программа по Логике
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов. программу можно использовать как внеурочное занятие или элективный курс. Тех кого заинтересовала, есть дидактический материал к данной программе, могу отправить по электронной почте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса „Логика“
для учащихся начальных классов
1 . Обоснование темы:
В настоящее время происходит развитие и обновление национальной школы, которое дало возможность учителю работать по новому.
Ни один учебник по математике в традиционной школе не удовлетворяет потребности развитию у ребенка познавательных процессов, логики тормозит развитию интеллекта детей, в первую очередь, творческого мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовое решение , причем как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет множество решений. Кроме того дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой -то новый способ.
Смысл программы « Логика» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которые любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой: слабые и сильные – могли бы решать нетиповые, поисково – творческие задачи, не связанные с учебным материалом.
Программа занятий включает следующие основные направления:
-Развитие памяти ( аудильной и визуальной; кратковременной и долговременной).
-развитие внимания (произвольного и непроизвольного внимания).
-развитие воображения и конструкторских способности (творческого пространственного, произвольного воображения).
-развитие мышления и интеллектуальных способностей (развитие способностей комбинировать, планировать, анализировать, рассуждать).
2.Цель программы:
Учитывая индивидуальный подход развить у ребенка интеллектуальные способности и познавательный процесс.
3. Задачи программы:
- правильно организуя действие на занятиях, надо достичь того, чтобы ребенок сам хотел, любил и умел учиться.
- развитие творческой и исследовательской активности.
- Развитие способностей к сотрудничеству, коммуникативности.
4. Основные требования:
-занятия проводить в форме игры, с постепенным усложнением заданий
-создать атмосферу доброжелательности.
- детям даем право выбора. Заданий с учетом индивидуальных особенностей.
-нельзя сравнивать слабых с более сильными детьми.
- использовать индивидуальный подход.
-регулярно проводить мониторинг интеллектуального развития, использовать при этом тесты, диагностики, зачет.
Количество часов:
Разделы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Развитие внимания | 6 ч | 7 ч | 5 ч | 5 ч |
Развитие памяти | 6 ч | 5 ч | 5 ч | 5 ч |
Развитие воображения и конструирования | 12 ч | 10 ч | 10 ч | 8 ч |
Развитие мышления и интеллектуальных способностей | 8 ч | 10 ч | 12 ч | 14 ч |
Первый год обучения. 32 часа.
Примерная тематика занятий
Развитие памяти. 6 часов
- Ознакомление с предметом. Проверка уровня развития памяти.
- Развитие слуховой памяти.
Дидактические игры « Математические слова», «Цепочка слов», «Найди лишнее слово», «Испорченный телефон».
- Развитие зрительной памяти.
Дидактические игры и задания: Зрительные диктанты, « Рисует компьютер», игры на развитие моторики руки, зрительно-слуховые диктанты. Игра «Что изменилось».
- Игры и упражнения для развития логической и механической памяти «Найди пару», «Пара слов», зрительные диктанты.
- «Помощники Шерлока Холмса» урок- соревнование.
- Диагностика развития памяти ( кратковременной и долговременной памяти)
Развития внимания . 6 часов
- Игры на внимания.
- «Внимание Угадай-ка!» по методике Никитина.
- «Поможем художнику» игры на развития внимания и воображения.
- «Лабиринты»- урок путешествие.
- Задачи на внимания.
- Диагностика внимания.
Развития воображения и конструирования. 12 часов
- «На что это похоже» игры на воображения.
- «Звезды на небе» символики созвездий.
- «Составь узор из геометрических фигур».
- «Мозаика».
- «Сюжетная мозаика».
- «Сложи квадрат» по методике Никитина.
- «Танграм».
- Выполнения аппликации «Экскаватор».
- Игры с палочками, со спичками на сложение различных фигур.
- Игры со спичками.
- Конструирование из бумаги.
- Урок-соревнование «Лего-го».
Развитие мышления и интеллектуальных способностей . 8 часов
- Задания на анализ строения предметов.
- Сравнения предметов (задания на выяснение свойство предметов и сравнения по свойствам).
- Классификация предметов по определенным признакам.
- Шашки. Знакомство с правилом.
- Шашки. Знакомство с простейшими приемами игры.
- Соревнование по шашкам.
- Соревнование по шашкам. Урок соревнование «Лучший шашист».
- Числовые головоломки и ребусы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
К концу первого класса учащиеся должны знать:
- Символики созвездий и о их значениях.
- Правила развивающих игр( «Танграм», «Кубики»)
- По каким признакам можно делать классификацию предметов (Цвет, форма, величина, особенности материала)
Учащиеся должны уметь:
- Решать простые логические задачи.
- Сравнивать, анализировать, обобщать.
- Составить узор из геометрических фигур, сложить простые фигуры из спичек.
- Играть в шашки, кубики, танграм.
Навыки учащихся:
- Развитие моторики руки.
- Зрительного восприятия ребенка, его глазомер.
- Способности воспроизводить увиденное.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- «Туннук» Е.Н.Кирилина 1996 г. Якутск.
- «Ступеньки творчество или развивающие игры» Б.П.Никитин 1989 г.
- «Игровые и занимательные задания по математике» 1 класс Т.К.Жикалкина 1989г. Москва.
- «Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго математика» Т.П.Аммосова 1995г. Якутск
- «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» П.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорово,Л.И.Цеханская 1989г Москва
- «Альбом по математике и конструированию» 1 класс С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина 1993 Москва
- «Начальная школа» Журнал №7 1990г.
- Начальная школа» газета №23 1996г«Здравствуйте, дети !» Ш.А.Амонашвили
Второй год обучения. 32 часа
Примерная тематика занятий
Развития памяти . 5 часов.
- Тестирования. Проверка уровня развития памяти.
- Математические диктанты.
- «Найди отличия» игра .
- «Галка и голуби» ( урок –игра.)
- « Посмотри и запомни» урок-аукцион.
Развития внимания .7 часов.
- Проверка уровня детей. Тестирование.
- «Юный следопыт» урок-соревнование.
- Графические диктанты.
- Игры на внимания.
- «Веселый счет».
- «Лабиринты».
- «Кто самый внимательный» Соревнование.
Развития воображения и конструирования .12 часов.
- «Знакомство с городом Геометрией» урок путешествие.
- «Дороги в городе Геометрии»
- Волшебные превращения жителей города.
- Знакомство с искусством Оригами.
- Оригами (интегрированный урок)
- Игры со спичками.
- Игра головоломка «Пифагор», «Монгольская игра».
- Знакомство с игрой «Сонор». Игровое поле и фигурки.
- Познакомить с правилами игры.
- Точка, круг, радиус, диаметр (знакомство с новыми понятиями)
- Соревнование по игре «Сонор»
- «Лучший игрок в сонор » урок соревнование.
Развития мышления и интеллектуальных способностей . 10 часов.
- «Математические лабиринты» и головоломки.
- «Занимательные квадраты» и ребусы.
- Задания на развитие классификации.
- Задачи на развитие способности анализировать.
- Задачи на развитие способности комбинировать.
- Задачи на развитие способности рассуждать.
- «Турнир знатоков» урок-соревнование.
- Задачи-шутки, задачи-смекалки.
- Олимпиада.
- Диагностика уровня развития мышления.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
К концу второго класса учащиеся должны знать:
- Правила игры «Сонор».
- Историю возникновения науки геометрия.
- Геометрические термины (пересечения, параллельные прямые, луч, угол, параллелограмм, ромб, трапеция, диаметр, радиус).
- Искусство «Оригами».
Учащиеся должны уметь:
- Решать числовые головоломки.
- Решать нестандартные задачи (задачи-шутки, задачи-смекалки).
- Составлять из геометрических фигур новые фигуры.
- Читать схему и складывать простейшие виды оригами.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- «О5о ойун о5о эрдэ5иттэн сайыннарыы». Е.А.Барахсанова , А.И. Голиков , Т.Т. Саввинов 1993 г.Якутск
- «Альбом по математике и конструированию» 2 класс. С.И.Волкова, О.П.Пчелкина 1994 г. Москва
- «Внеклассная работа по математике в начальной школе». В. Л, Труднев 1975
- «Игровые и занимательные занятия по математике» Т.К. Жигалкина 1989 г. Москва
- «Развитие детей на уроках математики» «Начальная школа» журнал №7 1991
- «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитин
- Задания школьных и кустовых олимпиад.
- «Задачник» Г. Остер 1996 г. Москва .
- «Занимательная математика» «Начальная школа» газета №20 1996
- «Развитие пространственного мышления на уроке математики и труда» №5 1991 «Начальная школа» журнал.
Третий год обучения . 32часа.
Примерная тематика
Развитие памяти. 5 часов
- Занимательные рисунки (Графические диктанты)
- «Посмотри и запомни» (игры на развитие кратковременной памяти)
- «Точки» развитие визуальной памяти.
- Определение оперативной памяти.
- Головоломные размещения и перестановки.
Развитие внимания. 5 часов
- «Числовые лабиринты»
- Игра на внимания
Дидактические игры «Сколько звеньев», «Сосчитай сколько 5», «Где лошадь?», Помоги рабочему», «Чур, без ошибок!».
- «Умножить или разделить» игра.
- Головоломные размещения и перестановки.
- Обман зрения.
Развития воображения и конструирования. 10 часов
- Игры со спичками.
- Игры со спичками.
- «Семь раз отмерь - один раз отрежь» игра.
Дидактические игры: «Циферблат», «Семь розочек», «Разрежь квадраты» и.т.д.
- Геометрические головоломки «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат».
- Урок игра «Волшебные превращения»
- Оригами. Сложение из бумаги простейшие фигурки зверей и птиц.
- Разрезание и складывание фигур.
- «Геометрическое домино» Игра на развитие воображения и внимания.
- «Продолжи рисунок» Игра на воображение.
- Диагностика развития у детей творческого воображения.
Развития мышления и интеллектуальных способностей .12 часов
- «Магический квадрат».
- Отгадывание задуманного числа.
- Числовые пирамиды.
- Логические задачи на раскрашивания.
- Затейные задачи ,задачи на переправу.
- «Блиц - турнир» задачи - шутки.
- Математические олимпиады.
- Урок соревнование «Смекай , считай, отгадывай!»
- Игры в шахматы.
- Игры в шахматы. Решение простых задач.
- Игры в шахматы. Шахматные головоломки
.Диагностика логического мышления и интеллектуальных способностей.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
К концу третьего класса учащихся должны знать:
- Правила игры в шахматы. Различия и значения шахматных фигур.
- Геометрические понятия (острый, тупой, угол, виды треугольников)
- Правила развивающих игр (Колумбово яйцо, геометрические головоломки).
Учащиеся должны уметь:
- Рассуждать, доказывать, делать свои выводы.
- Решать нестандартные задачи (задачи на раскрашивания, затейные задачи, задачи-шутки, задачи на переправу, логические задачи)
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- «Смекалка для малышей» Москва 1996г.
- «Тетрадь с математическими заданиями» 3 класс. С. И. Волкова, Н. Н. Столярова Москва 1995 г.
- «Начальная школа» журнал №7-8 1992г. «Развитие познавательных способностей детей на уроках математике» 3 класс
- «Начальная школа» журнал №9 1994 факультативный курс «Шахматы первый год» И. Г. Сухин.
- «Занимательные логические задачи» Л.М.Лихтарников Санкт-Петербург 1997 г.
- Математические олимпиады учащихся начальных классов.
- «Оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго математика» Т.И. Аммосова 1995 г. Якутск.
- «Внеклассная работа по математике в начальных классах» Б.П. Труднев 1975г. Москва
Четвертый год обучения
Примерная тематика
Развитие памяти .5 часов
- «Цепочка слов» развитие слуховой памяти.
- Игры на развитие логической и механической памяти.
- «Полезные наблюдения» игры на наблюдательность, память, классификацию.
- Определение долговременной памяти.
- Диагностика развития памяти.
Развитие внимания .5 часов
- «Числовые лабиринты».
- Игры на развития устойчивости внимания.
Дидактические игры: «Сосчитай и напиши сколько 5?», «Где лошадь?», «Смеются или сердятся?».
- Игры на пересчет предметов.
Дидактические игры: «Кто спрятался за дерево?», «Помоги рабочему» «Сколько звеньев в каждой цепочке?»
- Задачи на внимания.
- Диагностика развития внимания.
Развитие воображения и конструирования. 8 часов
- «Конструкторская смекалка» урок - игра.
- Найдите фигуру (разделить фигуру или сосчитать сколько фигур).
- Геометрические головоломки, игры со спичками.
- Составь квадрат «Измерение предков». Урок - К.В.Н.
- Конструкторские задания. Урок – соревнования.
- «Семь раз отмерь - один раз отрежь»
Дидактические игры: «Из кувшина квадрат», «Разруби подкову», «Деление запятой».
- Игры на воссоздание силуэтов.
Дидактические игры: «Волшебный круг», «Вьетнамская игра».
- « Игра в фантастические гипотезы». Диагностика творческого и произвольного воображения.
Развитие мышления и интеллектуальных способностей .14 часов
- Задания по развитию способности анализировать.
Дидактические игры: «Выявление общих понятий», «Исключи лишнее слово», «Сравнить понятия».
- «Найди закономерность». Урок-соревнование.
- Анализ, сравнение, обобщение.
- Геометрические головоломки
- Задачи о лгунах. Логические задачи.
- Математические загадки и ребусы.
- Математическая викторина.
- Логические задачи связаны с рассмотрением нескольких множеств.
- Шахматная партия. Шах или мат.
- Шахматная партия. Ничья, пат.
- Двойной удар. «Лабиринт», «Перехитри часовых» урок- игра.
12. Работа по карточкам.
13. Олимпиады
- Диагностика уровня развития у детей развития интеллектуальных способностей.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
К концу четвертого класса учащиеся должны знать:
- Простейшие шахматные комбинации.
- Меры измерения предков.
- Соответствие между элементами различных множеств.
Учащиеся должны уметь:
- Рассуждать и рационально перебирать возможные варианты.
- Решать логические задачи, связанные на нахождение нескольких множеств.
- Выполнять числовые, геометрические головоломки.
- Анализировать, рассуждать, планировать, доказывать, делать свои выводы.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- .Волкова С.И, Пчелкина О. Л «Альбом по математике и конструированию» 4 класс
- «Остер Г. « Задачник». 1996г. Москва
- Чилингирова Л ,Спиридонова .Б «Играя, учимся математике». 1993 г. Москва
- Труднев В.П. «Внеклассная работа по математике на уроке в начальной школе»
- «Начальная школа» журнал №8 1993
- «Смекалка для малышей» 1996г. Москва
- Лихтарникова Л.М. «Занимательные логические задачи» 1997 г. Москва
- «Начальная школа» журнал №9 1994 г. «Факультативные курсы». Шахматы первый год»
- Математические олимпиады учащихся начальных классов.
- «Занимательная математика» «Начальная школа» газета №27 1995 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/01/picture-9146-1501610589.jpg)
Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены. ...
Программа курса логики 1-2 классы
Данная программа имеет структуру курса и перспективный план изучения логики в 1-2 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/17/picture-68075.jpg)
программа по логике
Данную программу можно использовать как внеурочное дейстивие или элективный курс. Есть готовый дидактический материал по этойпрограмме. Если возникнут желания могу отправить по электронной почте....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/03/picture-28547-1417617507.jpg)
Рабочая программа по логике. 2 класс.
Рабочая прграмма по логике для 2 класса, составлена в соответствии с современными требованиями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-266494-1372151360.jpg)
Рабочая программа по логике 4 класс УМК «Школа 2100»
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в...
Рабочая программа курса " Логика" 3 класс
Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование курса " Логика"...