Конспект открытого урока по математике во 2 классе и его самоанализ. ОС "Школа 2100".
презентация к уроку по математике (2 класс) по теме

Обанина Елена Николаевна

Урок по теме "Умножение. Компоненты действия умножения" построен на основе деятельностного подхода с использованием информационно компьютерных технологий. Новые знания на уроке обучающиеся открывали самостоятельно, обсуждая предложения друг друга в парах и  проблемном диалоге с учителем.  Конспект дополняет самоанализ урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Математика. 2 класс (Школа 2100)

Разработала и провела

Обанина Елена Николаевна,

 учитель начальных классов

МКОУ ХМРН СОШ д. Шапша

Тип урока: введение нового знания

Тема:  «Умножение. Компоненты действия умножения».

Цель:  познакомить обучающихся с названием компонентов и результата действия умножения.

Задачи:

- продолжать работу, направленную на усвоение смысла действия умножения, записи и чтения произведений;

- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения (сравнивать, обобщать, работать с учебником, общаться друг с другом);

- развивать организационные общеучебные умения.

Оборудование: учебник: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и  др. «Математика. 2 класс..». Часть 2. – М. : Баласс, 2010; компьютер, медиа проектор, экран, карточки с таблицей-памяткой.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Оргмомент:

Вас ждут затеи и задачи,

Игры, шутки - все для вас!

Я желаю Вам удачи –

За работу, в добрый час!

Включение в учебную деятельность:

- Из букв двух рассыпанных слов составили пары других. Какие слова были первоначально?

ЛОЖЕ + СЕНИ =

УМЕНИЕ +НОЖ =

(сложение, умножение)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Когда сложение можно заменить умножением?

(сложение одинаковых слагаемых заменяем умножением)

- Используя опорные слова «сложение», «одинаковые слагаемые» дайте определение действию умножения.

(варианты ответов детей: «Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением», «Умножение  - это когда складывают одинаковые слагаемые», «Умножение – это сложение одинаковых слагаемых»).

- О чем будем говорить сегодня на уроке? (о действии умножения)

- Как Вы считаете, мы уже все знаем о действии умножения? (наверное, нет)

- Хотите расширить, углубить свои знания о действии умножения? (Мотивация) 

- Сегодня на уроке у Вас будет возможность узнать больше о новом изученном математическом  действии - умножении. А вот что именно, это Вам предстоит самостоятельно открыть на уроке.

Оформление работы в тетрадях.

Подготовка и учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксации затруднения.

Работа с выражениями:

(52  - 12) + 37

(83 + 7) – (14  +  26)

(12  –  6) + (100  -  60)

6 + 3

6 – 3

6 х 3

- Сравните выражения в левом и правом столбиках? Что у них общего и чем отличаются?

- Это  высказывания или выражения? (выражения)

- Проще вычислить значение каких выражений? А сложнее?

- Какое название можете подобрать для выражений 1-ой группы? Для 2-ой группы? (сложные и простые)

- Прочитайте выражения 1 группы по-разному, используя предлоги «к», «из» и опорные слова «сумма», «разность». Найдите их значения.

- Прочитайте по-разному выражения 2-ого столбика.

- Как одним словом  назвать запись из чисел и знака действия умножения (6 х 3)?

(дети испытали затруднение при чтении по-разному числового выражения)

  1. Выявление места и причины затруднения.

-  Почему не можете назвать одним словом выражение 6 х 3?

- Подходит для него слово «сумма»? А слово «разность»? Знаете другое подходящее слово? (не знаем такого слова)

Выясняется, что знаний недостаточно. Уже известные понятия не подходят для названия нового выражения. Нужно другое (новое) слово.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Запишите выражение 6х3 в тетрадь, замените сложением и вычислите его значение.

- Что же Вам предстоит сегодня узнать, чему научиться? (Узнаем, как называются числа в записи действия умножения)

Слайд 1. Тема урока.

- Как получить недостающие сведения (знания), чем можно воспользоваться?

(спросить того,  кто знает; поискать в учебнике, попытаться самим подобрать названия числам в записи 6 х 3)

  1. Реализация построенного проекта.

Предложите свою версию слова для названия чисел 6 и 3 в записи 6 х 3.

Дети в затруднении.

Учитель направляет мысль обучающихся:

- Сколько можно складывать одинаковых слагаемых! (2, 3, 4, 5;  одним словом – много)

- Вспомните, что показывают числа при умножении? Второе число показывает, сколько одинаковых слагаемых, т. е. как много таких слагаемых.

- Продолжите высказывания: «Снежинок в сугробе … (много, множество)»; «Деревьев в лесу …(множество)»; «Звезд на небе …(множество)».

- Попытайтесь подобрать однокоренные слова  к слову «много» (множество, умножение, множить, размножить, умножить).

- От этих слов (при помощи суффикса –тель-) образуйте новое слово, которым можно назвать числа, участвующие в умножении. Обсудите свои варианты в парах. Выскажите товарищу своё предложение и выслушайте его версию. Выберите наиболее подходящее слово. (Возможные варианты: умножаемое, размножитель, умножитель, множитель)

-  Как ученые назвали эти числа, вы можете найти в учебнике.

Самостоятельная работа обучающихся с учебником: С. 52

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа со слайдом.

Слайд 2 (анимированный). Названия выражения «6 х 3», компонентов и результата действия умножения.

- Как называется выражение 6 х 3? (произведение)

- Как называется число 6; 3? (множитель)

- Как называется результат умножения? (значение произведения)

С опорой на учебник дети проговаривают новые математические термины. Учителю необходимо уточнить правильное произношение новых слов (ударение).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Чтобы научиться различать названия чисел в записи умножения от названий чисел в записи других действий, предлагаю Вам заполнить памятку в виде таблицы.

Слайд 3 (анимированный). Таблица названий компонентов и результатов действий сложения, вычитания, умножения.

Работа с таблицей:

6 + 3

СУММА

6 - 3

6 х 3

6

СЛАГАЕМОЕ

6

6

3

СЛАГАЕМОЕ

3

3

- Рассмотрите первый столбик.  Расскажите, что записано в 1-ой ячейке, во 2-ой, в 3-ей?

- Во 2-ом столбике и в 3-ем Вам предстоит самостоятельно записать названия выражений и чисел в их записях.

Самостоятельная работа детей с таблицей.

Проверка работы по слайду с анимационными действиями.

- Как Вы думаете, почему таблица состоит из 4-х столбиков? Для чего четвертый столбик и почему мы его не заполняем сегодня? (Может быть, мы еще не все действия изучили. Будем заполнять этот столбик, когда изучим еще одно действие.)

- Вы правы. На последующих уроках вам предстоит познакомиться еще с одним математическим действием. Продолжим заполнять таблицу позже. Эту таблицу-памятку храните в учебнике, как закладку.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Решение развивающих и предметных задач.

Повторение. 

Работа с учебником. С.53. Беседа по иллюстрации.

Практическое применение знаний. 

а) Математический диктант (С. 52 № 1).

- Запишите выражения и найдите их значения. (Работа у доски).

- Назовите в каждом равенстве множители и значение произведения.

б) Самостоятельная работа. С.52 № 2 – 2-й столбик. (Сверка результатов самостоятельной работы в виде диалогового обсуждения между детьми)

- Сверьте результаты своей работы друг с другом. Задайте уточняющие вопросы тому однокласснику, которому доверяешь. (Дети задают вопросы друг другу: спрашивают, о том числе, которое нужно было записать в равенствах на месте пропусков; при необходимости вносят исправления в свои работы)

Домашнее задание: С. 52 №2 – 2-ой столбик; с.53 №6

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Чему научились на уроке? Что хотели бы запомнить с урока?

- Какое задание понравилось? Какое показалось самым сложным?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Математика. 2 класс (Школа 2100)

Тип урока: введение нового знания

Тема:  «Умножение. Компоненты действия умножения».

Цель:  познакомить обучающихся с названием компонентов и результата действия умножения.

Задачи:

- продолжать работу, направленную на усвоение смысла действия умножения, записи и чтения произведений;

- развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения (сравнивать, обобщать, работать с учебником, общаться друг с другом);

- развивать организационные общеучебные умения.

Данный урок является третьим из 4 отведенных часов на изучение темы «Умножение» и 107-ым уроком по курсу «Математика». Урок старалась построить на основе деятельностного подхода с применением ИКТ.

В классе обучается 4 ученика, из которых лишь один ученик имеет уровень подготовки выше среднего, а остальные ниже среднего и низкий.  Названия компонентов математических действий с числами воспринимается учениками сложно, т. к. восприятие и осмысление материала не может основываться на субъективном опыте учащихся. Тема предполагает введение новых математических понятий. На данном уроке дети открывают новые знания, а на следующем - самостоятельно применяют их, выполняя задания практического характера.

Была поставлена дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие задачи:

1. образовательная: открывать новые знания на основе самостоятельной работы с учебником и собственных предположений

2. развивающая: развивать умения обобщать и классифицировать математические объекты по общему признаку на основе операции анализа и синтеза;

4. воспитательная: формировать уважительное отношение друг к другу, прививать навыки дружеского диалогового общения.

На данном уроке старалась осуществить деятельностный подход, соблюдая структуру урока введения нового знания.

  1. Мотивирование к учебной деятельности

С целью привлечения внимания детей в оргмомент включила стихотворение, которое завлекало и призывало детей приступить к работе:

Вас ждут затеи и задачи,

Игры, шутки – всё для вас!

Я желаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

Затем создала условия для включения в учебную деятельность: предложила ученикам из букв двух слов составить третье (необычные примеры):

ЛОЖЕ + СЕНИ =

УМЕНИЕ +НОЖ =

Дети быстро справились с заданием и назвали два ключевых на данном уроке математических термина: «сложение» и «умножение»,   которые позволили мне перейти к следующему этапу урока.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организовала подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществления и фиксации затруднения.

Система вопросов («Когда сложение можно заменить умножением?», «О чем будем говорить сегодня на уроке?», «Как вы считаете, вы уже все знаете о действии умножения?») и опорные слова позволили детям сформулировать определение понятия  «умножение» по-разному и определить тему урока.

Работа с выражениями была направлена на активизацию мыслительной деятельности детей: сравнение и обобщение математических объектов; чтение числовых выражений  с включением в устную речь математических терминов, выполнение устных вычислений.

На этом этапе дети испытали затруднение при чтении по-разному числового выражения 6 х 3. Они столкнулись с проблемой: как одним словом  назвать запись из чисел и знака действия умножения?

  1. Выявление места и причины затруднения

В диалоге учителя и обучающихся выяснилось, что они не смогли назвать числовое выражение одним словом, т. к. известные им понятия на тот момент для него не подходят. Их знаний оказывается недостаточно.  

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе в диалоговой форме («Что сегодня вам предстоит узнать, чему научиться?») учеником была сформулирована цель урока, уточнена его тема, которая была продемонстрирована на слайде 1. Учитывая особенности класса и с целью экономии времени, способ достижения цели я предложила детям сама (частично найти в учебнике, остальное попытаться придумать самим, опираясь на собственное умение образовывать однокоренные слова).

  1. Реализация построенного проекта.

В итоге самостоятельной работы с учебником было найдено слово «произведение», а во время обсуждения в парах были предложены названия чисел. Дети сформулировали свои варианты: «умножитель», «размножитель», «множитель».

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На этом этапе использовался слайд 2. Фронтально с опорой на учебник дети проговаривали новые математические термины. Уточнялось правильное произношение новых слов.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Дальнейший этап работы имел практический характер. После проговаривания новых слов для закрепления знаний предложила детям заполнить таблицу-памятку словами-названиями числовых выражений и компонентов действий. Во время самостоятельной работы предложила детям прибегнуть к взаимопомощи: задавать друг другу уточняющие вопросы. Памятку предложила использовать в качестве закладки в учебник. Для проверки правильности выполнения работы подготовила образец на слайде с анимационными действиями: слова постепенно появлялись для обозрения и проверки.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Работа на данном этапе была направлена на решение развивающих и предметных задач: вводить в активный словарь новую терминологию и продолжить работу, направленную на усвоение конкретного смысла действия умножения, записи и чтения произведений.

Во фронтальной работе было осуществлено применение ранее изученного и нового знания. Выполнялось задание из учебника на с. 52 №1. Дети записывали числовые выражения с опорой на новую терминологию и находили их значения.

Последующая самостоятельная работа по учебнику  строилась на изученном материале и предполагала  повторение и закрепление знаний. (С. 52 № 2, 1 столбик). Во время самостоятельной работы оказывала индивидуальную помощь  в виде консультации Завьялову Илхаму. Проверка работы осуществлялась фронтально. Этот этап был затянут и не осталось времени для рефлексии.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Система вопросов позволила зафиксировать новое знание, полученное на уроке. Итог урока был подведен, но после звонка.

Домашнее задание дано так же не вовремя. С. 52 № 2, 2столбик

Считаю, что деятельностный подход был оправдан: новые знания в готовом виде детям не предлогала, дети самостоятельно их добыли. Получили практический словообразовательный опыт: придумали новые слова – математические термины. Был организован процесс самостоятельной поисковой деятельности.

На уроке я создавала условия для личностного развития, формирования учебной деятельности, обогащения их практического опыта и словарного запаса. Старалась применить различные формы организации учебной деятельности школьников: фронтальная, работа в парах и индивидуальная работа.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

- по виду источника информации:

  1. словесные (работа с текстами учебника, устное сообщение, диалог);
  2. практические (составление памятки - закладки).

- по виду учебной деятельности:

  1. проблемно-поисковый метод (поиск необходимой информации по учебнику, предложить (придумать) название числам, из которых составлена математическая запись действия умножения)

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы и активность учащихся.

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед моими учениками посильные учебные задачи.

Для активизации мышления учащихся я использовала занимательные и нетрадиционные задания, систему вопросов на основе наблюдений, практической, исследовательской и самостоятельной деятельности школьников, создала проблемную ситуацию, активно использовала учебник. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умножение. Компоненты действия умножения

Слайд 2

6 • 3 = 18 произведение множитель множитель з начение произведения

Слайд 3

НАЗВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ДЕЙСТВИЙ 6 + 3 6 – 3 6 х 3 … … 6 6 6 … … 3 3 3 … … СУММА СЛАГАЕМОЕ СЛАГАЕМОЕ РАЗНОСТЬ УМЕНЬШАЕМОЕ ВЫЧИТАЕМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МНОЖИТЕЛЬ МНОЖИТЕЛЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока по математике 1 класс

Конспект открытого урока по математике по теме: "Странички для любознательных. Сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе знания состава чисел."...

Конспект открытого урока по математике 4 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: Скорость. Единицы скорости.Цели :-Создать условия  для осмысления детьми понятия «скорость движения», содействовать развитию практических навыков работы с величинами;-Закреплять...

Конспект открытого урока по математике 4 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: Скорость. Единицы скорости.Цели :-Создать условия  для осмысления детьми понятия «скорость движения», содействовать развитию практических навыков работы с величинами;-Закреплять...

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....