Урок-путешествие по теме "Числа от 1 до 20"
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Данный урок проводится в форме морского путешествия вместе с почтальоном Печкиным и котом Матроскиным. В плавании они испытывают трудности, которые вместе с ребятами преодолевают. В ходе путешествия отрабатываются навыки табличного сложения и вычитания, умения сравнивать выражения, решать простые задачи и совершенствовать вычислительные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskoe_puteshestvie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Морское путешествие (2 класс)

Урок по теме «Числа от 1 до 20»

Цель:   работать над числовым рядом от 1 до 20;

отрабатывать навыки табличного сложения и вычитания;

совершенствовать вычислительные навыки, умение решать простые  задачи, сравнивать выражения.

Оборудование:  Числа,  знаки,  флажки,  рисунки  почтальона

Печкина, кота Матроскина,  кораблей, корабликов, пиратов, мышек, числовой ряд, кассы цифр, индивидуальные наборные полотна, карточки с заданиями, бинокль, медали.

I. Организационный момент.

II.  Сообщение темы и цели урока.

-  Добрый день, мои юные друзья! Сегодня у нас в гостях почтальон Печкин, который будет следить   за   вашими успехами.   Он   сообщил,   что   на  уроке математики нас ждет сюрприз. А сейчас... Ой! Что такое? Кто это возится? Вот такой сюрприз приготовил Печкин... Ребята, к нам в  гости пришел кот Матроскин. Ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествовали на уроках, и ему захотелось попутешествовать с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле. Вы согласны? А для того, чтобы путешествие было удачным,   необходимо   соблюдать   следующие   условия:   быть очень    внимательными,    правильно    выполнять    задания  (не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение). Если все это будем соблюдать (выполнять), то  повторим материал, который мы изучили в 1 классе. Прежде чем отправиться в путешествие,  давайте скажем волшебные слова:

Плыви, плыви кораблик,

На запад, на восток.

Канаты - паутинки,

А парус - лепесток.

III. Устный счет.

1.  Работа по числовому ряду. (Заранее вкладываю в тетради некоторых детей вырезанных мышек,  но так, чтобы они не знали. Мышка имеет порядковый номер.)

-   Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и спрятались, и мне кажется, что они где - то у вас. Посмотрите. Нашли? Как хорошо! Так берите же мышек и выходите к доске!

(Дети выходят к доске. В руках держат мышку с порядковым номером)

-   Сколько всего мышек? (6)

-   У каждой мышки есть число. Давайте прочитаем числа. По порядку    они    разложены?    Поставьте    их   так,    чтобы    они расположились по порядку: от 15 до 20.

-   Какое число идет при счете за числом 15? 17? 19?

Перед числом 16? 18? 20?

Назовите «соседей» числа 16, 18.

-   Какое число больше 16 на 1? Какое число меньше, чем 18 на 1?

-   Каких чисел не хватает в числовом ряду от 10 до 20?

Мышки помогли нам поработать над числовым рядом. И кот Матроскин их обижать не будет.

2.  Решение задач.

-   А теперь проведем математическую разминку.

1). Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал шесть окуней,

Рыбак Евсей –

Пять карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?  (6+5)

2). Саша с Колей рыб удили

Двадцать рыбок наловили.

Кот к рыбам подобрался

Одну схватил и умчался.

Сосчитайте, ребята, скорей, сколько осталось рыб у друзей? (20-1)

Ученик, назвавший ответ, считается хорошим рыбаком, т.е. он награждается рыбкой.

На одной рыбке задача:

В порту стояло 4 корабля

К ним приплыло еще 2.

Сколько кораблей стало в порту? (Разбор задачи по вопросам). Придумайте обратную задачу.

Поплыли дальше.

- На пути у нас остров «Веселые друзья». Там дружно живут звери и птицы.

Нужно у каждой семейке поставить число, которое обозначало, сколько членов в этой семье. Был сильный ураган,  и ветер унес все числа. И теперь звери и птицы не смогут сосчитать, сколько их в семье. Они так расстроились, что стали делать все наоборот:

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

Давайте ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их и положите число. (14)

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата, квакать!»

Сосчитайте утят и положите число. (12)

Свинки замяукали:

«Мяу! Мяу!» Каким числом вы обозначите свинок? (4)

Цыплята закрякали: «Кря, кря, кря!» Сколько цыплят? (5) 

А вот заиньки

Были паиньки

Не мяукали

И не хрюкали

-Наш корабль встречали,

И весело танцевали. Сколько их? (2)

Посмотрите ребята, вы запомнили все? Но числа расположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их в порядке убывания.

-   Птицы и звери снова веселы, а мы прощаемся с жителями острова и плывем дальше. Говорят волшебные слова:

Плыви, кораблик в море

И дальше - в океан.

IV. Закрепление пройденного.

1. Работа в тетради:  Нам  необходимо  сделать  записи  в бортжурналах. Проверьте свои рабочие места, сядьте поудобнее. Постарайтесь,  чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были аккуратными.

1). Решение примеров. Игра «Точно по курсу».

На доске написаны примеры:

7*8=15

12*4=8

14-5*8

17-9*10

18-8*14-4

15*1=16

вокруг примеров рисунки корабликов. На парусе каждого из них записаны знаки «=, +, +, -, <, >», которые являются ответами к данным примерам. Количество корабликов соответствует числу примеров, записанных на доске.

-   Мы уже далеко от родного берега. Какое здесь темное небо! И много кораблей. Видимо был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу.

Вызываю к доске  два ученика. Они решают пример, находят кораблик с соответствующим ответом, и подставляют его.

Кто быстрее « проведет» по курсу свои корабли, т.е найдет знак к каждому примеру своего столбика, тот становится капитаном.

V. Физкультминутка.

-   Все ли на море спокойно, капитан? (капитан смотрит в бинокль)

-   На море легкий ветерок плещутся рыбы, качаются на волнах чайки, давайте и мы отдохнем, проведем физкультминутку.

Рыбки весело плескались

В чистой голубой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Присядем столько раз,

Сколько рыб здесь у нас!

Сколько чаек у нас?

Столько мы подпрыгнем раз.

2) Работа над задачей.

-  Капитан, все ли спокойно в океане? Мне кажется, кто -то показался вдали. Кто там? Пираты?!

-  Они хотят на нас напасть. Приготовьтесь к бою, взяли оружие! А им вы знаете являются ум, быстрота и смелость.

Правильно решим задачу и тем самым уничтожим пиратов.

Задача на смекалку. Штурман, прокладывая путь своему кораблю, начертил три отрезка. Первый -  длиной 9 см, второй -  на 2см короче первого, а третий на столько же короче второго. Чему равны длины второго и третьего отрезков? (Решение  задачи по действиям записать в тетради).

3) Игра «Точные штурманы».

-Штурманы очень важные люди в экипаже, они прокладывают путь кораблям и самолетам. Сегодня наша задача продолжить путь нашего корабля. (Дети прокладывают маршрут, тем самым решая, записывают примеры в тетрадь).

-  Мы  плывем  к  берегу.  Нам  необходимо  сделать  записи  в бортжурналах.

13-1-2           0+4+9

3+ 8+1          14-1-3

5-3+ 6           12+1-10

-  Ребята, коту Матроскину очень понравилось путешествовать с нами. И он в знак благодарности для каждого из вас приготовил штурвалы и просит, чтобы мы ему построили на берегу дом из геометрических фигур.  (Прямоугольник, квадрат, 2 круга, треугольник)

VI.  Итог урока.

- Вот и путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной   работе   мы   снова   на   родной   земле.    Во   время путешествия мы работали над числовым рядом, решали задачи, примеры; повторили состав чисел; соотносили числа с группами предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....

Урок-путешествие "Путешествие над республикой Хакасия"

Урок-путешествие. Ученики 4 класса проводят урок для учащихся 3 класса....

Открытый урок - путешествие "Путешествие по планете прилагательное" в рамках школьного методического объединения учителей начальных классов.

Данный урок представляет собой подробную разработку открытого урока в форме путешествия, который конкретно раскрыаает и описыаает реализацию системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Специфика...

Урок-путешествие "Путешествие по Санкт-Петербургу"

Закрепление изученного материала...