Урок-путешествие по теме "Числа от 1 до 20"
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Данный урок проводится в форме морского путешествия вместе с почтальоном Печкиным и котом Матроскиным. В плавании они испытывают трудности, которые вместе с ребятами преодолевают. В ходе путешествия отрабатываются навыки табличного сложения и вычитания, умения сравнивать выражения, решать простые задачи и совершенствовать вычислительные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morskoe_puteshestvie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Морское путешествие (2 класс)
Урок по теме «Числа от 1 до 20»
Цель: работать над числовым рядом от 1 до 20;
отрабатывать навыки табличного сложения и вычитания;
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать простые задачи, сравнивать выражения.
Оборудование: Числа, знаки, флажки, рисунки почтальона
Печкина, кота Матроскина, кораблей, корабликов, пиратов, мышек, числовой ряд, кассы цифр, индивидуальные наборные полотна, карточки с заданиями, бинокль, медали.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Добрый день, мои юные друзья! Сегодня у нас в гостях почтальон Печкин, который будет следить за вашими успехами. Он сообщил, что на уроке математики нас ждет сюрприз. А сейчас... Ой! Что такое? Кто это возится? Вот такой сюрприз приготовил Печкин... Ребята, к нам в гости пришел кот Матроскин. Ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествовали на уроках, и ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. Вы согласны? А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательными, правильно выполнять задания (не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение). Если все это будем соблюдать (выполнять), то повторим материал, который мы изучили в 1 классе. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте скажем волшебные слова:
Плыви, плыви кораблик,
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
А парус - лепесток.
III. Устный счет.
1. Работа по числовому ряду. (Заранее вкладываю в тетради некоторых детей вырезанных мышек, но так, чтобы они не знали. Мышка имеет порядковый номер.)
- Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались, и мне кажется, что они где - то у вас. Посмотрите. Нашли? Как хорошо! Так берите же мышек и выходите к доске!
(Дети выходят к доске. В руках держат мышку с порядковым номером)
- Сколько всего мышек? (6)
- У каждой мышки есть число. Давайте прочитаем числа. По порядку они разложены? Поставьте их так, чтобы они расположились по порядку: от 15 до 20.
- Какое число идет при счете за числом 15? 17? 19?
Перед числом 16? 18? 20?
Назовите «соседей» числа 16, 18.
- Какое число больше 16 на 1? Какое число меньше, чем 18 на 1?
- Каких чисел не хватает в числовом ряду от 10 до 20?
Мышки помогли нам поработать над числовым рядом. И кот Матроскин их обижать не будет.
2. Решение задач.
- А теперь проведем математическую разминку.
1). Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал шесть окуней,
Рыбак Евсей –
Пять карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? (6+5)
2). Саша с Колей рыб удили
Двадцать рыбок наловили.
Кот к рыбам подобрался
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей, сколько осталось рыб у друзей? (20-1)
Ученик, назвавший ответ, считается хорошим рыбаком, т.е. он награждается рыбкой.
На одной рыбке задача:
В порту стояло 4 корабля
К ним приплыло еще 2.
Сколько кораблей стало в порту? (Разбор задачи по вопросам). Придумайте обратную задачу.
Поплыли дальше.
- На пути у нас остров «Веселые друзья». Там дружно живут звери и птицы.
Нужно у каждой семейке поставить число, которое обозначало, сколько членов в этой семье. Был сильный ураган, и ветер унес все числа. И теперь звери и птицы не смогут сосчитать, сколько их в семье. Они так расстроились, что стали делать все наоборот:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
Давайте ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их и положите число. (14)
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!»
Сосчитайте утят и положите число. (12)
Свинки замяукали:
«Мяу! Мяу!» Каким числом вы обозначите свинок? (4)
Цыплята закрякали: «Кря, кря, кря!» Сколько цыплят? (5)
А вот заиньки
Были паиньки
Не мяукали
И не хрюкали
-Наш корабль встречали,
И весело танцевали. Сколько их? (2)
Посмотрите ребята, вы запомнили все? Но числа расположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их в порядке убывания.
- Птицы и звери снова веселы, а мы прощаемся с жителями острова и плывем дальше. Говорят волшебные слова:
Плыви, кораблик в море
И дальше - в океан.
IV. Закрепление пройденного.
1. Работа в тетради: Нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте свои рабочие места, сядьте поудобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были аккуратными.
1). Решение примеров. Игра «Точно по курсу».
На доске написаны примеры:
7*8=15
12*4=8
14-5*8
17-9*10
18-8*14-4
15*1=16
вокруг примеров рисунки корабликов. На парусе каждого из них записаны знаки «=, +, +, -, <, >», которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске.
- Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! И много кораблей. Видимо был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.
Вызываю к доске два ученика. Они решают пример, находят кораблик с соответствующим ответом, и подставляют его.
Кто быстрее « проведет» по курсу свои корабли, т.е найдет знак к каждому примеру своего столбика, тот становится капитаном.
V. Физкультминутка.
- Все ли на море спокойно, капитан? (капитан смотрит в бинокль)
- На море легкий ветерок плещутся рыбы, качаются на волнах чайки, давайте и мы отдохнем, проведем физкультминутку.
Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Присядем столько раз,
Сколько рыб здесь у нас!
Сколько чаек у нас?
Столько мы подпрыгнем раз.
2) Работа над задачей.
- Капитан, все ли спокойно в океане? Мне кажется, кто -то показался вдали. Кто там? Пираты?!
- Они хотят на нас напасть. Приготовьтесь к бою, взяли оружие! А им вы знаете являются ум, быстрота и смелость.
Правильно решим задачу и тем самым уничтожим пиратов.
Задача на смекалку. Штурман, прокладывая путь своему кораблю, начертил три отрезка. Первый - длиной 9 см, второй - на 2см короче первого, а третий на столько же короче второго. Чему равны длины второго и третьего отрезков? (Решение задачи по действиям записать в тетради).
3) Игра «Точные штурманы».
-Штурманы очень важные люди в экипаже, они прокладывают путь кораблям и самолетам. Сегодня наша задача продолжить путь нашего корабля. (Дети прокладывают маршрут, тем самым решая, записывают примеры в тетрадь).
- Мы плывем к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортжурналах.
13-1-2 0+4+9
3+ 8+1 14-1-3
5-3+ 6 12+1-10
- Ребята, коту Матроскину очень понравилось путешествовать с нами. И он в знак благодарности для каждого из вас приготовил штурвалы и просит, чтобы мы ему построили на берегу дом из геометрических фигур. (Прямоугольник, квадрат, 2 круга, треугольник)
VI. Итог урока.
- Вот и путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе мы снова на родной земле. Во время путешествия мы работали над числовым рядом, решали задачи, примеры; повторили состав чисел; соотносили числа с группами предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.
Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...
Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс
Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....
"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие
Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....
Урок-путешествие "Путешествие над республикой Хакасия"
Урок-путешествие. Ученики 4 класса проводят урок для учащихся 3 класса....
Открытый урок - путешествие "Путешествие по планете прилагательное" в рамках школьного методического объединения учителей начальных классов.
Данный урок представляет собой подробную разработку открытого урока в форме путешествия, который конкретно раскрыаает и описыаает реализацию системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Специфика...
Урок-путешествие "Путешествие по Санкт-Петербургу"
Закрепление изученного материала...