Интегрированный урок по математике 4 класс "Решение задач"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Гусева Галина Александровна

Методическая разработка урока по математике. Повторение в конце учебного года. На уроке закрепляется умение решать задачи разных видов. Все задачи составлены по сказкам Г.Х.Андерсена.Используются иллюстрации  разных художников  к сказкам Андерсена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме «Решение задач изученных видов. Повторение в конце года».  4 класс.

Цель урока.

          - совершенствование умения решать задачи

Задачи урока:

1.развитие навыка устного счёта, логического мышления,

2.создание  условий  для внимательного отношения к товарищам.

3.формирование познавательного интереса к математике.

4.знакомство с произведениями художников – иллюстраторов.

Оборудование:

1.Распечатки заданий для каждого ребёнка.

2.Презентация к уроку или иллюстрации художников к сказкам Г.Х.Андерсена.

3.Проектор.

4.Выставка книг Г.Х.Андерсена.

                                      Ход урока.

1. Введение в урок. Разминка для ума.  Необходимо быстро дать ответ на вопрос

-На чём спала принцесса из сказки "Принцесса на горошине"?  (На кровати)

-Что попало Каю в глаз?  (Льдинка)

-Какие звери берегли богатство в сказке «Огниво?   (Собаки)

-Найти лишнее. «Дюймовочка», «Огниво», «Красная шапочка», «Снежная королева».   Почему.   («Красная шапочка». Эту сказку написал Ш. Перро. Все остальные - Г.Х. Андерсен.) Слайд 2-3 Портрет сказочника.

Сегодня мы вспомним сказки Г.Х.Андерсена, познакомимся с художниками, иллюстрировавшими сказки Андерсена, а также будем закреплять своё умение решать задачи, выполнять действия с многозначными числами. Все задачи   составлены по сказкам великого датского писателя.

2. Устный счет. Запиши только ответы. Расположи их в порядке возрастания и отгадай слово. Детям выдаётся листок с заданием. Ответы записывают в тетради. Задание можно выполнить в парах или с взаимопроверкой.

 1) На сколько увеличили 680, чтобы получили 900?  ( С)

 2)  Первое слагаемое 118, второе 182. Чему равна сумма? ( Т)

 3) Какое число на 240 меньше, чем 720? ( Ь)

 4) Чему равно частное чисел 420 и 7? ( Е)

 5) Запиши число, которое в 6 раз больше чем 30. ( О)

 6) Уменьшаемое 400. Вычитаемое состоит из 2 сот., 2 дес. и 5 ед. Найди разность. ( Н)

 7) Во сколько раз 570 больше 30? ( В)

 8) Найти четвертую часть числа 320. ( Ч)

 Слайд4. Ответы. 240, 300, 480, 60, 180, 175, 19, 80.

               С      Т      ь      Е    О     Н     В    Ч

19, 60, 80, 175, 180, 240, 300, 480.

В   Е    Ч    Н     О    С      Т     Ь

Слово. ВЕЧНОСТЬ. Из какой сказки Андерсена пришло к нам это слово?  Кто должен был сложить слово «Вечность»?  ( Кай из сказки «Снежная королева».) Показ иллюстраций к сказке «Снежная королева». Слайд 5.

 Эту сказку иллюстрировала и замечательная художница Т.Г.Юфа.

Тамара Григорьевна Юфа родилась 2 марта 1937 года в деревне Колодезная Задонского района Липецкой области. В 1960 году, окончив Ленинградское художественно-педагогическое училище им. В. А. Серова, приехала в поселок Ладва Прионежского района преподавать рисование и черчение в школе. Полюбив Карелию, осталась здесь навсегда, переехав в 1964 году в город Петрозаводск. Известность ей принесли иллюстрации к книгам. Успешно работала и как театральный художник. Ею были оформлены спектакли в Национальном театре Республики Карелии, в Петрозаводском театре кукол, в Государственном академическом театре драмы им. А. С. Пушкина в г. Санкт-Петербурге.

Иллюстрации художника Владислава Ерко (1962 г.). Он  родился в Киеве. Окончил Киевский полиграфический институт. Иллюстрированная им книга «Снежная королева» на всеукраинском конкурсе "Книга года - 2000" была удостоена Гран-при.

Сказка Ханса Кристиана Андерсена «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» одна из самых ЗИМНИХ сказок. За всё существование этой замечательное сказки, к ней было создано великое множество иллюстраций. Vilhelm Pedersen (1820-1859) первый иллюстратор сказок и историй Ханса Кристиана Андерсена. Его иллюстрации отличаются плавностью, мягкостью и округлостью форм, лаконичным исполнениемСлайд 6

Интересно заметить, что часто лица детей, нарисованные Педерсеном, имеют совершенно недетское выражение, и в тоже время взрослые — выглядят просто большими детьми. Мир иллюстраций Педерсена — это мир неторопливых историй в которых вещи и предметы могут вдруг начать говорить и вести себя как люди, а дети — герои сказок Андерсена — оказываются в удивительном и иногда жестоком мире, где за все приходится платить, и где и добро, и зло получают то, что заслуживают.

 Выполнены иллюстрации карандашом. Такая техника называется графика.

 

3. Решение задач

А сейчас найдите у себя на парте листочек с задачами. Прочитайте первую задачу. По какой сказке составлена задача. Что такое локоть. Посмотрите на иллюстрацию. Слайд 7.

 Художник  АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ ЛЕБЕДЕВ изобразил обманщиков, которые шьют платье королю.
А.Б.Лебедев-  член Московского Союза Художников,
член Международной Федерации Художников.
Издано несколько десятков книг с его иллюстрациями

Какую форму краткой записи удобно выбрать для этой задачи.  (Можно составить чертёж, а можно записать в таблице) Запишите задачу в таблице.  Проверьте по слайду. Слайд 8 

                                                   Задача 1.

 1.На новый наряд короля ткачи приготовили 2 отреза парчи по 5 локтей в каждом и 4 одинаковых отреза шелка. Сколько метров в каждом отрезе шелка, если хитрые  ткачи уверяли, что на весь наряд приготовлено 34 локтя ткани?

                        Таблица.

Кол-во ткани в одном куске

Кол-во кусков

Общее кол-во ткани

П.        5л  

        2к.        

             34л.

Ш.         ?л

         4к.      

Запись решения по действиям или выражением. 1 ученик работает у доски за занавеской. Проверка – самопроверка.  Слайд 9

  1. 5*2=10(л.) - парчи.
  2. 34-10=24(л.) – шёлка.
  3. 24: 4 =6(л.)

Ответ: в одном куске 6 локтей шёлка.

 Прочитайте задачу 2.

                                                      Задача 2.

 Сосчитайте, сколько зерен было у крота в кладовой, если с прошлого года он сохранил 8070 зерен, а в этом году собирал зерна в течение всего августа по 45 зерен в день?

По какой сказке составлена задача. Вот иллюстрация к этой сказке. Слайд10.

Что нужно знать, чтобы решить задачу. (Количество дней в августе). Какими действиями будем решать задачу. Что узнаем первым действием. Как узнаем.

Что узнаем вторым действием, Как узнаем..

Решить задачу самостоятельно. Взаимопроверка.

1)31*45=1395(з.) – собрал в августе

2)1395+8070 = 9465(з.)

Посмотрите на следующую задачу. Прочитайте её про себя. В какой же сказке у старушки был садик с розами. Назовите эту сказку. Вот иллюстрация к задаче. Слайд 11

                                                  Задача 3.

. У старушки был садик прямоугольной формы. Длина садика 15 м. а ширина 13 м. Розы занимали 2/5 площади этого садика. Какую площадь занимали остальные цветы?

- Что известно в задаче? (в задаче говорится о длине, ширине и площади прямоугольника). А известна ли нам площадь садика? Как её узнать?

-Что известно о площади, которую занимают розы? Начертите у себя в тетради прямоугольник и покажите 2/5 площади прямоугольника. Что для этого нужно сделать. Покажите на чертеже, что нужно узнать в задаче

                                   a

                                                        b

Sпр.=a*b  Слайд12

1 ученик выполняет задание на доске. Заштриховать 2/5 прямоугольника

Как же нам решить эту задачу? Составьте план решения задачи. Можно ли решить задачу другим способом?  Как?  Чем похожи решения, чем будут различаться.

1 узнаем площадь всего прямоугольника по формуле S =a*b

2.Узнаем, чему равны 2/5 площади прямоугольника. Для этого получившееся число разделим на 5 и умножим на 2.

3.Вычтем из всей площади  получившееся число и узнаем, чему равны 3/5

1 узнаем площадь всего прямоугольника по формуле S =a*b

2.Так как розами занято 2/5, узнаем, какая часть прямоугольника занята другими цветами. Для этого из 5/5 вычтем 2/5

3.Узнаем, чему равны 3/5. Для этого площадь прямоугольника разделим на 5 и умножим на 3.

 1 вариант решает задачу 1 способом. 2 вариант – 2 способом.

1)13*15=195(кв.м.)-площадь садика.      1) 13*15=195(кв.м.)-площадь садика.      

2)195:5*2=78(кв.м.) – занято розами.      2)5/5-2/5=3/5-занимают ост.цв.

3)195-78=117(кв.м.)-остальные цветы.    3)195:5*3=117(м)- ост.цв.

Взаимопроверка.

4.Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Трудно на одной стоять?

Будем прыгать и считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Наши ноги поменяем,

Продолжаем.

Будем прыгать и считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Одна вторая от восьми?

Будем столько пол мести.

Тридцать разделить на пять?

Столько надо приседать.

Руки ты прижми к груди,

Сумму чисел ты найди,

     Сумму чисел два и восемь

     Столько раз мы сделать просим

     Отведенье рук назад.

     Ровно десять раз подряд.

5.Продолжаем решать задачи.

                                              Задача 4.

Ласточка в первый день пролетела вместе с Дюймовочкой 32 км 578 м. Это на 948 м меньше, чем во второй день, а в третий день пролетела половину пути, который был проделан за первый и второй дни вместе. Какое расстояние пролетела ласточка за 3 дня из норы крота в теплые страны?

-Прочитайте задачу и назовите сказку. Иллюстрации к этой сказке сделала художница Сиима Скоп. Художник Siima Skop после окончания средней школы стала парикмахером, в 1948 окончила Государственный художественный институт в Таллинне. После этого Siima работала художником плаката и иллюстратором.    Слайд 13.

-Запишите  задачу кратко.

-Что означает фраза « Это на 948 м меньше, чем во второй день».

-Что нужно сделать, прежде чем решать задачу.

-Составьте план решения. Запишите решение, записывая все вычисления сразу в столбик. Слайд14.

                                   План решения.

1.Узнаем, сколько пролетела ласточка во 2 день. ( + )

2. Узнаем, сколько пролетела ласточка за 1 и 2 день вместе. (+)

3.Узнаем, сколько пролетела ласточка за 3-ий день.  (:)

4. Узнаем, сколько пролетела ласточка за три дня.  (+)

32км578м= 32578м

1)32578+948=33526(м)-пролетела во 2-ой день.

2)33526 +32578=66104(м)- пролетела за два дня.

3)66104:2=33052(м)-пролетела за 3-ий день.

4)66104+33052=99156(м)

99156м.=99км156м

Проверка. Назовите ответ задачи .

                                                 Задача 5

. За 42 часа северный олень доставил Герду к саду Снежной королевы, пробегая каждый час 25 километров. Сколько потребуется часов на обратный путь, если предстоит нести еще и Кая и скорость уменьшится на 10 км/ч.?

Назовите сказку. Познакомьтесь с иллюстрацией  Слайд 15.

Художник Анастасия Архипова родилась в 1955 году в Москве, в семье художников — отец и дед книжные графики.

В 1978 году окончила Московский государственный институт имени В.И.Сурикова. Будучи ещё студенткой, начала работать для издательства «Детская литература». С иллюстрациями Архиповой здесь вышли книги: «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Огниво» и «Стойкий оловянный солдатик» Ханса Кристиана Андерсена, «Сказки русских писателей».

О каких величинах идёт речь в этой задаче?  Запишите  задачу в таблице.

1 ученик – у доски.

Что можем узнать, зная скорость и время?  Как узнать расстояние?

Какую величину нам нужно узнать? Что нужно знать для этого?  Как узнать время?  

S=V*t

V=S: t

T=S:V

(Слайд 16 – формулы )

Решить задачу самостоятельно. 1ученик – на доске.

  1. 42*25=1050(км)- пробежал северный олень
  2. 25_10=15(км/ч) –скорость на обратном пути.
  3. 1050:15=70(ч)

Следующую задачу можно решить устно. Это задача на смекалку. Прочитайте её, назовите сказку, рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником.

                                                   Задача 6.

. Солдат нашел клад в подземелье ведьмы. Он насчитал 5 одинаковых сундуков с золотом, в которых лежало 193 золотые монеты. Сколько золотых монет в 10 таких сундуках?   Слайд17.

Как будем рассуждать при решении этой задачи?   (10 сундуков в 2 раза больше, чем 5.Значит, солдат нашёл монет в 2 раза больше. 193*2=386)

6. Подведение итогов.  Посмотрите на свою работу в тетради. Какие виды задач мы сегодня повторили.

7.  Рефлексия. Слайд18. ( На доске плакат со словами, дети  подходят к плакату, ставят знак + у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку математики 4 класс Тема урока: решение задач. Презентация подготовлена учителем начальных классов Гусевой Г.А. 2010г.

Слайд 2

Портрет Х.К. Андерсена акварелью, написан 20 ноября 1845 г., автор — немецкий художник Карл Хартманн (1718-1857). Картина находится в замке Грестен, Дания.

Слайд 3

2 апреля 1805г. 170 сказок 2005г.-ЮНЕСКО Ганс Христиан Андерсен.

Слайд 4

240, 300, 480, 60, 180, 175, 19, 80. С Т Ь Е О Н В Ч 19, 60, 80, 175, 180, 240, 300, 480. В Е Ч Н О С Т Ь

Слайд 5

Снежная королева Тамара Григорьевна Юфа Владислав Ерко

Слайд 6

Vilhelm Pedersen (1820-1859)

Слайд 7

Александр Борисович Лебедев Член Московского Союза Художников, член Международной Федерации Художников. Издано несколько десятков книг с его иллюстрациями

Слайд 8

Кол-во ткани в одном куске Кол-во кусков Общее кол-во ткани П. 5л 2к. 34л. Ш. ?л 4к. Задача 1.

Слайд 9

5*2=10(л.) -парчи. 34-10=24(л.) – шёлка. 24: 4 =6(л.) Ответ: в одном куске 6 локтей шёлка.

Слайд 10

Художник-иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв. Задача. 1)31*45=1395(з.) – собрал в августе 2)1395+8070 = 9465(з.) Ответ : всего9465 зёрен.

Слайд 11

Вячеслав Смирнов

Слайд 12

Задача 3. a b S пр. =a*b 1 Узнаем площадь всего прямоугольника 2.Узнаем, чему равны 2/5 площади прямоугольника. Для этого получившееся число разделим на 5 и умножим на 2. 3.Вычтем из всей площади получившееся число и узнаем, чему равны 3/5 1 Узнаем площадь всего прямоугольника 2.Так как розами занято 2/5, узнаем, какая часть прямоугольника занята другими цветами. Для этого из 5/5 вычтем 2/5 3.Узнаем, чему равны 3/5. Для этого площадь прямоугольника разделим на 5 и умножим на 3.

Слайд 13

Иллюстрации Сиимы Скоп.

Слайд 14

Задача 4. План решения. 1.Узнаем, сколько пролетела ласточка во 2-ой день. ( + ) 2. Узнаем, сколько пролетела ласточка за 1 и 2 день вместе. (+) 3.Узнаем, сколько пролетела ласточка за 3-ий день. (:) 4. Узнаем, сколько пролетела ласточка за три дня. (+)

Слайд 15

Снежная королева Анастасия Архипова

Слайд 16

Задача 5 S=V*t V=S: t T=S:V Christian Birmingham

Слайд 17

Виктор Чижиков 193*2=386

Слайд 18

1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. (природоведение – математика) Тема: «Вода и её свойства. Решение простых и составных задач».

Предлагаю вашему вниманию урок, который поможет в интересной и увлекательной форме познакомить детей с таким компонентом природы, как вода.В чем особенность этого урока? Конспект урока снабжен гиперсс...

Интегрированный урок по математике, литературе и ИВТ с применением проектной задачи.

Тип задачи: Предметная проектная одновозрастная.Цели и педагогические задачи (педагогический замысел); Выявление понимания учащимися нахождения  площади фигур, умение создавать с помощью ИВТ и ср...

Интегрированный урок по математике-информатике "Решение задач на движение. Работа с данными"

урок математики-информатики "Решение задач на движение.Работа  с данными в нетбуках по созданию диаграмм...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру 4 класс тема: "Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. Растения и животные леса, луга, водоёма"

Интегрированный урок по математике и окружающему миру поможет закрепить знания:  связи между величинами (скорость, время, расстояние), обобщить знания о живой и неживой природе, умение видеть мат...

Интегрированный урок по математике «Решение задач на движение. Экологические проблемы современности»

laquo;Решение задач на движение. Экологические проблемы современности»...

Презентация интегрированного урока по теме "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности". 4 класс программа "Школа России"

Материал содержит презентацию для показа на интегрированном  уроке по теме: "Решение задач. Экология. Экологические проблемы современности" для 4 класса. Программа "Школа России&qu...

Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса».

Интегрированный урок по математике и природоведению. Урок – путешествие на тему «Решение задач. Животные леса»....