Обобщение актуального педагогического опыта
статья по математике на тему

 

Тема опыта: «Развитие личностно-мотивационных и познавательных компонентов учебной деятельности на уроках математики в классах КРО как средство управления успешностью обучения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apo_2012_potemkina_l.a..doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Потемкина Лариса Анатольевна

Содержание:

Информация об опыте…………………………………………………. 3

Технология опыта………………………………………………………7

Результативность опыта………………………………………………12

Библиографический список…………………………………………..14

Приложение к опыту ………………………………………………...15

Тема опыта: «Развитие личностно-мотивационных и познавательных компонентов учебной деятельности на уроках математики в классах КРО как средство управления успешностью обучения».

Автор опыта: Потемкина Лариса Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»

Информация об опыте

Условия возникновения опыта обусловлены продолжительной работой с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях классов коррекционно-развивающего обучения (КРО).

Ограничения психических, познавательных, лично-мотивационных возможностей не позволяют ребёнку с ЗПР успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.

Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал.

Вопрос о том, можно ли ребенка с ограниченными возможностями здоровья  научить проявлять познавательную активность и развивать у него личностно-мотивационные способности как средство управления успешностью обучения, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций  не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Развитие личностно-мотивационных и познавательных компонентов учебной деятельности на уроках математики в классах КРО как средство управления успешностью обучения».

       Актуальность опыта

Проблема детей с определенными отклонениями в развитии, обучающихся в общеобразовательной школе, в последние десятилетия является очень актуальной и привлекает внимание ученых разных специальностей (физиологов, психологов, лингвистов, педагогов). По данным Института возрастной физиологии РАО, количество детей со школьными проблемами в массовой школе неуклонно растет и колеблется от 35% до 60% (в экологически неблагоприятных регионах России количество детей со школьными трудностями может превышать 80%).

В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой и др. показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников с ЗПР через её активизацию. Наиболее остро проблема развития  познавательных и личностно-мотивационных компонентов учебной деятельности  встает при обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО).

Актуальность опыта заключается в  организации учебной деятельности в классах КРО таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении учебной деятельности  с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся с ЗПР  к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.   

   Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» (Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985).

Особенность нашего времени - это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производительной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть образованным, что вызывает определенные трудности у детей с ЗПР.  

Ведущей педагогической идеей   является такое построение учебного процесса на уроках математики в классе коррекционно-развивающего типа по развитию познавательных и личностно-мотивационных компонентов учебной деятельности, которое ведет к качественному повышению уровня обученности младших школьников с ЗПР и усвоению программного материала на уроках математики в начальной и средней школе.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с 2008 по 2012 годы. Т.к. длительность работы над опытом напрямую связана с его результативностью, то следует рассматривать проблему, разделяя на 3 этапа:

I этап – начальный (констатирующий) -  с 2008 по 2009 г.

II этап – основной (формирующий) – с 2010 по 2011 г.

III этап – заключительный (контролирующий) – с 2011 по 2012 г.

 На I этапе был осуществлен выбор диагностического материала для выявления уровня знания учащихся с ЗПР, определены цели, задачи, а также методы и средства.

На основном этапе были апробированы активные методы  обучения и отобраны те из них , которые оказались самыми результативными.

На заключительном этапе была проведена заключительная диагностика.

Диапазон опыта – единая система «урок-внеклассная работа -индивидуальные коррекционные занятия».

Для совершенствования личностно-мотивационных и познавательных компонентов учебной деятельности на уроках математики в классах КРО как средства управления успешностью обучения младших школьников с задержкой психического развития используются отдельные педагогические ситуации, системная работа по предмету, внеурочная индивидуальная и внеклассная работа.

          Теоретическая база опыта

 Теоретической базой педагогического опыта являются основы коррекционной педагогики А.Д. Гонеева. В младшем школьном возрасте у детей с ЗПР учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Поэтому основной задачей современного начального обучения является, прежде всего, формирование у младших школьников полноценной целостной учебной деятельности ("умения учиться"). Лишь при этом условии они могут успешно учиться в более старших классах, где учение становится одним из видов общественно полезной деятельности школьников.                                                                                                                                                    

Систематическое осуществление младшими школьниками учебной деятельности способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие, формирование их личности в целом.

Учебная деятельность младших школьников дает хорошие результаты тогда, когда они активно взаимодействуют в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения, когда учитель придает учебным, занятиям игровую форму). Процесс коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развёрнутой учебной деятельности она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляются устойчивые и обобщённые учебно-познавательные мотивы, что свидетельствует о формировании самой потребности в учебной деятельности.

Низкая познавательная активность и отсутствие мотивации особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. Об этом свидетельствуют поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения со взрослыми. Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется общей неорганизованностью, импульсивностью, недостаточной целенаправленностью, слабостью речевой регуляции; низкой активностью во всех видах деятельности, особенно спонтанной (Г.И. Жаренкова, С.Г. Шевченко). Приступая к работе, дети часто проявляют нерешительность, задают вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже было сказано педагогом или объяснено в учебнике; иногда самостоятельно вообще не могут понять формулировку задания.

Выраженные трудности дети испытывают при выполнении задания, содержащего несколько инструкций: обычно не осмысливают задание в целом, часто нарушают последовательность в работе, затрудняются в переключении с одного приема на другой. Некоторые инструкции дети вообще не выполняют, а правильности выполнения других может мешать наличие соседних инструкций. Но те же самые инструкции, представленные по отдельности, обычно не вызывают затруднений.

Таким образом, учебно-познавательная деятельность для детей с ЗПР мало привлекательна, при выполнении учебных заданий наступает быстрая пресыщаемость. При обеспечении организующей помощи и постоянном поощрении дети данной категории показывают достаточный уровень достижений в интеллектуальной сфере.

        Степень новизны опыта состоит в комбинации известных методик по обучению учащихся классов КРО и усовершенствовании отдельных элементов методики развития познавательных способностей и мотивации обучения младших школьников  и их адаптации к содержанию и особенностям коррекционно-развивающего обучения.

Технология опыта

Для развития познавательных навыков и личностно-мотивационных компонентов учебной деятельности младших школьников с ЗПР необходимо выполнение следующих условий:

-избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

-не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

-использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных навыков;

-стимулировать познавательные навыки многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

-специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что у детей с ЗПР необходимо в первую очередь формировать деятельное состояние, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлениям волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.

Цель нашей работы – сделать обучение математике системным педагогическим воздействием, направленным на формирование у всех учеников с ЗПР способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.

Для выполнения поставленной цели, нам необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития личностно-мотивационных и познавательных компонентов учебной деятельности на уроках математики в классах КРО как средство управления успешностью обучения;

2) выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения младших школьников с ЗПР на уроках математики;

3) проверить на практике позитивное влияние данных условий на уровень развития познавательной деятельности и мотивации учащихся как средство управления успешностью обучения;

4) разработать дидактический материал, уроки, внеклассные мероприятия, индивидуальные занятия, направленные на решение поставленной цели работы.

Мы изучили литературу по теме, познакомились с историей возникновения вопроса, проанализировали программу коррекционно-развивающего обучения (сост. Шевченко С.Г.) и учебники по математике для 1-4 классов с целью изучения условий для реализации цели развития личностно-мотивационных и познавательных компонентов учебной деятельности.

Особенности урока математики обусловливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами, опытом учащихся и общими задачами школы VII вида.

На каждом уроке мы продумываем, как математический материал связать с повседневной жизнью, с игровой, бытовой, профессионально-трудовой деятельностью учащихся. С этой целью избираюем сюжеты текстовых задач, изучение величин, и единиц измерений связываем с практической деятельностью учащихся, изучая геометрический материал, учащиеся должны выделить геометрические формы в предметах окружающей действительности, в изделиях, которые они изготовляют на уроках труда, учить их моделированию и конструированию геометрических фигур, знакомых предметов, игрушек, делить фигуры на части, из частей конструировать целое.

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Среди инновационных для школы методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего, тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию. Применение тестов на уроках математики обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать.          

  Мы вводим  в урок упражнения для развития познавательной сферы, усиливаем диалогичность уроков, используем  приёмы переключения с одной сенсорной системы на другую, более широкую наглядность, активно используем приёмы визуализации (построения зрительного образа и ассоциаций) учебного материала, включение игровых эмоционально насыщенных ситуаций, пауз отдыха и релаксации.

Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника и его успешности. Мы считаем, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте урока.

Для индивидуальной работы применяются карточки, перфокарты, схемы, чертежи. При подготовке к урокам материал планируется в логической последовательности (от простого - к сложному). На уроках чередуются виды деятельности с устных упражнений на письменные, для устного счета применяются задачи в стихах. Используется дополнительный материал (разгадывание ребусов). (Приложение 2)

В своей работе мы  используем  элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта.

Например, тема: «Признаки делимости». Описываем такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.

Опыт лишний раз подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся. Но нужно быть хорошим стратегом и вовремя создавать для интеллекта детей посильные трудности. В этом и заключается наша работа: не ликвидировать все преграды на пути ребят к вершине знания, а планомерно создавать их. Это позволит детям не только осознанно владеть школьной программой, но и продвинуться на пути формирования своей личности. 

Ведение уроков математики в классах детей с ЗПР требует от учителя большого внимания и труда. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому материалу. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в состоянии работать на данном уроке, материал объясняется ему на индивидуальных занятиях. (Приложение 1)

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, мы сделали вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе мы применяем следующие нестандартные уроки:

  1. урок-соревнование;
  2. урок-игра;
  3. урок-путешествие;
  4. урок-практикум;
  5. урок-консультация;
  6. интегральные уроки.

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её переключаем детей с одного вида деятельности на другой, разнообразим виды занятий. Интерес к занятиям поддерживаем, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты.

Каждого ученика следует стараемся выслушать до конца; включаем предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала.

Исключительно важное  значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.

Таким образом, можно сделать  выводы:

I. Основа активизации учебно-познавательной деятельности и развития личностно-мотивационных компонентов учебной деятельности:

-адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;

-стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

-преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

II. Результаты активизации учебно-познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления.

Поэтому необходимо помнить:

-о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

-о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;

-что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.

III. Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

-принуждение;

-интерес к предмету;

-сознательность.

При организации учебно-воспитательного процесса для повышения уровня успешности в обучении математике детей с ЗПР мы считаем необходимым:

  1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
  2. Конструировать урок с учётом повышения мотивации и отношения учеников к учебному предмету.
  3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
  4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
  5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на

              любознательность и любопытство учеников.

  1. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
  2. Подбирать систему самостоятельных работ.
  3. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
  4. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
  5.  Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
  6.  Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
  7.  Проводить дифференцированную работу в классе.
  8.  Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
  9.  Использовать разнообразные формы поощрения.
  10.  Формировать у учащихся веру в свои возможности.
  11.  Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
  12.  Разнообразить формы домашних заданий.

"Красной нитью" в работе учителя с данной категорией детей проходит его стремление к постепенному переводу учеников с позиции носителей знаний в позицию организаторов собственной познавательной активности, получив в итоге либо интерес, либо устойчивое положительное отношение учащихся к предмету.

        Важной и значимой формой в учебно-воспитательном процессе считаем работу с родителями по повышению уровня их знаний о проблеме развития познавательных и личностно-мотивационных компонентов учебной деятельности младших школьников с ЗПР. Родителям предлагалась анкета, включавшая перечень вопросов и указатель тем по проблеме. Наибольшую заинтересованность вызвали темы «Роль семьи в повышении учебной мотивации школьника», «Роль игры в развитии познавательной деятельности  детей». (Приложение 3)

Работу с родителями по данной теме провожу и в форме устных журналов, например, «Занимательная математика в нашей жизни: поиск ответов». На первой странице журнала определяется значение и задачи семейной работы с детьми. На второй – методы и приемы работы по повышению интереса детей к изучению математики в школе. Третья – ответы на вопросы родителей по проблеме развития познавательных и личностно-мотивационных компонентов учебной деятельности. Страница четвертая – тематическая выставка «Советы родителям по работе с детьми развитием познавательного интереса к предмету».

Тематика родительских собраний в ходе работы корректируется и уточняется с учетом пожеланий учителей, работающих в классе, родителей, что говорит об общей заинтересованности всех взрослых, причастных к проблеме успешного обучения детей классов коррекционно-развивающего типа.

Результативность опыта

Проблема развития ученика, повышение уровня его успешности является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики.

Проводимые нами уроки математики открывают большие возможности для развития познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития, для формирования их интеллектуальных способностей, для расширения кругозора детей, их общего развития, позволяют уменьшить разницу в развитии таких детей и детей с нормой развития, в конечном результате повысить успеваемость учащихся классов коррекционно-развивающего обучения.

Этим объясняется положительная динамика в развитии учащихся с ЗПР различного генеза. Для таких детей высоким результатом является стабильность и рост качества знаний по математике при стопроцентной успеваемости, заинтересованность детей любым видом познавательной деятельности. Так рост качества знаний по математике в 4 классе КРО в 2010-2011 учебном году составил: 1четверть-8,3%, 2 четверть-16,6%,  

3 четверть-16,6%, 4 четверть-33,2%.

Анализ качества знаний учащихся

4 класса КРО в 2010-2011учебном году

по математике, %

Результаты диагностической работы в классе КРО психолога Загарских Т.В.  показывают, что в процессе обучения в начальной школе у детей с ЗПР отмечается стойкая динамика развития свойств внимания, мышления, познавательной сферы учебной деятельности. У всех детей увеличился уровень продуктивности и устойчивости внимания. У 60% детей этот показатель увеличился в значительной степени.

Учащиеся стали лучше и быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Улучшились аналитико-синтетические особенности детей с ЗПР. Так, например, все дети стали лучше справляться с такими мыслительными операциями, как классификация и обобщение.

По результатам работы Губкинской городской психолого-медико-педагогической комиссии, обследовавшей учащихся в 2011 году, заканчивающих четвертый год обучения по программе коррекционно-развивающего типа, определено, что развитие 100% детей скорректировано и они продолжили обучение по общеобразовательной программе. Свои знания они подтверждают при обучении в среднем звене школы.

Опыт нашей работы по развитию познавательных и личностно-мотивационных компонентов учебной деятельности младших школьников с ЗПР на уроках математики  был представлен в форме реферата на курсах повышения квалификации в БелРИПКППС г.Белгород (апрель 2011 г.), а также рассмотрен на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов и городского методического объединения учителей классов коррекционно-развивающего обучения и успешно применяется в работе учителями школ города.

Библиографический список:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред.К.С. Лебединской. Москва, "Педагогика", 2002.
  2. Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика, М: Просвещение, 1991.
  3. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. М., 1976г.
  4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985
  5. Годовникова Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе: учебное пособие / Л.В.Годовникова. – Белгород, 2005. – 200 с.
  6. А.Д. Гонеев. Основы  коррекционной   педагогики . М.,2002.
  7. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.
  8. Коррекционно-развивающее обучение. Программы для общеобразовательных учереждений. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 176 с.
  9. Математика.1-4 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.  – М.: Просвещение, 2010.
  10. Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV).Под ред. С.Г.Шевченко.– М.:Школьная Пресса, 2004
  11. Фридман Е.Е., Кулагина Л.В. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991

Приложение

  1. Приложение №1 – Конспект и презентация индивидуального занятия по математике в 4 классе КРО.

  1. Приложение №2 – Дидактический развивающий материал к урокам математики в классах КРО.

  1. Приложение №3 – Материалы родительского собрания по теме «Роль семьи в повышении учебной мотивации школьника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего педагогического опыта

Общие сведения об учителе Ф.И.О.: Ежова Галина Сергеевна Дата рождения: 22 октября 1971 года Образование (учебное заведение, год окончания): среднее специальное, окончила Зубово-Полянско...

.Модуль обобщения передового педагогического опыта учителя начальных классов СОШМ18 «имени 28 Армии»

1.ТЕМАОПЫТА.Формирование успешности обучения учащихся средствами современных педагогических технологий.2.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.Слова Б.Т. Лихачёва: «Педагогические технологии - совокупность психоло...

Обобщение моего педагогического опыта "Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения"

Обобщение моего передового педагогического опыта «Формирование общеинтеллектуальных умений через использование активных и интерактивных форм и методов обучения»...

Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта

В данной презентации подробно описана система работы по изучению ППО, методика обобщения и распространения ППО, а также дана подробная схема описания ППО по модульной технологии....

Справка о внесении актуального педагогического опыта в банк данных на уровне ОУ.

Справка о внесении актуального педагогического опыта в банк данных на уровне ОУ....

Справка о внесении актуального педагогического опыта в банк данных на муниципальном уровне .

Документальное подтверждение публичной презентации педагогического опыта на муниципальном уровне....

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...