Рабочая программа по системе Л.В. Занкова 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ι. Пояснительная записка
Программа по ОЗОЖ составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» Министерства образования и Министерства здравоохранения Саратовской области (КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008, издание второе, переработанное и дополненное) и методических рекомендаций для начальных классов общеобразовательной школы (автор и разработчик Н.А.Кузнецова.)
Программа рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю на уроке Окружающего мира интегрировано.
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоро вого образа жизни и призвана позитивно повлиять на сло жившиеся в обществе представления, так как позволит сфор мировать ценностное отношение к здоровью.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески от носящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками зна ний и навыков, необходимых для создания семейных отно шений и воспитания детей, формирование потребности в здо ровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики забо леваний, ухода за больными, рационального питаний и дру гих способов самосовершенствования.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, СОЦИОЛОГИИ, эконо мики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обуче ния и воспитания здорового образа жизни.
Обучение проводится в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых организуются тренинги, анкетирование, тестиро вание, игровое моделирование. Предполагается широкое ис пользование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.), прове дение индивидуальных и групповых консультаций.
В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организо вать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспита ния подрастающего поколения.
вПрограмма каждого года обучения состоит из пяти бло ков.
Содержание этического блока включает основные фило софские понятия о мире, жизни, закономерностях существо вания Вселенной. Формирует такие понятия, как забота, от ветственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока расширяет понятия о психике, ее строении и проявлении, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие интеллектуальной и эмоциональ ной сфер, чувства собственного достоинства, умения быть здоровым, а также на профилактику болезней и асоциального поведения.
Содержание правового блока обеспечивает необходи мыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понима ние свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует потребность в семье, понимание ее ценно сти; развивает навыки эффективного семейного взаимодейст вия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализа ции здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока формирует представления о гигиене и профилактике болезней; раскры вает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развива ет навыки ухода за телом, правильного питания, режима тру да и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкого ля, табака, токсических веществ.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать свое поведение, взрослый должен помочь ему научиться выражать свои чувства, помогая тем самым переносить травмирующую ситуацию, найти способ справиться с ней.
Решение психологических проблем в начальной школе способствует формированию школьной успеваемости, личностного развития, развития коммуникативных навыков, профилактике девиации.
II. Содержание тем курса
«Во имя общего блага»
№ п/п | Количество часов | Раздел программы | Содержание |
1. | 4ч | Этический блок | Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе. |
2. | 12ч | Психологичес кий блок | Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что пом ню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. За стенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. Кто «Я» такой. |
3. | 7 ч | Правовой блок | Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение. Прави ла поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Сти хийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуа циях. |
4. | 4 ч | Семьеведческий блок | Что такое труд. Трудом славен человек! Труд в моей се мье. Что я больше всего люблю делать. |
5. | 7ч | Медико-гигиенический блок | Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркоти ков, алкоголя, никотина, токсических веществ |
ΙII. Тематическое планирование ОЗОЖ 3класс
№ п/п | Наименова ние раздела программы | Тема урока | Основные понятия темы | Цели урока | Методические подходы | Дата | |
план | факт | ||||||
1 2 | Этический блок 4ч. II. Психологический блок 12ч. | Человек на планете Земля. В дружбе с природой Спор и ссора. Умение вести дискуссию. | Основные понятия темы: "природа и человек", "взаимосвязь всего живого", "человек как часть природы", «отрицательные черты характера», «эмоции» "забота, ответственность" "проявление заботы", Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. "добро", «зло»" выражение эмоций", "способы выражения эмоций", "средства выражения эмоций", 2.10 9.10 | Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представления о взаимосвязи жизни природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира развитие у детей чувства ответственности и заботы, осознание ими важности этих чувств Развитие у детей чувства развитие и расширение представлений о формах межличностного общения, их реализация в практических ситуациях;
|
разыгрывание сюжетных этюдов: учащимся предлагаются модели поведения, отображающие застенчивость, притворство, наглость; в ходе обсуждения этих моделей им даётся моральная оценка;
| ||
3 | Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. ИКТ |
| |||||
4 | Проявление заботы в моем городе, в моей школе. |
заочная экскурсия по городу ч Прошлое и настоящее моего родного города", | |||||
5-17 | 1-2.Этот странный взрослый мир. 3-5 Как я помню то, что пом ню: что мы помним друг о друге и близких.14,21,28 6-8Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. 11,18,25 9-10За стенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность. 11-12 Кто «Я» такой |
' -
разыгрывание сюжетных этюдов: учащимся предлагаются модели поведения, отображающие застенчивость, притворство, наглость; в ходе обсуждения этих моделей им даётся моральная оценка; | |||||
18- 24 | Правовой блок 7ч Семьевед ческий блок 4ч | 18Правила в жизни человека. ИКТ 19.Проявление милосердия, терпимости. 20.Ответственность за жестокое поведение. 21.Прави ла поведения в школе и на улице. ИКТ 22.Опасные ситуации. 23.Сти хийные бедствия. ИКТ 24.Правила поведения в чрезвычайных ситуа циях. ИКТ | "виды и роль правил в жизни человека", "правила поведения в критических для человека ситуациях", "правила безопасного поведения - их назначение, классификация, способы применения", "правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях" | актуализировать знания школьников по данной теме, показать учащимся роль и значение правил безопасного поведения в сложных жизненных ситуациях, продемонстрировать им практическую пользу правил безопасного поведения, помочь освоить элементарные правила безопасного поведения, способствовать формированию и развитию у школьников чувства ответственности за свое поведение и здоровье, за свои поступки и последствия этих поступков. | • проработка правил поведения осуществляется в игровой форме: сюжетно-ролевая игра "Я иду в гости", разыгрывание сюжетных этюдов: учащимся предлагаются модели поведения, отображающие застенчивость, притворство, наглость; в ходе обсуждения этих моделей им даётся моральная оценка; • выполнение ролевых упражнений направленных на развитие навыков выражения и распознавания эмоций: "Застенчивый мальчик", • организация игры "Перекресток" на школьной площадке; "Когда я иду один ...(гулять, в кино, в гости)", "Как нужно вести себя в школе: на уроке и на перемене", "Как нужно вести себя на улице, в общественном транспорте и т.д."; организация встречи с работником ГИБДД, просмотр диафильмов | ||
25-28 | 25.Что такое труд. 26.Трудом славен человек! ИКТ 27.Труд в моей се мье. 28.Что я больше всего люблю делать. | "труд, как полезная деятельность", "труд", "хобби",."увлечение".?. "трудолюбие", "труд в семье", "любимые и нелюбимые дела", труд во благо людей""гигиена быта", "чистота", "порядок", "грязь как источник микробов и болезней" | показать школьникам значение труда, как полезного вида деятельности, продемонстрировать им цель и смысл труда, освоить понятие и содержание семейного труда, способствовать формированию и развитию трудолюбия и желания трудиться на благо всей семьи. |
| |||
29-33 | Медико-гигиенический блок 7ч | 29. Секреты сохранения здоровья. 30.Здоровье и благополучие. ИКТ 31-32.Полезные и вредные привычки. 33.Вред применения наркоти ков, алкоголя, никотина, токсических веществ (ИКТ)
| "здоровый образ жизни", "санитарно-гигиенические нормы", "режим дня", "правильное питание", "аккуратность и опрятность | Продолжать формировать саногенное мышление, ответственное отношение к своему здоровью, способствовать формированию мотивации сохранения здоровья, познакомить с понятием "вредные привычки", с механизмом формирования привычек, дать понятия "привыкание", "полезные" и "вредные привычки" | • организация беседы по темам: "Что я буду делать, если ...(окажусь в незнакомом месте, получу предложение от незнакомого мне человека, увижу горящий или дымящийся объект); Беседа. - Что может повредить здоровью? Какие вредные вещества вы знаете? Многие ли люди курят? У кого курят дома? Можно ли курить? Почему нельзя курить? Чем вреден табак? Почему нельзя курить детям? Почему многие взрослые хотели бы бросить курить, но не могут? Как избежать пассивного курения? Какие напитки пьют на праздниках? Что происходит с людьми, употребляющими наркотики? Какие напитки называются алкогольными? Какие вещества называются наркотиками? | ||
34 | Обобщение изученного за год |
Ι.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.А.Павловой и в соответствии с требованиями регионального компонента .
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
V.Перечень учебно-методического обеспечения
1. Методические рекомендации для начальных классов общеобразовательной школы. Автор и разработчик Н.А.Кузнецова
Формирование навыков здорового образа жизни./Методическое пособие для учителей начальных классов
2. Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е. В. Во имя общего блага: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса – Саратов КИЦ «Саратов телефильм» - « Добродея», 2009,
VΙ. Список литературы
Министерства образования и Министерства здравоохранения Саратовской области
Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» (КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008, издание второе, переработанное и дополненное). Авторский коллектив:Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Текучева Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 2 класса по системе Л.В. Занкова
Рабочие программы для обучающихся во втором классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО и художественный...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...
Рабочая программа по окружающему миру система Л.В. Занкова Разработчик программы: Смородинова Елена Эдуардовна, учитель начальных классов МОУ гимназии №1 города Комсомольска - на - Амуре Хабаровского края
Рабочая программа разработана в соответствии с новыми стандартам и предусматривает формирование УУд в условиях реализации ФГОС...
рабочая программа по литературному чтению 1 класс, система Л. В. Занкова, ФГОС-2
Рабочая программа по литературному чтению включает в себя обучение грамоте (чтение) и литратурное чтение. Программа разработана на основании рекомендаций ФГОС....
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...