урок по математике
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Дедова Ирина Николаевна

урок по математике по теме "Умножение и деление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_vo_2_klasse.doc894 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2  классе.

Тема: «Умножение и деление».

Образовательные цели: закрепить знание связи между сложением одинаковых чисел и действием умножения, продолжить работу по раскрытию конкретного смысла деления, совершенствовать представления детей о геометрических линиях.

Развивающие цели:

а)  развитие собственно – психологических умений:  умение слушать, адекватно воспринимать учебную информацию, запоминать увиденное;

б)  развитие учебно-интеллектуальных умений:  развивать вычислительные навыки учащихся, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать гипотезу;

в)  развитие организационно – познавательных умений:  умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, умение сотрудничать.

Воспитательные цели: воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за свои поступки, расширять кругозор, словарный запас, воображение.

Тип урока: урок закрепления знаний.

 Методы:

  1. словесные (беседа, словесно-проблемный метод);
  2. наглядные (методы иллюстрации: слайдов, плакатов, схем);
  3. практические методы (решение задач, примеров);
  4. проблемно-поисковые (решение проблемы в виде мозговой атаки);
  5. метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении, эффект удивления).

Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Система приёмов учебной работы: использование наглядности, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, графическая регистрация связей построением структурно-логических схем, развивающие логические задачи, использующиеся в качестве тренировочных упражнений.

Оборудование: рисунок с изображением замка, компьютер, мультимедийный проектор, плакаты, дидактический раздаточный материал, слайды.

Ход урока.

I этап.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Николаевна. Я работаю в городе Данкове учителем начальных классов. И мне посчастливилось провести урок в вашем классе. Урок я хотела бы посвятить 30-ти летнему юбилею телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Вы знаете, что в этой игре принимают участие самые умные и находчивые. Сегодня я хочу предложить вам так же проявить свои знания и смекалку на уроке  в виде этой игры.

II этап. Актуализация знаний.

- Мы начинаем игру «Что? Где? Когда? произошло в царстве Математики». (Фанфары)

Вот и дворец Математики. (Рисунок с изображением дворца – стены расчерчены). Математика - царица всех наук. И как у всех царей у неё есть свой замок и  герб. Вы хотите узнать, что изображено на гербе царицы математики? Тогда вперёд!

III этап. Мотивационно – целевой этап.

Перед вами ключи с номерами заданий. Наша задача, подобрать верный ключ к двери замка царицы математики, где мы увидим герб.

  1. Выберите ключ с номером, с которого вы хотели бы начать.

 - Елена Премудрая подготовила несколько вопросов.

  1. Внимание на экран. (Слайд с изображением сказочного персонажа)

(Ребята, если вы ответите на все мои вопросы,  то сможете назвать тему сегодняшней игры.)

( На доске карточки с числами, на обратной стороне буквы. Каждый ответ устного счёта является одним из чисел на карточке, которая переворачивается.)

у

м

н

о

ж

е

н

и

е

и

д

е

л

е

н

и

е

.

12

6

5

22

15

31

5

17

31

17

55

31

7

31

5

17

31

21

-Каждый ваш ответ обозначает букву в названии темы игры. Будьте внимательны!

- Даны числа: 5, 12, 7.

Назовите число, которое является:

  1. разностью двух других; (5, 7)
  2. суммой двух других. (12)

-Увеличьте эти числа на 10. (15, 22, 17)

- Я задумала число. Если к нему прибавить 15, получится 21. Какое число я задумала? (6)

- Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30? (55)

- Найди разность чисел 72 и 51. (21)

- Найди сумму чисел 26 и 5. (31)

Определение темы урока.

-Прочитайте. Кто же назовёт тему игры.

Цель игры закрепить знания о действиях умножения и деления, продолжить работу по решению задач  и выражений.

(Раздаётся звук – скрип.) Хотя мы правильно выполнили задание, этот ключ не подошёл

  1. Выбирайте следующий.

-Эти  вопросы  прислала из леса Мудрая Сова.

IV этап. Закрепление знаний.

а) Устный счёт.

Внимание на экран.

  1. В этом году в лесу зимовало 53 синицы и 40 дятлов. На сколько меньше дятлов зимовало в лесу, чем синиц? (на 13 дятлов)

-Измените, вопрос задачи, чтобы она решалась сложением. (Сколько всего птиц зимовало в лесу? 93)

- У одного зайца четыре лапы. Сколько лап у четырёх зайцев? (16)

  1. 6 берёз посадили поровну в два ряда. Сколько берёз в каждом ряду? (3)

(ЗВУК)

Молодцы! Вы ответили на все вопросы, но и этот ключ не подошёл.

- Не стоит унывать. Выбирайте следующий ключ.

Внимание на экран. Задание прислал очень умный  Учёный Кот.

(-Кот просит вас расставить данные выражения в порядке возрастания их значений. Посчитайте и расставьте.)

- Какое выражение поставим первым? Почему? А кто думает иначе? Давайте проверим.

36-14

73-12

45+23

26+54

22-МО

61-ЛОД

68-ЦЫ

80-

!

(ЗВУК)

- Несмотря на проявленную смекалку, пока путь в замок закрыт.

б) Составление схемы - опоры.

- Кто выберет следующий ключ?

Задание от самого смешного человечка, Карлсона.

( Вы знаете, как я люблю пирожки. Составьте задачу по данной схеме.)

                                                                       

Выберите из предложенных вариантов выражений верное решение к задаче.

4+4+3

4+4+4

3+4+4+4 (Ученик берёт карточку с верным решением и подставляет под схемой.)

  1. Как быстрее можно найти сумму одинаковых слагаемых? (Заменить умножением)

Выберите верный вариант. Объясните, почему именно такой.

4*3

3*4

4*4 (Ученик берёт карточку с верным решением и подставляет под схемой.)

-Чем же можно заменить сумму одинаковых слагаемых?

- Вы сами смогли составить схему замены сложения умножением. Можете использовать её при выполнении заданий.

(ЗВУК)

  1. Ой, опять не удалось открыть двери замка. Попробуем ещё раз.

V этап. Физкультминутка.

-Выбирайте следующий ключ.

Музыкальная пауза. Танец «На танцующих утят быть похожими хотят».

- Я приглашаю вас спеть и протанцевать вместе с весёлыми утятами.

(ЗВУК)

- Как вы хорошо танцевали! Но и это нам не помогло.

в) Работа с дидактическим раздаточным материалом.

(Самостоятельная работа в парах.)

- Давайте, выполним ещё задание. Какой ключ мы выберем?

Внимание на экран. Задание приготовил для вас проказник Буратино.

- Найдите на столах карточки под №1. Прочитайте задание. На какие две группы можно разделить данные выражения? ( Суммы, которые можно заменить умножением и суммы, которые нельзя заменить умножением.)

-Договоритесь между собой, кто какую группу примеров будет выполнять.

-При выполнении можете использовать схему – опору.

Разделите суммы на две группы и найдите их значения. Где возможно выполните замену сложения умножением.

5+5+4+5+6=25               2+2+2+2+2+2=12

23+23+23+23=92        26+62=88

31+30+32=93        17+17+17+17=68

Взаимопроверка.

- На какие ещё две группы можно разделить эти суммы? (С двузначными числами и однозначными числами.)

(ЗВУК)

- Проявим настойчивость как настоящие игроки и продолжим игру.

д) Решение задачи с комментированием.

Выбираем ключ.

  1. К нам на игру пришла серьёзная девочка Мальвина.

  1. Внимание на экран.

Прочитайте задачу самостоятельно.

Однажды Артемон пошёл в лес собирать грибы. Он нашёл 38 грибов. 12 из них  он отдал белкам,  9 отдал ежам, а остальные засушил. Сколько грибов засушил Артемон?

Прочитайте вопрос задачи.

Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

Можем это узнать?

Каким действием?

Запишем (один комментирует).

12+9=21(г.)-отдал.

Можем теперь ответить на вопрос задачи?

Каким действием?

Запишем (Один комментирует)

38-21=17(г.)-засушил.

-Запишите решение задачи выражением (самостоятельно).

38-(12+9)=17(г.)

Прочитайте выражение. Есть другие варианты? (38-12-9=17)

Ответили мы на вопрос задачи?

Как запишем ответ? (Один ученик комментирует)

(ЗВУК)

- Ребята, ключей остаётся все меньше. Значит мы близки к победе.

е) Решение задач.

Самостоятельная работа.

  1. Кто хочет выбрать ключ?
  2. Посмотрите ещё раз на экран. Задание приготовил Незнайка.

В Цветочном городе посадили  12 тюльпанов, по 6 тюльпанов в каждом ряду. Сколько получилось рядов тюльпанов?

(Сделайте  рисунок и запишите решение. Вы можете изобразить тюльпан так.)

(Показываю, как нарисовать тюльпан)

 12:6=2(р.)

 Ответ: 2 ряда тюльпанов получилось.

-Сколько рядов тюльпанов получилось?

(ЗВУК)

- Ну, что ж осталось всего 2 ключа.

ж) Письменное решение примеров с комментированием.

Выбирайте следующий.

-Задание не простое, лесное. Для вас приготовил Леший, который живёт в лесу.

(На ветках записаны выражения.)

-Подставьте  знаки действия. Подставьте скобки и прочитайте полученное выражение

100   23   8=85

Комментирует ученик.100-23+8=85

(100-23)+8=85

56   7   9=40        52   13   7=72

56-7-9=40        52+13+7=72

 (56-7)-9=40        (52+13)+7=72

        52+(13+7)=72

(ЗВУК)

- Вот мы у цели. Этим ключом мы откроем дверь замка и попадём в прекрасное царство математики.

з) Работа с геометрическим материалом.

Перед нами чёрный ящик.

Подсказка – рисунок. Посмотрите на рисунок и скажите, он вам нравится? А что  не так? Чего не хватает? (Геометрические линии.)

Определите, какие линии  находятся в чёрном ящике. (Прямая, ломаная, кривая)

- Дополним рисунок этими линиями.

(Раздаётся победный звук)

-Молодцы! Двери замка открываются. И мы видим герб.

- Именно такую отметку вы все сегодня получили благодаря хорошим математическим знаниям. Я уверена, что сегодня вы стали ещё сообразительнее, находчивее, остроумнее.

- Интересно было?

- Действительно, математика - интересная, многогранная, занимательная и полезная наука.

  1. Спасибо за игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"

Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...