Занятие спецкурса _ Вникни, вдумайся, реши_1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
В ходе занятия использованы задания на развитие логического мышления, математических способностей первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_speckursa._vnikni....doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Логические задачи.
Цели: - продолжать работу по формированию умений решать
логические задачи; совершенствовать мыслительные
операции;
- развивать логическое мышление, сообразительность;
- воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе.
- Орг. этап.
- Мотив. этап.
- Сегодня мы проводим очередное занятие спецкурса «Вникни, вдумайся, реши».
Тема занятия: «Логические задачи».
- Что вы знаете о логических задачах?
(1) для их решения не всегда надо выполнять
вычисления;
2) многие логические задачи решаются
методом рассуждения)
- Исходя из сказанного, определите цели занятия.
(1) продолжать учиться решать логические
задачи;
2) развивать смекалку и сообразительность)
- Сегодня у нас в гостях девочка. Как зовут девочку, вы узнаете, разгадав ребус.
плакат: Ла 3 са
- Как же зовут нашу гостью?
- Как узнали?
- У Ларисы есть верный и надежный друг. Прочитайте его имя.
плакат: шмыал (Малыш)
- Операц. этап.
1. - Лариса любит Малыша. А Малыш очень любит питательный напиток. Отгадайте, что это за напиток.
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу.
- Что же любит Малыш?
(молоко)
- Как определили, что это молоко?
- На карточках прочитайте 1-ю задачу про молоко.
Задача №1.
Куда войдет больше молока: в трехлитровый кувшин или трехлитровый бидон?
В парах: - Обсудите в парах.
Проверка: (объясняют решение задачи)
Вывод: - В чем сложность этой задачи? (Что разное, а что одинаковое?)
(форма сосудов разная, а объем равный)
- Мы сравнивали два предмета по 2-м признакам: один признак у них был одинаковый, а другой – различный.
2. – Сравните эти 2 предмета (показать учебник «Математика» Петерсона и общую толстую тетрадь).
- Назовите признак, по которому они различаются.
(по размеру)
- А по какому признаку они могут быть одинаковыми?
(по массе, по толщине, по материалу, из
которого они сделаны)
( - Значит, по каким признакам можно сравнивать предметы?
(по форме, цвету, размеру, объему и т.д.)
3. – Лариса принесла с собой 2 предмета: в этом мешке лежит пух, а во 2-м – камни.
В парах: - Попробуйте составить логическую задачу, используя 2 признака: один из которых одинаковый, а другой – различный.
Проверка: - Какую задачу составили?
- Кто составил такую же задачу?
- Кто может дать ответ на вопрос этой задачи? Объясни, как решал.
- Кто составил другую задачу?
4. – Во время каникул Лариса с Малышом ездили на поезде в деревню навестить бабушку.
В группах: - Узнайте номер вагона, в котором путешествовали наши герои, установив закономерность.
( - Мне Малыш сейчас подсказал, что эти числа
надо связать каким-нибудь математическим
действием.)
Проверка: - В каком вагоне ехали Лариса и Малыш?
(в вагоне №19)
- Какую закономерность использовали?
(подписать под вагонами примеры:
1) 1+3+5+7=16
2) 6+2+8+3=19)
5. – Бабушка угощала внучку и Малыша румяными пирожками, наливала им душистый чай, свежее молоко, сок, вкусный чай.
- Прочитайте задачу №2.
Задача 2.
В стакан, чашку и кувшин бабушка налила молоко, сок и чай. В стакане не молоко, в кувшине не чай и не сок. В чашке не сок.. В какой посуде что налито?
(по ходу объяснения и решения задачи на доску прикрепляются предметные картинки и карточки со словами):
- Решение таких задач лучше оформлять в таблице. Расположим в столбик предметы, в которые наливали напитки.
Какие это предметы?
(прикрепить предметные картинки)
- В строчку поместим названия напитков. Какие были напитки?
(прикрепить карточки со словами)
- Перечитайте задачу.
В парах: - Посовещайтесь в парах, с какого предложения надо начать рассуждения? Почему?
В группах: - Обсудите ваши выводы в группе.
Проверка: - С какого предложения надо начать рассуждения? Почему?
- У кого другое мнение?
- Зафиксируем наши рассуждения в таблице. Знаком «-» будем показывать отсутствие напитка, а знаком «+» - его наличие.
- Перечитайте ещё раз предложение, с которого начали рассуждения.
(один ученик у доски обозначает «+» и «-» наличие и отсутствие напитка:
- Чего не может быть в кувшине?
Ставим «-».
- Значит, что будет в кувшине?
Поставим «+».)
- Каким предложением продолжим рассуждения?
(2-й ученик показывает на доске:
- Чего ещё не может быть в чашке?
- Что же налито в чашку?)
( - Вернемся к 1-й фразе. Что же налито в стакан?)
Вывод: - В какой посуде что налито?
(в кувшине – молоко; в чашке – чай;
в стакане – сок)
- Эту задачу мы решили методом исключения (прикрепить плакат над решением задачи).
- А для того, чтобы было удобно фиксировать рассуждения при решении таких задач, пользуются такой таблицей.
6. – А теперь прочитайте 3-ю задачу.
Задача 3.
На кухне у бабушки стояли стулья и табуретки с тремя ножками. Всего 4 предмета. Лариса насчитала 13 ножек. Сколько было стульев и сколько было табуреток на кухне у бабушки?
В группах: - Подумайте в группах.
Проверка: (3 табуретки и 1 стул, т.к. 3+3+3+4=13)
7. – Уезжая от бабушки, Лариса, Малыш и бабушка решили сфотографироваться. Сели они на скамеечку перед домом.
В парах: - В каком порядке они могут сесть. Подумайте в парах.
Проверка: - Как могли сесть на скамеечку бабушка, Лариса и Малыш? Сколько различных вариантов вы нашли?
(на доску: 6: БЛМ; БМЛ; МЛБ; МБЛ;
ЛБМ; ЛМБ)
- Рефлексия.
- Ларисе и Малышу понравилось работать с вами, и они хотят еще прийти к вам на занятие. Пригласим их еще?
- А наше занятие заканчивается.
- Кто запомнил, какой теме оно было посвящено?
(«Логические задачи»)
- Какие цели вы перед собой ставили?
(1) продолжать учиться решать логические задачи;
2) развивать смекалку и сообразительность)
- Кто считает, что достиг поставленных целей?
- Какое задание было для вас самым интересным?
- А какое задание было самым трудным?
- С какими заданиями вы бы хотели поработать на следующем занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа спецкурса "Речь" (1 - 4 класс)
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...
Программа спецкурса "Литература Ставрополья" 2 класс
Спецкурс «Литература Ставрополья» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов. Курс рассчи...
Учебно-тематическое планирование по спецкурсу « Литературные странички» 2 класс
Учебно-тематическое планирование по спецкурсу « Литературные странички» 2 класс...
Индивидуально-групповое занятие по математике в 3 классе.Тема: Решай. Смекай. Отгадывай.
Занятие проводится в форме игры.Целью мероприятия является создание необходимых условий, содействующих развитию мотивации к решению задач.Участвуют 5 пар учащихся. Каждая пара "путешествует" по заданн...
Занятие спецкурса «Сочини сказку»
Занятие «Работа над сочинением сказки по готовой схеме урока» - это второе занятие изучения темы «Волшебные сказки». Занятие подготовлено предшествующим материалом: знакомством с волшебными сказками, ...
Программа спецкурса "Думаем, считаем, решаем"
Рабочая программа направлена на профилактику трудностей учебной деятельности третьеклассников и позволяет вовлечь учащихся в процесс математической подготовки....
Коррекционно-развивающее занятие по экологии «Думаем, решаем, благодарим»
Цель: повышение уровня толерантности у воспитанников через совершенствование эмоциональной и поведенческой сфер; коррекция отношения воспитанников к миру природы. ...