Урок математики в 3 классе "На ноль делить нельзя"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Чернуцкая Наталья Юрьевна

Урок изучения нового. На уроке учащиеся познакомятся с правилами деления на ноль; через умения работать одному, в паре и в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_3_klass.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

3 класс

Тема : «Делить на ноль нельзя.»

Цель: Познакомить с правилами деления на ноль; развивать положительное эмоциональное отношение к учению, умения работать одному, в паре и в группе, сдерживать свои эмоции, проявления отзывчивости к другим людям; воспитывать трудолюбие, прилежность, отзывчивость, любознательность, оригинальности мышления, познавательный интерес.

Ход урока.

  1. Подготовка к уроку (деление на группы)

Детям раздаются листочки со словами: 

-стол, дом, парта, карандаш, ручка, пенал;

-учебный, умный, веселый, самостоятельный, старательный, замечательный;

-учить, читать, писать, отвечать, играть, дружить;

-он, она, оно, они, мы, вы;

-по парте, в уме, в портфеле, на столе, за столом.

Прочитайте по цепочке свои слова. Подумайте, в какие группы можно объединить эти слова? Объединитесь в группы. Давайте повторим правила работы в группах:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!
  4. Убедись, что в разговоре участвует каждый;
  5. Говори спокойно и ясно;
  6. Говори только по делу.

1.  Организационный момент.

-Любите ли вы сказки?

- Сказки любят все.

В них нет непоправимых бед и несчастий. Сказка наказывает злодеев, делает удачливыми добрых и мужественных людей. Она не обманывает, она очаровывает, а мечта делает человека сильным. Без чудес нет сказок.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну под названием «Математика». Для начала мы поработаем в «Бюро находок».

 На доске вывешивается надпись «Бюро находок». Под ней расположены картинки с изображением: корзины с пирожками, бочонка с мёдом, золотого ключика, сапог, банки с вареньем, хрустальной туфельки.

- Сегодня мы работаем в «Бюро находок», куда попадают вещи, потерянные сказочными героями.

- Какие вещи вы видите? Попробуем найти их хозяев. Но вещи попадут к ним тогда, когда мы выполним все задания.

2. Устный счёт. (Мозговой штурм)

Первым к нам пришёл в «Бюро» герой, который о себе говорил так:

             Я умный и хитрый,

             Я верно служу

             И шляпу с пером,

             Как вельможа, ношу.

             Есть друг у меня,

            Он - Маркиз Карабас,

            Его из беды выручал я ни раз. (Кот  в сапогах)

- Что он потерял?

- Кот получит назад свои сапоги, если мы сможем правильно ответить на вопросы

«Верно или неверно»

(Обсуждают в группе и ставят плюс или минус)

1. -

2. -

3. +

4. +

5. +

6. -

Работаем в группах

  1. 6:1=1
  2. 25:25=0
  3. 36:9=4
  4. 86:86=1
  5. 35·2=70
  6. 89·1=90

Группы на доске (выходит один человек)показывают: согласны они или нет

  1. зеленый
  2. красный
  3. синий
  4. желтый
  5. белый

-Вернем коту сапоги!

3.Актуализация опорных знаний.

- Угадайте, о каком герое пойдёт речь сейчас?

         Девушка эта труда не боялась.

         Шила, варила, пряла, убиралась.

         С помощью крёстной попала на бал,

         У сказки этой чудесный финал. (Золушка)

-Золушке часто приходилось считать, когда она перебирала горох и чечевицу. Она получит свою хрустальную туфельку, если мы с вами верно посчитаем.

( С целью проверки один человек работает у доски)

У каждого числа от 1 до 9.

Ответы зачёркиваем.

*Найдите разность чисел 54 и 48. (6)

*Чему равно частное от деления чисел 27 и 9? (3)

*Найди произведение чисел 4 и 2. (8)

*Во сколько раз 35 больше 7? (5)

*Первый множитель равен 4, второй 8. Сколько единиц первого разряда в произведении? (2)

*Делимое равно 36, делитель 9. Чему равно частное? (4)

*Увеличь 9 в 2 раза. Сколько единиц второго разряда в ответе? (1)

-Поменялись тетрадями

- Взаимопроверка (парами). выиграли дети, у которых остались не зачёркнутыми числа 0, 7, 9. (Отдаём туфельку Золушке)

4. Изучение нового.

- Отгадайте следующего героя.

           Мишка этот любит мёд!

           Почему? Да кто поймёт?

           В самом деле, почему

           Мёд так нравится ему?

                              ( Винни Пух )

-Что потерял мишка?

-Чтобы вернуть ему бочонок с мёдом, мы должны выполнить задания на листке.

- Представьте числа 6, 12, 8 в виде произведения  двух множителей, один из которых равен 1.

-Что получилось?

- Каким правилом мы пользовались?

«При умножении на 1 произведение считают равным тому числу, которое умножали на 1»

-Составьте два примера на деление

6*1=6

6:1=6

6:6=1

 ( Отдадим мёд Винни)

- Отгадайте следующего посетителя «Бюро находок».

          Кто доброй сказкой входит в дом?

          Кто с детства каждому знаком?

          Кто не учёный, не поэт,

          А покорил весь белый свет?

          Кого повсюду узнают?

          Скажите, как его зовут?

                                (Буратино)

-Что потерял этот герой?

-Чтобы вернуть ему ключик, мы должны опять выполнить задание в тетраде.

Число 7 умножьте на 0. Каким действием можем заменить умножение (сложением)

- Мы не можем взять число 7 слагаемыми 0 раз. Значит:

                       7 * 0 = 0

«Произведение считается равным нулю, при умножении на 0».

- Составьте два примера на деление. Запись в тетради и на доске .

                      0 : 7 = 0

7:0=0

- Последний случай деления рассмотрим подробно.

                           7 : 0 =

-И я, надеюсь над какой темой мы сегодня работаем?

-А какова цель такого урока (выработать правила деления на ноль)

7:0=неизвестное число, чтобы его найти, что нужно сделать( через какое действие мы можем найти это число?)

-Нужно 0 умножить на такое число, которое в результате даст нам 7 (но такого числа – нет)

Давайте составим уравнение

0*х=7

Х=7*0

Х=0

0*0=7 – эта запись не имеет смысла

-Какой вывод отсюда напрашивается?

Поэтому говорят, что на ноль делить нельзя. (последнее равенство зачёркивается) .

- Это  «особый случай». Его мы запоминаем. (Отдаём ключик Буратино)

-    Число ноль в переводе с латинского означает «ничто».  

5. Осознание изученного.

- Чтение правил в учебнике на стр. 41,42

6. Закрепление.

 № 70 стр. 34

 

Задания представлены на карточках разного цвета ( в зависимости от уровня сложности) : 

Лёгкий уровень

синие

4•6=           8:8=            0•4=                 0:4=        6:0=

6•4=           8:1=            4•0=                 0:8=        5*1=

Самый трудный.

Красные

4•=0      8:=8          0•=0     0: = 0

6•=24    8:=1          •4=0     :8=0

Детям даётся установка, что они сами могут определить карточку какого уровня будут выполнять. С цель проверки два ученика работают у доски.

8. Итог урока.

Рефлексия: Синквейн.

Работаем в группах. Составьте синквейн подходящий к теме нашего урока. Напоминаю:

Существительное: ноль

2 прилагательных: опасный, хитрый

3 глагола: стоит, не делит, показывает

Фраза: Деление на ноль не возможно

Каждая группа представляет свой синквейн

9. Домашнее задание.

Роль -2 класс

Авторы – 3 класс в

Форма - сказка

Тема – приключение нолика.

 Вот и всё. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Ну, а если захотите

В сказку снова возвратиться,

То чудес мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки её взять,

И любимые герои

С вами встретятся опять!

Стол     дом парта карандаш ручка  пенал

Учебный умный веселый самостоятельный старательный, замечательный

учить  читать писать отвечать играть дружить

он  она  оно они  мы  вы

по парте  в уме

в портфеле

на столе

за столом.

4•6=           8:8=            0•4=                 0:4=        6:0=

6•4=           8:1=            4•0=                 0:8=        5*1=

4••=0      8:•=8          0••=0     0:•= 0

6••=24    8:•=1          ••4=0     •:8=0

4•6=           8:8=            0•4=                 0:4=        6:0=

6•4=           8:1=            4•0=                 0:8=        5*1=

4••=0      8:•=8          0••=0     0:•= 0

6••=24    8:•=1          ••4=0     •:8=0

4•6=           8:8=            0•4=                 0:4=        6:0=

6•4=           8:1=            4•0=                 0:8=        5*1=

4••=0      8:•=8          0••=0     0:•= 0

6••=24    8:•=1          ••4=0     •:8=0

4•6=           8:8=            0•4=                 0:4=        6:0=

6•4=           8:1=            4•0=                 0:8=        5*1=

4••=0      8:•=8          0••=0     0:•= 0

6••=24    8:•=1          ••4=0     •:8=0

4•6=           8:8=            0•4=                 0:4=        6:0=

6•4=           8:1=            4•0=                 0:8=        5*1=

4••=0      8:•=8          0••=0     0:•= 0

6••=24    8:•=1          ••4=0     •:8=0

4•6=           8:8=            0•4=                 0:4=        6:0=

6•4=           8:1=            4•0=                 0:8=        5*1=

4••=0      8:•=8          0••=0     0:•= 0

6••=24    8:•=1          ••4=0     •:8=0

6:1=1

25:25=0

36:9=4

86:86=1

35·2=70

89·1=90

6:1=1

25:25=0

36:9=4

86:86=1

35·2=70

6:1=1

25:25=0

36:9=4

86:86=1

35·2=70

6:1=1

25:25=0

36:9=4

86:86=1

35·2=70

6:1=1

25:25=0

36:9=4

86:86=1

35·2=70

6:1=1

25:25=0

36:9=4

86:86=1

35·2=70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс. Урок-расследование "Дело о пропавшем торте"

Урок сопровождается электронной презентацией. При подборе материала и разработке урока учтены гендерные особенности детей....

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Технологическая карта урока в 4 классе "Учимся делать научное сообщение" (ПНШ)

Цель урока - создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как важно научиться пользоваться дополнительными источниками информации; учить применять полученные знания в жизненных сит...

Технологическая карта урока "Математика" - 3 класс . Тема : "Умножение числа на разность" (УМК: «Математика», 3 класс «Система развивающего обучения» Эльконин.Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение и повторение знаний по работе с агоритмом при умножении числа на разность.Задачи урока:Дидактические:1....