сколько пролетела ласточка за 3-ий день. (:)
4. Узнаем, сколько пролетела ласточка за три дня. (+)
32км578м= 32578м
1)32578+948=33526(м)-пролетела во 2-ой день.
2)33526 +32578=66104(м)- пролетела за два дня.
3)66104:2=33052(м)-пролетела за 3-ий день.
4)66104+33052=99156(м)
99156м.=99км156м
Проверка. Назовите ответ задачи .
Задача 5
. За 42 часа северный олень доставил Герду к саду Снежной королевы, пробегая каждый час 25 километров. Сколько потребуется часов на обратный путь, если предстоит нести еще и Кая и скорость уменьшится на 10 км/ч.?
Назовите сказку. Познакомьтесь с иллюстрацией Слайд 15.
Художник Анастасия Архипова родилась в 1955 году в Москве, в семье художников — отец и дед книжные графики.
В 1978 году окончила Московский государственный институт имени В.И.Сурикова. Будучи ещё студенткой, начала работать для издательства «Детская литература». С иллюстрациями Архиповой здесь вышли книги: «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Огниво» и «Стойкий оловянный солдатик» Ханса Кристиана Андерсена, «Сказки русских писателей».
О каких величинах идёт речь в этой задаче? Запишите задачу в таблице.
1 ученик – у доски.
Что можем узнать, зная скорость и время? Как узнать расстояние?
Какую величину нам нужно узнать? Что нужно знать для этого? Как узнать время?
S=V*t
V=S: t
T=S:V
(Слайд 16 – формулы )
Решить задачу самостоятельно. 1ученик – на доске.
- 42*25=1050(км)- пробежал северный олень
- 25_10=15(км/ч) –скорость на обратном пути.
- 1050:15=70(ч)
Следующую задачу можно решить устно. Это задача на смекалку. Прочитайте её, назовите сказку, рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником.
Задача 6.
. Солдат нашел клад в подземелье ведьмы. Он насчитал 5 одинаковых сундуков с золотом, в которых лежало 193 золотые монеты. Сколько золотых монет в 10 таких сундуках? Слайд17.
Как будем рассуждать при решении этой задачи? (10 сундуков в 2 раза больше, чем 5.Значит, солдат нашёл монет в 2 раза больше. 193*2=386)
6. Подведение итогов. Посмотрите на свою работу в тетради. Какие виды задач мы сегодня повторили.
7. Рефлексия. Слайд18. ( На доске плакат со словами, дети подходят к плакату, ставят знак + у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Портрет Х.К. Андерсена акварелью, написан 20 ноября 1845 г., автор — немецкий художник Карл Хартманн (1718-1857). Картина находится в замке Грестен, Дания.
2 апреля 1805г. 170 сказок 2005г.-ЮНЕСКО Ганс Христиан Андерсен.
240, 300, 480, 60, 180, 175, 19, 80. С Т Ь Е О Н В Ч 19, 60, 80, 175, 180, 240, 300, 480. В Е Ч Н О С Т Ь
Снежная королева Тамара Григорьевна Юфа Владислав Ерко
Vilhelm Pedersen (1820-1859)
Александр Борисович Лебедев Член Московского Союза Художников, член Международной Федерации Художников. Издано несколько десятков книг с его иллюстрациями
Кол-во ткани в одном куске Кол-во кусков Общее кол-во ткани П. 5л 2к. 34л. Ш. ?л 4к. Задача 1.
5*2=10(л.) -парчи. 34-10=24(л.) – шёлка. 24: 4 =6(л.) Ответ: в одном куске 6 локтей шёлка.
Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв. Задача. 1)31*45=1395(з.) – собрал в августе 2)1395+8070 = 9465(з.) Ответ : всего9465 зёрен.
Вячеслав Смирнов
Задача 3. a b S пр. =a*b 1 Узнаем площадь всего прямоугольника 2.Узнаем, чему равны 2/5 площади прямоугольника. Для этого получившееся число разделим на 5 и умножим на 2. 3.Вычтем из всей площади получившееся число и узнаем, чему равны 3/5 1 Узнаем площадь всего прямоугольника 2.Так как розами занято 2/5, узнаем, какая часть прямоугольника занята другими цветами. Для этого из 5/5 вычтем 2/5 3.Узнаем, чему равны 3/5. Для этого площадь прямоугольника разделим на 5 и умножим на 3.
Иллюстрации Сиимы Скоп.
Задача 4. План решения. 1.Узнаем, сколько пролетела ласточка во 2-ой день. ( + ) 2. Узнаем, сколько пролетела ласточка за 1 и 2 день вместе. (+) 3.Узнаем, сколько пролетела ласточка за 3-ий день. (:) 4. Узнаем, сколько пролетела ласточка за три дня. (+)
Снежная королева Анастасия Архипова
Задача 5 S=V*t V=S: t T=S:V Christian Birmingham
Виктор Чижиков 193*2=386
1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок. (природоведение – математика) Тема: «Вода и её свойства. Решение простых и составных задач».
Предлагаю вашему вниманию урок, который поможет в интересной и увлекательной форме познакомить детей с таким компонентом природы, как вода.В чем особенность этого урока? Конспект урока снабжен гиперсс...
Интегрированный урок по математике, литературе и ИВТ с применением проектной задачи.
Тип задачи: Предметная проектная одновозрастная.Цели и педагогические задачи (педагогический замысел); Выявление понимания учащимися нахождения площади фигур, умение создавать с помощью ИВТ и ср...
Интегрированный урок по математике-информатике "Решение задач на движение. Работа с данными"
урок математики-информатики "Решение задач на движение.Работа с данными в нетбуках по созданию диаграмм...
Интегрированный урок по математике и окружающему миру 4 класс тема: "Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. Растения и животные леса, луга, водоёма"
Интегрированный урок по математике и окружающему миру поможет закрепить знания: связи между величинами (скорость, время, расстояние), обобщить знания о живой и неживой природе, умение видеть мат...
Интегрированный урок по математике «Решение задач на движение. Экологические проблемы современности»
laquo;Решение задач на движение. Экологические проблемы современности»...
Презентация интегрированного урока по теме "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности". 4 класс программа "Школа России"
Материал содержит презентацию для показа на интегрированном уроке по теме: "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности" для 4 класса. Программа "Школа России&qu...
Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса».
Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса»....