Урок-путешествие "Путешествие над республикой Хакасия"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок-путешествие. Ученики 4 класса проводят урок для учащихся 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир вокруг нас» (РК)
Тема: «Путешествие над республикой Хакасия»
Цели и задачи:
- развивать познавательные интересы детей, углублять представления о
природе Хакасии, о животном и растительном мире.
- развивать умение работать с картой и дополнительной литературой.
- воспитывать любовь к своему родному краю.
Форма: урок-путешествие. Ученики 4 класса проводят урок для учащихся 3 класса.
Оборудование:
1. Книжная выставка:
- энциклопедия о животных и растениях;
- «Красная книга Хакасии»;
- произведения хакасских поэтов;
2. Наглядный материал:
- карта Хакасии;
- презентация о редких представителях флоры и фауны Хакасии;
- гербарии растений Хакасии;
- атласы республики Хакасии
3. Технические средства:
- мультимедиапроектор;
- музыкальный центр
- видеомагнитофон;
- видеокассета (о достопримечательностях Хакасии)
- аудиокассета (народные мелодии Хакасии)
Ход урока:
1 стюардесса приглашает учеников:
- Дорогие ребята, здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на борту нашего самолёта, который совершит путешествие над прекрасной землёй – Хакасией. Путешествие будет длиться 40 минут. Просьба занять свои места, устраивайтесь поудобней. Приятного вам полёта! (дети рассаживаются по своим местам)
2 стюардесса:
- Какой он наш край? Какая природа окружает нас? Вот об этом мы и поговорим во время нашего путешествия.
1 стюардесса читает стихотворение:
Люблю тебя, Хакасия,
Твои озёра ясные,
И водопады грозные
И степь, и тихие луга!
Люблю тебя, Хакасия
Твои леса прекрасные,
И вечера морозные,
И белые снега…
(включается видеозапись с видами Хакасии и тихо звучит хакасская мелодия)
2 стюардесса:
- Обратите внимание на обзор в ваших иллюминаторах – мы облетаем территорию нашей малой Родины, площадь которой около 62 тыс. км, две трети её составляет горный ландшафт.
Ребята-экскурсоводы:
- На юге (обратите внимание – мы сейчас там пролетаем) высота горных вершин достигает двух тысяч метров над уровнем моря.
- В Хакасии насчитывается свыше 300 озёр, из которых наиболее известны Шира, Белё, Тус, Иткуль,Учум.
1 стюардесса:
- А сейчас, дорогие друзья, рассмотрим карту Хакасии – она перед вами. Современная Хакасия является только частью территории, называвшейся когда – то «Минусинский край».
Экскурсоводы:
- После образования Енисейской губернии в Минусинский округ входили 7 нынешних южных районов Красноярского края, Хакасия и часть земель Новосёловского района. Это была единая территория, на которой жили и трудились более 30 национальностей, развивая общую экономику, торговые и культурные связи.
- Кто назовёт главный город Хакасии? И что вы о нём знаете?
Ученик - пассажир: это Абакан. Абакан – столица Хакасии (смотрим видеозапись о городе Абакане с его достопримечательностями).
Экскурсовод:
- Абакан красив. Как жарок стоит он среди древней хакасский степи. Абакану исполнилось 76 лет. В переводе с хакасского Абакан – «Медвежья кровь» - значит абаканцы люди сильной крови. Абаканцы любят свой город, его широкие и зелёные улицы, скверы, фонтаны, площади и парки.
2 стюардесса:
- А что вы видели в иллюминаторы?
- зелёные насаждения.
- дороги.
- большие кварталы.
- широкую реку
1 стюардесса:
- Да, а что это за река, протекающая через Абакан?
Ученик – пассажир:
- это река Абакан, которая тянется на многие километры, абаканцы любят в ней купаться, ловить рыбу.
2стюардесса:
- Стоянки древних людей встречаются на берегах реки Абакан. Это стало известно по результатам археологических раскопок. Вот какая она – древняя река Абакан!
1 стюардесса:
-Да, ребята, сейчас мы пролетаем над хакасской степью (видеозапись о степи. Звучит мелодия дудочки хобырахом). Обратите внимание на древние курганы.
Экскурсоводы:
- Каменные стелы и курганы – это далекое прошлое и гордость нашего народа. Хакасию называют художественной галереей под открытым небом, но никто не может назвать точное количество древних памятников: по различным источникам в республике сохранилось от 15 до 45 тысяч каменных изваяний.
- В г.Абакане есть хакасский национальный Музей, где вы можете поближе рассмотреть древние рисунки, изображенные на этих камнях. Они загадочны и притягательны.
- Археологи сделали вывод, что предки хакасов жили по племенам, имели свое государство. Занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством.
- Было развито ремесло, имели широкие торговые связи со Средней Азией, арабским миром и Китаем.
- В период расцвета у хакасов были города, развалины некоторых из них раскапываются ныне археологами.
2 стюардесса:
- А какие полезные ископаемые находятся в недрах нашей республики? (рассматриваем карту)
Экскурсоводы:
- Большие залежи угля находятся около Черногорска. Поэтому в городе много шахт.
- Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе.
- Молибден добывают недалеко от г.Сорска. Теперь этот город знают по всей России.
- Самый известный материал – Саянский мрамор. Он используется не только в нашей республике, но еще отправляется в другие страны мира.
1 стюардесса:
- Любое путешествие утомительно. Давайте с вами отдохнём.
(проводится физминутка)
По родному краю.
Дружно пролетаем
(расставили руки как крылья самолёта)
Справа от нас – зеленый луг
(поворот и наклон вправо)
Слева находится лес
(поворот в другую сторону)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
2 стюардесса:
- Около половины территории Хакасии занимает лес. (М/м презентация о животном и растительном мире Хакасии в сопровождении тихой хакасской мелодии)
1 стюардесса:
- Каких диких животных увидели вы? (соболь, лиса, медведь, волк, заяц, бобр, горностай, ласка, колонок, хорёк, норка, росомаха, барсук и выдра).
2 стюардесса:
- А какое разнообразие растительного мира! Продолжаем просмотр м/м презентация о животном и растительном мире Хакасии в сопровождении тихой хакасской мелодии)
1 стюардесса:
- Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: какое дерево не гниет в воде? Да, это лиственница.
Экскурсоводы:
- Это красавица обитает в лесах Хакасии. А вот гербарий ее веточки. При Петре I лиственницу использовали в кораблестроении, а дома, построенные из нее, стоят более пятисот лет!
- Высокие горы и долины влияют на климат Хакасии. По своей суровости зимой он чисто сибирский. По обилию солнечных дней и высокой летней температурой заметно отличается. Поэтому здесь хорошо растут арбузы и дыни, яблоки и груши, помидоры. Хорошо ли вы знаете растения Хакасии?
Стюардессы:
Мы загадаем загадки, а вы их отгадайте:
- Какое растение опыляют только шмели? (Клевер)
- Какое растение растет вдоль дорожек? (Подорожник)
- Растет зеленый кустик – дотронешься, укусит. (Крапива)
- Горел в траве росистой фонарик золотистый, потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)
- Но не все люди бережно относятся к дарам и красотам природы. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никогда не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из- за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот-вот исчезнут. (Рассматриваем на слайдах редких и исчезающих животные Хакасии)
- Каких животных Хакасии, занесенных в « Красную книгу», вы увидели? (ответы детей)
Экскурсоводы:
- Снежный барс. В год он дает одного детеныша, да и то в случае, если есть пища. Питается горными баранами. Живет высоко в горах. Ведет скрытный образ жизни. Этот вид из- за красивого меха почти полностью истреблен.
- Красный волк- чудо лесов Хакасии. Волк очень осторожное животное, но увидеть его уже невозможно
Стюардессы:
- Посмотрите на « Красную книгу Хакасии» - какая она тяжелая и толстая. Вот сколько животных и растений мы уже можем не увидеть вообще.
- Что мы с вами можем сделать, чтобы природа Хакасии оставалось красивой и не исчезали ни насекомые, ни птицы, ни звери? (ответы учащихся)
- Да, ребята, каждый человек должен понимать, что природе тоже бывает плохо и обязательно помочь ей.
- К. Д. Паустовский сказал: «Рыбе – вода, птице – воздух, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Запомните эти слова. Читайте энциклопедии и научно- популярные детские книги – это самые умные и добрые ваши друзья.
А наше путешествие подошло к концу. В следующем путешествии мы узнаем более подробно о реках, озерах Хакасии. Экипаж 4 класса желает вам расти достойными жителями Республики Хакасия! И дарит на память атлас-путеводитель о достопримечательностях Республики. До свидания!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Информационно-образовательный Портал Республики Хакасия. Вход для родителей.
Edu.r-19.ruМатериалы подготовленыучителем МБОУ«Абазинская СОШ № 50»Кошляк Жанной Ивановной...
Кружок по истории Республики Хакасия во 2 классе
Кружок по истории Республики Хакасия во 2 классе...
Сценарий игровой программы «Жить в Республике - знать Республику…"
Игровая программа по краеведению для учащихся 2-4 классов...
Классный час на тему: «День государственного флага Республики Крым. День Государственного Герба Республики Крым»
Материал способствует развитию интереса к изучению истории родного края, символики Республики Крым, воспитанию чувств патриотизма, любви и гордости за свою малую Родину....
Сценарий "2019 йыл - Рәсәйҙә Театр йылына, Башҡортостан Республикаһының 100 йыллығына, Башҡортостан Республикаһының Халыҡ шағиры Мостай Кәримдең 100 йыллығына арналған кисә"
Был сценарий 2019 йыл - Рәсәйҙә Театр йылына, Башҡортостан Республикаһының 100 йыллығына, Башҡортостан Республикаһының Халыҡ шағиры Мостай Кәримдең 100 йыллығ...
Экскурсии класса по местам Орджоникидзевского района Республика Хакасия
На протяжении всех 4 -х лет наш класс путешествует и познает новое....
Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия"
Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенностифункционирования системы образования в Республике Бурятия, определяет полномочия органовгосударственной власти Респуб...