Урок математики
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Урок математики в 4 классе по программе "Школа России". Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_velichinyregion.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №38
с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок математики в 4 В классе
Подготовила: Федотова Е. В.,
учитель начальных классов
г. о. Саранск
Разработка урока математики в 4-м классе
по программе «Школа России»
Тема: Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала.
Цели урока:
- Закрепить знания учащихся по теме "Величины", используя и обогащая представления учащихся о родном крае (Республики Мордовия);
- Развивать творческое мышление, способствовать развитию вычислительных навыков;
- Воспитывать любовь к малой родине.
Для успешного достижения поставленной цели используются следующие оргформы: парная, групповая (весь класс), индивидуальная, дифференцированная.
Оборудование:
Выставка книг и периодических изданий по теме "Славлю тебя, мой край родной!";
Фонограмма песни "Родина";
Карта Республики Мордовия;
Карточки с названиями величин - длина, масса, площадь;
Карточки с планом работы на уроке;
Задания для самостоятельной работы;
Индивидуальные и дифференцированные карточки, презентация по теме урока.
Ход урока.
- Организационный момент. (слайд 1)
Организационный момент (звучит запись песни "Родина" слова Е.Тараховской, музыка Н.Глазковой).
2. Постановка целей и задач урока.
- Почему сегодня наш урок начался с песни о родном крае? (ответы учащихся)
- Каким вы представляете наш край? (ответы учащихся)
Читает ученик.
Земли есть и красивей
Мне не надо иной.
Ты ведь тоже Россия
Край, мордовский родной.
- (слайд 2) Республика Мордовия расположена в центре европейской части России в бассейне реки Волги, на перекрестке важнейших путей из Центра на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Среднюю Азию, граничит с Нижегородской, Ульяновской, на юге — с Пензенской, Рязанской областями и Чувашией (работа с картой).
- Какой город является главным на территории республики Мордовия?
- Ребята, найдите на карте город, в котором мы живём. (город Саранск)
- Саранск - это наша маленькая Родина.
- Многое из истории города и республики вы можете узнать из книг, журналов и газет, которые представлены на выставке "Славлю тебя, мой край любимый!", а так же на уроках гражданского образования.
- Сегодня мы с вами будем изучать родной край, а помогут нам в этом знания, полученные Вами на уроках по теме "Величины".
3. Актуализация знаний.
- Что вы можете сказать о понятии "величина"? (ответы учащихся)
- Что можно измерить у предметов? ( На доске по мере ответов учащихся появляются карточки: длина, масса, площадь, объём, стоимость.)
- Что можно измерить у явлений? (На доске появляется карточка: время)
- Какие действия можно производить с величинами?
4. Устный счёт.
Арифметический диктант. ( Все работают в тетрадях, два учащихся за доской, проверка в парах, у одного учащегося проверяется тетрадь учителем, остальные проверяют тетради «соседа» под диктовку учащихся, стоящих у доски).
4кг – 360 г =
5 ч – 28 мин =
3 км – 170 м =
2 ц – 30 кг=
- Периметр квадрата со стороной 70 мм.
- Одна четвёртая тонны -? кг
- Одна пятая часть часа - ? минут.
- Площадь квадрата со стороной 80 мм.
Ключ к отгадке: соотнесите ответы с буквами и расставьте их в порядке очерёдности (работа в парах): (слайд 3)
12 мин Т 3 кг 640 г К 250 кг С
4 ч 32 мин Р 6400мм2 Ь 2км830м Е
280мм О 1ц70кг П
3) - (слайд 4) Первоначально Саранск имел военное значение. Он возник как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства в 1641 году.
- 1641 год – какой это век? (17 век).
- Сколько лет Саранску? (Вычислите столбиком).
2009
1641
368
- 368 лет – сколько это веков? (368лет=3в68лет).
Вывод:
Саранск — один из старейших городов Среднего Поволжья. У него яркая биография.
5. Вычисление площади.
- (слайд 5) Мордовия расположена на стыке лесной и степной природных зон. Поэтому природа ее чрезвычайно разнообразна. Из полезных ископаемых имеются месторождения известняков, разнообразных глин, торфа, мела. Это маленькие природные ресурсы.
- Главное богатство Мордовии – это плодородная земля, на которой выращивают зерновые и кормовые культуры. Приведите примеры культур, выращиваемых на полях Мордовии.
Задача .
- Если соединить все пашни в одну большую, то её длина будет равна 200км, а ширина в 4 раза меньше. Вычислите, какую площадь занимают пашни Мордовии.
Составление краткой записи на доске:
Длина – 200км
Ширина - ?, в 4 раза меньше
S - ?
Самостоятельное решение с пояснением действий и последующей взаимопроверкой.
Решение:
1) 200:4=50 (км) – ширина пашни;
2) 200*50=10.000 (км2) – площадь пашни.
Ответ: 10.000км2.
- Самостоятельная работа по учебнику («Математика» авторы М. И. Моро,М. А. Бантова). Страница 58 №19.
- О чём говорится в задаче?
- Как вы думаете, растёт ли подсолнечник в Мордовии?
- Самостоятельно решите эту задачу.
Вывод: (слайд 6)
Плодами земледелия и скотоводства мордовские народы издавна торговали с городами Казанью, Москвой, Нижним Новгородом, Ярославлем и т д.
6. Решение задач.
- (слайд 7) Вы знаете, что в 17 веке не было ни поездов, ни самолётов. Люди перевозили товар на гужевых повозках. Составьте задачу по краткой записи (расстояние указано от Саранска до Москвы).
- Составление и решение задачи (несколько учащихся получают индивидуальные карточки).
Скорость V | Время t | Расстояние S |
На гужевой повозке -10км/ч | ? На ? часов Во ? раз | 640км |
На поезде – 80км/ч | ? быстрее медленнее |
Решение:
- 640:10=64 (ч)
- 640:80=8 (ч)
- 64-8=56 (ч)
Ответ: на 56 часов быстрее на поезде, чем на гужевой повозке и в 8 раз медленнее на гужевой повозке, чем на поезде.
- Проверяем индивидуальные карточки (задание выполняли слабоуспевающие ученики).
Им надо было узнать, сколько часов люди затрачивали на путь от Саранска до Москвы, если шли пешком и перевести часы в более крупные единицы измерения.
С 5км/ч М
640км
640:5=128 (ч)
128ч=5сут 8ч
Ответ:5суток 8 часов идти пешком от Саранска до Москвы.
- Вывод: (слайд 8)
В 1890-е гг. действовали железоделательные, кирпичные, мыловаренные, маслозаводы, скотобойни, верёвочно-канатные и махорочные фабрики. Рост экономики, торговли, строительства, предпринимательства ускорило проведение через Саранск в 1893 железной дороги.
7. Физкультминутка. (слайд 9)
По родному краю
Дружно мы шагаем.
Справа от нас - зелёный луг.
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку - скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж, захватывает дух!
8. Решение буквенных выражение. (слайд 10)
- Республика Мордовия разделена на 22 административных района. На ее территории семь городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино - республиканского подчинения, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников – районного (работа с картой).
- Кто мне подскажет, какое выражение называется буквенным? (Выражение, содержащее букву, называется буквенным выражением.)
- Если найти значение первого выражения, то можно узнать какова численность населения в городе. А вычислив второе выражение – узнаем численность населения в сельской местности. Сложив полученные результаты, мы получим численность населения Республики Мордовия (данные на 1 января 2009 г).
Самостоятельная работа по вариантам:
1 вариант: 100.000*К+102.000 при К=4
2 вариант: 800.000: С-68.900 при С=2
Проверка:
- Какова численность городского населения? (502.000 человек)
- Какова численность сельского населения? (331.100 человек)
- Устно вычислите численность населения республики Мордовия. (833.100 человек)
Вывод:
Население республики по данным на 1 января 2009 г. составляет 833,0 тыс. человек в т. ч.: городское – 502,0 и сельское – 331,1 тыс. человек.
9. Нахождение числа по доли. (слайд 11)
- Мордовия — республика многонациональная. На ее территории проживают русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы.
- Какие языки являются государственными? (Государственные языки - мордовский (мокша, эрзя) и русский.)
- Мордовский язык принадлежит к финской группе урало-алтайской семьи, разговорным он является для 1/3 населения республики.
- Вычислите, количество людей общающихся на мордовском языке.
833.100:3*1=277.700 (чел.)
Ответ: 277.700 человек общаются на мордовском языке.
Вывод:
Коренное население — мордва, состоит из двух групп: эрзи и мокши. На ранее обжитой территории мордовские народы оказалась в этническом меньшинстве — преобладающей частью населения стали русские.
10. Решение уравнений. (слайд 12)
- Назовите самые большие реки, протекающие на территории Мордовии. (На территории Мордовии протекают Мокша и Сура со своими притоками, относящимися к бассейну реки Волги.)
Дифференцированная работа.
Решив уравнение:
по красным карточкам, узнают, сколько в Мордовии больших и малых рек;
(827-X)*3=85560:40
по синим карточкам, узнают, сколько в Мордовии озёр;
X:5=618-518
по зелёным карточкам, узнают, сколько в Мордовии родников.
2235-X=326
Проверка.
Вывод: (слайд 13)
- На территории Республики протекают Мокша и Сура со своими притоками, относящимися к бассейну Волги. Всего в Мордовии 114 больших и малых речек, около 500 озер. На территории Мордовии открыты значительные запасы сульфатно-хлоридной минеральной воды, которая может применяться для лечения заболеваний печени и желудочно-кишечного тракта. Мордовия славится своими родниками. Многие родники охраняются. Они являются памятниками природы. В благодарность за живительную влагу человек обустраивает, облагораживает родники, и вода в них служит спасением уставшему путнику, дает ему силы для дальней дороги. Родники — самые «маленькие», но самые многочисленные достопримечательности Мордовии. Площадь родника, как правило, не превышает 1—2 м2, и в настоящее время на территории Мордовии выявлено 1907 родников.
- (слайд 14) Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, луговые реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, — их неяркая красота трогает до слез. Этот край имеет свои достопримечательности — исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей.
11. Итог урока. (слайд 15)
Используется метод незаконченного предложения.
- Я научился…
- Я хотел бы больше…
- Оказывается, что…
12. Домашнее задание.
Составить рассказ на тему "Хочу рассказать о родном крае…"(с использованием величин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...