Урок математики в 1 классе по теме "Сложение"
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме
Тема: «Сложение».
Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.
Цель:сформировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов;
Задачи:
Образовательные:
· познакомить с записью сложения, знаком «+»;
· ввести термины компонентов сложения;
Развивающие:
· развивать речь учащихся;
· развивать познавательную активность;
· развивать умение следовать вербальным инструкциям учителям;
· развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание;
· развивать навык самооценивания.
Воспитательные:
· воспитывать активность, усидчивость, прилежания в процессе учения;
· воспитывать умение работы в группевоспитывать уважение к товарищам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_1_klasse_po_teme_slozhenie.docx | 32.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе.
Тема: «Сложение».
Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.
Цель: сформировать представление о сложении как объединении совокупностей предметов;
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с записью сложения, знаком «+»;
- ввести термины компонентов сложения;
Развивающие:
- развивать речь учащихся;
- развивать познавательную активность;
- развивать умение следовать вербальным инструкциям учителям;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание;
- развивать навык самооценивания.
Воспитательные:
- воспитывать активность, усидчивость, прилежания в процессе учения;
- воспитывать умение работы в группе воспитывать уважение к товарищам.
Оборудование для учителя: геометрический счётный материал, знаки «+», «=», «≠», модели (мешки) совокупностей, образцы решений, картинки героев .
Оборудование для учащихся: геометрический счётный материал, модели (мешки) совокупностей, учебник-тетрадь.
Ход урока.
I.Организационный момент
Ну-ка проверь , дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят ?
Все ль внимательно глядят?
Учитель: Сегодня перед уроком я встретила нашего старого знакомого — ослика Иа. Он нас позвал с собой в гости к своему другу.
Учитель: Напомните ослику Иа, чему был посвящен предыдущий урок?
Учащиеся: Сравнивали группы предметов, разбивали предметы на группы.
Учитель: Сегодня на уроке вам пригодятся ваши знания о знаках и группах предметов.
- Я вижу, что вы готовы. В путь!
II. Актуализация знаний.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Приглашаю вас , друзья,
В гости сегодня я.
Ждет нас добрый Винни-Пух,
Приготовил он заданья.
На смекалку и на знанье.
На доске появляется изображение Винни-Пуха. Фигура сделана из геометрических фигур. У учеников такие же геометрические фигуры, но меньшего размера на парте.
Учитель: Ослик нарисовал портрет в подарок Винни-Пуху, который он сегодня должен отнести своему другу. Помогите Ослику и выполните задание.
- Из каких геометрических фигур состоит портрет?
Учащиеся: Из треугольников и квадратов.
Учитель: Выложите на листе такого же Винни-Пуха из «Геометрического лото».
- На какие группы можно разбить все фигуры?
Учащиеся: По цвету, по размеру, по форме.
Учитель: Разбейте все геометрические фигуры на части по форме.
Ученики на чистых листах , которые вырезаны в виде мешочков, выполняют задание.
- Положите в один мешочек треугольники, во второй квадраты. На ваших листах – мешочках обведите каждую фигуру.
- Как можно обозначить каждый мешочек? Давайте обсудим.
- Что лежит в первом мешке?
Учащиеся: Квадраты.
Учитель: Какой буквой можно его обозначить?
Учащиеся: Слово «квадрат» начинается с буквы К, значит буквой К.
Учитель отмечает на доске, ученики на листах.
Учитель: Как обозначить все треугольники?
Учащиеся: Буквой Т, так как слово «треугольник» начинается с буквы Т.
Дети раздвигают фигуры на парте, а на доске появляется такой вид записи:
Учитель: Равны ли мешочки Т и К? Почему?
Учащиеся: Нет, так как в них разные фигуры: слева квадраты, а справа — треугольники.
Учитель: Сравните их по количеству предметов.
Учитель выставляет на доске эталон сравнения групп предметов, который используется для обоснования неравенства мешков.
- Молодцы , мы убедились что треугольников больше, чем квадратов.
- Ослик Иа может идти в гости.
- Уберите фигуры на место.
III .Ознакомление с новыми знаниями.
- По дороге к Винни-Пуху Ослик встретил Пятачка.
Пяточек и Ослик
Поиграть решили
Свой конструктор разделили
Только вдруг потом решили
На день рожденье Винни-Пуху его подарили.
- У Ослика был набор из треугольников, а у Пятачка —квадраты.
На доске фигурки зверей , под ними — картинки с изображением их мешков:
Так как они решили конструктор отнести Винни- Пуху, надо им помочь. Поможем им ребята?Работа в группах по два человека. Ученики на чистых листах А–4 , которые вырезаны в виде мешочков, выполняют задание.
- Возьмите мешочек Иа, положите на него детали конструктора ослика и обведите их.
Дети берут мешок с изображением Ослика и выполняют задание. Аналогично проводится работа с деталями Пяточка.
Чтобы отнести Винни-Пуху конструктор , что нужно сделать друзьям?Учащиеся: Переложить в один мешочек.
Учитель: Они сложили свой конструктор в один мешок . Возьмите большой мешок с изображением Винни- Пуха и положите туда конструктор Иа и Пятачка. Как это сделать, подумайте?
Учащиеся: Надо из маленьких мешочков фигуры положить и обвести на большом,
Учитель наглядно показывает действие с фигурами, из маленьких мешочков пересыпает в большой. В мешках Иа и Пятачка остаются контуры фигур.
У детей и на доске:
- Какое действие мы с вами выполнили?
Учащиеся: Ссыпали, соединили, сложили.
Учитель: А как в математике это действие назвать?В математике такое действие называют сложением, а результат сложения — суммой.
Учитель прикрепляет под мешком Винни-Пуха табличку «сумма результат»:
сумма-результат
- Все знают, что когда предметы надо сложить вместе — их ссыпают, объединяют. А кто скажет — какой знак в математике может заменить это действие
Возможно, некоторые дети назовут знак «+». Если нет — пояснение дает учитель.
- В математике используется знак «+».Возьмите знак плюс и поставьте его между мешочками Иа и Пятачка.
Учитель отмечает знак «+» на доске, а ученики ставят его между своими мешками.
- У нас получилась еще одна сумма. Как бы вы ее назвали? (Варианты детей.)Ее называют «сумма-выражение». Она выражает, что складывали, какие были слагаемые. Назовите первое слагаемое — фигуры в первом мешке?
Учащиеся: Три синих треугольника.
Учитель: Назовите второе слагаемое.
Учащиеся: Два желтых квадрата.
Учитель прикрепляет под знак «+» карточку «сумма-выражение»:
Учитель: Как вы думаете, не потерялись ли по дороге фигуры? Попробуйте определить, какой знак надо поставить между этими двумя суммами: = или ≠?Учащиеся: Мы должны сравнить две группы предметов с одной.
-Учитель: Правильно надо их сравнить. Но как?
Учитель: Почему у вас это задание вызвало затруднение?
Учащиеся: Мы раньше подобные задания не выполняли, мы не знаем, как нужно действовать.
Учитель: Как мы умеем сравнивать?
Учащиеся: Соединять «ниточками».
Учитель: Итак, давайте проведем линии.
На доске один из учеников проводит линии:
- Какой вывод можете сделать? (Сумма-выражение равна сумме-результату; надо поставить знак =.)
- Возьмите знак равно и поставьте у себя между мешками.
Учитель фиксирует на доске, дети на парте:
- У нас получилось равенство. Назовите в этом равенстве части и целое.
Учащиеся: Маленькие мешки — части, а большой — целое.
Учитель: Как еще можно назвать большой мешок?
Учащиеся: Сумма-результат.
Учитель: А как можно назвать маленькие мешки?
Учащиеся: Слагаемые, вместе со знаком «+» — сумма-выражение.
Учитель: Какими буквами можно обозначить маленькие мешки?
Учащиеся: Т и К, по первым буквам их названий.
Учитель и дети подписывают мешки. Учитель в стороне записывает полученное выражение отдельно: Т + К.
Учитель: Поменяйте местами слагаемые, (квадраты и треугольники), изменится ли сумма-результат?
Учащиеся: Нет, получатся те же самые фигуры.
Учитель пишет на доске рядом с предыдущей записью: К + Т.
Учитель: Значит, что мы можем сказать о суммах Т + К и К + Т?
Учащиеся: Они равны.
Учитель ставит знак «=» между выражениями:
Т + К = К + Т
- Проверьте себя: откройте учебник на странице 16 и сравните — верно, ли вы и определили, какой знак надо выбрать? (Да.)
- В математике полученный вывод звучит так: от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Справились вы со своим затруднением? (Да.)
- Вы молодцы! Пятачок и ослик Иа наконец-то пришли к Винни-Пуху. Теперь — отдохнем!
Физкультминутка.
С Винни-Пухом в лес шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Нам шагается легко.
Вдруг мы видим у куста-
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках убежим.
IV. Применение нового знания.
Учитель: Ослик Иа и Пятачок теперь знают, как складывать предметы. А вы знаете?
Учащиеся: Да.
Учитель: А умеете ли вы?
Учащиеся: Пока не знаем, нужно потренироваться .
1) № 3, стр. 16.
Учитель: Когда Пятачок и Ослик Иа пришли к Винни-Пуху он им приготовил примеры, только он не знает правильно ли он их решил. Откройте в учебнике № 3, стр. 16 и проверьте, прав ли Винни-Пух?
Учитель выслушивает версии и обоснования детей. При необходимости, задаются следующие вопросы:
- Что надо сделать вначале?
Учащиеся: Соединить одинаковые фигуры.
Учитель: Возьмите простой карандаш и сделайте.
- Какой ответ выбираете?
Учащиеся: Да.
Учитель: Почему?
Учащиеся: В большом мешке столько фигур, сколько в двух маленьких. Винни-Пух верно решил пример.
2) № 4, стр. 16.
Учитель: В задании № 4(а) вам надо самим сложить фигуры и написать, чему будет равна сумма-результат.
Дети выполняют с проговариванием своих действий.
- В большой мешок положим все предметы из маленьких мешков: белый квадрат, белый круг, синий круг, 2 красных треугольника.
Далее можно попросить детей доказать, что фигуры при сложении не потерялись — провести ниточки.
- Теперь хотите проверить свои силы, научились вы складывать или нет?
- Выполните задание № 4 (б) на этой же странице.
После выполнения задания дети проверяют правильность решения по образцу, заранее подготовленному учителем.
Дети, которые получили другой ответ, ставят себе знак «?», а те, кто выполнил так же — знак «+». Ответ на вопрос получается с опорой на эталон сложения.
- Что показало выполнение самостоятельной работы?
Учащиеся делают вывод, научились дети складывать или нет.
Упражнение для профилактики нарушения зрения.
- Посмотрите внимательно на эту картинку. По стрелочке надо подняться глазами на горку и спуститься вниз и так пока не дойдем до самой последней горы, а затем в обратном порядке. Головой не крутим, работают только глаза.
- Продолжаем работать.
- С помощью какого знака записывают действие сложения? (С помощью знака «+».)
- Напишите этот знак в клеточках: 1 строка на стр. 16.
V. Итог урока.
Наш урок к концу подходит,
Винни-Пух итог подводит.
- С каким действием вы познакомились сегодня на уроке?
- Что еще интересного узнали на уроке?
Нарисуйте довольны ли вы результатом сегодняшнего урока ( солнышко, тучка, тучка с дождиком).
Литература:
- Я иду на урок в начальную школу: Математика. – М., 2011.-
- www. nachalka. com Творческая сеть для начальной школы/
- www. festival. 1septembep. ru Учительский фестиваль педагогических идей. (festival.1september.ru/articles/sub), festival@1september.ru,
- Л.Г.Петерсон «Математика»: учебник для 1 класса – «ЮВЕНТА» -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Урок математики 3 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение 57+40, 40+57. Применение переместительного закона математики".
На уроке дети знакомятся с новым видом сложения и повторяют изученный материал....
Урок литературного чтения (3 класс) и урок математики (1 класс)
урок в классе- комплекте 1,3...
презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас
материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...
Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".
Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...
Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"
Конспект урока по математике выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...
Урок математики 1 класс. Тема: Составление математических рассказов и выбор действия к ним. Новогодние приключения в стране Математике
Конспект урока будет интересен учителям, работающим по системе Л.В.Занкова....