Урок-путешествие "Путешествие над республикой Хакасия"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Лазаренко Лариса Ивановна

Урок-путешествие. Ученики 4 класса проводят урок для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_konkurs.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мир вокруг нас» (РК)

Тема: «Путешествие над республикой Хакасия»

Цели и задачи:

- развивать познавательные интересы детей, углублять представления о

природе Хакасии, о животном и растительном мире.

- развивать умение работать с картой и дополнительной литературой.

- воспитывать любовь к своему родному краю.

Форма: урок-путешествие. Ученики 4 класса проводят урок для учащихся 3 класса.

Оборудование:  

1. Книжная выставка:

- энциклопедия о животных и растениях;

- «Красная книга Хакасии»;

- произведения хакасских поэтов;

2. Наглядный материал:

- карта Хакасии;

- презентация о редких представителях флоры и фауны Хакасии;

- гербарии растений Хакасии;

- атласы республики Хакасии

3. Технические средства:

- мультимедиапроектор;

- музыкальный центр

- видеомагнитофон;

- видеокассета (о достопримечательностях Хакасии)

- аудиокассета (народные мелодии Хакасии)

Ход урока:

1 стюардесса приглашает учеников:

- Дорогие ребята, здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на борту нашего самолёта, который совершит путешествие над прекрасной землёй – Хакасией. Путешествие будет длиться 40 минут. Просьба занять свои места, устраивайтесь поудобней. Приятного вам полёта! (дети рассаживаются по своим местам)

2 стюардесса:

- Какой он наш край? Какая природа окружает нас? Вот об этом мы и поговорим во время нашего путешествия.

1 стюардесса читает стихотворение:

Люблю тебя, Хакасия,

Твои озёра ясные,

И водопады грозные

И степь, и тихие луга!

Люблю тебя, Хакасия

Твои леса прекрасные,

И вечера морозные,

И белые снега…

(включается видеозапись с видами Хакасии и тихо звучит хакасская мелодия)

2 стюардесса:

- Обратите внимание на обзор в ваших иллюминаторах – мы облетаем территорию нашей малой Родины, площадь которой около 62 тыс. км, две трети её составляет горный ландшафт.

Ребята-экскурсоводы:

- На юге (обратите внимание – мы сейчас там пролетаем) высота горных вершин достигает двух тысяч метров над уровнем моря.

- В Хакасии насчитывается свыше 300 озёр, из которых наиболее известны Шира, Белё, Тус, Иткуль,Учум.

 1 стюардесса:

- А сейчас, дорогие друзья, рассмотрим карту Хакасии – она перед вами. Современная Хакасия является только частью территории, называвшейся когда – то «Минусинский край».

Экскурсоводы:

- После образования Енисейской губернии в Минусинский округ входили 7 нынешних южных районов Красноярского края, Хакасия и часть земель Новосёловского района. Это была единая территория, на которой жили и трудились более 30 национальностей, развивая общую экономику, торговые и культурные связи.

- Кто назовёт главный город Хакасии? И что вы о нём знаете?

Ученик - пассажир: это Абакан. Абакан – столица Хакасии (смотрим видеозапись о городе Абакане с его достопримечательностями).

Экскурсовод:

- Абакан красив. Как жарок стоит он среди древней хакасский степи. Абакану исполнилось  76 лет. В переводе с хакасского Абакан – «Медвежья кровь» - значит  абаканцы люди сильной крови. Абаканцы любят свой город, его широкие и зелёные улицы, скверы, фонтаны, площади и парки.

2 стюардесса:

- А что вы видели в иллюминаторы?

- зелёные насаждения.

- дороги.

- большие кварталы.

- широкую реку

1 стюардесса:

 - Да, а что это за река, протекающая через Абакан?

Ученик – пассажир:

- это река Абакан, которая тянется на многие километры, абаканцы любят  в ней купаться, ловить рыбу.

2стюардесса:

- Стоянки древних людей встречаются на берегах реки Абакан. Это стало известно по результатам археологических раскопок. Вот какая она – древняя река Абакан!

1 стюардесса:

-Да, ребята, сейчас мы пролетаем над хакасской степью (видеозапись о степи. Звучит мелодия дудочки хобырахом). Обратите внимание на древние курганы.

Экскурсоводы:

- Каменные стелы и курганы – это далекое прошлое и гордость нашего народа. Хакасию называют художественной галереей под открытым небом, но никто не может  назвать точное количество древних памятников: по различным источникам в республике сохранилось  от 15 до 45 тысяч каменных изваяний.

- В г.Абакане есть хакасский национальный Музей, где вы можете поближе рассмотреть древние рисунки, изображенные на этих камнях. Они загадочны и притягательны.

- Археологи сделали вывод, что предки хакасов жили по племенам, имели свое государство. Занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством.

- Было развито ремесло, имели широкие торговые связи со Средней Азией, арабским миром и Китаем.

- В период расцвета у хакасов были города, развалины  некоторых из них раскапываются ныне археологами.

2 стюардесса:

- А какие полезные ископаемые находятся в недрах нашей республики? (рассматриваем карту) 

Экскурсоводы:

- Большие залежи угля находятся около Черногорска.  Поэтому в городе много шахт.

- Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе.

- Молибден добывают недалеко от г.Сорска. Теперь этот город знают по всей России.

- Самый известный материал – Саянский мрамор. Он используется не только в нашей республике, но еще отправляется в другие страны мира.                

1 стюардесса:

- Любое путешествие утомительно. Давайте с вами отдохнём. 

(проводится физминутка)

        По родному краю.

Дружно пролетаем

(расставили руки как крылья самолёта)

Справа от нас – зеленый луг

(поворот и наклон вправо)

Слева находится лес

(поворот в другую сторону)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! (махи руками)

2 стюардесса:

- Около половины территории Хакасии занимает лес. (М/м презентация о животном и растительном мире Хакасии в сопровождении тихой хакасской мелодии)

1 стюардесса:

- Каких  диких животных увидели вы? (соболь, лиса, медведь, волк, заяц, бобр, горностай, ласка, колонок, хорёк, норка, росомаха, барсук и выдра).

2 стюардесса:

- А какое разнообразие растительного мира! Продолжаем просмотр м/м презентация о животном и растительном мире Хакасии в сопровождении тихой хакасской мелодии)

1 стюардесса:

- Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: какое дерево не гниет в воде? Да, это лиственница.

Экскурсоводы:

- Это красавица обитает в лесах Хакасии. А вот гербарий ее веточки. При Петре I лиственницу использовали в кораблестроении, а дома, построенные из нее, стоят более пятисот лет!

- Высокие горы и долины влияют на климат Хакасии. По своей суровости зимой он чисто сибирский. По обилию солнечных дней и высокой летней температурой заметно отличается. Поэтому здесь хорошо растут арбузы и дыни, яблоки и груши, помидоры. Хорошо ли вы знаете растения Хакасии?

Стюардессы:

Мы загадаем загадки, а вы их отгадайте:

- Какое растение опыляют только шмели? (Клевер)

- Какое растение растет вдоль дорожек? (Подорожник)

- Растет зеленый кустик – дотронешься, укусит. (Крапива)

- Горел в траве росистой фонарик золотистый, потом померк, потух и превратился в пух. (Одуванчик)

- Но не все люди бережно относятся к дарам и красотам природы. На протяжении веков люди брали у нее все, что хотели, ничего и никогда не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из- за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот-вот исчезнут. (Рассматриваем на слайдах редких и исчезающих животные Хакасии)

-  Каких животных Хакасии, занесенных в « Красную книгу», вы увидели? (ответы детей)

Экскурсоводы:

- Снежный барс. В год он дает одного детеныша, да и то в  случае, если есть пища. Питается горными баранами. Живет высоко в горах. Ведет скрытный образ жизни. Этот вид из- за красивого меха почти полностью истреблен.

 - Красный волк- чудо лесов Хакасии. Волк очень осторожное животное, но увидеть его уже невозможно

Стюардессы:

- Посмотрите на « Красную книгу Хакасии» - какая она тяжелая и толстая. Вот сколько животных и растений мы уже можем не увидеть вообще.

- Что мы с вами можем сделать, чтобы природа Хакасии оставалось красивой и не исчезали ни насекомые, ни птицы, ни звери? (ответы учащихся)

- Да, ребята, каждый человек должен понимать, что природе тоже бывает плохо и обязательно помочь ей.

- К. Д. Паустовский сказал: «Рыбе – вода, птице – воздух, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

 Запомните эти слова. Читайте энциклопедии и научно- популярные детские книги – это самые умные и добрые ваши друзья.

 А наше путешествие подошло к концу. В следующем путешествии мы узнаем более подробно о реках, озерах Хакасии. Экипаж 4 класса желает вам расти достойными жителями Республики Хакасия! И дарит на память атлас-путеводитель о достопримечательностях Республики. До свидания!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Информационно-образовательный Портал Республики Хакасия. Вход для родителей.

Edu.r-19.ruМатериалы подготовленыучителем МБОУ«Абазинская СОШ  № 50»Кошляк   Жанной   Ивановной...

Кружок по истории Республики Хакасия во 2 классе

Кружок по истории Республики Хакасия во 2 классе...

Сценарий игровой программы «Жить в Республике - знать Республику…"

Игровая программа по краеведению для учащихся 2-4 классов...

Классный час на тему: «День государственного флага Республики Крым. День Государственного Герба Республики Крым»

Материал способствует развитию интереса к изучению истории родного края, символики Республики Крым, воспитанию чувств патриотизма, любви и гордости за свою малую Родину....

Сценарий "2019 йыл - Рәсәйҙә Театр йылына, Башҡортостан Республикаһының 100 йыллығына, Башҡортостан Республикаһының Халыҡ шағиры Мостай Кәримдең 100 йыллығына арналған кисә"

Был сценарий   2019 йыл -  Рәсәйҙә  Театр йылына, Башҡортостан Республикаһының 100 йыллығына, Башҡортостан Республикаһының  Халыҡ шағиры Мостай Кәримдең  100  йыллығ...

Экскурсии класса по местам Орджоникидзевского района Республика Хакасия

На протяжении всех 4 -х лет наш класс путешествует и познает новое....

Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия"

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенностифункционирования системы образования в Республике Бурятия, определяет полномочия органовгосударственной власти Респуб...