Урок математики "Геометрические фигуры. Развёртка куба"
план-конспект урока математики (3 класс) по теме

Данный интегрированный урок математики + ИЗО, по системе Л.В.Занкова, проведен в 3 классе. Использовали интерактивную доску. Считаем данный опыт успешным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

с использованием интерактивной доски

по математике и ИЗО в 3 классе

“Геометрические фигуры. Развёртка куба.”

Подготовили и провели:

учитель начальных классов

Е.О.Пилецкая,

учитель ИЗО

И.В.Гурьянова

МОУ СОШ № 29 “Гармония”

Дата проведения:

12.05.11г.

г.Пятигорск, 2011г

Тема: "Геометрические фигуры. Развёртка куба"

Цели:

  1. обобщить представления о плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах;
  2. создать условия, при которых учащиеся "откроют" способ получения объемной фигуры.

Задачи:

  1. закрепить знания по классификации плоских фигур и объемных тел, их принципиальных различий; познакомить с понятиями «тела вращения» и «многогранники»;
  2. создать условия для творческого поиска в нахождении соответствия между пространственным видом куба и его плоскостным изображением (разверткой);
  3. развивать логическое и пространственное мышление, внимание, память, воображение, творчество;
  4. воспитывать аккуратность, соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, модели объемных геометрических фигур, раздаточный материал (индивидуальные карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель нач.кл.: - Ребята, сегодня наш урок  посвящен  геометрии.  

 - Давайте вспомним, что такое геометрия? (В переводе с греческого, слово «геометрия» означает «землемерие». В математике, “геометрия” наука, изучающая геометрические фигуры и их свойства)

Учитель нач.кл.: - Какие геометрические фигуры вы знаете? (Квадрат, прямоугольник, куб, шар и т.д.)

Учитель нач.кл.: - На какие виды можно разделить эти  геометрические фигуры? (Объемные геометрические тела, плоские геометрические фигуры, основные геометрические понятия)

Учитель нач.кл.: - Тема нашего урока "Плоские фигуры и объемные тела".

Учитель ИЗО: - Вот вам первое задание. Необходимо раскрасить плоские фигуры теплыми цветами, а объемные тела – холодными. Вспомним, какие цвета называются теплыми, а какие холодными?

Учитель нач.кл.: - Все предметы бывают плоскими или объёмными.

- Чем отличаются плоские фигуры от объемных тел? (Плоские фигуры имеют только длину и ширину, а объёмные тела имеют длину, высоту и ширину.)

Учитель нач.кл.: - Каково же строение объемных тел?  (Ребра, грани,             основание, вершина). 

- Кто покажет на макете перечисленные части объемных тел?

Учитель нач.кл.: - В качестве закрепления выполним второе задание (по вариантам):

1 вариант - Заштрихуй переднюю и верхнюю грани куба.

2 вариант - Начерти недостающие рёбра.

3 вариант - Посчитай количество вершин в пятиугольной призме.

 Учитель нач.кл.: - А теперь поиграем. Давайте разберёмся, кто с кем «дружит» (Апельсин с шаром, морковь с конусом, лимон с овалом, коробка с прямоугольником).

III. Открытие нового.

1. Тела вращения и многогранники.

Учитель нач.кл.: - Объемные тела тоже делятся на две группы: тела вращения и многогранники.

- Как вы думаете, почему тела вращения? (Цилиндр можно рассматривать как тело, полученное при вращении прямоугольника вокруг его стороны как оси. Конус можно рассматривать как тело, полученное при вращении прямоугольного треугольника вокруг его стороны как оси.)

         

Учитель ИЗО: - Посмотрите на макете.

Учитель нач.кл.: - А как охарактеризовать многогранники? (Многогранник - геометрическое тело, ограниченное со всех сторон  гранями. Стороны граней называются ребрами многогранника, а концы ребер - вершинами многогранника.)

Учитель ИЗО: - Как изобразить объемные фигуры?

-  Объемные фигуры изображаются с помощью светотени, иначе невозможно показать, что они “возвышаются” над листом бумаги. И при помощи пунктирной линии изображается невидимый контур. Попробуем показать объём тел вращения и многогранников при помощи светотени. Третье задание:

1 вариант - конус;

2 вариант - пирамида;

3 вариант - цилиндр. (Анализ работ.)

2. Понятие «развёртки».

Учитель нач.кл.: - Приступим к следующему заданию. Соотнесите каждое определение с графическим рисунком.

Треугольник, квадрат, куб, пирамида, призма.

- Какие трудности у вас возникли?

- Что называют разверткой объемного тела?

- Как вы думаете, почему она так называется? Попытайтесь сформулировать определение.

Учитель нач.кл.: - Развёртка в геометрии - множество геометрических фигур, для которых указано, как следует их соединить друг с другом по сторонам и вершинам, чтобы получить данное объемное тело.

В технике развёрткой называют плоскую заготовку или чертёж плоской заготовки, из которой получают объёмную форму детали или конструкции путём изгибания.

- Итак, мы познакомились еще с одной характеристикой пространственной фигуры - ее разверткой. Рассмотрим развертки некоторых объемных тел.

- Из каких плоских фигур они состоят (Куб, цилиндр).

Учитель ИЗО: - Что нужно знать и уметь, чтобы построить развертку геометрической фигуры? Знать:

  1. из каких плоских фигур состоит тело (и как их строить);  
  2. как соединять друг с другом эти плоские геометрические фигуры.

 - Для чего нам нужны развертки геометрических фигур? (Для изготовления моделей многогранников. Например, коробки, упаковка).

IV. Физкультминутка. (Выполняется под песню «Точка, точка, запятая…»)

Точка, точка, запятая.

Рисовать руками в воздухе, приседая.

Вышла рожица смешная.

Руками взяться за мочки ушей, показывать рожицу с поворотами туловища.

Ручки, ножки, огуречик

Показывать руки, ноги, чертить овал руками в воздухе.

Получился человечек.

Руки на пояс, повороты туловища влево, вправо.

Что увидят эти точки,

Имитировать руками моргание век.

Что построят эти ручки,

Руки впереди себя, вращать кистями рук.

Далеко ли эти ножки уведут его?

Маршировать на месте.

Как он будет жить на свете?

Поднимать и опускать плечи.

Мы за это не в ответе,

Мы его нарисовали

Только и всего

Разводить руками.

V. Практическая работа.

Учитель ИЗО: - Одной из важных пространственных геометрических фигур является куб.

- Какая плоская фигура  является гранью куба?  (Квадрат)

- Сколько граней  у куба? (6)

А сейчас мы с вами сделаем коробочку с сюрпризом. Для этого на листе бумаги начертите вдоль четыре одинаковых  квадрата со стороной и два по бокам. Как показано на рисунке "Развёртка куба". Не забудьте сделать по краям квадратов клапаны, с помощью которых вы будете склеивать куб. По линиям сгиба проведите плотно канцелярским ножом, но смотрите аккуратно, чтобы не прорезать насквозь. Так вы сможете аккуратней согнуть куб. Сгибайте линии сгиба, образовывается куб? Теперь осталось только склеить. На клапаны наносите клей поочередно, и склеивайте их по порядку. Внутри коробочки можете закрепить заготовленные вами ранее сюрпризы. VI. Выставка и анализ работ.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- С какой характеристикой пространственной фигуры сегодня познакомились?

- Что нужно знать и уметь, чтобы построить развертку геометрической фигуры?

- Для чего нам нужны развертки геометрических фигур?

VIII. Домашнее задание. Г.с.70-71(начертить развертку куба, вырежи и склей модель куба, найди площадь всей поверхности куба и начерти этот же куб в масштабе 1:1)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цилиндр Тела вращения Конус

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Плоские фигуры Объемные тела ширина д л и н а д л и н а ширина высота

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многогранники

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развертка

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тетрадь «Геометрия», с.70-71(начерти развертку куба, вырежи и склей модель куба, найди площадь всей поверхности куба и начерти этот же куб в масштабе 1:1) Домашнее задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: "Площадь фигуры"

Урок - путешествие по математике для учащихся 3-го класса по УМК"Гармония"....

Презентация к уроку "Площадь фигур" Петерсон Л.Г. 2 класс

величина, площадь, подборка слайдов...

Презентация к уроку "Виды фигур" Петерсон 2 класс

2 класс Виды углов презентация  по учебнику Петерсон Л.Г....

Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур

Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект. Тема урока: Геометрические фигуры.

Цель:познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата. развивать умения анализировать и обобщать....

Урок "геометрические фигуры"

Урок по предмету "Математические представления и конструирование"...